Россия - мои горизонты

1.Содержание курса по профориентации «Билет в будущее»
Раздел 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
Проведение профориентационных уроков – вводного и тематического (по классам).
Вводный профориентационный урок «Моя Россия – мои горизонты»:
Понятие «рынок труда». Что такое Россия с точки зрения рынка труда? Россия страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные
цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и
качеств, востребованных в будущем. Обзор развития следующих направлений:
 медицина и здоровье;
 архитектура и строительство;
 информационные технологии;
 промышленность и добыча полезных ископаемых;
 сельское хозяйство;
 транспорт и логистика;
 наука и образование;
 безопасность;
 креативные технологии;
 сервис и торговля;
 предпринимательство и финансы.
Мотивационные истории «успеха» на примере интервью с представителями
различных отраслей (сотрудник МЧС, инженер-технолог, ученый и другие). С чего начать
проектирование собственного профессионального пути.
Тематические профориентационные уроки по классам (2 часа):
В 10 классе: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим
направлениям профессиональной деятельности:
 естественно-научное направление;
 инженерно-техническое направление;
 информационно-технологическое направление;
 оборонно-спортивное направление;
 производственно-технологическое направление;
 социально-гуманитарное направление; • финансово-экономическое направление;
 творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о
компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные
жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания
школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема
разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях.
Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении
персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности
обучающихся в вопросы самоопределения. Овладение приемами построения карьерных
траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации:
организации высшего образования (ВПО, вузы) или организации среднего
профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального
карьерного пути.
Раздел 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя».
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить

требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
 методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В
8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере
самоопределения обучающихся и уровня готовности к выбору профессии.
 методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3
версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику
онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон
обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития.
Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации
по
результатам
онлайн-диагностики.
Сопровождение
обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате).
Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации
(доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
Раздел 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю
рынок».
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально
организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия
– Моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на
интернетплатформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми
отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная
среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда;
Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда.
Задачи выставки:
 знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и
профессиями, с многообразием вариантов профессионального выбора;
 вовлечение, рост мотивации к совершению профессионального выбора;
 помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться
дальше.
Раздел 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт».
Профессиональные
пробы.
Понятие
«профессиональная
проба».
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Разнообразие видов, форматов профессиональных проб. Содержание
профессиональных проб. Расширение границ понимания профессиональных функций и
приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности.
Проведение профессиональных проб в проекте возможно в следующих форматах: очном,
онлайн, проба на платформе проекта (проводится в образовательной организации).
 При очном формате организуется выездная площадка в организациях
профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей
профессиональной подготовки и т.п. Очный формат подразумевает
непосредственное постоянное присутствие наставника площадки в месте
проведения мероприятия.
 Онлайн-пробы предполагают постоянное удаленное присутствие наставника,
который взаимодействует с участниками: инструктирует, демонстрирует
выполнение рабочих операций, контролирует процесс выполнения и в режиме
реального времени консультирует, оценивает результат, дает обратную связь и
организует с участниками рефлексию по итогам пробы.



Проба на платформе проводится на базе образовательной организации с
использованием дистанционных технологий на интернет-платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/.

Раздел 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на
уточнение рекомендации по построению образовательно-профессиональной траектории
с учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
 методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В
8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере
самоопределения обучающихся и уровня готовности к выбору профессии.
 методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3
версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику
онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон
обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития.
Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая консультация по результатам повторной онлайн-диагностики.
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ ).
Раздел 6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по
итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение
персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по
итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных
целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и
формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее»
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы
«Билет в будущее»;
 готовность к разнообразной совместной деятельности;
 выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных
экскурсий на предприятиях своего региона.

