Медиация
Медиация или школьная служба примирения - одна из технологий альтернативного урегулирования споров (анг. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора.
В
центрах служба медиации имеет основной целью содействие в разрешении семейных
споров и детско-родительских конфликтов и популяризацию сред несовершеннолетних
цивилизованных форм урегулирования конфликтных ситуаций с участием третьей
нейтральной стороны, функцию которой берет
на себя работник, который специально обучен процедуре медиации.
Работники,
выполняющие функции медиатора, проходят обучение методам применения
восстановительного подхода при урегулировании конфликтов, элементам, техникам и
разным формам медиации.
В
2012 году задача создания служб примирения вошла в «Национальную стратегию
действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий
до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012-2017 годы».
Типичные
способы реагирования на конфликты в организациях:
1.
Самостоятельные разбирательства, инициированные самими несовершеннолетними.
2.
Замалчивание;
3.
Разбирательства с участием представителей администрации организации, родителей,
законных представителей, работников центра и т.д.
Конфликт,
решенный непосредственными участниками, которые самостоятельно нашли
взаимоудовлетворяющее решение и приняли на себя ответственность за выполнение
решения, чаще исчерпывают себя полностью и не повторяются. Для этих целей
действует (содействует конфликтующим сторонам) нейтральный посредник -
медиатор.
Медиатор
не осуждает, не навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает
разбирательств и не принуждает стороны к примирению.
Медиатор
помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации максимально снизив
эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой
для продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации в
будущем.
Медиатор
организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон
и в их интересах.
Миссия
службы медиации - развить и закрепить как культурную традицию новую форму
реагирования на конфликтную ситуацию.
Цель
службы медиации - развитие восстановительного способа реагирования на конфликты
и правонарушения, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи
службы медиации:
1.
Ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации,
нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие
восстановительных практик (медиации).
2.
Формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди
работников центра, несовершеннолетних и их родителей/законных представителей.
Состав
службы медиации:
В
службу медиации входят работники, имеющие педагогическое образование и прошедшие подготовку в качестве медиаторов.
Полномочия членов службы зависят от наличия у них навыков проведения медиации и
действующего в организации положения о службе медиации. Положение о службе медиации
нашей организации читайте в прилагаемом файле.
В
разных организациях применяются разные формы восстановительного подхода: круги
сообщества, восстановительная медиация, конференция и другие. Цель всех
примирительных практик одна - содействие в скорейшем урегулировании конфликта в
интересах сторон.
Восстановительная
медиация - встреча спорящих сторон «за столом переговоров» в присутствии
посредника - медиатора, который направляет беседу так, чтобы встреча не
переросла в новый конфликт и взаимоудовлетворяющая договоренность была
достигнута. При необходимости проводятся переговоры о заглаживании причиненного
вреда. Ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.
Медиация
может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж,
драк), конфликтах между несовершеннолетними и работниками центра, между
родителям/законными представителями и работниками центра, между детьми и
родителями/законными представителями.
В
нашей организации также действует служба медиации и работники центра,
выполняющие функции медиаторов всегда готовы оказать содействие в разрешении
любой конфликтной ситуации, как несовершеннолетним, так и взрослым.