Вопросы экологии в географии Подмосковья 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Вопросы экологии в географии Подмосковья»»
разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФООП ООО с учетом
образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная
деятельность».
По учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Вопросы экологии в географии
Подмосковья» в 5 классе выделяется 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Программа
внеурочной
деятельности
«Вопросы
экологии
в
географии
Подмосковья»
предназначена для учащихся 5 класса.
Актуальность предмета «Вопросы экологии в географии Подмосковья» заключается в том, что современное
экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития,
направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать
экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного
возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его
миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление
самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры
поведения в природе
-использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами
практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска,
систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного
поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и
улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране
окружающей среды.
Программа внеурочной деятельности призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование
значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих
экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране
окружающей среды микрорайона, района;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о
природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся школы.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической
допустимости.
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-формирование коммуникативных навыков.
Формы обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и
исследовательская деятельность. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители,
увлеченные люди, а также другие дети. Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя
краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в
программу изучение экологической обстановки региона.
Режим занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на предприятиях и различных объектах
поселка (улицы, парк, водоемы)
В результате изучения экологии учащиеся должны знать: элементарные (первичные) сведения о
созидательном и разрушительном воздействии на природу воды и ветра, об экологии растений и животных, о
результатах воздействия человека на неживую и живую природу, о Красной книге и о природоохранных
мероприятиях.
Учащиеся должны получить навыки и уметь: наблюдать отдельные природные явления и процессы,
отдельные результаты воздействия человека на природу; в меру возможности и объема полученных знаний
анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические правила
поведения на природе (в лесу, на воде, во время туристических походов и отдыха).
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической
допустимости.
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков.
Место рабочей программы внеурочной деятельности
«Вопросы экологии в географии Подмосковья» в базисном учебном плане
Проектирование содержания программы внеурочной деятельности
«Вопросы экологии в географии Подмосковья» выполнено с учетом требований ФГОС и направлено на
развитие УУД ребенка. Воспитание и социализацию личности, формирование экологической культуры и
мышления, развития творческих способностей, реализацию индивидуальных потребностей учащихся в обучении
экологии.
Содержание курса Экология растений (8ч.)
Жизненные формы растений. Природные явления в жизни растений. Жизнедеятельность растений. Значение
растений для жизни на Земле, для человека. Лекарственные и ядовитые растения. Растения Красной книги.
Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы.
Практические занятия:
Исследовательская работа «Определение возраста деревьев».
Наблюдение за растениями в природе.
Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян».
Распознавание ядовитых и съедобных грибов.
Проект «Страницы Красной книги Московской области»
Экскурсия «Наблюдение за растениями в природе»