В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
 осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в
ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
 осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;
 стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник
планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
 способность
адаптироваться
к
стрессовым
ситуациям,
вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной
жизнью;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта «Билет
в будущее»;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе
ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность;





осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
 ориентация в деятельности, связанной с освоением программы проекта «Билет в
будущее», на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной
сфере;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе
изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональному признаку;
 способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных
сферах деятельности;
 навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе
профессиональное;
 умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
 выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для
полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей
проблемы;
 использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
аргументировать свою позицию, мнение;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
работы с интернет-источниками;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;
 выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную
специальность в новых условиях;



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим
обучением;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников программы проекта «Билет в
будущее». В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями
общения в рамках занятий, включённых в программу проекта «Билет в будущее»;
 выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
 понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в
будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым,
участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения друг с другом;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения
заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности,
коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта «Билет в
будущее», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других участников
проекта «Билет в будущее».
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
 выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе профессионального самоопределения;
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса,
уметь находить позитивное в любой ситуации;
 уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 различать, называть и управлять собственными эмоциями;



уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:
формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при
помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений,
чтения
учебно-научной,
художественной
и
научно-популярной
литературы:
монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
 участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации;
 обсуждение
и
чёткая
формулировка
цели, плана
совместной групповой деятельности;
 извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в
электронной форме;
 создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения
текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная
законченность;
 последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от
цели текста, типа речи);
 правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, логичность.
Литература:
 овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения
учебной задачи;
 применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:
 овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий;
 приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила
информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в
Интернете;
 использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационносправочные системы в электронной форме.
Информатика:
 овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка
информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для
решения учебных и практических задач;
 умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости
передачи данных;
 сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.
География:
 освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества

жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении
современных практических задач своего населенного пункта;
 умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;
 умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
 сформированность мотивации к продолжению изучения географии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:
 умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
 понимание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
 расширенные представления о сферах профессиональной деятельности,
связанных с физикой и современными технологиями, основанными на
достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физикотехническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной
деятельности;
 сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного
предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:
 освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как
базового социального института; характерных чертах общества; содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая
правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов
его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового
и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в
экономической сфере (в области макро- и микроэкономики);
 умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в
различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений
основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм;
 умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные
признаки, элементы и основные функции;
 овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
 приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации
и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе
потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских
обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления
личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления

результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом.
Биология:
 владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации
и оценки её достоверности;
 умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов;
 интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей
профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии,
ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии,
искусства, спорта.
Изобразительное искусство:
 сформированность системы знаний о различных художественных материалах в
изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения
изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о
выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и
архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
 сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения;
 овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на
природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
3. Тематическое планирование
№ Тема, раздел курса

1.

Профориентационн
ые уроки
«Увлекаюсь»
(4 часа)

Основное содержание

Основные видыдеятельности
обучающихся

Проведение
профориентационных уроков –
вводного
и тематического
(по классам).
Вводный
профориентационный урок
«Моя Россия – мои горизонты»
(открывает программу курса,
2 часа): раскрывает
возможности учащихся
в
выборе
персонального
профессионального пути. Выбор
профессионального пути – одно
из важнейших решений,
которое предстоит принять
школьникам. Рынок труда в
условиях неопределенности
всегда пугает и вызывает много

Актуализация процессов
профессионального
самоопределения на основе
знакомства с познавательными
фактами о достижениях из
различных отраслей
экономического развития
страны.
Формирование представлений о
современных универсальных
компетенциях,
предъявляемых к специалистам
из различных отраслей.
Повышение познавательного
интереса и компетентности
обучающихся в построении своей
карьерной траектории развития
(1 час).
Просмотр видеороликов,

Тематический
профориентационны
й урок (2 часа):

вопросов: куда пойти учиться,
чтобы завтра не остаться без
работы? Найдётся ли для меня
место на этом рынке труда?
Чему нужно учиться уже
сегодня, чтобы завтра быть
востребованным?
Урок направлен на то, чтобы в
интерактивной игровой форме
познакомить учеников с тем,
какие отрасли и профессии
востребованы в России сегодня,
какие открываются перспективы
развития, какие навыки
потребуются для эффективной
реализации себя в
профессиональной сфере, что
важно сейчас и будет нужно,
когда ребята окажутся на рынке
труда.
Сегодня Россия добивается
больших успехов и рекордных
значений во многих отраслях
экономики. Самым важным во
всех этих цифрах являемся мы –
жители страны. Россия – это
более 145 миллионов жителей,
и возможности, которые перед
нами открываются. Эти данные
очень тесно связаны с
различными отраслями
экономики и профессиональной
деятельностью, а значит, и с
возможностью себя
реализовать.
для 10 класса
В ходе урока обучающиеся
получают подробную
информацию со следующими
направлениями
профессиональной
деятельности:
• естественно-научное
направление;
• инженерно-техническое
направление;
•информационнотехнологическо
е направление;
• оборонно-спортивное
направление;
•производственнотехнологическ
ое направление;
• социальногуманитарное
направление;
• финансовоэкономическое

