В соответствии с Конституцией Российской
Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права
человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах
и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет
важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов.
Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит,
прежде всего, от системы школьного образования. Школы не только должны
распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах
для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей,
как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и
демократическое участие. СМИ, информационные и коммуникационные технологии
сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор
часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя
навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют
интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете,
прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей
для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное
несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между
детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в
Интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям
возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и
интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное
воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует.
Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в
зависимости от того, как осуществляется использование.
Основные риски действия Интернет – угроз. Классификация
Интернет - угроз:
Электронная безопасность
Риски, связанные с электронной
безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в
себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего
компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке),
онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные программы
Вредоносные программы - это программы,
негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы,
программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные
формы вредоносных кодов.
Спам
Спам - это нежелательные электронные
письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя,
так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и
оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде
самозапускающихся вложений, вредоносные программы.
Кибермошенничество
Кибермошенничество - это один из видов
киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение
конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает
доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью
получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества:
нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски связаны с
межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты
педофилов с детьми и киберпреследования.
Контентные риски
Контентные риски связаны с потреблением
информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и
непредназначенный для детей (неподобающий) контент.
Неподобающий контент
В зависимости от культуры,
законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране
определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент
включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию,
нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду
анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
Незаконный контакт
Незаконный контакт - это общение между
взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие
отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Киберпреследования
Киберпреследование - это преследование
человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные
домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование
может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или
изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и
социальное бойкотирование.
Бесконтрольное распространение
нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.
Отказываться от благ
информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к
Интернету может привести:
Ø К Киберзависимости.
Ø Заражению вредоносными программами при
скачивании файлов.
Ø Нарушению нормального развития ребенка.
Ø Неправильному формированию нравственных
ценностей.
Ø Знакомству с человеком с недобрыми
намерениями.
Согласно
российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние
защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением
информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью,
физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Кто в ответе за наших детей в интернете?
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества,
поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к
этому обществу.
И так по порядку:
Правительство. Должны быть законы,
которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете. Так в
России все школы обязали установить программы контентной фильтрации в классах
информатики.
Поисковики. Многие поисковые сервисы
такие как Yandex, Ramler имеют в своем арсенале большое количество настроек,
помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в Интернете. А
так же есть поисковые системы, предназначенные специально для детей.
Конечно же, никто так сильно не отвечает
за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители
могут полностью контролировать своих детей.
Защита детей от информационных угроз и
рисков Интернет-ресурсов связана с формированием медиа-грамотности. В
образовательных учреждениях данная задача может решаться педагогами с
использованием различных форм медиа-образования.
Медиа-грамотность определяется в
международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями
инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа
содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие
профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и
ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и
услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной
мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.
Медиа-образование выполняет важную роль
в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации,
способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и
медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития
гражданского общества.
Защиту детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и безопасности, прежде всего, семья и школа. Это задача не
только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков
медиа-безопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной
основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы.
Персональные данные. Дети http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/