Экология животных (11ч.)
Многообразие животных. Среды обитания. Пищевые связи. Животный мир и его значение для человека.
Условия жизни диких животных. Жизнь домашних животных. Животные-путешественники. Чувства и ум
животных. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных.
Охрана диких животных. Зоопарки. Заповедники и национальные парки.
Практические занятия:
Ролевая игра «Пищевая связь». 7.Изготовление кормушек для птиц.
8. «Синичкин календарь» конкурс стихотворений, рисунков на данную тему. 9.Проведение акции «Покормите
птиц» (развешивание кормушек)
9.Фильм «Заповедники и национальные парки».
Экскурсия в природу «Наблюдение за зимующими птицами».
Экология человека (10ч.)
Экология человека, его гигиена. Взаимоотношение людей. Человек - дитя природы. Образ жизни наших
предков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. Народная мудрость об экологической
грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России,
отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Зависимость образа жизни от
внешних условий. Значение для жизни человека семьи, коллектива, дружбы, творческого труда. Духовный мир
человека.
Практические занятия:
Ролевая игра «Как не заболеть бактериями».
Ролевая игра «Как вести себя в обществе и в семье».
Проект «Дом будущего».
Исследовательская работа «Сезонная одежда».
Рисунки по теме: «Духовный мир человека»
Экскурсия: «Посещение краеведческого музея».
Влияние человека на природу (4 ч.)
Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека
к природе. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические
праздники и их значение для защиты природы.
Практическое занятие:
Исследовательская работа «Вторичная жизнь мусора».
Семинар: «Проблема бытового мусора».
Озеленение территории школы.
Перечень информационно-методического обеспечения
Оснащение внеурочной деятельности обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также
информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения.
Печатные пособия:
Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология . Живая планета: Учебное пособие для 5 кл.
общеобразовательных учреждений. Москва, Академкнига/ Учебник, 2010.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек, культура Учебное пособие для 6 кл.
общеобразовательных учреждений- М.:Академкнига/Учебник, 2010.
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология/ Авт. сост. А.Е. Чижевский, Под общ.ред. О.Г. Хинн.- М.:ООО
«Издательство АСТ-ЛТД». Олимп, 1998.
Литература, используемая педагогом:
Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод.пособие. Нижний Новгород, 2001
Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.Волгоград: Учитель, 2003.
Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
Смирнов А.В. Мир растений. – М.: Дрофа, 2003.
Литература, рекомендованная для чтения:
Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
Асеева
Т.В., Тихомиров
В.Н. Школьный
ботанический атлас. М., Просвещение, 1999.
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник"
Интернет-ресурсы:
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию,
образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/( На сайте московской школы N 778 представлены дистанционные уроки, информация
о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и
воспитания).
http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html(
Ресурс содержит систематизированные
материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные
страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции
"устойчивого развития" в России).
http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования
экологии Красноярского края).
http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение
биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и
ссылки, карты загрязнения).
Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

Колво
часов
1

Описание примерного содержания
занятия

Дата

Формирование понятия
«Экология». Беседа «Жизненные
формы растений». Просмотр
видеофильма «Экология»

01-08.09

1.

Жизненные формы растений
Подмосковья

2.

Природные явления в жизни
растений Подмосковья

1

Формирование понятия
«Природные
явления».
Исследовательская работа
«Факторы,
влияющие
на
прорастание семян»

11-15.09

3.

Жизнедеятельность растений
Подмосковья

1

Исследовательская работа
«Определение
возраста
деревьев»(по
спилу
древесного
ствола).
Выявление причин влияющих на
продолжительность жизни растений.
«Растения–
рекордсмены» викторина.

18-22.09

4.

Значение растений для жизни
на Земле, для человека

1

Игра-викторина «Поле -чудес»,
Природная мастерская «Конкурс
осенних букетов»

25-29.09

за

1

Предложить детям: посмотреть
вокруг, прислушаться, потрогать,
понюхать,
присмотреться
к
растениям; т.е. почувствовать
красоту природы, говоря о своих
ощущениях.

02-06.10

ядовитые

1

16-20.10

книги

1

Просмотр
презентации,
составление каталога ядовитых
растений.
«Устный
журнал»выступление
учащихся с проектами
«Страницы Красной книги
Московской области»
Практическое занятие:
распознавание
ядовитых
и
съедобных грибов.
«Путешествие в мир животных»
презентация. Беседа на тему
классификация животных.
Ролевая игра «Пищевая связь»
Рисунки «Среда обитания».
Презентация «Братья наши
меньшие».
«Синичкин календарь» конкурс
стихотворений, рисунков на данную
тему. Составление
кодекса правил поведения в дикой
природе

30-03.11

Просмотр
и
обсуждение
видеофильма «Эти домашние
животные»
Викторина «Правда ли это?»
(Занимательные факты из жизни
животных)
Просмотр и обсуждение фильма
«Царство пчел»

11-15.12

5.

Экскурсия «Наблюдение
растениями в природе»

6.

Лекарственные
растения

7.

Растения
Подмосковья

и

Красной

8.

Условия жизни грибов и
лишайников. Ядовитые грибы

1

9.

Многообразие животных

1

10
.
.
.

