Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №350
Невского района Санкт-Петербурга
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составленав соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом примерной
основной программы
1. Цель
Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных
впечатлений о мире профессий.
2. Задачи (познавательные, воспиательные, развивающие)
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Курс «Введение в мир профессий» направлен на решение задач воспитания и социализации
школьников:
В области формирования личной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться
лучше»:
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
3. Результаты (личностные, предметные, метапредметные)
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление
преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на
проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на
помощь
людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми
в обществе морально-этическими принципами;
У обучающегося могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия,
готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи,
умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности,
с нарушениями здоровья;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои
действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими,
экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным
знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и
обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Обучающийся научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных
наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической,
модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при
наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения
природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных
источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую
в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать
собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках
урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для
партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения
задач
общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную
деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи
партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость
по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Обучающийся получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и
точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела,
распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы,
желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве,
стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности,
создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Введение в мир профессий» обучающийся
должен
Знать:
Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки
профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта,
района; основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
Оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии и обосновывать ее
значение в жизни общества;
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые
конкретные жизненные ситуации;
выполнять учебные проекты.
4. Формы проведения занятий
экскурсии;
чтение литературы;
просмотр фильмов;
поисковая деятельность;
исследовательская деятельность;
беседы с представителями различных профессий;
ролевые игры;
дидактические игры;
работа с семьей;
праздники;
изобразительная деятельность;
создание книг-самоделок.
5. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Программа
На реализацию курса «Введение в мир профессий» в 5А классе отводится 34 ч в год (1 час в
неделю).
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Содержание
Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек
трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра
«Собери пословицу о труде». Презентация.
Проблемная ситуация: какие профессии ты
знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых
профессиях.
Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка.
Кто такой учитель? Проблемная ситуация:
каким должен быть учитель? Сценка «На
уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»
. Беседа о любимых воспитателях,
выявление главных их качеств. За что можно не
любить воспитателя, учителя, человека. От
каких качеств надо избавляться с детства.
Знакомство с профессией врача. Беседа со
школьным врачом. Пресс-конференция со
школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра
«В больнице». Презентация «Халат врача,
аптечка». Беседы с представителями
профессий. Экскурсия на почту. Знакомство с
профессией продавца
Знакомство с профессией архитектора,
скульптора, строителя. Беседа о предмете
деятельности. Разминка «Восприятие
информации на слух и её запоминание».
Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на
пекарню. Знакомство с профессией повара.
Интервьюирование школьного повара.
Познавательная игра «Русская хозяюшка».
Урок-аукцион «Скатерть самобранка». Беседы
с представителями профессий.
Знакомство с профессией водителя. Устные
рассказы детей об известных им машинах.
1
Введение
1
2
Профессии «Человек человек»
7
3
Профессии «Человек художественный образ»
6
4
Профессии «Человек техника»
7
5
Профессии «Человек –
знаковая система»
5
6
Профессии «Человек природа»
6
7
Заключение
2
Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и
воспроизведи!» (на развитие моторной памяти).
Знакомство с профессиями пожарного, пилота,
машиниста. Беседы с представителями
профессий
Знакомство с профессиями бухгалтера,
программиста, картографа. Беседы с
представителями профессий. Чтение карт,
защита работ
Знакомство с профессиями цветовода,
агронома, селекционера –овощевода,
лесничего, егеря. Беседы с представителями
профессий. Уход за комнатными растениями.
Защита мини-проектов «Профессии моих
родителей».
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия
Путешествие в мир
профессий
Количество
Характеристика деятельности
часов
обучающихся
Введение (1 час)
1
беседа
Профессия «Человек – человек» (7 часов)
Профессия «библиотекарь»
1
экскурсия в школьную библиотеку
Профессия «врач»
1
беседа со школьным врачом
Презентация «Халат врача,
1
защита презентации
аптечка»
Профессия «почтальон»
1
экскурсия на почту
Профессия «продавец»
1
презентация
Профессия «учитель»
1
Защита презентации
Диетолог. Формирование
1
мини проект
здорового образа жизни
Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов)
Что такое архитектура?
1
просмотр фильма
Профессия «строитель»
1
встреча со строителем
Знакомство со зданиями
1
экскурсия
района.
Нарисуй дом будущего.
1
защита рисунков
Выставка рисунков
Профессия «скульптор»
1
лепка из пластилина, защита работ
Профессия «пекарь»
1
экскурсия
Профессия «Человек – техника» (7 часов)
Профессия «водитель»
1
встреча с водителем
Мини проект «Типы машин»
1
викторина
Профессия «пожарный»
1
экскурсия в пожарную часть
Игра «Вызов пожарной
1
игра
команды по телефону»
Пилот – самый главный в
1
встреча с пилотом
самолете
Проект - игра «Лоции на
1
проект - игра
карте»
Профессия «машинист»
1
встреча с машинистом
Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов)
Чем занимается бухгалтер?
1
встреча с бухгалтером
Профессия «программист»
1
умение работать на компьютере
Создание компьютерного
1
защита работы
рисунка
Картограф
1
просмотр фильма
Работа по изучению и
1
чтение карт
составлению
топографических карт
Профессия «Человек – природа» (6 часов)
Чем занимается человек по
1
мини проект
профессии «агроном»
Цветовод
1
мини книжка
Посадка комнатных
1
практическая работа
растений
Кто бережёт наш лес?
1
оформление альбома «Берегите лес от
пожара!»
Профессии «лесничий,
1
встреча с егерем
егерь»
Селекционер - овощевод
1
селекционером - овощеводом
Заключение (2 часа)
Профессии наших
1
рассказы родителей
родителей
Подготовка и проведение
1
представление выбранной профессии на
праздника «Все профессии
празднике
важны, все профессии
нужны!»