дискуссии, обсуждения, игры и
практические задания на уроке.
В рамках самостоятельной
работы (1 час) анализ
полученного опыта, работа с
памятками и материалами
уроков, знакомство с онлайн
инструментом «Примерочная
профессий», заполнение анкеты
саморефлексии на интернетплатформе проекта
https://bvbinfo.ru/ .
Материалы для проведения
урока представлены на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для
зарегистрированных педагоговнавигаторов проекта).

Знакомство с направлениями
осуществляется в формате видеообзоров и интервью с
состоявшимися представителями
каждой из представленных сфер
(профессионалов в области),
которые поделятся актуальной
информацией об отраслях и
покажут, как можно добиться
успеха. В рамках урока ученикам
будут предложены задания и
упражнения, позволяющие лучше
понять интересующие их сферы
(1 час). Урок завершается
заданием на самостоятельную
работу. В рамках
самостоятельной работы (1 час)
работа с бланком «Древо
профессии», знакомство с
онлайнинструментом

2.

Профориентационна
я онлайндиагностика. Первая
часть «Понимаю
себя» (3 часа)

направление;
• творческое направление.
Информирование обучающихся
об особенностях рынка труда.
«Проигрывание» вариантов
выбора (альтернатив)
профессии. Формирование
представлений о
компетентностном профиле
специалистов из разных
направлений. Знакомство с
инструментами и
мероприятиями
профессионального выбора.
для 11 класса
Урок направлен помочь
выпускникам взглянуть на
различные жизненные сценарии
и профессиональные пути,
которые ждут их после
окончания школы. Через призму
разнообразия вариантов
развития событий будет
раскрыта и тема разнообразия
выбора профессий в различных
профессиональных
направлениях.
Формирование представления о
выборе, развитии и возможных
изменениях в построении
персонального карьерного пути.
Формирование позитивного
отношения и вовлеченности
обучающихся к вопросам
самоопределения. Овладение
приемами построения
карьерных траекторий развития.
Актуализация знаний по выбору
образовательной организации
организации высшего
образования (ВО, вузы) или
организации среднего
профессионального образования
(СПО) как первого шага
формирования персонального
карьерного пути.
Профориентационная
диагностика обучающихся на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для
зарегистрированных участников
проекта) помогает сформировать
индивидуальную траекторию
обучающегося в мероприятиях
проекта с учетом его

«Примерочная профессий»,
заполнение анкеты
саморефлексии на интернетплатформе проекта
https://bvbinfo.ru/ . Материалы
для проведения урока
представлены на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/
(для зарегистрированных
педагогов-навигаторов проекта).

В рамках урока обучающиеся
смотрят видеоролики,
принимают участие в играх и
упражнениях, дискуссиях и
обсуждениях (1 час). В рамках
самостоятельной работы (1 час)
работа с бланком
«Чемодан/Багаж знаний»,
знакомство с онлайнинструментом «Примерочная
профессий», заполнение анкеты
саморефлексии на
интернетплатформе проекта
https://bvbinfo.ru/ .
Материалы для проведения
урока представлены на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/
(для зарегистрированных
педагогов-навигаторов проекта).

Первая часть
профориентационной
онлайндиагностики обучающихся
в новом учебном году (1 час).
Осуществляется для навигации по
активностям проекта «Билет в
будущее». Обучающемуся будут
предложены варианты
диагностических методик на

3.

Профориентационна
я выставка
«Лаборатория
будущего. Узнаю
рынок» (4 часа)

