Юнармия

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Юнармия» для
обучающихся 7-9 классов на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС
ООО), Основной образовательной программы основного общего образования муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Поведниковская
средняя
общеобразовательная школа», а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в программе воспитания.
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2016-2020 г.» и
требованиями
Устава
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного движения «Юнармия».
«Юнармия» является
курсом внеурочной деятельности,
реализующим интересы
обучающихся 5-9 классов и патриотического воспитания. Курс рассчитан на 34 часа в 7 классе,
34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе. Итого всего по курсу за 3 года обучения – 102 часа.
Направление: Спортивно-оздоровительная деятельность.
Цель: создание условий для всестороннего развития и патриотического воспитания детей 12-15
лет.
Форма организации:
факультатив
(ситуационная игра, образно-ролевые игры,
исследовательская деятельность, урок-практикум, дискуссия, обсуждение и.т.д) .
Основные содержательные линии курса:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами истории, литературы
и обществознания. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с
текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений.
Планируемые результаты освоения курса «Юнармия».
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
1

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение
таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
2

Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Так как данная программа относится к программам информационного направления, то
формируется и предметные связи.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование военных терминов;
• представление о роли человека в обществе;
• классифицировать опасности природного, техногенного и социального характера,
наиболее распространенные в повседневной жизни, их возможные последствия и
правила личной безопасности;
• знать основы государственной стратегии Российской Федерации в области обеспечения
безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации
противодействия терроризму;
• владеть основными мерами по профилактике наркомании и токсикомании, наиболее
популярные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной
безопасности при этом.
• предвидеть возникновение наиболее распространенных опасных ситуаций по их
характерным признакам;
• принимать грамотные решения и умело действовать при возникновении
чрезвычайных ситуаций, обеспечивая личную безопасность;
• действовать уверенно при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной
безопасности;
• пользоваться правильно средствами индивидуальной и коллективной защиты;
• оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Содержание курса внеурочной деятельности
(с указанием форм организации и видов деятельности)
7 класс
1.Военно-историческая подготовка
Занятие «Военная теория».
Занятия «Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем», «Государственные
награды РФ»;
Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил.
Занятия «Великие полководцы России».
«Уставы. Виды уставов».
Занятие «Дни воинской славы России».
Просмотр презентации «Уставы вооружённых сил РФ».
3

Банк песен юнармейца.
2. Основы медико-санитарной подготовки
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов
и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни.
Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для
наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и капиллярных
кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и
нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную
клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения.
Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
8 класс
1. Медико-санитарная подготовка
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов
и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни.
Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для
наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и капиллярных
кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и
нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную
клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения.
Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
2. Основы военной службы
Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с
пневматической винтовкой.
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа.
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым
шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка.
Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом.
Повороты в движении.
Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно.
Назначение, устройство частей и механизмов автомата
Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе.
Уход за автоматом, его хранения и сбережение
Инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием.
Неполная разборка-сборка АК-74.
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым
шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка.
Банк песен юнармейца.
4

9 класс
1. Гражданская оборона
Задачи медицинской службы Гражданской обороны.
Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ.
Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ
(АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. Средства
индивидуальной защиты населения.
Выбор средства защиты и необходимый раствор в зависимости от вида АХОВ. Преодоление
«заражённого» участка местности в зависимости от физических свойств химически опасных
веществ.
2. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, маршброски).
Банк песен юнармейца.

5

Календарно - тематическое планирование в 7 классе
( с учётом рабочей программы воспитания)
№

Тема урока

Занятие «Военная
теория».
2-3 Занятия
«Войсковые
звания».
1

4-5 «Воинские
сигналы
управления
строем».
6 «Государственные
награды РФ».

7-8 Ратная
история
России
и
советского
Союза,
история
их вооруженных
сил.

9-10 Занятия «Великие
полководцы
России».

