Программа кружка_Самоделкин_5-6 лет

Пояснительная записка.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия в старше группе – 25 минут.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (лепка, аппликация, оригами)
и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и
художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям
художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую
художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы,
учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как
способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий,
коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с
инструментами
(в
аппликации
–
ножницы
и
кисть,
в
лепке
–
стека).
Учитывая, многие дети, посещающие данную группу имеют ОНР, то считаю приоритетной
задачу развития активной речи детей, через тренировку мелкой моторики в рамках программы
дополнительного образования «Самоделкин», в которую включены продуктивные виды
деятельности
по
пластилинографии,
тестопластика,
аппликации
и
оригами.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие
«пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая
половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется
исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с
изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной
поверхности.
Тестопластика- лепка декоративных изделий из соленого теста, состоящего из натуральных
компонентов.
Тесто подходящий и безопасный материал для детей, его пластичность позволяет вносить
многочисленный изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное
самочувствие.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем.
«Аппликация» в переводе означает прикладывание, это создание рисунка путем
приклеивания к основе кусочков бумаги. Специфика этих занятий позволяет получать знания о
цвете и форме предметов, их величине, о композиции. Занятия аппликацией развивают у детей
композиционные
знания
и
умения.
Оригами – различные приемы и способы действия с бумагой (складывание, сгибание,
надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои
действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать
направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти
правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны,
вершины,
диагонали
и
т.д.).
Педагогической целесообразностью программы «Самоделкин» является интеграция
предметных областей знаний. Темы непосредственной образовательной деятельности тесно
переплетаются с жизнью детей с опорой на тематический план логопедических занятий.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность,
максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность
признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в
долговременной памяти.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми
играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете,
размере, величине. Развивают сенсорные эталоны, воспитываются тактильные и термические
чувства пальцев.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, в ходе выполнения оригами и аппликации
позволяют узнать её свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают
яркими
образами
окружающего
мира.
Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь
между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом).
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка средствами ручного труда.
Задачи программы:
Обучающие:
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол,
сторона, вершина и т.д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев,
совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению
бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В реализации данной дополнительной образовательной программы, рассчитанной на 1 год,
участвуют дети 5 – 6 лет. Образовательная деятельность проводится 4 раза в месяц, с октября по
май, по 25 минут. Форма организации образовательного процесса подгрупповая
и индивидуальная работа.
Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и
эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: пластилин, бумага и бросовый материал, стека, ножницы, кисточка, клей, салфетки
(бумажная, тканевая), клеёнка для аппликационных работ, доска для лепки, технические
средства, ИКТ.
Принципы построения и реализации программы:
Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от
простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

Принцип развивающего характера художественного образования;
Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с
учётом природных особенностей в данный момент времени;
Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественнотворческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и
индивидуальных способностей.
Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Методы работы:
Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной
культуре).
Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование
эстетического вкуса.
Метод разнообразной художественной практики.
Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Метод игровых, творческих ситуаций.
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ).
Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала,
различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей
дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций,
наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления,
привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие
сюрпризный момент.
Предполагаемый результат:
Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти,
мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также
творческих способностей.
Дети научатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь у ребенка разовьётся умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными,
а движения пальцев дифференцируются.
В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать,
анализировать и делать выводы.
В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными
произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с
пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов
на горизонтальной поверхности и бумагой как художественного способа конструирования.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение открытых занятий.
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение выставок детских работ.

Мониторинг развития.
Продолжительность диагностического периода: стартовая диагностика: октябрь; итоговая
диагностика: май.
Качественная характеристика и показатель уровня сформированности мелкой моторики
детей старшего дошкольного возраста.
№

