Программа кружка_Самоделкин_5-7 лет

Содержание:

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Направленность работы

4

1.2.

Актуальность

4

1.3.

Новизна программы

4

1.4.

Педагогическая целесообразность

5

1.5.

Цели и задачи

5

1.6.

Отличительные особенности программы

6

1.7.

Возраст обучающихся

6

1.8.

Срок реализации

6

1.9.

Формы, виды и режим деятельности

6

1.10.

Ожидаемые результаты

6

2.

Учебный план

8

3.

Календарно – тематическое планирование

10

4.

Материально-техническое обеспечение

15

программы
5.

Список литературы

16

6.

Приложение

17

1. Пояснительная записка
Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с
чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.
Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и
средней моторики, развитие технического и творческого мышления,
формирование

у дошкольников познавательной

и

исследовательской

активности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения
дети знакомятся с разными видами и типами конструирования.
Конструирование

и

моделирование

позволяет

развивать

конструкторские способности, техническое мышление и способствует
познанию окружающей действительности. Также оно совершенствует
остроту зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развивает
мелкую мускулатуру кистей рук, восприятия формы и размеров объектов,
пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он
отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину,
высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»;
развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных
пространственных

положениях,

мысленно

менять

их

взаимное

расположение. Конструирование во ФГОС определено как компонент
обязательной

части

программы,

вид

деятельности,

способствующей

развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений
наблюдать и экспериментировать. Под техническим моделированием
понимается один из видов технической деятельности, заключающей в
воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном
или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со
схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке
несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях
машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых
навыков.

Техническое конструирование – создание различных технических
объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность
направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент
новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования,
действительные объекты.
1.1.Направленность программы:
Техническая направленность.
1.2. Актуальность:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося
мир

технического

конструирования

и

начального

технического

моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая
одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в
результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет
важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует
интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социальнокоммуникативное

развитие,

художественно-эстетическое

развитие).

Направленность данного кружка отличается от других тем, что здесь
занимаются только мальчики.
1.3. Новизна программы:
Программа нацелена на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не
позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы
с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение,
проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку,
повышает самооценку. В ходе конструктивно-технической деятельности
ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои
задуманные

идеи.

Техническое

конструирование

способствует

профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к
технике, моделированию, проявляются изобретательские способности.

1.4.Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
1.5. Цель и задачи программы
Цель:

развитие

интереса

дошкольников

к

техническому

конструированию и начальному техническому моделированию.
Задачи:
Обучающие:
- формирование основ технического мышления и навыков начального
технического моделирования;
- формирование знания и умения работы с разными материалами и
инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так
и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или
зданий;
- учить технологическим приемам работы с бумагой, научить
конструировать из плоских и объемных деталей простейшие технические
макеты, модели и игрушки;
-

обучение

правилам

безопасной

работы

с

инструментами,

применяемыми в начальном техническом моделировании;
Развивающие:
- развитие интереса к техническому моделированию;
- развитие конструктивного, образного и логического мышления;
- развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и
самостоятельности;
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.

1.6. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что
позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть
практическую

целесообразность

технического

моделирования

и

конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные
умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в
кружке

открывает

возможности

для

реализации

новых

концепций

обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
1.7.Возраст обучающихся участвующих в реализации программы
дополнительного образования детей
Обучающиеся 5-7 лет
1.8.Срок реализации программы: 2 года
1.9.Формы, виды и режим НОД:
Образовательная деятельность по программе проводятся 1 раз в неделю
во второй половине дня, длительность 25 минут с 16.00 до 16.25.
Виды деятельности:
Блок: конструирование из бумаги и бросового материала;
Блок: конструирование с использование строительного деревянного и
пластмассового конструктора;
Блок: конструирование с использование конструктора Лего.
1.10.

Ожидаемые

результаты

и

способы

определения

их

результативности:
- устойчивый интерес к конструированию и моделированию;
-

формирование умений конструирования из различных видов

конструктора;
- формирование необходимых навыков работы с материалом;
- умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
- проявление интереса к творческой деятельности;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки,
сообразительности.