Виды
деятельности

Дата

Корректировка

1.Военно-историческая подготовка 17 часов
Контентанализ
Поиск
информации в
электронных
справочных
изданиях:
электронной
энциклопедии,
словарях, в
сети Интернет,
электронных
базах и банках
данных
Наблюдение
за
демонстрация
ми учителя
Подготовка
выступлений и
докладов с
использование
м
разнообразных
источников
информации
Поиск
информации в
электронных
справочных
изданиях:
электронной
энциклопедии,
словарях, в
сети Интернет,
электронных
базах и банках
данных
Подготовка
выступлений и
докладов с
использование
м
разнообразных
6

Электронные
учебно методические
материалы
https://yunarmy.ru/

https://yunarmy.ru/

11 «Уставы.
уставов».
12-13 Занятие
воинской
России».

Виды
«Дни
славы

источников
информации
Контентанализ
Подготовка
выступлений и
докладов с
использование
м
разнообразных
источников
информации
Наблюдение
за
демонстрация
ми учителя

https://yunarmy.ru/

14 Просмотр
презентации
«Уставы
вооружённых сил
РФ».
15-17 Банк
песен Подготовка
юнармейца.
выступлений и
докладов с
использование
м
разнообразных
источников
информации

18
19

20

21

22

23

24

https://predanie.ru/b
ez-avtora/pesnivelikoy-pobedysbornik-pesen-ovoyne/slushat/

Итого:17 часов
2. Основы медико-санитарной подготовки 17 часов
Понятие о ранах и
Контентих осложнениях.
анализ
Виды
Контенткровотечений и их
анализ
характеристика.
Причины ожогов и
Контентих
степень
анализ
тяжести, понятие
об
ожоговой
болезни.
Шок.
Причины Наблюдение
возникновения
за
шока.
демонстрация
ми учителя
Признаки
и
Контентстепень тяжести
анализ
травматического
шока.
Первая
Наблюдение
медицинская
за
помощь
при демонстрация
ранениях
и ми учителя
кровотечениях.
Материалы,
Решение задач
7

25

26

27

28

29

используемые для
наложения жгута.
Методика
наложения жгута.
Способы
остановки
венозных
и
капиллярных
кровотечений.
Виды
повязок.
Основные
типы
бинтовых повязок.
Перевязочный
материал.
Правила
и
способы
наложения
повязок на голову,
грудь,
живот,
промежность,
верхние и нижние
конечности.
Оказание
пострадавшему
первой
медицинской
помощи
при
ранении черепа и
мозга, в грудную
клетку и живот.
Понятие
о
переломах костей
и их признаки.
Виды переломов и
их осложнения.

Решение задач

Контентанализ

Решение задач

Наблюдение
за
демонстрация
ми учителя.
Решение задач
Контентанализ

Наблюдение
за
демонстрация
ми учителя
31 Понятие
о
Контенттравматическом
анализ
токсикозе и его
признаки.
32 Наложение
Наблюдение
повязок на голову,
за
грудь,
живот, демонстрация
промежность,
ми учителя
верхние и нижние
конечности.
33 Оказание первой Наблюдение
медицинской
за
помощи
при демонстрация
переломах
ми учителя
30

8

верхних и нижних
конечностей.
34 Оказание первой Наблюдение
медицинской
за
помощи
при демонстрация
отравлениях.
ми учителя
Итого:17 часов
Всего:34 часа

Календарно - тематическое планирование в 8 классе
( с учётом рабочей программы воспитания)
№

1

2

3

4

5

6

Тема урока

Понятие
о
ранах и их
осложнениях.
Виды
кровотечений
и
их
характеристик
а.
Причины
ожогов и их
степень
тяжести,
понятие
об
ожоговой
болезни.
Шок. Причины
возникновения
шока.
Признаки и
степень
тяжести
травматическо
го шока.
Первая
медицинская
помощь
при
ранениях
и
кровотечениях.
Материалы,
используемые
для наложения
жгута.

