Содержание:
1.
Пояснительная записка
3
1.1.
Направленность работы
4
1.2.
Актуальность
4
1.3.
Новизна программы
4
1.4.
Педагогическая целесообразность
5
1.5.
Цели и задачи
5
1.6.
Отличительные особенности программы
6
1.7.
Возраст обучающихся
6
1.8.
Срок реализации
6
1.9.
Формы, виды и режим деятельности
6
1.10.
Ожидаемые результаты
6
2.
Учебный план
8
3.
Календарно – тематическое планирование
10
4.
Материально-техническое обеспечение
15
программы
5.
Список литературы
16
6.
Приложение
17
1. Пояснительная записка
Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с
чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.
Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и
средней моторики, развитие технического и творческого мышления,
формирование
у дошкольников познавательной
и
исследовательской
активности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения
дети знакомятся с разными видами и типами конструирования.
Конструирование
и
моделирование
позволяет
развивать
конструкторские способности, техническое мышление и способствует
познанию окружающей действительности. Также оно совершенствует
остроту зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развивает
мелкую мускулатуру кистей рук, восприятия формы и размеров объектов,
пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он
отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину,
высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»;
развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных
пространственных
положениях,
мысленно
менять
их
взаимное
расположение. Конструирование во ФГОС определено как компонент
обязательной
части
программы,
вид
деятельности,
способствующей
развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений
наблюдать и экспериментировать. Под техническим моделированием
понимается один из видов технической деятельности, заключающей в
воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном
или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со
схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке
несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях
машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых
навыков.
Техническое конструирование – создание различных технических
объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность
направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент
новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования,
действительные объекты.
1.1.Направленность программы:
Техническая направленность.
1.2. Актуальность:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося
мир
технического
конструирования
и
начального
технического
моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая
одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в
результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет
важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует
интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социальнокоммуникативное
развитие,
художественно-эстетическое
развитие).
Направленность данного кружка отличается от других тем, что здесь
занимаются только мальчики.
1.3. Новизна программы:
Программа нацелена на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не
позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы
с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение,
проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку,
повышает самооценку. В ходе конструктивно-технической деятельности
ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои
задуманные
идеи.
Техническое
конструирование
способствует
профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к
технике, моделированию, проявляются изобретательские способности.
1.4.Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
1.5. Цель и задачи программы
Цель:
развитие
интереса
дошкольников
к
техническому
конструированию и начальному техническому моделированию.
Задачи:
Обучающие:
- формирование основ технического мышления и навыков начального
технического моделирования;
- формирование знания и умения работы с разными материалами и
инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так
и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или
зданий;
- учить технологическим приемам работы с бумагой, научить
конструировать из плоских и объемных деталей простейшие технические
макеты, модели и игрушки;
-
обучение
правилам
безопасной
работы
с
инструментами,
применяемыми в начальном техническом моделировании;
Развивающие:
- развитие интереса к техническому моделированию;
- развитие конструктивного, образного и логического мышления;
- развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и
самостоятельности;
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
1.6. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что
позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть
практическую
целесообразность
технического
моделирования
и
конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные
умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в
кружке
открывает
возможности
для
реализации
новых
концепций
обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
1.7.Возраст обучающихся участвующих в реализации программы
дополнительного образования детей
Обучающиеся 5-7 лет
1.8.Срок реализации программы: 2 года
1.9.Формы, виды и режим НОД:
Образовательная деятельность по программе проводятся 1 раз в неделю
во второй половине дня, длительность 25 минут с 16.00 до 16.25.
Виды деятельности:
Блок: конструирование из бумаги и бросового материала;
Блок: конструирование с использование строительного деревянного и
пластмассового конструктора;
Блок: конструирование с использование конструктора Лего.
1.10.
Ожидаемые
результаты
и
способы
определения
их
результативности:
- устойчивый интерес к конструированию и моделированию;
-
формирование умений конструирования из различных видов
конструктора;
- формирование необходимых навыков работы с материалом;
- умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
- проявление интереса к творческой деятельности;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки,
сообразительности.