профессиональных склонностей.
Онлайн-диагностика I «Мой
выбор профессии» состоит из
двух частей:
• методика онлайндиагностики
учащихся «Моя готовность» для
6- 11 классов. В 8-9 классах
методика направлена на оценку
ценностных ориентиров в сфере
самоопределения обучающихся
и уровня готовности к выбору
профессии. Версия 6-7 классов
включает только диагностику
готовности к профессиональному
самоопределению и не включает
диагностику ценностных
ориентиров.
• методика онлайндиагностики
на определение
профессиональных склонностей
и направленности обучающихся
(«Мой выбор»). Методика
предусматривает 3 версии – для
6-7, 8-9 и 10-11 классов. Онлайндиагностика II «Мои таланты»
включает комплексную методику
онлайндиагностики на
определение профессиональных
интересов и сильных сторон
обучающихся с выделением «зон
потенциала» (талантов) для
дальнейшего развития.
Методика предусматривает
версии для 6-7, 8-9, 10-11
классов. классов. Консультации
по результатам онлайн
диагностики. Сопровождение
обучающихся по итогам
диагностики (в индивидуальном
или групповом формате).
Возможно проведение
консультации с помощью
видеозаписи готовой
консультации (доступной
участникам проекта «Билет в
будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ .
Посещение мультимедийной
выставки «Лаборатория
будущего» - специально
организованная постоянно
действующая экспозиция на базе
исторических парков «Россия –
Моя история» (очно в 24
субъектах РФ, в онлайнформате

основании опыта
предварительного участия в
проекте, данный уровень
определяется на платформе
автоматически. Диагностика
осуществляется в
онлайнформате, предоставляется
возможность проведения как в
образовательной организации,
так и в домашних условиях.
Варианты:
1. Онлайн диагностика «Мой
выбор».
2. Онлайн диагностика «Моя
готовность».
3. Онлайн диагностика «Мои
таланты».
После диагностики
рекомендуется проведение
консультации по полученным
результатам (1 час), а также
анализ интерпретаций в рамках
самостоятельной работы (1 час).
Результаты:
• рекомендация по маршруту
проекта «Билет в будущее»;
• просмотр видеозаписи
консультации по результатам
профориентационной
диагностики;
• рекомендации по обсуждению
результатов тестирования с
родственниками и
специалистами.

• Экскурсия на площадку
исторических парков «Россия –
Моя история» (очно в 24
субъектах РФ, по
предварительной записи на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ , 3 часа).
• Знакомство с выставкой на базе

4.

Профессиональные
пробы «Пробую.
Получаю опыт» (6
часов)

доступно на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ ). Знакомство с
рынком труда, 9 ключевыми
отраслями (направлениями)
экономического развития,
профессиями: Индустриальная
среда; Здоровая среда; Умная
среда;
Деловая среда; Социальная
среда; Безопасная среда;
Комфортная среда; Креативная
среда;
Аграрная среда.
Решение интерактивных
заданий, направленных на
получение новых знаний о
профессиях, об особенностях
профессиональной деятельности
различных специалистов, о
качествах и навыках,
необходимых для работы
различных специалистов.
Профессиональные пробы.
Данный формат реализуется на
базе образовательных
организаций в регионе, в том
числе осуществляющих
профессиональную подготовку
(профессиональные
образовательные организации и
организации высшего
образования), организаций
дополнительного образования.
Определение профессиональных
проб. Особенности проведения
профессиональных проб в очном
и онлайнформатах: организация
выездной площадки (очный
формат) в организациях
профессионального и
дополнительного образования,
центрах опережающей
профессиональной подготовки и
т.п., онлайнформат,
реализуемый через сеть
Интернет для совместной
работы. Профессиональные
пробы на основе платформы,
вебинар-площадки, сервисов
видеоконференций, чата и т.п.
Уровни профессиональных проб:
моделирующие и практические
профессиональные пробы. Виды:
базовая и ознакомительная.

образовательной организации
(виртуальная выставка) в рамках
отдельного урока с
использованием
специализированного
мультимедийного контента
выставки на интернетплатформе
https://bvbinfo.ru . Решение
интерактивных заданий,
направленных на получение
новых знаний о профессиях, об
особенностях профессиональной
деятельности различных
специалистов, о качествах и
навыках, необходимых для
работы различных специалистов.
В рамках самостоятельной
работы (1 час) анализ
полученного опыта, заполнение
анкеты саморекфлексии на
интернетплатформе
https://bvbinfo.ru
Запись на участие в
профессиональной пробе (3
часа).
• Участие в очных
профессиональных пробах на
региональном уровне по
согласованию с региональным
оператором. Реализуется на базе
организаций-партнеров.
• Участие в профессиональных
пробах в онлайн-формате на
региональном уровне по
согласованию с региональным
оператором. Реализуется на
вебинарплощадках, сервисах
видеоконференций и т.п.
• Участие в профессиональных
пробах на платформе проекта
(проба на платформе, проводится
в случае, если обучающиеся не
посещают очные мероприятия
проекта, или дополнительно к
очным мероприятиям).
В рамках самостоятельной
работы (3 часа) оценка
обучающимися своего опыта
участия в профессиональных
пробах, заполнение анкеты
саморефлексии, решение
профессиональных проб на
платформе проекта. Активность
проводится на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/

5.