Уровень

Качественная характеристика уровней

развития
1

2

3

Высокий

Средний

Низкий

Показатель
уровня

Ребёнок умеет точно передавать движения пальцев
рук, быстрое и правильное находит позу; Свободно
застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует
ботинки. Выполнение движений происходит
произвольно, выполняет упражнения синхронно,
умеет переключаться с одного движения на другое,
изменять положение рук. Умеет управлять своими
движениями, движения рук координированы. Умеет
удерживать позу определённое количество времени.
Ребёнок не умеет точно передавать движения пальцев
рук, находит позу с увеличением времени. Ребёнок с
трудом переключается с одного движения на другое,
не может одновременно изменять положение обеих
рук, движения каждой руки изолированы, движение
неловкое, с помощью другой руки. Движения рук не
координированы. Не удерживает позу определённое
количество времени. Застёгивает и расстёгивает
пуговицы, шнурует ботинки, используя помощь
взрослого.
Ребёнок не может найти нужный набор движений,
перебирает пальцы, помогает другой рукой,
ошибается, не умеет переключаться с одного
движения на другое.

I
от 80 до 60
баллов

II
от 59 до 35
баллов

III
от 34 до 0
баллов

Не умеет застёгивать и расстегивать пуговицы, не
использует помощь взрослого.

Методика проведения мониторинга.
№ Упражнение
1

Предлагается повторить серию
движений руками, сохраняя скорость.
Повторение допускается до 3 раз.

Результат
«высокий» - результат достигнут с 1 раза.
(8-10 бала).

Примеры движений:
1- обе руки вверх, 2- правая рука
вверх, левая - на пояс, 3 – обе руки
вперед, 4 – обе руки вниз.
1 – левая рука в сторону, 2 – обе руки
на пояс, 3 –правая рука в сторону,
левая – за спину, 4 – обе руки вниз.
2

Повторять движения за исключением
одного, «запретного» (руки на плечи).

«средний» - результат достигнут со 2-3
раза после дополнительного показа.(5-7
бала).
«низкий» - результат, достигнут с 4 и
более раз после дополнительного показа и
повторения инструкции. Темп выполнения
замедлен или ускорен. (1-4 бала).
«высокий» - «запрет» не нарушается
ребенком (8-10 бала).
«средний» - «запрет» нарушается, но
ребенок самостоятельно исправляет
ошибку.
«низкий» - ребенок ошибается даже при
многократном повторении инструкции.

3

"Шофер".
На столе раскладываются мелкие
предметы на расстоянии 5-7 см друг
от друга. Ребенок, передвигая фишку
одним пальцем, должен «объехать»
все препятствия, ничего не задев.

4

"Шнуровка".
Берётся большая карточка, на которой
по краям, а также в центре, в
определённой последовательности
сделаны отверстия. При помощи
длинной толстой нитки ребёнок
выполняет следующее задание:
протянуть нитку в каждое отверстие,
начиная с верхнего правого угла.

5

"Разорви лист по линиям".
Лист бумаги произвольно
расчерчивается на части. Нужно
разорвать его точно по линиям, двумя
руками, пальцы правой и левой руки
работают одновременно

«высокий» - ребенок выполнил задание
самостоятельно, не ошибаясь. (8 – 10 бала).
«средний» - ребенок задевает предметы.
(7-5 бала).
«низкий» - ребенок задевает все предметы,
темп замедлен. (4 -1 бала).
«высокий» - ребенок выполнил задание
самостоятельно. Темп ускорен. (8-10 бала)
«средний» - результат, достигнут со 2 раза.
(7 – 5 бала).
«низкий» - результат, достигнут с 3 раза
после дополнительного повторения
инструкции и дополнительного показа. (4-1
бала).
«высокий» - ребенок выполнил все
задания, не прибегая к помощи взрослого.
(8-10 бала).
«средний» - у ребенка пальцы правой и
левой руки работают не одновременно. (75 бала).
«низкий» - результат, достигнут co 2-3
раза после дополнительного показа. Темп
замедлен. У ребенка пальцы правой и

левой руки работают не одновременно. (41 бала).
6

"Перебираем крупу".
Необходимы две пустые коробки и
одна с крупными и мелкими
бусинами. Работая двумя руками,
ребенок должен разделить смесь на
две части.

7

«Попади в цель».
На столе стоит корзина, а с обеих
сторон от нее кладут несколько
шариков. Взрослый берет один
шарик, который находится с правой
стороны от ребенка, и бросает его в
корзину, а потом предлагает ребенку
сделать так же. Шарики забрасывают
попеременно правой и левой рукой.