К концу года дети должны знать:
- название видов конструкторов, (используемые для конструирования);
- название деталей конструкторов, их назначение и применение;
- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются
поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов);
- название инструментов для работы с данными материалами;
- правила безопасности во время работы с инструментами;
К концу года дети должны уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
-
конструировать с опорой на схему, или образец соответственно
возрасту;
- конструировать по заданной теме;
- конструировать по представлению (без схемы);
- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;
-
выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и
линейкой, разметку деталей различной формы;
- работать по трафаретам и шаблонам;
- составлять простые узоры;
- правильно пользоваться инструментами;
- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и
картона и другого материала.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/
п
Наименование
модулей, разделов и
тем
Количество часов
всего
теория практика
мин.
Формы
аттестации/
контроля
кол-во
заняти
й
1
30 мин
30 мин
-
Беседа
1
30 мин
10 мин
20 мин
Беседа
1
30 мин
12 мин
18 мин
Беседа
1
30 мин
8 мин
22 мин
Беседа
4
Вводное занятие. Знакомство с
видами бумаги.
Правила безопасности труда и
личная гигиена. Инструменты.
Изготовление игры «Танграм»
Знакомство с оригами. Базовые
формы
«Мышка»
5
«Лягушка»
1
30 мин
8 мин
22 мин
Беседа
6
«Заяц»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
7
«Лиса»
1
30 мин
8 мин
22 мин
Беседа
8
«Волк»
1
30 мин
10 мин
20 мин
Беседа
9
«Медведь»
1
30 мин
8 мин
22 мин
Беседа
10
Создание книжки-самоделки
«Теремок»
1
30 мин
6 мин
24 мин
Беседа,
выставка
11
«Сова»
1
30 мин
6 мин
24 мин
Беседа
12
«Весёлые погремушки»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
13
14
«Рыбка»
«Паучок»
1
1
30 мин
30 мин
7 мин
7 мин
23 мин
23 мин
Беседа
Беседа
15
«Кукла»
1
30 мин
8 мин
22 мин
Беседа
16
«Ёлочные игрушки»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
17
«Чудеса конструирования»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
18
«Машина будущего»
1
30 мин
6 мин
24 мин
Беседа
19
«Парк аттракционов»
1
30 мин
6 мин
24 мин
Беседа
20
«Космические корабли»
1
30 мин
8 мин
22 мин
21
«Танк»
1
30 мин
6 мин
24 мин
Беседа,
выставка
Беседа
22
«Гоночные машины»
1
30 мин
6 мин
24 мин
Беседа
23
«Самолёт»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
24
«Вертолёт»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
25
«Конструирование по замыслу»
1
30 мин
5 мин
25 мин
Беседа
26
«Город»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
27
«Сказочный дворец»
1
30 мин
8 мин
22 мин
Беседа
28
29
«Многоэтажный дом»
«Ракета»
1
1
30 мин
30 мин
8 мин
6 мин
22 мин
24 мин
Беседа
Беседа
1
2
3
30
«НЛО»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
31
«Самолёт»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
32
«Танк»
1
30 мин
8 мин
22 мин
33
«Карт»
1
30 мин
8 мин
22 мин
Беседа,
выставка
Беседа
34
«Робот»
1
30 мин
7 мин
23 мин
Беседа
35
«Инопланетянин»
1
30 мин
6 мин
24 мин
Беседа
36
Конструирование по замыслу
1
30 мин
5 мин
25 мин
Беседа,
выставка
36
часов
18
часов
4 часа
20 мин
13 часов
40 мин
Итого:
3. Календарно-тематическое планирование
Месяц
Тема
Цели
К-во
часов
Сентябрь
Блок «Конструирование из бумаги и бросового материала»
Вводное
занятие.
Знакомство
с
видами бумаги.
Правила
безопасности труда
и личная гигиена.
Инструменты.
Изготовление игры
«Танграм»
Октябрь
Ноябрь
Познакомить
с
работой
кружка; 1
познакомить с видами и свойствами бумаги
Познакомить с техникой безопасности.