К концу года дети должны знать:
- название видов конструкторов, (используемые для конструирования);
- название деталей конструкторов, их назначение и применение;
- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются
поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов);
- название инструментов для работы с данными материалами;
- правила безопасности во время работы с инструментами;
К концу года дети должны уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
-

конструировать с опорой на схему, или образец соответственно

возрасту;
- конструировать по заданной теме;
- конструировать по представлению (без схемы);
- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;
-

выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и

линейкой, разметку деталей различной формы;
- работать по трафаретам и шаблонам;
- составлять простые узоры;
- правильно пользоваться инструментами;
- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и
картона и другого материала.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/
п

Наименование
модулей, разделов и
тем

Количество часов
всего

теория практика

мин.

Формы
аттестации/
контроля

кол-во
заняти
й
1

30 мин

30 мин

-

Беседа

1

30 мин

10 мин

20 мин

Беседа

1

30 мин

12 мин

18 мин

Беседа

1

30 мин

8 мин

22 мин

Беседа

4

Вводное занятие. Знакомство с
видами бумаги.
Правила безопасности труда и
личная гигиена. Инструменты.
Изготовление игры «Танграм»
Знакомство с оригами. Базовые
формы
«Мышка»

5

«Лягушка»

1

30 мин

8 мин

22 мин

Беседа

6

«Заяц»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

7

«Лиса»

1

30 мин

8 мин

22 мин

Беседа

8

«Волк»

1

30 мин

10 мин

20 мин

Беседа

9

«Медведь»

1

30 мин

8 мин

22 мин

Беседа

10

Создание книжки-самоделки
«Теремок»

1

30 мин

6 мин

24 мин

Беседа,
выставка

11

«Сова»

1

30 мин

6 мин

24 мин

Беседа

12

«Весёлые погремушки»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

13
14

«Рыбка»
«Паучок»

1
1

30 мин
30 мин

7 мин
7 мин

23 мин
23 мин

Беседа
Беседа

15

«Кукла»

1

30 мин

8 мин

22 мин

Беседа

16

«Ёлочные игрушки»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

17

«Чудеса конструирования»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

18

«Машина будущего»

1

30 мин

6 мин

24 мин

Беседа

19

«Парк аттракционов»

1

30 мин

6 мин

24 мин

Беседа

20

«Космические корабли»

1

30 мин

8 мин

22 мин

21

«Танк»

1

30 мин

6 мин

24 мин

Беседа,
выставка
Беседа

22

«Гоночные машины»

1

30 мин

6 мин

24 мин

Беседа

23

«Самолёт»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

24

«Вертолёт»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

25

«Конструирование по замыслу»

1

30 мин

5 мин

25 мин

Беседа

26

«Город»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

27

«Сказочный дворец»

1

30 мин

8 мин

22 мин

Беседа

28
29

«Многоэтажный дом»
«Ракета»

1
1

30 мин
30 мин

8 мин
6 мин

22 мин
24 мин

Беседа
Беседа

1
2

3

30

«НЛО»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

31

«Самолёт»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

32

«Танк»

1

30 мин

8 мин

22 мин

33

«Карт»

1

30 мин

8 мин

22 мин

Беседа,
выставка
Беседа

34

«Робот»

1

30 мин

7 мин

23 мин

Беседа

35

«Инопланетянин»

1

30 мин

6 мин

24 мин

Беседа

36

Конструирование по замыслу

1

30 мин

5 мин

25 мин

Беседа,
выставка

36
часов

18
часов

4 часа
20 мин

13 часов
40 мин

Итого:

3. Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Цели

К-во
часов

Сентябрь

Блок «Конструирование из бумаги и бросового материала»
Вводное
занятие.
Знакомство
с
видами бумаги.
Правила
безопасности труда
и личная гигиена.
Инструменты.
Изготовление игры
«Танграм»

