Содержание: 1. Пояснительная записка 3 1.1. Направленность работы 4 1.2. Актуальность 4 1.3. Новизна программы 4 1.4. Педагогическая целесообразность 5 1.5. Цели и задачи 5 1.6. Отличительные особенности программы 6 1.7. Возраст обучающихся 6 1.8. Срок реализации 6 1.9. Формы, виды и режим деятельности 6 1.10. Ожидаемые результаты 6 2. Учебный план 8 3. Календарно – тематическое планирование 10 4. Материально-техническое обеспечение 15 программы 5. Список литературы 16 6. Приложение 17 1. Пояснительная записка Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося. Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения дети знакомятся с разными видами и типами конструирования. Конструирование и моделирование позволяет развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Также оно совершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развивает мелкую мускулатуру кистей рук, восприятия формы и размеров объектов, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков. Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. 1.1.Направленность программы: Техническая направленность. 1.2. Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социальнокоммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие). Направленность данного кружка отличается от других тем, что здесь занимаются только мальчики. 1.3. Новизна программы: Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно-технической деятельности ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности. 1.4.Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. 1.5. Цель и задачи программы Цель: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию. Задачи: Обучающие: - формирование основ технического мышления и навыков начального технического моделирования; - формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий; - учить технологическим приемам работы с бумагой, научить конструировать из плоских и объемных деталей простейшие технические макеты, модели и игрушки; - обучение правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании; Развивающие: - развитие интереса к техническому моделированию; - развитие конструктивного, образного и логического мышления; - развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и самостоятельности; Воспитательные: - воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; - воспитание аккуратности в работе; - воспитывать ответственность, коммуникативные способности. 1.6. Отличительные особенности программы Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. 1.7.Возраст обучающихся участвующих в реализации программы дополнительного образования детей Обучающиеся 5-7 лет 1.8.Срок реализации программы: 2 года 1.9.Формы, виды и режим НОД: Образовательная деятельность по программе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность 25 минут с 16.00 до 16.25. Виды деятельности: Блок: конструирование из бумаги и бросового материала; Блок: конструирование с использование строительного деревянного и пластмассового конструктора; Блок: конструирование с использование конструктора Лего. 1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: - устойчивый интерес к конструированию и моделированию; - формирование умений конструирования из различных видов конструктора; - формирование необходимых навыков работы с материалом; - умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца; - проявление интереса к творческой деятельности; - развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности. К концу года дети должны знать: - название видов конструкторов, (используемые для конструирования); - название деталей конструкторов, их назначение и применение; - элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов); - название инструментов для работы с данными материалами; - правила безопасности во время работы с инструментами; К концу года дети должны уметь: - планировать и организовывать свою работу; - конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту; - конструировать по заданной теме; - конструировать по представлению (без схемы); - дополнять модели из конструктора по собственным задумкам; - выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы; - работать по трафаретам и шаблонам; - составлять простые узоры; - правильно пользоваться инструментами; - изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона и другого материала. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/ п Наименование модулей, разделов и тем Количество часов всего теория практика мин. Формы аттестации/ контроля кол-во заняти й 1 30 мин 30 мин - Беседа 1 30 мин 10 мин 20 мин Беседа 1 30 мин 12 мин 18 мин Беседа 1 30 мин 8 мин 22 мин Беседа 4 Вводное занятие. Знакомство с видами бумаги. Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. Изготовление игры «Танграм» Знакомство с оригами. Базовые формы «Мышка» 5 «Лягушка» 1 30 мин 8 мин 22 мин Беседа 6 «Заяц» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 7 «Лиса» 1 30 мин 8 мин 22 мин Беседа 8 «Волк» 1 30 мин 10 мин 20 мин Беседа 9 «Медведь» 1 30 мин 8 мин 22 мин Беседа 10 Создание книжки-самоделки «Теремок» 1 30 мин 6 мин 24 мин Беседа, выставка 11 «Сова» 1 30 мин 6 мин 24 мин Беседа 12 «Весёлые погремушки» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 13 14 «Рыбка» «Паучок» 1 1 30 мин 30 мин 7 мин 7 мин 23 мин 23 мин Беседа Беседа 15 «Кукла» 1 30 мин 8 мин 22 мин Беседа 16 «Ёлочные игрушки» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 17 «Чудеса конструирования» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 18 «Машина будущего» 1 30 мин 6 мин 24 мин Беседа 19 «Парк аттракционов» 1 30 мин 6 мин 24 мин Беседа 20 «Космические корабли» 1 30 мин 8 мин 22 мин 21 «Танк» 1 30 мин 6 мин 24 мин Беседа, выставка Беседа 22 «Гоночные машины» 1 30 мин 6 мин 24 мин Беседа 23 «Самолёт» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 24 «Вертолёт» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 25 «Конструирование по замыслу» 1 30 мин 5 мин 25 мин Беседа 26 «Город» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 27 «Сказочный дворец» 1 30 мин 8 мин 22 мин Беседа 28 29 «Многоэтажный дом» «Ракета» 1 1 30 мин 30 мин 8 мин 6 мин 22 мин 24 мин Беседа Беседа 1 2 3 30 «НЛО» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 31 «Самолёт» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 32 «Танк» 1 30 мин 8 мин 22 мин 33 «Карт» 1 30 мин 8 мин 22 мин Беседа, выставка Беседа 34 «Робот» 1 30 мин 7 мин 23 мин Беседа 35 «Инопланетянин» 1 30 мин 6 мин 24 мин Беседа 36 Конструирование по замыслу 1 30 мин 5 мин 25 мин Беседа, выставка 36 часов 18 часов 4 часа 20 мин 13 часов 40 мин Итого: 3. Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Цели К-во часов Сентябрь Блок «Конструирование из бумаги и бросового материала» Вводное занятие. Знакомство с видами бумаги. Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. Изготовление игры «Танграм» Октябрь Ноябрь Познакомить с работой кружка; 1 познакомить с видами и свойствами бумаги Познакомить с техникой безопасности. Познакомить с игрой «Танграм»; изготовить игру самостоятельно; формировать умение составлять фигуры из деталей танграма; самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике Знакомство с Познакомить с искусством оригами; оригами. Базовые познакомить с видами оригами; знакомство формы с основными базовыми формами оригами; формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы «Мышка» Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами; научить детей изготавливать простые по форме изделий в технике оригами; развитие мелкой моторики рук; развитие внимания, мышления, аккуратности «Лягушка» Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с оригами; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями; развивать творческие способности «Заяц» Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус «Лиса» Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер «Волк» акреплять умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба; развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук Медведь Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами; развивать глазомер, мелкую 1 1 1 1 1 1 1 1 Декабрь Январь мускулатуру рук Создание книжки- Обучать детей бережному общению с 1 самоделки книгой, формировать понимание того, что «Теремок» книга источник знаний. Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок; Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе «Сова» Развивать познавательную и 1 исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. «Весёлые Развивать познавательную и 1 погремушки» исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. «Рыбка» Развивать познавательную и 1 исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. «Паучок» Развивать познавательную и 1 исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. «Кукла» Развивать познавательную и 1 исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. «Ёлочные игрушки» Развивать познавательную и 1 исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. Блок «Конструирование с использованием строительного деревянного и пластмассового конструктора» «Чудеса Познакомить детей с многообразием 1 конструирования» материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности; вызвать у детей интерес к работе с конструктором; познакомить детей с правила работы и техникой безопасности. «Машина Формировать представления о машинах 1 будущего» разных видов, их строении и назначении; упражнять в объѐмном и плоскостном моделировании и в построении схем. Развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, «Парк аттракционов» «Космические корабли» Февраль «Танк» «Гоночные машины» «Самолёт» чертежей, конструкций. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу. Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. Научить детей делать постройку из конструктора не похожую на предыдущие. Закреплять название деталей. Учить детей комментировать пошагово ход работы. Закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развиваем речь, логику и мышление. Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Продолжать учить самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения. Учить создавать модель гоночной машины с использованием конструктора с подвижным креплением элементов. Продолжать учить детей анализировать свою постройку; этапы ее создания, развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, планировать этапы постройки. Формировать умение и навыки по изготовлению поделок из конструктора. Развивать умение планировать этапы 1 1 1 1 1 Март Апрель постройки, пользоваться схемой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе. «Вертолёт» Познакомить обучающихся с последовательностью изготовления простейшего вертолета; формировать умения и навыки изготовления простейшего вертолета; закреплять умения и навыки работы с конструктором, наблюдательность, внимание, зрительную память; мелкие мышцы кистей рук Конструирование Формировать умение создавать замысел и по замыслу реализовывать его. Упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора. Развивать умение работать по предложенным инструкциям. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. «Город» Закрепление у обучающихся знаний о строительных деталях, цвете. Обобщать представление у детей выполнять задание по образцу. Развивать внимание в процессе построек, логическое мышление, развивать координацию движений. Воспитывать самостоятельность через конструктивную деятельность у обучающихся. «Сказочный Продолжать развивать интерес детей к дворец» конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию: строить красивый дом – сказочный, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, находить необычные конструктивные решения, закреплять навык планирования предстоящей работы. Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы. «Многоэтажный Вызвать у детей эмоциональное отношение дом» к постройке. Закреплять умение делать дом по воображению или с помощью схемы. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать любовь к своей семье. Блок «Конструирование с использованием конструктора «Лего» «Ракета» Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 1 1 1 1 1 «НЛО» «Самолёт» «Танк» Май «Карт» «Робот» «Инопланетянин» Конструирование по замыслу Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 1 1 1 1 1 1 4.Материально-техническое обеспечение программы № п/п Наименование Количество 1. Конструктор «Лего» 2 2. Конструктор настольный деревянный 3 3. Конструктор напольный мягкий 1 4. Конструктор пластмассовый 1 5. Конструктор «Юниор» 2 6. Бумага 7. Картон 8. Клей 9. Ножницы 10. Карандаши, линейки 11. Салфетки, клеёнка 12. Одноразовые тарелки, стаканчики, втулки и т.д. по количеству детей по количеству детей по количеству детей по количеству детей по количеству детей по количеству детей по количеству детей 5.Список литературы. 1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова. – Всерос. уч. метод. центр образоват. Робототехники. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска».-2013. 2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. 3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебнометодическое пособие. - М.: Академия, 2008. 4. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Мето 5. Фешина Е.В. лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017 6. Интернет сайты: http://www.maam.ru/ https://dohcolonoc.ru http://doshkolnik.ru Приложение 1. Анкета для родителей. Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома. 1. Чем ребенок любит заниматься дома: А) рисовать; Б) лепить; В) вырезать из бумаги; Г) чем-то другим___ 2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью? А) бумага (белая, цветная); Б) краски; В) глина; Г) пластилин; Д) цветные мелки; Е) цветные карандаши; Ё) фломастеры; Ж) другое___ 3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы? А) берет, когда сам пожелает; Б) только по разрешению взрослых 4. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним? А) предлагаете самому порисовать; Б) обещаете порисовать в другой раз; В) включаетесь в творческий процесс по его просьбе 5. Тему для рисования ваш ребёнок: А) выбирает сам; Б) с вашей помощью 6. Как используются детские работы: А) собираются; Б) устраиваются выставки; В) периодически рассматриваете с ребенком; Г) другое___ 7. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?___ 8. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей? 9. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития Вашего ребёнка? ___ Благодарим за сотрудничество!