8

Работа с карандашом.
- Плавно вращать карандаш большим
и указательным пальцами левой и
правой руки.
- Перебор карандаша всеми пальцами
левой и правой руки.
- Вращение карандаша ладонями
обеих рук.
- Зажимание карандаша между двумя
пальцами обеих рук (указательным и
средним, средним и безымянным и
т.д.).

«высокий» - ребенок разделил смесь на
две части, не прибегая к помощи
взрослого. (8-10 бала).
«средний» - ребенок не полностью
разделил смесь. (7-5 бала).
«низкий» - ребенок не справился с
заданием. Не разделил смесь на две части.
Темп замедлен. (4-1 бала).
«высокий» - ребенок справился с заданием
самостоятельно. Закинул шарик в корзину.
(8-10 бала).
«средний» - ребенок не точно попадает в
корзину. (7-5 бала).
«низкий» - ребенок не попал в корзину.
Бросает шары только одной рукой. Темп
замедлен. (4-1 бала).
«высокий» - ребенок выполнил все
задания. Правильно держит карандаш. (810).
«средний» - ребенок неправильно держит
карандаш. (5-7 бала).
«низкий» - ребенок не умеет правильно
держать карандаш. Движения не точны.
Темп выполнения замедлен. Результат
достигнут с 4 и более раз после
дополнительного показа. (4 -1 бала).

Сводная таблица мониторинга развития мелкой моторики у детей.
Фамилия, имя ребенка
№
Упражнения
п/п
Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г Н.г

К.г

1. Серия
движений
2. «Запретное
движение»
3. «Шофер»
4. "Шнуровка".
5. "Разорви
лист по
линиям".
6. "Перебираем
крупу".
7. «Попади в
цель».
8. Работа с
карандашом.
Итоговый
балл/
показатель
развития
* н.г – мониторинг на начало года, к.г. – мониторинг на конец года.

Показатели развития.
Высокий уровень
абс.
н.г

Средний уровень
абс.

%
к.г

н.г

к.г

н.г

абс.

%
к.г

н.г

Низкий уровень

к.г

н.г

%
к.г

Календарно-тематический план

н.г

к.г

Месяц

Неделя

октябрь

I
№1

II

Вид работы

Цель/ задачи

Колво
часов

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У
ДЕТЕЙ
Тренировать детей в
знакомом виде ручного
труда. Ознакомить с
техникой
работы.
Учить
аккуратно
складывать лист бумаги
по диагонали, вдоль и
поперек. Внимательно
слушать
объяснения
педагога и повторять
его действия. Быть
внимательным
и
аккуратным.

1

Конструирование
из бумаги

«Волчонок»

Аппликация

Вводное
занятие, техника
безопасности.

Напомнить о правилах 1
техники безопасности
при
работе
с
ножницами,
клеем,
бумагой.

Оригами

«Лягушка»

Бумагопластика

«Листопад»

Продолжать знакомить 1
детей
с
техникой
складывания
бумаги
оригами. Формирование
целостной
картины
мира
Способствовать
развитию
бережного
отношения к живой
природе
Формировать умение
конструировать
по
замыслу
с
учётом
особенностей
материала.
Развитие
мелкой
моторики
Учить
детей
радоваться
полученному
результату.
Способствовать
эмоциональным
проявлениям в ходе и по
завершению
выполнения
работы,
желанию выразить свое
отношение
через
мимику, жесты.
Учить детей работать с 1
бумажными салфетками

№2

III

Тема

1

№3

IV
№4

Обрывная
аппликация

«Дерево»
(коллективная
работа)

Пластилинография

«Наливное
яблочко».

Лепка из
соленого теста.