Виды
деятельности

Дата

Корректировка

1. Медико-санитарная подготовка 15 часов
Контент-анализ
05.09.20
23
Наблюдение за
демонстрациям
и учителя

12.09.20
23

Контент-анализ

19.09.20
23

Наблюдение за
демонстрациям
и учителя

26.09.29
23

Проведение
исследовательс
кого
эксперимента

03.10.20
23

Контент-анализ

17.10.20
23

9

Электронные
учебно методические
материалы

7

8

9

10

11

12

13

Методика
наложения
жгута.
Способы
остановки
венозных
и
капиллярных
кровотечений.
Виды повязок.
Основные
типы
бинтовых
повязок.
Перевязочный
материал.
Правила и
способы
наложения
повязок на
голову, грудь,
живот,
промежность,
верхние и
нижние
конечности.
Оказание
пострадавшем
у первой
медицинской
помощи при
ранении
черепа и мозга,
в грудную
клетку и
живот.
Понятие
о
переломах
костей и их
признаки.
Виды
переломов и
их
осложнения.
Понятие о
травматическо
м токсикозе и
его признаки.
Наложение
повязок
на
голову, грудь,
живот,
промежность,

Наблюдение за
демонстрациям
и учителя

24.10.20
23

Наблюдение за
демонстрациям
и учителя

31.10.20
23

Контент-анализ

07.11.20
23

Наблюдение за
демонстрациям
и учителя

14.11.20
23

Наблюдение за
демонстрациям
и учителя.
Контент-анализ.

28.11.20
23

Наблюдение за
демонстрациям
и учителя

05.12.20
23

Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ

12.12.20
23

10

14

15

16

17

18

19

20
21

верхние
и
нижние
конечности.
Оказание
первой
медицинской
помощи при
переломах
верхних
и
нижних
конечностей.
Оказание
первой
медицинской
помощи при
отравлениях.
Техника
выполнения
выстрела.
Инструктаж по
технике
безопасности
при
обращении с
пневматическо
й винтовкой.
Тренировка в
изготовке к
стрельбе.
Тренировка в
стрельбе с
упора.
Тренировка в
стрельбе лежа.
Одиночная
строевая
подготовка:
строевая
стойка,
повороты на
месте,
движение
строевым
шагом,
обозначение
шага на месте,
начало
движения и
остановка.

Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ

19.12.20
23

Выполнение
фронтальных
лабораторных
работ

26.12.20
23

Итого:15 часов
2. Основы военной службы 19 часов
Наблюдение за
09.01.20
демонстрациям
24
и учителя
Наблюдение за
16.01.20
демонстрациям
24
и учителя

Решение задач

23.01.20
24

Решение задач

30.01.20
24

Решение задач

06.02.20
24
13.02.20
24

Наблюдение за
демонстрациям
и учителя.
Объяснение и
интерпретация
наблюдаемых
явлений.

11

https://yunarmy.ru/

22

23

24

25

26

27

28

29

Строй.
Управление
строем.
Повороты на
месте.
Движение
строевым и
походным
шагом.
Повороты в
движении.
Перестроение
из
одношереножн
ого строя в
двухшереножн
ый и обратно.
Назначение,
устройство
частей и
механизмов
автомата
Контрольный
осмотр
автомата и
подготовка его
к стрельбе.
Уход за
автоматом, его
хранения и
сбережение
Инструктаж по
технике
безопасности
при
обращении с
оружием.
Неполная
разборкасборка АК-74.

30-31 Одиночная
строевая
подготовка:
строевая
стойка,
повороты на
месте,
движение
строевым
шагом,
обозначение

Решение задач

27.02.20
24

https://yunarmy.ru/

Решение задач

05.03.20
24

https://yunarmy.ru/

Решение задач

12.03.20
24

https://yunarmy.ru/

Решение задач

19.03.20
24

Решение задач

26.03.20
24

Выполнение
работ
практикума

02.04.20
24

Объяснение и
интерпретация
наблюдаемых
явлений.

