Рабочая программ_ Виражи

Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Учебно - тематический план кружка «Виражи».
3. Содержание программы.
4.Перспективные планы кружка (2021-2022 г.).
5.Методическое обеспечение программы.
6.Список литературы.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (56лет) МАДОУ № 42 «Ивушка» и является дополнительным видом образования в форме кружковой
работы.
В основу программы кружка для детей 5-6 лет положена парциальная программа дошкольного
образования Даниловой Т. И. «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД.-СПб,
издательство разделов, содержание которых отражает тематическое планирование, в соответствии с
которым строится образовательная работа с детьми:
- «Ребёнок и дорога»
- «Я, пешеход»
- «Давай знакомиться – мы дорожные знаки»
- «Транспорт»
- «Я, будущий сотрудник ГБДД»
- «Виражи» - развлечение.
Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование
различных форм и методов организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных
особенностей детей. Проблема безопасности дорожного движения является в наше время одной из
самых важных и актуальных. Ведь в условиях интенсивно-транспортной среды увеличивается число
дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Попадание человека в дорожнотранспортное происшествие - всегда большое несчастье. Попадание ребенка в дорожно-транспортное
происшествие - трагедия. Даже если ребенок остался жив и не получил тяжелой травмы, - ведь это
морально-психическое потрясение, какое он испытал, травмирует его на всю жизнь. Поэтому одна из
наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире - мире спешащих
людей и машин. Я выбрала данное направление в работе с детьми, потому что считаю его
актуальным, важным и необходимым, для формирования у детей навыков осознанного
безопасного поведения на дорогах и готовности к эффективным и обоснованным действиям в
постоянно меняющейся дорожной обстановке.
На практике эти задачи реализуются через занятия с детьми в кружке «Виражи».
Цели программы –
1. Сформировать у ребенка навыки разумного поведения на дороге.
2. Дать представление о назначении поста ГИБДД и познакомить с особенностями работы
сотрудников ГИБДД.
3. Закрепить знания цветов светофора и их назначения.
4. Познакомить детей с дорожными знаками: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт
питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
5. Развивать память, внимание, наблюдательность

- речь идет не столько о заучивании обучающихся правил, сколько о воспитании дошкольников и об
их умении понять, принять и превратить полученные знания в прочные навыки;
Задачи программы:
1.Воспитывать культуру поведения детей в условиях дорожного движения.
2.Научить детей правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города.
3.Познакомить с запрещающими и предписывающими знаками.
4.Формировать у детей умения свободно ориентироваться на дорогах согласно ПДД.
5.Закрепить и расширить знания о видах общественного транспорта и о труде водителя.
6.Познакомить с новыми видами спец. транспорта.
Нормативный срок освоения программы 1 года. Она рассчитана на старшую - группу 5-6 лет.
Программа предполагает проведения одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия 25 минут.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми.
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Региональный компонент реализовывается через ознакомление детей с творчеством региональных
писателей (стихи, сказки), художников, а также народными играми как часть совместной
деятельности (беседы, физкультминутки).
Перспективные тематические планы составлены с учетом требований программы, возрастных
особенностей, материально- технической базы ДОУ и с учётом
доминирующей области:
- «Безопасность» - передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства;
и интеграции её с другими областями:
- «Художественно-эстетическое развитие» - моделирования дорожных ситуаций и закрепление
пройденного материала по средством детского творчества; использование стихов, загадок и т.п.
- «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
- «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных
явлений; ориентировка на местности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей;
- «Речевое развитие» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- «Социально-коммуникативное развитие» - формирование гендерной, семейной принадлежности;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:
первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) –
сентябрь;

итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май.

Содержание рабочей программы.
Программа содержит перспективное тематическое планирование занятий кружка в старшей группе
на один учебный год. Указывает источник на основе которого определяется содержания очередного
занятия. В программу включены материалы для практического применения в работе с детьми:
1.пословицы и поговорки о правилах дорожного движения;
2.дидактические игры;
3.загадки об источниках на дорогах и мерах предосторожности;
4.дорожные запрещающие и предписывающие знаки;
5.символы экстренных служб «01»; «02»; «03»;
6. картинки с видами спец. транспорта.
7.иллюстрации с изображением работника ГИБДД;
8.атрибуты, символика работника ГИБДД;
9.картинки с разными ситуациями на дороге;
10.художественное слово о правилах поведения на дороге, в транспорте;
11.художественное слово о светофоре и зебре.

