Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №350 Невского района Санкт-Петербурга I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составленав соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом примерной основной программы 1. Цель Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. 2. Задачи (познавательные, воспиательные, развивающие) познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; развивать интеллектуальные и творческие возможности детей. Курс «Введение в мир профессий» направлен на решение задач воспитания и социализации школьников: В области формирования личной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»: формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры: развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. В области формирования семейной культуры: формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям. 3. Результаты (личностные, предметные, метапредметные) Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; У обучающегося могут быть сформированы: стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья; Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные: Обучающийся научится: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Обучающийся получит возможность научиться: сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Коммуникативные: Обучающийся научится: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; Обучающийся получит возможность научиться: оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные: В результате изучения курса внеурочной деятельности «Введение в мир профессий» обучающийся должен Знать: Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов. Уметь: Оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации; выполнять учебные проекты. 4. Формы проведения занятий экскурсии; чтение литературы; просмотр фильмов; поисковая деятельность; исследовательская деятельность; беседы с представителями различных профессий; ролевые игры; дидактические игры; работа с семьей; праздники; изобразительная деятельность; создание книг-самоделок. 5. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Программа На реализацию курса «Введение в мир профессий» в 5А классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ № п/п Тема Кол-во часов Содержание Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Презентация. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа» . Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Знакомство с профессией врача. Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация «Халат врача, аптечка». Беседы с представителями профессий. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией продавца Знакомство с профессией архитектора, скульптора, строителя. Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание». Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка». Беседы с представителями профессий. Знакомство с профессией водителя. Устные рассказы детей об известных им машинах. 1 Введение 1 2 Профессии «Человек человек» 7 3 Профессии «Человек художественный образ» 6 4 Профессии «Человек техника» 7 5 Профессии «Человек – знаковая система» 5 6 Профессии «Человек природа» 6 7 Заключение 2 Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Знакомство с профессиями пожарного, пилота, машиниста. Беседы с представителями профессий Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа. Беседы с представителями профессий. Чтение карт, защита работ Знакомство с профессиями цветовода, агронома, селекционера –овощевода, лесничего, егеря. Беседы с представителями профессий. Уход за комнатными растениями. Защита мини-проектов «Профессии моих родителей». III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема занятия Путешествие в мир профессий Количество Характеристика деятельности часов обучающихся Введение (1 час) 1 беседа Профессия «Человек – человек» (7 часов) Профессия «библиотекарь» 1 экскурсия в школьную библиотеку Профессия «врач» 1 беседа со школьным врачом Презентация «Халат врача, 1 защита презентации аптечка» Профессия «почтальон» 1 экскурсия на почту Профессия «продавец» 1 презентация Профессия «учитель» 1 Защита презентации Диетолог. Формирование 1 мини проект здорового образа жизни Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов) Что такое архитектура? 1 просмотр фильма Профессия «строитель» 1 встреча со строителем Знакомство со зданиями 1 экскурсия района. Нарисуй дом будущего. 1 защита рисунков Выставка рисунков Профессия «скульптор» 1 лепка из пластилина, защита работ Профессия «пекарь» 1 экскурсия Профессия «Человек – техника» (7 часов) Профессия «водитель» 1 встреча с водителем Мини проект «Типы машин» 1 викторина Профессия «пожарный» 1 экскурсия в пожарную часть Игра «Вызов пожарной 1 игра команды по телефону» Пилот – самый главный в 1 встреча с пилотом самолете Проект - игра «Лоции на 1 проект - игра карте» Профессия «машинист» 1 встреча с машинистом Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов) Чем занимается бухгалтер? 1 встреча с бухгалтером Профессия «программист» 1 умение работать на компьютере Создание компьютерного 1 защита работы рисунка Картограф 1 просмотр фильма Работа по изучению и 1 чтение карт составлению топографических карт Профессия «Человек – природа» (6 часов) Чем занимается человек по 1 мини проект профессии «агроном» Цветовод 1 мини книжка Посадка комнатных 1 практическая работа растений Кто бережёт наш лес? 1 оформление альбома «Берегите лес от пожара!» Профессии «лесничий, 1 встреча с егерем егерь» Селекционер - овощевод 1 селекционером - овощеводом Заключение (2 часа) Профессии наших 1 рассказы родителей родителей Подготовка и проведение 1 представление выбранной профессии на праздника «Все профессии празднике важны, все профессии нужны!»