Познакомить
с
игрой
«Танграм»;
изготовить
игру
самостоятельно; формировать
умение
составлять фигуры из деталей танграма;
самостоятельно
находить
решения
художественных
задач,
отвечающих
выбранной технике
Знакомство
с Познакомить с искусством оригами;
оригами. Базовые познакомить с видами оригами; знакомство
формы
с основными базовыми формами оригами;
формирование умения следовать устным
инструкциям, читать и зарисовывать схемы
«Мышка»
Продолжить знакомство с выполнением
работ
в
технике
оригами; научить
детей изготавливать простые по форме
изделий в технике оригами; развитие
мелкой моторики рук; развитие внимания,
мышления, аккуратности
«Лягушка»
Научить
поэтапному
складыванию
лягушки; продолжить знакомство с
оригами; формировать культуру труда и
совершенствовать
трудовые
навыки;
продолжить знакомить детей с основными
геометрическими понятиями; развивать
творческие способности
«Заяц»
Формировать умение детей складывать
лист бумаги в разных направлениях,
разными
способами.
Развивать
конструктивное мышление, творческое
воображение, художественный вкус
«Лиса»
Учить делать новую игрушку, складывая
квадрат в разных направлениях; закреплять
навыки декоративного украшения готовой
фигурки;
воспитывать
аккуратность;
развивать глазомер
«Волк»
акреплять умение сгибать лист бумаги в
разных
направлениях,
хорошо
проглаживая место сгиба; развивать
память, внимание, мелкие мышцы пальцев
рук
Медведь
Закрепить умение мастерить поделки в
стиле оригами; развивать глазомер, мелкую
1
1
1
1
1
1
1
1
Декабрь
Январь
мускулатуру рук
Создание книжки- Обучать детей бережному общению с 1
самоделки
книгой, формировать понимание того, что
«Теремок»
книга источник знаний. Формирование
умения
подбирать
соответствующий
материал для заготовок; Воспитание
дружеских
взаимоотношений,
умение
работать в паре, микрогруппе
«Сова»
Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Весёлые
Развивать
познавательную
и 1
погремушки»
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Рыбка»
Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Паучок»
Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Кукла»
Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
«Ёлочные игрушки» Развивать
познавательную
и 1
исследовательскую деятельность. Обучать
приемам
изготовления
простейших
поделок из бросового материала. Развивать
творческие способности.
Блок «Конструирование с использованием строительного деревянного и
пластмассового конструктора»
«Чудеса
Познакомить детей с многообразием 1
конструирования»
материалов,
используемых
для
конструктивно-модельной
деятельности;
вызвать у детей интерес к работе с
конструктором; познакомить детей с
правила работы и техникой безопасности.
«Машина
Формировать представления о машинах 1
будущего»
разных видов, их строении и назначении;
упражнять в объѐмном и плоскостном
моделировании и в построении схем.
Развивать способность к порождению
новых оригинальных идей, к анализу схем,
«Парк
аттракционов»
«Космические
корабли»
Февраль
«Танк»
«Гоночные
машины»
«Самолёт»
чертежей, конструкций.
Развивать у дошкольников интерес к
моделированию
и
конструированию,
стимулировать
детское
техническое
творчество; обучать конструированию по
образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу. Формировать умение и желание
трудиться,
выполнять
задания
в
соответствии
с
инструкцией
и
поставленной целью, доводить начатое
дело до конца, планировать будущую
работу;
совершенствовать
коммуникативные навыки детей при работе
в паре, коллективе. Развивать мелкую
моторику рук, стимулируя в будущем
общее речевое развитие и умственные
способности.
Научить детей делать постройку из
конструктора не похожую на предыдущие.
Закреплять название деталей. Учить детей
комментировать пошагово ход работы.
Закрепить знания детей о форме, цвете,
величине, размере. Развиваем речь, логику
и мышление.
Совершенствовать умение детей узнавать
конструкцию
по
чертежам,
последовательно анализировать чертежи
конструкции, выделять ее основные части.
Закреплять
умение
самостоятельно
создавать конструкцию по схеме без опоры
на
образец.
Закреплять
навыки
коллективной работы: умение распределять
обязанности, работать в соответствии с
общим замыслом, не мешая друг другу.
Продолжать учить самостоятельно строить
модель машины по схемам и по
собственному
замыслу
на
основе
имеющихся знаний и умений, находить
свои конструктивные решения. Учить
создавать модель гоночной машины с
использованием
конструктора
с
подвижным
креплением
элементов.
Продолжать учить детей анализировать
свою постройку; этапы ее создания,
развивать внимание при определении
общих, характерных деталей машины
различной конструкции; вычленять и
называть
главные
части
машины,
планировать этапы постройки.
