История в датах и фактах 10-11

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности – «История в датах и фактах»
разработана для занятий с обучающимися 10-11 класса в соответствии с новыми требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом
образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана
«Внеурочная деятельность».
По учебному плану внеурочной деятельности «История в датах и фактах» в 10-11 х классах:
10 класс – 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);
11 класс – 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю);
Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной
и социальной деятельности.
Задачи:
 формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в
современном мире, гражданской идентичности личности;


овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в
социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;



усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе;



воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам
отдельных исторических деятелей.
Для контроля знаний предусмотрены:

Класс

Тестирование

10 класс

2

11 класс

2

Основной формой организации учебного процесса является урок, который
включает

разнообразные

виды

самостоятельной

работы:

составление

плана,

сравнительных таблиц, решение и составление познавательных задач, работа с
дополнительной литературой, школьная лекция, уроки-практикумы.
Планируемые результаты
Результатом изучения исторических деятелей является развитие у учащихся широкого круга
компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной),
информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы, локальной и региональной общности;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты:
- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- сотрудничать с другими учениками в коллективной работе, осваивать основы межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- изучать и систематизировать информацию;
- применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей
страны.
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:
· Фронтальный опрос;
· Защиту проектов и презентаций;
· Беседы на рефлексию;
· Заполнение портфолио.

Содержание курса
10 класс
История в датах IX-XVIII в.(34 ч)
Введение (1 ч.)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей
и средств их достижения.
Тема 1. Древняя Русь (5 часов).
Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир
Святославович (?-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г.
«Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.
Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде».
Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав
Владимира Мономаха». «Поучение детям».
Святослав

Игоревич

(941(?)-972).

Князь-воин.

Образ

жизни.

Патриотизм.

Владимир

Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав
Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный
участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд
1097 г.
Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир
Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность,
мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав
Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и
Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. «Слово о законе и благодати». На
значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (10361074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского
монастыря:

общинножитие,

аскетизм.

Канонизация.

Нестор(?). Монах Киево-Печерского

монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды
Нестора.
Тема 2. Русь удельная (2 часа).
Обособление Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь РостовоСуздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей
Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе
Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод
Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий
князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.
Защитники Отечества. Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва,
Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия.

Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием.
Евпатий Коловрат.
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов).
«Деятели Руси ХIV-ХV вв.». Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на
великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне,
Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель
русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры.
Свержение ордынского ига. Судебник.
«Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков.
Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном
Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей
(1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой,
привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.
«С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси». С. Радонежский (13141392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом
Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии
о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде,
Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение
Стоглавого собора 1551.
«Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима.
Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.
«Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в КириллоБелозерском

монастыре,

паломничество.

Основание

скита.

Нравственное

учение.

«Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство

и юность Ивана Санина.

Постриг.

Волоколамского

Настоятель Боровского

монастыря.

Основание

монастыря.

Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация.
Тема 4. Россия XVI века (5 часов).
«Избранная рада». Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф.
Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и
Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением
«Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики.
Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566).
Поведение
Редактор
Князь,

во

Происхождение. Священник.

время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг.
«Домостроя».

участник

Казанского

Ливонию. Переписка с Иваном IV.

Постриг.
похода,

А.

военачальник.

Курбский

(1528-1583).

Участник Избранной рады. Бегство в

«Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение.
Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей.
Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг.
Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель.
Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.
Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре формы Избранной
рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.
«Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение.
Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение.
Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное
строительство. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (71585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение
Искером. Гибель атамана.
Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа).
«Правители эпохи» Б. Годунов (1552-1603).

Происхождение.

Служба

при

дворе.

Зять

Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича:
возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение
патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с
Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова
монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и
свержение. В. Шуйский (1552-1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия
I. «Вы крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова,
Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.
Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский
митрополит.

Патриарх:

борьба

с

самозванцами,

интервентами,

семибоярщиной.

Арест.

Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста.
Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М.
Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник
первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с
казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода.
Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия.
Образ Сусанина в художественной куль туре России.
Тема 6. Россия в XVII веке (5 часов).
«Первые

Романовы

на

Российском

престоле». Михаил Федорович (1596-1645).

Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское
перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович

(1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной
культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
«Предтеча

преобразователя».

А.

Л.

Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение,

образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского
приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота.
Постриг. Значение деятельности.
«Церковный раскол». Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с.
Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит
Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия».

Новгородский митрополит.

Патриарх.

Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение,
ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания
Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение,
семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере.
Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.
«Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»:
происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603
гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке
«Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек
Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к
церковному расколу.
Тема 7. Россия в XVIII веке (7 ч.)
Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре стол в 70—80-е гг. XVII в.
Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы
В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход
Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые
преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии,
новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о
единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения.
Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая
сила

петровских

государственного

мануфактур.
/правления.