«Рыбки в
аквариуме»

разного цвета (желтая,
зеленая,
оранжевая,
красная).
Учить
получать удовольствие
при работе с таким
материалом. Развивать
мелкую
моторику.
Развивать эстетическое
восприятие.
Воспитывать
усидчивость, терпение,
аккуратность в работе.
Развивать творческие 1
способности
детей,
эстетическое
восприятие.
Учить
определять
содержание
аппликации, совместно
и творчески выполнять
его,
устанавливая
взаимосвязи
между
разными предметами;
радоваться результатам
коллективной
деятельности
Вызвать
у
детей 1
желание делать лепные
картины. Продолжать
работу над техникой
рельефной
лепки.
Развивать
чувство
формы и композиции
Уточнить и закрепить 1
знание детей о внешних
признаках рыб и о
местах их обитания.
Способствовать
развитию
бережного
отношения к живой
природе. Продолжать
знакомить
с
разнообразием
пластических
материалов для лепки.
Побуждать детей к
украшению
вылепленных
предметов.
Формировать
умение
конструировать
по
замыслу
с
учётом
особенностей
материала.

ноябрь

I

Ручной труд

№5

«Игрушки из
спичечных
коробков»
(По сказке ”Три
медведя”)

Пластилинография

II
№6

III
№7

"Грибы,
грибочки
выросли в
лесочке".

Продолжать
учить 1
детей
изготавливать
игрушки,
используя
спичечные
коробки.
Развивать творческие
способности,
воображение. Развивать
умение сочинять сказку
по сказке, развивать
связную речь.
Формировать у детей 1
обобщенное понятие о
грибах.
Развивать
умение находить связи
между
формами
настоящих
и
изображаемых грибов,
передавать
их
природные
особенности,
цвет.
Напомнить детям о
свойствах пластилина:
мягкий,
податливый,
способный принимать
заданную форму

Конструирование «Фигурка лисы». Учить детей складывать 1
квадратный лист бумаги
из бумаги
по диагонали, загибать
углы.
Дорисовывать
глаза, нос, рот до
завершения образа.

Аппликация

«Полосатый
коврик».

Учить
работать 1
ножницами, сжимать и
разжимать
кольца,
нарезать полоски из
прямоугольного листа
бумаги,
подбирать
гармоничные цветовые
оттенки,
чередовать
полоски разного цвета;
составлять
коллективную
композицию.

Пластилинография

«Дождь –
проказник».

Рисование
капелек 1
дождя
путём
отщипывания
и
размазывания
маленьких
комочков
пластилина. Развитие

чувства ритма, цвета.
Обрабатывание приёма
«скатывания».
Добавление
в
композицию
дополнительных
изображений
по
желанию детей: травка,
лужи, опавшие листья.
Воспитание
творческого восприятия
окружающего мира.

IV

Конструирование
из бумаги

«Хлопушка».

Учить делать игрушку 1
на
основе
прямоугольника,
складывать
его
пополам; тренировать в
аккуратном
и
последовательном
выполнении работы по
схеме.

Аппликация

«Цыпленок».

Продолжать
учить 1
детей
работать
с
бумагой,
создавая
объемную аппликацию,
передавать в работе
характерные
черты
цыпленка.

Пластилинография

"Гроздь
винограда".

Ознакомить детей с 1
техникой
пластилинографии,
приемами выполнение
декоративных налепов
разной формы

Тестопластика

«Елочные
игрушки».

Аппликация

«Снеговик».

Продолжать
учить 1
лепить из солёного
теста,
составлять
композицию, сохраняя
пропорции. закрепить
способ
раскатывания
шарика
и
расплющивание,
добиваться
аккуратности в работе .
Тренировать в умении 1
вырезать круги разного
размера;
учить
выполнять аппликацию
в
определенной

№8

декабрь

I
№9

последовательности;
развивать
мелкую
моторику
рук,
воображение,
усидчивость.

II
№ 10

III
№ 11

IV
№ 12

Пластилинография

«Ёлочка».

Закрепить
1
использование
в
творческой
деятельности
детей
технического приема –
пластилинографии,
комбинированных
способов работы с
пластилином.

Конструирование
из бумаги

«Шапка Деда
Мороза».

Совершенствовать
1
умения и навыки при
выполнении
базовой
формы
«двойной
треугольник». Вызвать
у
детей
желание
передать
волшебство
новогоднего праздника.
Развивать
конструктивные
способности.

Аппликация из
ниток

«Зимняя сказка»

Пластилинография

«Елочные шары
на ветке».