Среды обитания. Пищевые
связи.
11 Животный мир и его
значение для человека.
12 Условия
жизни
диких
животных.

1

13

Жизнь домашних животных

1

14

Животные - путешественники

1

1
1

.

.
15
.

.

07-10.11

13-17.11
27-01.12
04-08.12

18-22.12

25-29.12

Чувства и ум животных. Семья
и семейные группы
животных
16 Взаимопомощь
животных.
Дружба человека и животных

1

1

Практическое
занятие
Изготовление кормушек для птиц.
Проведение акции
«Покормите
птиц
сегодня»
(развешивание кормушек)

09-12.01.

17

Охрана диких животных

1

Презентация «Страницы Красной
книги
Тульской
области»,
выступление учащихся с
сообщениями.

15-19.01

18

Зоопарки.
Заповедники
национальные парки

и

1

22-26.01

19

Экскурсия
«Наблюдение за зимующими
птицами»

1

Фильм
«Заповедники
национальные парки». Просмотр
и обсуждение видеофильма.
Фотосессия на тему:
«Зимующие птицы города»

.

.

.

23-27.10

и

29-02.02

20

Экология человека, его гигиена

1

Беседа «Человек это царь природы,
или часть ее?» Ролевая игра «Как не
заболеть
бактериями»

05-09.02

21

Взаимоотношение людей

1

Ролевая игра «Как вести себя в
обществе и в семье».
Обсуждение различных ситуаций
из жизни людей

12-16.02

22

Человек-дитя природы

1

Викторина «Город опасный и
безопасный»
Проект «Дом будущего»
Просмотр
и
обсуждение
презентации «Культура и жилище
наших предков»

26-01.03

Поиск пословиц и поговорок об
отношении к природе и обсуждение
их смысла. Беседа
«Актуальна ли народная
мудрость сегодня?»
Выступления с сообщениями
«Образ природы в песнях, сказках,
былинах, картинах народов России».
Обсуждение сообщений.

11-15.03

.

.

.
Образ
жизни
наших
предков(жилище,
домашняя
утварь, одежда, питание,
личная гигиена)

1

24

Народная
мудрость
экологической грамотности

об

1

25

Экологические традиции и
обычаи
народов
России
(отражённые в предметах быта,
произведениях
народных
промыслов,
фольклоре)

1

26

Экскурсия.
Посещение
краеведческого
музея Подмосковья

1

Познакомится с укладом жизни
жителей Щекино и развитием
города.

25-29.03

27

Значение для жизни человека
семьи,
коллектива,
дружбы,
творческого труда.

1

Беседа о роли природных ресурсов
в
развитии
России.
Изучение
уникальности кухни, обустройства
жилищ,
хозяйствования, народного
творчества
обусловленной
природой.

01-05.04

28

Зависимость образа жизни от
внешних условий.

1

Исследовательская работа
«Сезонная одежда» Демонстрация
моделей.
Рисунки по теме: «Духовный
мир человека»
Беседа; обсуждение важнейших
экологических проблем, которые
необходимо решить человечеству
(радиоактивные отходы, озоновая
дыра, кислотные дожди, парниковый
эффект)

15-19.04

Исследовательская работа
«Вторичная жизнь мусора»
Представление
буклетов
экологической направленности и
обсуждение обозначенных в них
проблем.

06-08.05

.

.

.

.

.
29

Духовный мир человека

1

.
30

источник
духовного

1

Потребительское отношение
человека к природе
32
Понятие об экологической
культуре человека Подмосковья

1

.

31
.
.

04-07.03

23
.

Природа
как
экономического
и
развития человека

1

18-22.03

22-26.04
02-03.05

13-17.05

33
.
.

Правила поведения человека
в природе
34
Экологические праздники и их
значение для защиты природы

1
1

Семинар«Проблема бытового
мусора».
Просмотр
презентации
и
обсуждение
значимости
экологических
праздников
(Всемирный день водных ресурсов;
Международный
день
птиц;
Всемирный
день
здоровья;
Международный день Земли и
т.д.)

20-24.05
27-31.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».