Октябрь

Ноябрь

Познакомить
с
работой
кружка; 1
познакомить с видами и свойствами бумаги

Познакомить с техникой безопасности.
Познакомить
с
игрой
«Танграм»;
изготовить
игру
самостоятельно; формировать
умение
составлять фигуры из деталей танграма;
самостоятельно
находить
решения
художественных
задач,
отвечающих
выбранной технике
Знакомство
с Познакомить с искусством оригами;
оригами. Базовые познакомить с видами оригами; знакомство
формы
с основными базовыми формами оригами;
формирование умения следовать устным
инструкциям, читать и зарисовывать схемы
«Мышка»
Продолжить знакомство с выполнением
работ
в
технике
оригами; научить
детей изготавливать простые по форме
изделий в технике оригами; развитие
мелкой моторики рук; развитие внимания,
мышления, аккуратности
«Лягушка»
Научить
поэтапному
складыванию
лягушки; продолжить знакомство с
оригами; формировать культуру труда и
совершенствовать
трудовые
навыки;
продолжить знакомить детей с основными
геометрическими понятиями; развивать
творческие способности
«Заяц»
Формировать умение детей складывать
лист бумаги в разных направлениях,
разными
способами.
Развивать
конструктивное мышление, творческое
воображение, художественный вкус
«Лиса»
Учить делать новую игрушку, складывая
квадрат в разных направлениях; закреплять
навыки декоративного украшения готовой
фигурки;
воспитывать
аккуратность;
развивать глазомер
«Волк»
акреплять умение сгибать лист бумаги в
разных
направлениях,
хорошо
проглаживая место сгиба; развивать
память, внимание, мелкие мышцы пальцев
рук
Медведь
Закрепить умение мастерить поделки в
стиле оригами; развивать глазомер, мелкую

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

Январь

мускулатуру рук
Создание книжки- Обучать детей бережному общению с 1
самоделки
книгой, формировать понимание того, что
«Теремок»
книга источник знаний. Формирование
умения
подбирать
соответствующий
материал для заготовок; Воспитание
дружеских
взаимоотношений,
умение
работать в паре, микрогруппе
«Сова»
Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Весёлые
Развивать
познавательную
и 1
погремушки»
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Рыбка»
Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Паучок»
Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Кукла»
Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Ёлочные игрушки» Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
Блок «Конструирование с использованием строительного деревянного и
пластмассового конструктора»
«Чудеса
Познакомить детей с многообразием 1
конструирования»
материалов,
используемых
для
конструктивно-модельной
деятельности;
вызвать у детей интерес к работе с
конструктором; познакомить детей с
правила работы и техникой безопасности.
«Машина
Формировать представления о машинах 1
будущего»
разных видов, их строении и назначении;
упражнять в объѐмном и плоскостном
моделировании и в построении схем.
Развивать способность к порождению
новых оригинальных идей, к анализу схем,

«Парк
аттракционов»

«Космические
корабли»

Февраль

«Танк»

«Гоночные
машины»

«Самолёт»

чертежей, конструкций.
Развивать у дошкольников интерес к
моделированию
и
конструированию,
стимулировать
детское
техническое
творчество; обучать конструированию по
образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу. Формировать умение и желание
трудиться,
выполнять
задания
в
соответствии
с
инструкцией
и
поставленной целью, доводить начатое
дело до конца, планировать будущую
работу;
совершенствовать
коммуникативные навыки детей при работе
в паре, коллективе. Развивать мелкую
моторику рук, стимулируя в будущем
общее речевое развитие и умственные
способности.
Научить детей делать постройку из
конструктора не похожую на предыдущие.
Закреплять название деталей. Учить детей
комментировать пошагово ход работы.
Закрепить знания детей о форме, цвете,
величине, размере. Развиваем речь, логику
и мышление.
Совершенствовать умение детей узнавать
конструкцию
по
чертежам,
последовательно анализировать чертежи
конструкции, выделять ее основные части.
Закреплять
умение
самостоятельно
создавать конструкцию по схеме без опоры
на
образец.
Закреплять
навыки
коллективной работы: умение распределять
обязанности, работать в соответствии с
общим замыслом, не мешая друг другу.
Продолжать учить самостоятельно строить
модель машины по схемам и по
собственному
замыслу
на
основе
имеющихся знаний и умений, находить
свои конструктивные решения. Учить
создавать модель гоночной машины с
использованием
конструктора
с
подвижным
креплением
элементов.
Продолжать учить детей анализировать
свою постройку; этапы ее создания,
развивать внимание при определении
общих, характерных деталей машины
различной конструкции; вычленять и
называть
главные
части
машины,
планировать этапы постройки.
Формировать умение и навыки по
изготовлению поделок из конструктора.
Развивать умение планировать этапы

