Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов составлена на основе Основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Поведниковская средняя общеобразовательная школа», планируемых результатов среднего общего образования и авторской программы В.И. Лях, который включен в действующий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию. Целью программы является совершенствование физического развития девушек 1011-х классов и повышение их функциональных возможностей нетрадиционными для школьной практики средствами оздоровительной аэробики. Задачи: 1. Укрепление здоровья. 2. Воспитание правильной осанки. 3. Гармоничное развитие основных мышечных групп. 4. Профилактика заболеваний. 5. Развитие и совершенствование как основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости, так и координации движений, ловкости, чувства динамического равновесия. 6. Повышение работоспособности и двигательной активности. 7. Развитие музыкальности, чувства ритма. 8. Улучшение психического состояния, снятие стрессов. 9. Повышение интереса к занятиям физической культурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом. 1.1. Личностные результаты освоения учащимися содержания курса являются следующие умения: - установка на здоровый образ жизни; - ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности; - знание моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение; - владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и содержательного наполнения; - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий. 1.2. Метапредметные результаты освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: - владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием; - владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурнооздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в ор- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности; - способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; - умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения. 1.3. Познавательные результаты освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие знания: - особенности физического, психического, социального, духовного здоровья и пути его сохранения; - особенности оздоровительной аэробики и ее влияние на здоровье. понимать: - принципы и ценности культуры здоровья; - персональную ответственность за свое здоровье, здоровый образ жизни; - значение гигиены и закаливания; - особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями; - влияние занятий оздоровительной аэробикой на работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; - особенности планирования занятий оздоровительной аэробикой и контроля за их эффективностью; - особенности организации оздоровительной аэробике; и проведения индивидуальных занятий по - особенности развития физических качеств на занятиях аэробикой; - особенности содержания и направленности различных видов аэробики. следующие умения: - использовать знания о своих индивидуальных особенностях и склонностях для углубленного освоения оздоровительной аэробики; - оценивать эффективность и корректировать свою деятельность; контролировать физические и умственные нагрузки, основываясь на показателях функционирования систем организма и индивидуальных особенностях; - составлять индивидуальные комплексы и программы занятий по оздоровительной аэробике для поддержания хорошего физического состояния; - рационально регулировать мышечные напряжения и расслабления, точно выполнять движения по параметрам пространства, времени и усилия; - самостоятельно строить тренировочные занятия по оздоровительной аэробике с учетом своих возможностей и жизненных планов; - противостоять психической агрессии; - технику спортивных и прикладных способов плавания, ныряния, прыжков, стартов и поворотов; - правила соревнований и судейства в плавании; - принципы, средства и методы обучения плаванию; - правила безопасного поведения и основы оказания первой помощи пострадавшим на воде. владеть: - системными знаниями в области оздоровительной аэробики; - приемами массажа и самомассажа; - методикой и технологией проведения занятий по оздоровительной аэробике; - контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; - управлять своими эмоциями; - владеть основными стилями плавания. 2. Содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Аэробика. Основы знаний. История и развитие аэробики. Классификация видов оздоровительной аэробики. Анатомические основы знаний: телосложение человека, конституциональные типы женщин, пропорции. Факторы, определяющие тканевой рельеф тела: скелетная мускулатура, мышечная масса тела, подкожно жировой слой. Мышечный аппарат человека. Основные мышечные группы, определяющие рельеф тела: мышцы плечевого пояса и рук, туловища, мышцы тазового пояса, мышцы ног. Осанка, типы сколиозов и факторы, влияющие на характер изменения осанки. Массаж и самомассаж. Физиологические основы знаний: важнейшие системы организма и их функции: сердечно-сосудистая система, дыхательная система, нервная система, эндокринная система, система пищеварительных и выделительных органов. Техника измерения пульса, определение целевых зон пульса. Энергетические системы организма. Профилактика сердечно-сосудистой и дыхательной системы посредством оздоровительной аэробики. Питание. Основные группы пищевых продуктов. Роль основных компонентов питания: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей; водный обмен в организме. Значение диетического питания. Биохимические процессы при сгорании жира. Взаимосвязь питания с физическими нагрузками. Значение питьевого