Продолжать
учить 1
наклеивать
готовые
формы на лист картона,
выкладывать
силуэт
нитками.
Развивать
мелкую
моторику.
Воспитывать интерес к
занятию.
Уточнить знание детей 1
о
круглой
форме
предметов. Закреплять
знание
о
цвете,
развивать
чувство
ритма,
тренировать
детей в раскатывании
жгутиков.

Конструирование
из бумаги

Ёлочка

Учить детей складывать 1
квадрат
пополам,
совмещая
противоположные углы,
перегибать полученный
треугольник.
Учить
составлять
из
треугольников елочку,

начиная снизу с самой
большой
детали.
Воспитывать
аккуратность в работе с
клеем.

январь

I
№ 13

II
№ 14

Аппликация

«Конфетка».

Учить
нарезать 1
квадраты
путем
складывания полосы в
несколько раз, разрезать
их по диагонали на два
равных треугольника:
активизировать понятия
“вертикально”,
“горизонтально”.

Пластилинография

«Кудряшки для
овечки»

Учить
пользоваться 1
круглой стекой для
создания кудряшек у
овечки;
закреплять
умение
прикреплять
пластилиновые шарики
рядом друг с другом;
развивать
согласованность работы
обеих рук; воспитывать
навык
аккуратной
работы с пластилином;
актуализировать
словарь (овечка, белые
кудряшки, шерсть –
шерстка).

Конструирование
из бумаги

«Мышка»

Продолжать
учить 1
детей
складывать
квадрат
пополам
«книжкой». Понимать
термины:
«верхний
угол», «нижний угол».
Развивать
глазомер
детей.
Воспитывать
бережное отношение к
бумаге.

Аппликация

«Белочка».

Упражнять
в 1
вырезывании
круга;
учить вырезать овал
путем срезания углов
прямоугольника,
последовательно
наклеивать
части
задуманного образа на

бумагу; учить доводить
начатое дело до конца.

III
№ 15

IV
16

Пластилинография

«Веселый
клоун».

учить детей выполнять 1
изображение
клоуна
нетрадиционной
технике исполнения –
пластилинографии;
развивать
чувство
цвета;
воспитывать
интерес
детей
к
цирковому искусству,
уважение к необычной
профессии клоуна –
веселить
людей,
доставлять им радость
своей работой.

Конструирование
из бумаги

Колобок

Учить
детей
у 1
прямоугольника
сгибать
все
углы
равномерно.
Продолжать
учить
оформлять
поделку
деталями (рот, нос,
глаза).
Воспитывать
радость от подарков,
сделанными
своими
руками

Аппликация

«Строим дом».

Формировать
умение 1
выполнять работу в
определенной
последовательности;
упражнять в умении
аккуратно наклеивать
готовые
формы;
развивать эстетические
чувства.

Пластилинография

«Снежинка».

Учить лепить детей 1
плоскостное
изображение снежинки
из отдельно слепленных
колбасок.

.

Развивать
мелкую
моторику,
конструктивные
способности.

февраль

I

Конструирование
из бумаги

«Зайчик»

Закрепить
умение 1
перегибать
квадрат
«книжкой» и дважды
«косынкой», опускать
противоположные углы
к центру квадрата,
получая
«конфетку».
Продолжать
учить
детей
внимательно
слушать
инструкции
воспитателя.
Воспитывать
самостоятельность
и
внимание.

Аппликация

«Цветные
мячики».

Учить вырезать круги из 1
квадратов, срезая углы,
разрезать получившиеся
круги на полукруги,
составлять круг из
полукругов
разного
цвета,
аккуратно
работать с клеем и
бумагой;
развивать
эстетическое
восприятие.

Пластилинография

"Яблоки на
тарелочке"

Ознакомить детей с 1
понятием "натюрморт".
Продолжать
учить
отражать
в
изобразительной
деятельности
природные особенности
фруктов: оригинальную
форму и расцветку.
Развивать глазомер и
цветовосприятие.

Конструирование
из бумаги

«Самолетик».

Продолжить
учить 1
делать игрушку на
основе прямоугольника,
дополнять ее способом
аппликации,
активизировать понятие
“симметрия”.

Аппликация

«Подарок для
Мурки».