Политика
Реформа

протекционизма
местного

и

управления:

меркантилизма.
образование

Реформы
губерний.

Провозглашение Петра I императором.
Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и
причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть.
Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии
(«затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины.

Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя
политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление
Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к
власти Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к
престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного
абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок
формирования;

деятельность,

результаты

деятельности.

Губернская

реформа

Екатерины

П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление
дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными
крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций.
Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и
торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы
городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под
предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.
11 класс
Культура России IX-XVIII в.(34 ч)
Источники по истории и культуре России (1 часа).
Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы
развития

исторической

мысли

в

России.

В.Н.Татищев,

Н.М.Карамзин,

С.М.Соловьев,

В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической
науки.
Тема 1. Культура Древней Руси (5 час).
Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи.
Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.
Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час).
Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет
культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской
земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.)
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние
внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и
белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи.
Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI
веков (7 час).
Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков.
Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и
утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы
зодчества.

Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского

кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский
собор (храм Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей
Рублев, Дионисий.
Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало
книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и
нравах. Крестьянский и городской быт.
Тема 4. Культура России XVII века (6 час).
Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания.
Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей
со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в
культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях
(Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.
Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны).
Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение
грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.
Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час).
Новый

характер взаимодействия

российской и западноевропейской культуры

в

восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии
на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин,
Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов,
И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества.
Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы
барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века.
Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли.
Художники

Ф.С.Рокотов,

Д.Г.Левицкий,

В.Л.Боровиковский.

Скульпторы

К.Б.Растрелли,

Ф.И.Шубин.
Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и
нравы дворянства: русская усадьба.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кол-во часов
№ п/п

Наименование разделов

в рабочей
программе

10 класс
1

Древняя Русь

5

2

Русь удельная

2

3

Объединение Руси вокруг Москвы

5

4

Россия в XVI веке

5

5

Россия периода Смуты

4

6

Россия в XVII веке

5

7

Россия в XVIII веке

8

Итого

34
11 класс

1

Источники по истории и культуре

1

России
2

Культура Древней Руси

5

3

Древнерусские княжества в XII –

7

середине XV века
4

Культура народов Российского

7

государства во второй половине
XV– конце XVI веков
5

Культура России XVII века

6

6

Российская культура XVIII века

8

Итого

34

6. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «История в датах и фактах» в 10-11 классах на 2022-2023 учебный год
№
п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата
План

10 класс
1
2
3
4
5

Роль личности в
истории
Реформаторы
Древней Руси
Законодатели
Древней Руси
Защитники
Отечества
Идеалы
православия
Первое
монашество

Тема 1. Древня Русь (5 ч)
Разработка критериев для анализа исторических личностей
Систематизировать материал о деятельности первых русских князей. Дать оценку
значения принятия христианства на Руси
Систематизировать материал о деятельности первых русских князей. Дать оценку
последствий проведенных преобразований
Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику
князя
Рассказывать на основе отрывков из «Повести временных лет» деятельность первых
князей-христиан. Объяснять смысл понятий: икона, монастырь, общинножитие,

аскетизм, канонизация

04.09.202308.09.2023
11.09.202315.09.2023
18.09.202322.09.2023
25.09.202329.09.2023
02.10.202306.10.2023

Тема 2. Русь удельная (2 часа).
Юрий
Долгорукий
(1090(?)-1157).
Андрей
Боголюбский
(1111(?)- 1174).

Раскрывать причины возвышения Северо-Восточной Руси; давать и аргументировать
оценку деятельности Юрия Долгорукого

7

Защитник
Отечества:
Александр
Невский
(1220(?)-1263).

Раскрывать значение Невской битвы и Ледового побоища; оценивать роль Александра
Невского.

8

Дмитрий
Донской (13501389).
Иван III (14401505).

Выделять изменения в политическом строе Руси, объяснять роль князя Дмитрия
Донского

30.10.202303.11.2023

Объяснять значение создания единого Русского государства, роли Ивана III

07.11.202310.11.2023

6

Характеризовать роль Андрея Боголюбского в возвышении Владимира

16.10.202320.10.2023

23.10.202327.10.2023

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов).

9

Факт

10

11

12

Роль церковных
иерархов в
объединении
Руси
С.Радонежский
и А. Рублев выразители идеи
объединения
Руси
Основатели
Соловецкого
монастыря

13

Избранная рада

14

Участники
Избранной рады
Опричники и
жертвы
Иван Грозный
(1530-1584)
Начало освоения
Сибири

15
16
17

18

19
20

21

22-

Анализировать взаимоотношения власти и церкви на Руси ХIV-ХV веков

13.11.202317.11.2023

Анализировать исторический источник

27.11.202301.12.2023

Раскрывать роль монастырей в истории Руси Раскрыть, в чем причины противоречий

04.12.202308.12.2023

иосифлян и нестяжателей
Тема 4. Россия в XVI веке (5 часов).
Раскрывать значение Избранной рады в истории государства
Раскрыть взаимоотношения Ивана Грозного с членами Избранной рады
Раскрыть особенности разных судеб Давать историческую оценку
Выяснить условия формирования личности царя
Характеризовать географическое и экономическое положение России в 16в.

Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа).
Б.
Годунов Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране
(1552-1603).
Лжедмитрий I и
Лжедмитрий II
Патриарх
Гермоген
(1530(?)-1612).
Народные
ополчения
Первые

Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране,
Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране
Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране,
анализировать причины массового участия народных масс в борьбе с польскошведскими интервентами
Тема 6. Россия в XVII веке (5 часов)
Анализ исторических источников

11.12.202315.12.2023
18.12.202322.12.2023
25.12.202329.12.2023
09.01.202412.01.2024
15.01.202419.01.2024
22.01.202426.01.2024
29.01.202402.02.2024
05.02.202409.02.2024
12.02.202416.02.2024

26.02.2024-

23

24
25
26

Романовы на
Российском
престоле
Предтеча
преобразователя
Церковный
раскол
Добрые люди
Древней Руси

01.03.2024
Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране
Характеризовать причины церковного раскола, его последствия
Работа с историческими источниками

04.03.202407.03.2024
11.03.202415.03.2024
18.03.202422.03.2024

Тема 7. Россия в XVIII веке (8 часов)
2728

Петр I

Объяснять причины Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах
Северной войны. Объяснять цели Азовских, Прутского и Каспийского походов.
Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1. Характеризовать причины,
участников и итоги восстаний.

2930

Эпоха
дворцовых
переворотов.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Рассказывать об участии
России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны

3132

Екатерина II

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества. Раскрыть
причины восстания и его значение.

3334

35

3637

Зачет

Источники по
истории и
культуре России
Культура как
один из

11 класс
Раздел II. Культура России IX-XVIII в.(34 ч)
Работа с историческими источниками
Тема 1. Культура Древней Руси (5 часов).
Работать с историческим источником

25.03.202429.03.2024
01.04.202405.04.2024
15.04.202419.04.2024
22.04.202426.04.2024
29.04.202403.05.2024
06.05.202410.05.2024
13.05.202417.05.2024
20.05.202424.05.2024

04.09.202308.09.2023

11.09.202315.09.2023

3839

40

факторов
образования
древнерусской
народности
Зодчество

Работа с репродукциями монастырей и храмов

Живопись

Работа с терминологией

4142

Культура
домонгольской
Руси

4344

Культура
русских земель
в конце XIIIсередине XV
веков.
Зодчество

4546

47

4849

5051

18.09.202322.09.2023

Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 часов).
Работа с историческим источником

Уяснение причин возвышения Москвы

Работа с терминологией

25.09.202329.09.2023
02.10.202306.10.2023
16.10.202320.10.2023
23.10.202327.10.2023
30.10.202303.11.2023
06.11.202310.11.2023
13.11.202317.11.2023

27.11.202301.12.2023
04.12.202308.12.2023
Литература
Работа с терминологией
11.12.202315.12.2023
Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 часов).
Особенности
Работа с терминологией
18.12.2023культурного
22.12.2023
развития в
25.12.2023условиях
29.12.2023
укрепления
централизованн
ого государства
Архитектура
Работа с репродукциями
09.01.202412.01.2024
15.01.2024-

52

Живопись

Работа с терминологией, репродукциями

5354

Образование

Работа с историческими источниками

5556

Особенности
русской
традиционной
культуры.
Архитектура

5758

59
60

6162

6364

Русская
живопись
Грамотность и
школы

Тема 4. Культура России XVII века (6 часов).
Сравнительная характеристика русской и европейской культур

Работа с терминологией, репродукциями

Работа с терминологией, репродукциями
Работа с историческими источниками
Тема 5. Российская культура XVIII века (8 часов)
Сравнительная характеристика русской и европейской культур

Влияние
западноевропейс
кой культуры на
русскую
Русская
Работа с репродукциями
архитектура и
скульптура

6566

Русский театр

Работа с историческими источниками

67

Дворянская
усадьба
Зачет

Работа с репродукциями

68

19.01.2024
22.01.202426.01.2024
29.01.202402.01.2024
05.02.202409.02.2024
12.02.202416.02.2024
26.02.202401.03.2024
04.03.202407.03.2024
11.03.202415.03.2024
18.03.202422.03.2024
25.03.202429.03.2024
01.04.202405.04.2024
15.04.202419.04.2024
22.04.202426.04.2024
29.04.202403. 05.2024
06.05.202410.05.2024
13.05.202417.05.2024
20.05.202424.05.2024
20.05.202424.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».