Профориентационна
я онлайндиагностика. Вторая
часть «Осознаю» (3
часа)

Проведение повторной
диагностики для рефлексии
опыта, полученного по итогам
профессиональных проб.
Рекомендации по дальнейшим
вариантам получения
образования, а также
перспективным отраслям и
профессиям. Развернутая
консультация по результатам
повторной онлайн-диагностики.
Сопровождение обучающихся по
итогам диагностики (в
индивидуальном или групповом
формате). Возможно проведение
консультации с помощью
видеозаписи готовой
консультации (доступной
участникам проекта «Билет в
будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ .

(для зарегистрированных
пользователей). Результаты:
• Формирование у обучающегося
в процессе выполнения пробы
целостного представления о
конкретной профессии, группе
родственных профессий, сферы,
их включающей.
• Развитие интересов,
склонностей, способностей,
профессионально важных качеств
личности обучающегося.
• Готовность обучающегося к
выбору профессии.
Вторая часть
профориентационной онлайн
диагностики. Осуществляется для
подведения промежуточных
итогов (рефлексии) с учетом
участия обучающегося в
мероприятиях
профессионального выбора.
Обучающемуся будет предложен
набор диагностических методик
на основании опыта
предварительного участия в
проекте, данный уровень
определяется на платформе
автоматически. Диагностика
осуществляется в онлайн
формате, предоставляется
возможность проведения как в
образовательной организации,
так и в домашних условиях.
Варианты:
1. Онлайн диагностика «Мой
выбор».
2. Онлайн диагностика «Моя
готовность».
3. Онлайн диагностика «Мои
таланты».
После диагностики
рекомендуется проведение
консультаций по полученным
результатам (1 час), а также
анализ интерпретаций в рамках
самостоятельной работы (1 час).
Результаты:
• рекомендация по построению
образовательнопрофессионально
го маршрута;
• рекомендации по развитию;
• видеозапись консультации по
результатам
профориентационной

диагностики;
• рекомендации по обсуждению
результатов тестирования с
родственниками и
специалистами.

6.

Профориентационны
й рефлексивный
урок «Планирую» (4
часа)

Профориентационный
рефлексивный урок
(проводится в конце курса, по
итогам всех
профориентационных
мероприятий):
разбор и обсуждение
персональных рекомендаций (по
возрастам). Разбор и
обсуждение полученного опыта
по итогам профессиональных
проб и мероприятий. Постановка
образовательных и карьерных
целей (стратегических и
тактических). Формирование
планов образовательных шагов и
формулирование траектории
развития (последовательность
реализации целей).
Стратегические цели долгосрочная перспектива
(профессии и отрасли, которые
интересуют учеников, варианты
профессионального образования
в случае средних классов).
Тактические цели краткосрочная перспектива, и
что позволяет прийти к
стратегическим целям (профили
обучения в школе, тематики
дополнительного образования,
уровни обучения в случае 8-9
классов и пр.). Сценарий урока
построен вокруг обсуждения
опыта, полученного в ходе
участия в проекте,
рекомендаций по диагностикам
и внедрения рекомендаций в

Групповое обсуждение,
рефлексия, разбор персональных
рекомендаций по результатам
участия в проекте, практические
задания и упражнения, просмотр
видеороликов.По итогам урока
каждый ученик должен отметить
наиболее подходящие ему
варианты из предложенных
рекомендаций, в том числе с
использованием функционала
платформы.
В рамках самостоятельной
работы (2 часа) анализ
полученных рекомендаций,
обсуждение результатов с
родителями, посещение
рекомендуемых ресурсов
партнеров проекта.
Материалы для проведения
урока представлены на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/
(для зарегистрированных
педагогов-навигаторов проекта).

образовательные планы
обучающихся.
Задачи:
• Разбор и обсуждение
рекомендаций диагностики рефлексии 5 этапа (по
возрастам).
• Разбор и обсуждение
полученного опыта по итогам
профессиональных проб и
мероприятий.
• Постановка образовательных и
карьерных целей (стратегических
и тактических).
• Формирование планов
образовательных шагов и
формулирование траектории
развития (последовательность
реализации целей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».