Закрепить
приемы 1
вырезания
геометрических

№ 17

II
№ 18

элементов
(круг,
полукруг, треугольник).
Упражнять детей в
составлении
изображения
из
геометрических фигур,
Учить
детей нетрадиционным
способам:
сжатие,
скручивание бумаги.

III
№ 19

IV

Пластилинография

«Самолет
летит».

Учить детей составлять 1
на плоскости предмет,
состоящий
из
нескольких
частей.
Продолжать
формировать интерес
детей
к
работе
пластилином
на
горизонтальной
плоскости.

Конструирование
из бумаги

«Солдатская
пилотка».

Продолжать
учить 1
складывать из бумаги,
проглаживать
все
сгибы. Принести детям
радость от примерки
пилоток.

Аппликация

«Машина».

Закреплять
умение 1
складывать машину из
геометрических форм и
знакомых
предметов.
Развивать воображение,
чувство ритма и цвета.

Пластилинография

«Зимующие
птицы.
Снегири».

Закреплять
работать 1
пластилином
на
горизонтальной
поверхности,
использовать
его
свойства
при
скатывании,
расплющивании,
разглаживании
поверхностей
в
создаваемых предметах.

№ 20

март

I

Лепка в технике
папье - маше

«Ваза для мамы» Познакомить детей с 1
возможностью
изготовления объемной

№ 21

II
№ 22

III
№ 23

поделки из бумаги в
технике папье-маше.
Развивать
конструктивные
навыки,
координированные
движения
рук.
Воспитывать
самостоятельность,
желание
создавать
игрушки для своей
игровой деятельности,
развивать
творческое
воображение.
Учить детей создавать 1
яркие
образы
из
материала
на
свое
усмотрение;
учить
правильно
отбирать
материал для поделки
по предложенной теме;
развивать
творческое
воображение; развитие
мелкой моторики рук.

Аппликация

«Сумочка».

Пластилинография

«Душистая
мимоза».

Учить лепить мимозу 1
приёмом
скатывания
маленьких
жёлтых
шариков, равномерно
распределять
вдоль
стебля.

Конструирование
из бумаги

«Сова».

Напомнить,
как 1
складывается базовая
форма
«воздушный
змей».
Учить
перегибать
верхний
треугольник вперед и
возвращаться
в
исходное положение.
Делать надрезы по
линии сгиба. Сгибать
концы
складкой.
Воспитывать
аккуратность в работе с
бумагой и ножницами.

Аппликация

«Натюрморт».

Совершенствовать
1
технику вырезания по
контуру (фруктов и
ягод, вазы для фруктов).
Подвести
детей
к
пониманию,
что
красивый
натюрморт

получается
при
сочетании
разных
цветов,
форм.
Формировать
аппликативные умения
детей.
Развивать
творчество детей.

Пластилинография

IV
№ 24

апрель

I
№ 25

Закреплять
умение 1
«Перелётные
птицы. Лебеди». работать пластилином
по
горизонтальной
поверхности,
использовать
его
свойства
при
скатывании,
расплющивании,
разглаживании
поверхностей
в
создаваемых предметах.

Конструирование
из бумаги

«Лиса»

Продолжать
учить 1
детей слушать устные
инструкции педагога.
Познакомить
на
практике с основными
геометрическими
понятиями.
Воспитывать
аккуратность в работе с
бумагой

Лепка

«Овечки».

Учить детей создавать 1
яркие
образы
из
материала
на
свое
усмотрение;
учить
правильно
отбирать
материал для поделки
по предложенной теме;
развивать
творческое
воображение; развитие
мелкой моторики рук.

Пластилинография

«Машина».

Научить детей
плоскостное
изображение
горизонтальной
поверхности.
передавать
характерные
внешнего

лепить 1
на
Учить
форму,
детали
вида

транспорта
способом
пластинографии.

II

Конструирование
из бумаги

«Лисичка»

Продолжать
учить 1
детей сгибать квадрат
«косынкой», отгибать
один из уголков к верху
наискосок. Закрепить
умение
приклеить
голову, рисовать глаза.
Развивать
глазомер.
Воспитывать
усидчивость.

Аппликация

«Космический
корабль летит к
звездам».