режима на занятиях оздоровительной аэробики. Профилактика и оказание неотложной помощи. Травм опасные упражнения и уменьшение риска получения травм. Воздействие температуры окружающей среды на организм человека. Основные мероприятия по профилактике травматизма при занятиях аэробикой. Признаки утомления при физических нагрузках и оказание первой помощи. Дневник самоконтроля. Физические способности человека. Пять основных физических качеств человека: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Упражнения для развития физических качеств. Упражнения для развития психомоторных качеств и функциональных способностей: упражнения на ориентировку в пространстве и времени, управление вниманием, совершенствование вестибулярной устойчивости, быстроты реакции на движущий объект, мышечного чувства. Развитие физических качеств Развитие гибкости - стретчинг, заминка. Развитие силовой способности и силовой выносливости, партерные упражнения. Развитие выносливости - аэробная серия. Координационные способности - разминка и аэробная упражнения направлены на переключения с одних связок на другие. часть комплекса, Методика и технология проведения занятий оздоровительной аэробикой. Перечень упражнений, рекомендуемых для использования в уроке аэробики. Термины основных шагов и их разновидностей, используемые в аэробике. Структура занятий и двигательных действий в оздоровительной аэробике. Общие принципы построения занятия. Методы создания соединений и комбинаций. Методы и методические приемы обучения упражнениям оздоровительной аэробики. Календарно-тематическое планирование по «Оздоровительной аэробике» 10 класс Номера уроков 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Освоение метода интерпретации. 6 7 Плановые сроки прохождени я Раздел 1 Классическая (базовая) аэробика 01.09-03-09 Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия (разминка, аэробная - Ознакомление с общей часть, заминка, структурой и содержанием стретчинг). занятия (разминка, аэробная часть, заминка, 06.09-10.09 Освоение упражнений общего воздействия, с стретчинг). повышенными - Освоение упражнений энергозатратами. общего воздействия, с 13.09-17.09 Интенсивные повышенными упражнения в устойчивом ритме энергозатратами: (под музыку) с интенсивные упражнения в движениями руками, устойчивом ритме (под туловищем, ногами; музыку) с движениями руками, туловищем, упражнения ногами; упражнения танцевального танцевального характера. характера. музыкальной 5 Характеристика основных видов деятельности Овладение техникой составления связок и комбинаций. Ознакомление с травмоопасными упражнениями. Овладение указаниями, командами и символами – жестами, используемыми в аэробике Освоение музыкальной интерпретации. метода 20.09-24.09 Овладение техникой составления связок и 27.09-01.10 комбинаций. Ознакомление с 11.10-15.10 травмоопасными упражнениями. - Овладение указаниями, командами и символами – жестами, 18.10-22.10 используемыми в аэробике. - Закрепление техники базовых шагов, связок и Скоррект ированны е сроки прохожде ния 8 9-10 11 12 13 14 Закрепление техники базовых шагов, связок и комбинаций. комбинаций. 25.10-29.10 Раздел 2 Пилатес и стретчинг Овладение техникой Овладение техникой 01.11-05.11 базовых шагов. базовых шагов. 08.11-12.11 Овладение методами составления связок, комбинаций и проведение кардио тренировки на гимнастических ковриках. Освоение техники упражнений для косых мышц живота, плечевого пояса и спины, для боковых мышц туловища и боковой поверхности бедра, статодинамические упражнения. Овладение методами 22.11-26.11 составления связок, комбинаций и проведение кардио тренировки на гимнастических ковриках. Овладение техникой основных упражнений йогой Совершенствование координации движений и чувства равновесия. Совершенствование 06.12-10.12 координации движений и чувства равновесия. 13.12-17.12 Овладение широким диапазоном танцевальных шагов – в стиле фанданс, хип-хопа и латина. Освоение техники упражнений для косых 29.11-03.12 мышц живота, плечевого пояса и спины, для боковых мышц туловища и боковой поверхности бедра, статодинамические упражнения. Овладение техникой основных упражнений йогой. Освоение техники основных базовых танцевальных шагов. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле. Ознакомление с упражнениями с партерными, характерными стилю фанданс и хип-хопа. - Совершенствование 15 16 17-18 19-20 21-22 23-26 27-28 29-30 31 32 33 шагов, связок, блоков. Раздел 3 Танцевальная аэробика Овладение широким Овладение широким диапазоном диапазоном танцевальных танцевальных шагов шагов – в стиле фанданс, хип-хопа и латина. Овладение широким диапазоном Освоение техники танцевальных шагов – базовых в стиле фанданс, хип- основных танцевальных шагов. хопа и латина. Освоение техники Разучивание связок, основных базовых блоков и программ с танцевальных шагов. использованием основных Разучивание связок, движений в танцевальном блоков и программ с стиле. использованием основных движений в Ознакомление с танцевальном стиле упражнениями с Ознакомление с партерными, характерными упражнениями с стилю фанданс и хип-хопа. партерными, характерными стилю - Совершенствование фанданс и хип-хопа. шагов, связок, блоков. Совершенствование шагов, связок, блоков. Раздел 4 Степ-аэробика Ознакомление с травм - Ознакомление с травм опасными опасными упражнениями упражнениями на на степ-платформе. степ-платформе. Ознакомление с Ознакомление с различными подходами к различными степ-платформе. подходами к степплатформе. - Разучивание исходных Разучивание позиций. исходных позиций. Овладение техникой Овладение техникой основных шагов на основных шагов на занятиях по степзанятиях по степ-аэробике. аэробике. Овладение связками из нескольких шагов, - Овладение связками из нескольких шагов, разученных разученных последовательно без последовательно без рук и с рук и с руками и руками и собранных в собранных в комбинацию. 