Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности – «История в датах и фактах» разработана для занятий с обучающимися 10-11 класса в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность». По учебному плану внеурочной деятельности «История в датах и фактах» в 10-11 х классах: 10 класс – 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю); 11 класс – 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю); Цель: - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачи: формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей. Для контроля знаний предусмотрены: Класс Тестирование 10 класс 2 11 класс 2 Основной формой организации учебного процесса является урок, который включает разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, решение и составление познавательных задач, работа с дополнительной литературой, школьная лекция, уроки-практикумы. Планируемые результаты Результатом изучения исторических деятелей является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; Метапредметные результаты: - сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; - работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - сотрудничать с другими учениками в коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: - применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - изучать и систематизировать информацию; - применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны. Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя: · Фронтальный опрос; · Защиту проектов и презентаций; · Беседы на рефлексию; · Заполнение портфолио. Содержание курса 10 класс История в датах IX-XVIII в.(34 ч) Введение (1 ч.) Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Тема 1. Древняя Русь (5 часов). Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (?-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси. Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г. Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. «Слово о законе и благодати». На значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (10361074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора. Тема 2. Русь удельная (2 часа). Обособление Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь РостовоСуздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей. Защитники Отечества. Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат. Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов). «Деятели Руси ХIV-ХV вв.». Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник. «Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация. «С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси». С. Радонежский (13141392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551. «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря. «Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в КириллоБелозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Волоколамского Настоятель Боровского монастыря. Основание монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация. Тема 4. Россия XVI века (5 часов). «Избранная рада». Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566). Поведение Редактор Князь, во Происхождение. Священник. время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. «Домостроя». участник Казанского Ливонию. Переписка с Иваном IV. Постриг. похода, А. военачальник. Курбский (1528-1583). Участник Избранной рады. Бегство в «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века. Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре формы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (71585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана. Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа). «Правители эпохи» Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам. Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль туре России. Тема 6. Россия в XVII веке (5 часов). «Первые Романовы на Российском престоле». Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче. «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности. «Церковный раскол». Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова. «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу. Тема 7. Россия в XVIII веке (7 ч.) Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских государственного мануфактур. /правления. Политика Реформа протекционизма местного и управления: меркантилизма. образование Реформы губерний. Провозглашение Петра I императором. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты. 11 класс Культура России IX-XVIII в.(34 ч) Источники по истории и культуре России (1 часа). Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки. Тема 1. Культура Древней Руси (5 час). Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры. Древнерусские храмы. Мозаика, фрески. Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час). Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.) Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения». Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 час). Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Тема 4. Культура России XVII века (6 час). Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском. Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия. Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час). Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин. Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Кол-во часов № п/п Наименование разделов в рабочей программе 10 класс 1 Древняя Русь 5 2 Русь удельная 2 3 Объединение Руси вокруг Москвы 5 4 Россия в XVI веке 5 5 Россия периода Смуты 4 6 Россия в XVII веке 5 7 Россия в XVIII веке 8 Итого 34 11 класс 1 Источники по истории и культуре 1 России 2 Культура Древней Руси 5 3 Древнерусские княжества в XII – 7 середине XV века 4 Культура народов Российского 7 государства во второй половине XV– конце XVI веков 5 Культура России XVII века 6 6 Российская культура XVIII века 8 Итого 34 6. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «История в датах и фактах» в 10-11 классах на 2022-2023 учебный год № п/п Тема Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата План 10 класс 1 2 3 4 5 Роль личности в истории Реформаторы Древней Руси Законодатели Древней Руси Защитники Отечества Идеалы православия Первое монашество Тема 1. Древня Русь (5 ч) Разработка критериев для анализа исторических личностей Систематизировать материал о деятельности первых русских князей. Дать оценку значения принятия христианства на Руси Систематизировать материал о деятельности первых русских князей. Дать оценку последствий проведенных преобразований Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику князя Рассказывать на основе отрывков из «Повести временных лет» деятельность первых князей-христиан. Объяснять смысл понятий: икона, монастырь, общинножитие, аскетизм, канонизация 04.09.202308.09.2023 11.09.202315.09.2023 18.09.202322.09.2023 25.09.202329.09.2023 02.10.202306.10.2023 Тема 2. Русь удельная (2 часа). Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Андрей Боголюбский (1111(?)- 1174). Раскрывать причины возвышения Северо-Восточной Руси; давать и аргументировать оценку деятельности Юрия Долгорукого 7 Защитник Отечества: Александр Невский (1220(?)-1263). Раскрывать значение Невской битвы и Ледового побоища; оценивать роль Александра Невского. 8 Дмитрий Донской (13501389). Иван III (14401505). Выделять изменения в политическом строе Руси, объяснять роль князя Дмитрия Донского 30.10.202303.11.2023 Объяснять значение создания единого Русского государства, роли Ивана III 07.11.202310.11.2023 6 Характеризовать роль Андрея Боголюбского в возвышении Владимира 16.10.202320.10.2023 23.10.202327.10.2023 Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов). 9 Факт 10 11 12 Роль церковных иерархов в объединении Руси С.Радонежский и А. Рублев выразители идеи объединения Руси Основатели Соловецкого монастыря 13 Избранная рада 14 Участники Избранной рады Опричники и жертвы Иван Грозный (1530-1584) Начало освоения Сибири 15 16 17 18 19 20 21 22- Анализировать взаимоотношения власти и церкви на Руси ХIV-ХV веков 13.11.202317.11.2023 Анализировать исторический источник 27.11.202301.12.2023 Раскрывать роль монастырей в истории Руси Раскрыть, в чем причины противоречий 04.12.202308.12.2023 иосифлян и нестяжателей Тема 4. Россия в XVI веке (5 часов). Раскрывать значение Избранной рады в истории государства Раскрыть взаимоотношения Ивана Грозного с членами Избранной рады Раскрыть особенности разных судеб Давать историческую оценку Выяснить условия формирования личности царя Характеризовать географическое и экономическое положение России в 16в. Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа). Б. Годунов Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране (1552-1603). Лжедмитрий I и Лжедмитрий II Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Народные ополчения Первые Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, анализировать причины массового участия народных масс в борьбе с польскошведскими интервентами Тема 6. Россия в XVII веке (5 часов) Анализ исторических источников 11.12.202315.12.2023 18.12.202322.12.2023 25.12.202329.12.2023 09.01.202412.01.2024 15.01.202419.01.2024 22.01.202426.01.2024 29.01.202402.02.2024 05.02.202409.02.2024 12.02.202416.02.2024 26.02.2024- 23 24 25 26 Романовы на Российском престоле Предтеча преобразователя Церковный раскол Добрые люди Древней Руси 01.03.2024 Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране Характеризовать причины церковного раскола, его последствия Работа с историческими источниками 04.03.202407.03.2024 11.03.202415.03.2024 18.03.202422.03.2024 Тема 7. Россия в XVIII веке (8 часов) 2728 Петр I Объяснять причины Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны. Объяснять цели Азовских, Прутского и Каспийского походов. Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. 2930 Эпоха дворцовых переворотов. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны 3132 Екатерина II Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества. Раскрыть причины восстания и его значение. 3334 35 3637 Зачет Источники по истории и культуре России Культура как один из 11 класс Раздел II. Культура России IX-XVIII в.(34 ч) Работа с историческими источниками Тема 1. Культура Древней Руси (5 часов). Работать с историческим источником 25.03.202429.03.2024 01.04.202405.04.2024 15.04.202419.04.2024 22.04.202426.04.2024 29.04.202403.05.2024 06.05.202410.05.2024 13.05.202417.05.2024 20.05.202424.05.2024 04.09.202308.09.2023 11.09.202315.09.2023 3839 40 факторов образования древнерусской народности Зодчество Работа с репродукциями монастырей и храмов Живопись Работа с терминологией 4142 Культура домонгольской Руси 4344 Культура русских земель в конце XIIIсередине XV веков. Зодчество 4546 47 4849 5051 18.09.202322.09.2023 Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 часов). Работа с историческим источником Уяснение причин возвышения Москвы Работа с терминологией 25.09.202329.09.2023 02.10.202306.10.2023 16.10.202320.10.2023 23.10.202327.10.2023 30.10.202303.11.2023 06.11.202310.11.2023 13.11.202317.11.2023 27.11.202301.12.2023 04.12.202308.12.2023 Литература Работа с терминологией 11.12.202315.12.2023 Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 часов). Особенности Работа с терминологией 18.12.2023культурного 22.12.2023 развития в 25.12.2023условиях 29.12.2023 укрепления централизованн ого государства Архитектура Работа с репродукциями 09.01.202412.01.2024 15.01.2024- 52 Живопись Работа с терминологией, репродукциями 5354 Образование Работа с историческими источниками 5556 Особенности русской традиционной культуры. Архитектура 5758 59 60 6162 6364 Русская живопись Грамотность и школы Тема 4. Культура России XVII века (6 часов). Сравнительная характеристика русской и европейской культур Работа с терминологией, репродукциями Работа с терминологией, репродукциями Работа с историческими источниками Тема 5. Российская культура XVIII века (8 часов) Сравнительная характеристика русской и европейской культур Влияние западноевропейс кой культуры на русскую Русская Работа с репродукциями архитектура и скульптура 6566 Русский театр Работа с историческими источниками 67 Дворянская усадьба Зачет Работа с репродукциями 68 19.01.2024 22.01.202426.01.2024 29.01.202402.01.2024 05.02.202409.02.2024 12.02.202416.02.2024 26.02.202401.03.2024 04.03.202407.03.2024 11.03.202415.03.2024 18.03.202422.03.2024 25.03.202429.03.2024 01.04.202405.04.2024 15.04.202419.04.2024 22.04.202426.04.2024 29.04.202403. 05.2024 06.05.202410.05.2024 13.05.202417.05.2024 20.05.202424.05.2024 20.05.202424.05.2024