Формировать умение и навыки по
изготовлению поделок из конструктора.
Развивать умение планировать этапы
1
1
1
1
1
Март
Апрель
постройки,
пользоваться
схемой.
Воспитывать интерес к деятельности,
самостоятельность в работе.
«Вертолёт»
Познакомить
обучающихся
с
последовательностью
изготовления
простейшего
вертолета;
формировать
умения
и
навыки
изготовления
простейшего вертолета; закреплять умения
и навыки работы с конструктором,
наблюдательность, внимание, зрительную
память; мелкие мышцы кистей рук
Конструирование
Формировать умение создавать замысел и
по замыслу
реализовывать его. Упражнять детей в
моделировании и конструировании из
конструктора. Развивать умение работать
по предложенным инструкциям. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление. Воспитывать
умение работать в коллективе.
«Город»
Закрепление у обучающихся знаний о
строительных деталях, цвете. Обобщать
представление у детей выполнять задание
по образцу. Развивать внимание в процессе
построек, логическое мышление, развивать
координацию движений. Воспитывать
самостоятельность через конструктивную
деятельность у обучающихся.
«Сказочный
Продолжать развивать интерес детей к
дворец»
конструктивной
деятельности,
учить
творческому
конструированию
по
условию: строить красивый дом –
сказочный, самостоятельно придумывать и
осуществлять оригинальные замыслы,
находить
необычные
конструктивные
решения, закреплять навык планирования
предстоящей работы. Воспитывать интерес
к изобретательству, навыки коллективной
работы.
«Многоэтажный
Вызвать у детей эмоциональное отношение
дом»
к постройке. Закреплять умение делать дом
по воображению или с помощью схемы.
Совершенствовать знания детей в выборе
деталей
для
постройки.
Развивать
воображение, умение описывать свою
постройку. Воспитывать любовь к своей
семье.
Блок «Конструирование с использованием конструктора «Лего»
«Ракета»
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
1
1
1
1
1
1
«НЛО»
«Самолёт»
«Танк»
Май
«Карт»
«Робот»
«Инопланетянин»
Конструирование
по замыслу
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
Формировать
умение
реализовывать
замысел. Развивать умение работать с
предложенными инструкциями. Развивать
мелкую
моторику.
Формировать
пространственное мышление.
1
1
1
1
1
1
1
4.Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п Наименование
Количество
1.
Конструктор «Лего»
2
2.
Конструктор настольный деревянный
3
3.
Конструктор напольный мягкий
1
4.
Конструктор пластмассовый
1
5.
Конструктор «Юниор»
2
6.
Бумага
7.
Картон
8.
Клей
9.
Ножницы
10.
Карандаши, линейки
11.
Салфетки, клеёнка
12.
Одноразовые тарелки, стаканчики, втулки и т.д.
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
по количеству
детей
5.Список литературы.
1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова. – Всерос. уч. метод. центр
образоват. Робототехники. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска».-2013.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.:
Эксмо, 2010.
3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебнометодическое пособие. - М.: Академия, 2008.
4. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Мето
5. Фешина Е.В. лего-конструирование в детском саду. Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017
6. Интернет сайты:
http://www.maam.ru/
https://dohcolonoc.ru
http://doshkolnik.ru
Приложение 1.
Анкета для родителей.
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с
детьми; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих
способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
1. Чем ребенок любит заниматься дома:
А) рисовать;
Б) лепить;
В) вырезать из бумаги;
Г) чем-то другим___
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной
изобразительной деятельностью?
А) бумага (белая, цветная);
Б) краски;
В) глина;
Г) пластилин;
Д) цветные мелки;
Е) цветные карандаши;
Ё) фломастеры;
Ж) другое___
3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
А) берет, когда сам пожелает;
Б) только по разрешению взрослых
4. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
А) предлагаете самому порисовать;
Б) обещаете порисовать в другой раз;
В) включаетесь в творческий процесс по его просьбе
5. Тему для рисования ваш ребёнок:
А) выбирает сам;
Б) с вашей помощью
6. Как используются детские работы:
А) собираются;
Б) устраиваются выставки;
В) периодически рассматриваете с ребенком;
Г) другое___
7. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?___
8. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого
проявления детей?
9. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме
художественно-эстетического развития Вашего ребёнка?
___
Благодарим за сотрудничество!