20.12-24.12 27.12-30.12 10.01-14.01 17.01-21.01 24.01-28.01 31.01-04.02 07.02-11.02 14.02-18.02 28.02-04.03 07.03-11.03 14.03-18.03 21.03-25.03 28.03-01.04 11.04-15.04 18.04-22.04 25.04-29.04 02.05-06.05 11.05-13.05 16.05-20.05 23.05-27.05 34 Использование различных подходов к степ-платформе. комбинацию. - Использование различных подходов к степ-платформе. - Освоение линейной прогрессии переходов от одного движения к другому без построения связок. Итого 34 часа Календарно-тематическое планирование по «Оздоровительной аэробике» 11 класс Номера уроков 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Освоение метода интерпретации. 6 7 Плановые сроки прохождени я Раздел 1 Классическая (базовая) аэробика 01.09-03-09 Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия (разминка, аэробная - Ознакомление с общей часть, заминка, структурой и содержанием стретчинг). занятия (разминка, аэробная часть, заминка, 06.09-10.09 Освоение упражнений общего воздействия, с стретчинг). повышенными - Освоение упражнений энергозатратами. общего воздействия, с 13.09-17.09 Интенсивные повышенными упражнения в устойчивом ритме энергозатратами: (под музыку) с интенсивные упражнения в движениями руками, устойчивом ритме (под туловищем, ногами; музыку) с движениями руками, туловищем, упражнения ногами; упражнения танцевального танцевального характера. характера. музыкальной 5 Характеристика основных видов деятельности Овладение техникой составления связок и комбинаций. Ознакомление с травмоопасными упражнениями. Овладение указаниями, командами и символами – жестами, используемыми в аэробике Освоение музыкальной интерпретации. метода 20.09-24.09 Овладение техникой составления связок и 27.09-01.10 комбинаций. Ознакомление с 11.10-15.10 травмоопасными упражнениями. - Овладение указаниями, командами и символами – жестами, 18.10-22.10 используемыми в аэробике. - Закрепление техники базовых шагов, связок и Скоррект ированны е сроки прохожде ния 8 9-10 11 12 13 14 Закрепление техники базовых шагов, связок и комбинаций. комбинаций. 25.10-29.10 Раздел 2 Пилатес и стретчинг Овладение техникой Овладение техникой 01.11-05.11 базовых шагов. базовых шагов. 08.11-12.11 Овладение методами составления связок, комбинаций и проведение кардио тренировки на гимнастических ковриках. Освоение техники упражнений для косых мышц живота, плечевого пояса и спины, для боковых мышц туловища и боковой поверхности бедра, статодинамические упражнения. Овладение методами 22.11-26.11 составления связок, комбинаций и проведение кардио тренировки на гимнастических ковриках. Овладение техникой основных упражнений йогой Совершенствование координации движений и чувства равновесия. Совершенствование 06.12-10.12 координации движений и чувства равновесия. 13.12-17.12 Овладение широким диапазоном танцевальных шагов – в стиле фанданс, хип-хопа и латина. Освоение техники упражнений для косых 29.11-03.12 мышц живота, плечевого пояса и спины, для боковых мышц туловища и боковой поверхности бедра, статодинамические упражнения. Овладение техникой основных упражнений йогой. Освоение техники основных базовых танцевальных шагов. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле. Ознакомление с упражнениями с партерными, характерными стилю фанданс и хип-хопа. - Совершенствование 15 16 17-18 19-20 21-22 23-26 27-28 29-30 31 32 33 шагов, связок, блоков. Раздел 3 Танцевальная аэробика Овладение широким Овладение широким диапазоном диапазоном танцевальных танцевальных шагов шагов – в стиле фанданс, хип-хопа и латина. Овладение широким диапазоном Освоение техники танцевальных шагов – базовых в стиле фанданс, хип- основных танцевальных шагов. хопа и латина. Освоение техники Разучивание связок, основных базовых блоков и программ с танцевальных шагов. использованием основных Разучивание связок, движений в танцевальном блоков и программ с стиле. использованием основных движений в Ознакомление с танцевальном стиле упражнениями с Ознакомление с партерными, характерными упражнениями с стилю фанданс и хип-хопа. партерными, характерными стилю - Совершенствование фанданс и хип-хопа. шагов, связок, блоков. Совершенствование шагов, связок, блоков. Раздел 4 Степ-аэробика Ознакомление с травм - Ознакомление с травм опасными опасными упражнениями упражнениями на на степ-платформе. степ-платформе. Ознакомление с Ознакомление с различными подходами к различными степ-платформе. подходами к степплатформе. - Разучивание исходных Разучивание позиций. исходных позиций. Овладение техникой Овладение техникой основных шагов на основных шагов на занятиях по степзанятиях по степ-аэробике. аэробике. Овладение связками из нескольких шагов, - Овладение связками из нескольких шагов, разученных разученных последовательно без последовательно без рук и с рук и с руками и руками и собранных в собранных в комбинацию. 20.12-24.12 27.12-30.12 10.01-14.01 17.01-21.01 24.01-28.01 31.01-04.02 07.02-11.02 14.02-18.02 28.02-04.03 07.03-11.03 14.03-18.03 21.03-25.03 28.03-01.04 11.04-15.04 18.04-22.04 25.04-29.04 02.05-06.05 11.05-13.05 16.05-20.05 23.05-27.05 34 Использование различных подходов к степ-платформе. комбинацию. - Использование различных подходов к степ-платформе. - Освоение линейной прогрессии переходов от одного движения к другому без построения связок. Итого 34 часа