16.04.20
24

Выполнение
работ
практикума

23.04.20
24

Выполнение
работ
практикума

07.05.20
24
07.05.20
24

12

https://yunarmy.ru/

шага на месте,
начало
движения и
остановка.
32-34 Банк песен
юнармейца.

Выполнение
работ
практикума

14.05.20
24
21.05.20
24
28.05.20
24
Итого:19 часов
Всего:34 часа

https://predanie.ru/b
ez-avtora/pesnivelikoy-pobedysbornik-pesen-ovoyne/slushat/

Календарно - тематическое планирование в 9 классе
( с учётом рабочей программы воспитания)
№

Тема урока

Задачи
медицинской
службы
Гражданской
обороны.
3-7 Работа в
очагах
химического
поражения и
очагах
сильнодейств
ующих
ядовитых
веществ.
8-12 Физические и
токсикологичес
кие свойства
основных
аварийно
химически
опасных
веществ (АХОВ
- хлор, аммиак),
правила
поведения на
заражённой
местности.
13-17 Средства
индивидуальн
ой защиты
1-2

Виды
деятельности

Дата

Корректировка

1. Гражданская оборона 18 часов
Объяснение и
05.09.2023
интерпретация
12.09.2023
наблюдаемых
явлений.
Выполнение
работ
практикума

19.09.2023
26.092023
26.09.2023
03.10.2023
17.10.2023

Решение задач

24.10.2023
31.10.2023
07.11.2023
14.11.2023
28.11.2023

Решение задач

05.12.2023
12.12.2023
19.12.2023
13

Электронные
учебно методические
материалы

населения.
Выбор средства
защиты и
необходимый
раствор в
зависимости от
вида АХОВ.
18-23 Преодоление
«заражённого
» участка
местности в
зависимости
от
физических
свойств
химически
опасных
веществ.

26.12.2023
09.01.2024

Выполнение
работ
практикума

16.01.2024
23.01.2024
30.01.2024
06.02.2024
13.02.2024
27.02.2024

Итого:18 часов

2. Организация физкультурно-оздоровительной работы 16 часов
24-27 Передвижени
Решение задач
https://yunarmy.ru/
е по
пересеченной
местности в
пешем
порядке
(кроссовый
бег)
28-33 Передвижени
Решение задач
https://yunarmy.ru/
е по
пересеченной
местности в
пешем
порядке
(маршброски).
34
Банк песен
Решение задач
https://predanie.ru/b
юнармейца.
ez-avtora/pesnivelikoy-pobedysbornik-pesen-ovoyne/slushat/
Итого: 16 часов
Всего:34 часа

14

Перечень методического, информационного и материально-технического,
обеспечения курса внеурочной деятельности
Библиотечный фонд
1. Пособие Юнармейца//Составители: Штаб Кировского (местного) отделения
Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «ЮНАРМИЯ»//Киров, 2017.
2. Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (5-9 класс)
3. Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (8 класс)
4. Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2017г
5. Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 2017г
6. Дому шин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г
7. Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2014г
8. Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите Отечества и военной
службе» - М, 2003г
9. Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы» Новосибирск, 2005г
10. Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2011 г
11. Яроцкий А.П. «Знай стрелковое оружие» - М, 2017г
12. Яроцкий А.П. «Наставление по стрелковому делу. Автомат Калашникова (АК)» М, 2017г
13. Казаков Д.Ф. «Виды Вооружённых Сил Российской Федерации» - М, 2017 г.
2. Печатные пособия
-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал, фотографии.
3. Технические средства обучения
- компьютер, проектор,
- фотоаппарат;
- CD диски.
4. Интернет-источники
1. Сайт Юнармии https://yunarmy.ru/
2. Банк военных песен https://predanie.ru/bez-avtora/pesni-velikoy-pobedy-sbornik-peseno-voyne/slushat/

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».