Учить
вырезать 1
космический корабль,
складывая
прямоугольник
пополам; украшать его
иллюминаторами
и
другими
деталями,
помещая
среди
небесных светил

Пластилинография

«Звездное небо». Учить детей передавать 1

№ 26

III
№ 27

образ звездного неба
посредствам
пластилинографии.
Развивать
композиционное
и
пространственное
восприятие.

Конструирование
из бумаги

«Ракета».

Учить
складывать 1
заготовку,
используя
разные знакомые детали
базовой
формы
«воздушный
змей».
Продолжать
учить
соединять
детали
накладывая друг на
друга
соединяя
стороны.

Лепка из
соленого теста

«Пасхальные
яйца».

Научить детей делать 1
поделки из различного
бросового
материала
(футляры от «киндера»).
Способствовать
развитию
умения
планировать
предстоящую работу,
развивать инициативу,
фантазию, творчество.

IV
№ 28

май

I
№ 29

Пластилинография

«Божьи
коровки».

Конструирование
из бумаги

«Цветы»

Аппликация

«Гвоздики»

Способствовать
коллективной
деятельности, речевому
и игровому общению
детей.
Учить
тонко
расплющивать
тесто,
закатывать в него форму
от шоколадного яйца.
Катать
между
ладошками, придавая
форму яйца.
Украшать форму по
желанию
ребенка,
использовать
при
украшении
бисер,
бусинки и др.
Закреплять
умение 1
лепить шарик большого
размера, сдавливая его
между ладонями и
маленьких
шариков
приёмом лепки тонкого
жгутика и деление его
на части.
Учить детей работать с 1
разным
материалом.
Развивать
мелкую
моторику.
Развивать
эстетическое
восприятие.
Воспитывать
усидчивость, терпение,
аккуратность в работе.
Знакомство с явлением 1
осевой симметрии и
освоение
техники
объемной
симметричной
аппликации:
складывания квадрата
(прямоугольника)
пополам,
вырезание
половины изображения
(линия сгиба – это
середина цветка) по
нарисованному
или
воображаемому
контуру и получение
симметричного силуэта.
Обогащение
и
расширение

возможностей
освоенной техники

Пластилинография

«Подсолнух».

Учить
создавать 1
выразительное,
полуобъёмное
изображение
подсолнуха.
Закреплять
умение
детей
работать
с
пластилином,
использовать
его
свойства
при
скатывании,
расплющивании,
разглаживании
поверхностей
в
создаваемых предметах.

II
№ 30

III
№ 31

Конструирование
из бумаги

«Голубь».

Совершенствовать
1
технику
оригами,
воспитывать
трудолюбие, интерес к
работе.

Лепка из
соленого теста

«Пирожное».

Пластилинография

«Ландыши».

Продолжать
1
совершенствовать
навыки
и
умения,
работая с различным
материалом. Закрепить
правилам безопасной
работы
с
соленым
тестом,
пуговицами,
крупами.
Развивать
композиционные
умения. Воспитывать
самостоятельность.
Учить детей создавать 1
лепную
картину
с
выпуклым
изображением,
добиваться
выразительности
создаваемого предмета
(формы, цвета).

Конструирование
из природного
материала

«Кораблик»

Знакомить
детей
с 1
природным материалом
(скорлупа
грецкого
ореха, листья деревьев).
Учить
детей
конструировать поделку
из
природного
материала,
соединяя

IV
№ 32

Аппликация из
резанных ниток

«Утята»

детали
кусочками
пластилина.
Формировать
умение
конструировать
по
замыслу
с
учётом
особенностей
материала.
Учить
соблюдать
инструкцию взрослого
при
выполнении
трудовой деятельности
с
опасными
инструментами
и
материалами
(ножницами, клеем).
Познакомить детей с 1
техникой выполнения
аппликации из ниток.
Учить
равномерно
намазывать небольшие
участки изображения и
посыпать их мелко
нарезанными педагогом
нитками,
соответствующим
участку
изображения
цветом.

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ИТОГО:

1
32

Список литературы
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ:
Астрель, 2006.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду. Издательство: Линка-Пресс,
2010
Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей
ДОУ. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Издательство: Просвещение, 1998
И.А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках,
валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в
ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».