1

1

1

1

1

Март

Апрель

постройки,
пользоваться
схемой.
Воспитывать интерес к деятельности,
самостоятельность в работе.
«Вертолёт»
Познакомить
обучающихся
с
последовательностью
изготовления
простейшего
вертолета;
формировать
умения
и
навыки
изготовления
простейшего вертолета; закреплять умения
и навыки работы с конструктором,
наблюдательность, внимание, зрительную
память; мелкие мышцы кистей рук
Конструирование
Формировать умение создавать замысел и
по замыслу
реализовывать его. Упражнять детей в
моделировании и конструировании из
конструктора. Развивать умение работать
по предложенным инструкциям. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление. Воспитывать
умение работать в коллективе.
«Город»
Закрепление у обучающихся знаний о
строительных деталях, цвете. Обобщать
представление у детей выполнять задание
по образцу. Развивать внимание в процессе
построек, логическое мышление, развивать
координацию движений. Воспитывать
самостоятельность через конструктивную
деятельность у обучающихся.
«Сказочный
Продолжать развивать интерес детей к
дворец»
конструктивной
деятельности,
учить
творческому
конструированию
по
условию: строить красивый дом –
сказочный, самостоятельно придумывать и
осуществлять оригинальные замыслы,
находить
необычные
конструктивные
решения, закреплять навык планирования
предстоящей работы. Воспитывать интерес
к изобретательству, навыки коллективной
работы.
«Многоэтажный
Вызвать у детей эмоциональное отношение
дом»
к постройке. Закреплять умение делать дом
по воображению или с помощью схемы.
Совершенствовать знания детей в выборе
деталей
для
постройки.
Развивать
воображение, умение описывать свою
постройку. Воспитывать любовь к своей
семье.
Блок «Конструирование с использованием конструктора «Лего»
«Ракета»
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.

1

1

1

1

1

1

«НЛО»

«Самолёт»

«Танк»

Май

«Карт»

«Робот»

«Инопланетянин»

Конструирование
по замыслу

Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.

1

1

1

1

1

1

1

4.Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п Наименование

Количество

1.

Конструктор «Лего»

2

2.

Конструктор настольный деревянный

3

3.

Конструктор напольный мягкий

1

4.

Конструктор пластмассовый

1

5.

Конструктор «Юниор»

2

6.

Бумага

7.

Картон

8.

Клей

9.

Ножницы

10.

Карандаши, линейки

11.

Салфетки, клеёнка

12.

Одноразовые тарелки, стаканчики, втулки и т.д.

по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей

5.Список литературы.
1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова. – Всерос. уч. метод. центр
образоват. Робототехники. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска».-2013.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.:
Эксмо, 2010.
3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебнометодическое пособие. - М.: Академия, 2008.
4. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Мето
5. Фешина Е.В. лего-конструирование в детском саду. Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017
6. Интернет сайты:
http://www.maam.ru/
https://dohcolonoc.ru
http://doshkolnik.ru

Приложение 1.

Анкета для родителей.
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с
детьми; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих
способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
1. Чем ребенок любит заниматься дома:
А) рисовать;
Б) лепить;
В) вырезать из бумаги;
Г) чем-то другим___
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной
изобразительной деятельностью?
А) бумага (белая, цветная);
Б) краски;
В) глина;
Г) пластилин;
Д) цветные мелки;
Е) цветные карандаши;
Ё) фломастеры;
Ж) другое___
3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
А) берет, когда сам пожелает;
Б) только по разрешению взрослых
4. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
А) предлагаете самому порисовать;
Б) обещаете порисовать в другой раз;
В) включаетесь в творческий процесс по его просьбе
5. Тему для рисования ваш ребёнок:
А) выбирает сам;
Б) с вашей помощью

6. Как используются детские работы:
А) собираются;
Б) устраиваются выставки;
В) периодически рассматриваете с ребенком;
Г) другое___
7. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?___
8. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого
проявления детей?
9. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме
художественно-эстетического развития Вашего ребёнка?
___
Благодарим за сотрудничество!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».