Основные разделы программы
1.
2.
3.
4.
5.

«Ребёнок и дорога».
«Я пешеход».
«Давай знакомиться - мы дорожные знаки».
«Транспорт».
«Я, будущий сотрудник ГИБДД».

Ожидаемый результат
В ходе работы:
Дети
- научатся более осознанно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих;
- приобретут умение предвидеть возможную опасность и находить способы избегать ее;
- приобретут умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности
жизнедеятельности;
- получат знания о правилах безопасного поведения на улицах города, о дорожных знаках и о труде
всех участников дорожного движения (шофёров, работников дорожных служб, сотрудников ГИБДД
и т.д.);
- научатся организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и
окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- приобретут способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными
правилами на дороге;
- будут иметь представления о возможных негативных последствиях для других людей своими
неосторожными действиями
- общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность,
способность к сопереживанию; коллективная деятельность будет формировать умение быть чуткими,
тактичными, терпимыми, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее
болезненно адаптироваться в новых условиях (в школе).

Перспективный план кружка. (Старшая группа)

№

Тема
занятия

Сентябрь 1.

Вводное

Месяц

2.

Октябрь 3.

Ноябрь

Цели

Содержание

Выявлять у детей знания Педагог задаёт вопросы по
о транспорте, правилах
таблице и заполняет
поведения пешеходов,
форму
пассажиров, дорожных
знаков

Форма
Беседа

«Правила
Расширять у детей
поведения знания о правилах
пешеходов» поведения пешеходов.
Воспитывать
ответственность.

Педагог задает детям
вопросы: «Кто является
пешеходом? Где идут
пешеходы?, Какой
стороны надо
придерживаться? Почему?
Как нужно вести себя на
улице? Кто на
иллюстрациях нарушает
правила? Как бы вы
поступили на их месите?

Беседа

«Школа
Знакомить детей с
пешеходных пешеходным
наук»
светофором. Развивать
внимание. Воспитывать
грамотного пешехода.

Педагог рассказывает
детям о пешеходном
светофоре: «На дорогах с
давних пор есть хозяин
светофор. Это
пешеходный светофор – у
него 2 сигнала – красный
и зеленый. Что делает
красный человечек?
Зеленый? На какой сигнал
можно переходить
дорогу?»

Беседа

4.

«Доскажи
словечко»

Закреплять у детей
знания о сигналах
светофора и их
назначении. Развивать
слуховое восприятие

Педагог читает
стихотворение, дети
досказываю последнее
слово

Словесная
игра

5.

«Дорожная
азбука»

Знакомить детей с
дорожными знаками
«Осторожно, дети!»,
«Пункт медицинской
помощи», «Телефон»,
«Пункт питания»,
культуру поведения в
общественных местах.

Педагог проводит
экскурсию: «Улицы наши
разговаривают, а
помогают им в этом
дорожные знаки- лучшие
друзья водителя и
пешеходов. Какие знаки
вы уже знаете? Это
«Осторожно, дети!» - он
красного цвета,
предупреждает водителей,
что бы были внимательны,
рядом находится детское
учреждение»

Экскурсия

6.

«Дорожный Закреплять у детей
знак»
знания о дорожных
знаках и их назначении

Дети выбирают любой
знак, рисуют. Затем
отвечают на вопросы
педагога «Какой это знак?

Рисование

Что он обозначает?
Декабрь 7. «Машины на Расширять у детей
нашей улице» знания о пассажирском
транспорте. Развивать
мышление, память.
Воспитывать культуру
поведения в
общественном
транспорте.

8. «Водитель, на Развивать ловкость,
старт!»
смекалку, мелкую
моторику рук
Январь

9.

10.

«Считалка» Развивать умение четко
проговаривать каждое
слово. Воспитывать
умение, использовать
считалку в игре

«Чего не
стало»

Развивать у детей
внимание

Февраль 11. «Служебные Обучать детей умению
машины» внимательно слушать и
понимать содержание
прочитанного

12.

Март

«Грузовая
машина»

Развивать у детей
умение правильно
располагать на листе
бумаги заготовки
грузовика, рассказывая о
последовательности их
наклеивания

13. «Пословицы» Знакомить детей с
пословицами. Развивать
выразительность речи.
14.

«Учим
дорожные
знаки»

Закреплять у детей
знание о дорожных
знаках. Развивать умение
у детей находить
дорожный знак к

Педагог задает детям
вопросы: «Назовите
пассажирский транспорт.
Где мы его ожидаем? Как
определить нахождение
остановки? Что общего
между автобусом и
троллейбусом? Чем
трамвай отличается от
автобуса и троллейбуса?
Кем мы становимся, когда
едим в автобусе?»

Беседа

Задание: быстро
наматывать веревку на
палку

Игра соревнование

Педагог разучивает с
детьми считалку: «Мы
ехали на ралли, все
машины обогнали:
«Волгу», «Ниву»,
«Чайку», «ВАЗ»,
«Жигули», «Москвич»,
«КамАЗ», «Запорожец»
впереди, - Я рулю, а ты
води.

Заучивание

Дети закрывают глаза,
Дидактическая
педагог убирает одну
игра
игрушку, дети угадывают,
чего не стало.
Педагог читает книгу,
дети рассматривают
иллюстрации, а затем
рассказывают о машинах
специального назначения.

Чтение
«Служебные
машины» М.
Дружинина

Дети рассматривают
игрушку – грузовик, вслух
выделяют основные
детали, их форму,
вырезают части из
цветной бумаги. В анализе
дети рассказывают о своей
работе.

Аппликация

Стр. 186

Дети подбирают к
дорожному знаку карточку
с изображением дорожной
ситуации и наоборот.

Разучивание

Игротека

дорожной ситуации.
Воспитывать внимание
Апрель 15.

«Умные
зверюшки»

16. Твой
приятель
светофор
Май

Обучать детей слушать
и понимать содержание
прочитанного. Развивать
у детей слуховое и
зрительное восприятие.
Воспитывать в ребёнке
грамотного пешехода.

Педагог читает книгу,
В. Лебедев –
дети рассматривают
кумач «Умные
иллюстрации, а затем
зверюшки»
беседуют о прочитанном:
«Верно ли поступили
звери? Почему? Как бы ты
поступил на их месте?»

Закреплять у детей
знания ПДД.
Воспитывать в ребенке
грамотного пешехода

См. приложение, стр. 128

17. «Путешествие Создать положительный
в страну
эмоциональный настрой
знаков»
у детей. Вызывать
желание соблюдать ПДД
18

Итоговое

Уточнять объем знаний и Составление сводной
навыков, полученных
таблицы, подведение
детьми за год обучения итогов

КВН

Праздник

График
смотреть
приложение
стр. 145

Система оценки достижений детей.
Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
- выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями
общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.
Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный
опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД
проводится в начале учебного года.
Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить
знания и навыки детей, уровень их возможностей.

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.

Методическое обеспечение
1.Пословицы и поговорки о правилах дорожного движения;
2.Дидактические игры;
3.Загадки об источниках на дорогах и мерах предосторожности;
4.Дорожные запрещающие и предписывающие знаки;
5.Символы экстренных служб «01»; «02»; «03»;
6. Картинки с видами спец. транспорта.
7.Иллюстрации с изображением работника ГИБДД;
8.Атрибуты, символика работника ГИБДД;
9.Картинки с разными ситуациями на дороге;
10.Художественное слово о правилах поведения на дороге, в транспорте;
11.Художественное слово о светофоре и зебре
12.Карандаши, фломастеры, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
13. Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы,
поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
14 Плакаты;
15. Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.

Детская литература:
1. С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит», «Дядя Стёпа – милиционер»,
«Моя улица»;
2. Н. Носов «Автомобиль», «Кирюша попадает в переплёт», «Милиционер»;
3. Д. Денисова «Как перейти улицу»;
4. Шорыгина «Светофор»;
5. С. Маршак «Скверная история»;
6. Я. Пишумова «Посмотрите - постовой», «Говорящая машина»;
7. В. Кожевникова «Светофор».
8. Н. Кончаловская «Самокат»;
9. В. Семернин «Запрещается - разрешается».

Список литературы
1. Т. П. Гарнышева «Как научить детей ПДД».
2. Н. С. Голицына «Перспективное планирование в детском саду старшая группа» (реализация
ФГТ в ДОУ).
3. Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб,
издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4. «Добрая дорога детства». – ООО «Стоп - газета» - безопасность на дорогах. – 2004, №8.
5. Дорохова Т.Н. программа «Радуга». – М.: Просвещение, 1997
6. Козловская Е. «Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного
возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению» Дошкольное воспитание.
2011. №10.
7. В.К. Полынова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
8. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1979
г.
9. Шурмелева О.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного
движения. – Санкт-Петербург: Дошкольная педагогика, №3, 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».