Программа кружка_Познаю мир_4-5 лет

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе обязательного
минимума содержания по познавательному развитию для ДОУ с учетом
приоритетного экологического направления работы детского учреждения
и направлена на экспериментально – исследовательскую работу с детьми.
ДОУ работает по
основной общеобразовательной программе «От
рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой.
Содержание
программы
помогает
приобщить
дошкольников к важнейшей сфере жизни – к миру природы, воспитанию
бережного отношения к природным объектам. Учит устанавливать связи
между состоянием живых существ, средой обитания и их потребностей.
Пользоваться наблюдением для познания природы. Моделировать признаки
объектов и связи. Использовать элементарную поисковую деятельность,
применяя способы проверки противоречий, опыты, наблюдения,
рассуждения. Иметь представления о том, как человек приспособился
использовать факторы природной среды – землю, воздух, воду, растения и
животных – для удовлетворения своих потребностей.
Результаты современных психологических и педагогических
исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н.
Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И.
Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей
дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее.
Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние,
наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние
связи и отношения. В период дошкольного детства формируются
способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в
основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с
познаваемыми предметами, объектами.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются
такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения
опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно
овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
А.И.
Савенков
определяет три
уровня
реализации
«исследовательского обучения» в современной педагогике:
1.
Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее
решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
2.
Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет
самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
3.
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и
разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Мы считаем,

что представленные уровни характеризуют последовательность этапов
экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.
Термин «экспериментирование»
в
естественнонаучной
направленности понимается как особый способ духовно-практического
освоения действительности, направленный на создание таких условий, в
которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность,
скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе
дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом
обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании
картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,
установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Экспериментальная
работа вызывает у
ребенка интерес
к
исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ,
синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную
активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие
учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с
основами математических знаний, с этическими правилами жизни в
обществе и т.п.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями
реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий
мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками,
языком, понюхать, постучать им и т.п.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических
явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в
воде, различная окраска объектов окружающей действительности и
возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по
изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словеснологическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на
наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет
ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить
полученные действенным путем результаты, сопоставить их,
классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости
физических явлений для человека и самого себя.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного,
заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от
непосредственного
наблюдения
стороны
объекта
или
явления
действительности; развиваются способности ребенка к определению
проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается
субъективно-новый продукт.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально
созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.
Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям
используется
введенное Н.Н.
Поддьяковым понятие
«детское
экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим
функциональным механизмом творчества ребенка.
П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это
люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед
окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными
стереотипами и готовыми решениями. Н.К. и Е.И. Рерих проповедуют
творчество, радость, преодоление преград несовершенства, созидание,
неприятие отрицания и гнева. Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что
ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один
в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не
хочу и отстань от меня».
Создание условий для детского экспериментирования позволяет
педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия,
рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе
дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство
свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в
том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный,
интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее
внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурноисторического процесса.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста
характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности,
интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения
результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его
практическое использование в своей повседневной жизни.
Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании
являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями,
навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и
ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в
процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.
Источником познавательной активности становится преодоление
данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью
трансформировать, интерпретировать его в своей практической
деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и
творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом
развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя
реализуется посредством использования им различных методов и приемов
активизации интеллектуальной сферы ребенка.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой
определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты,
осуществляемые педагогом в специально организованных видах
деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми
самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например,

приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения
предметов и др.).
Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым
мы знакомим детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело,
тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально
обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений,
мысленного и реального экспериментирования.
В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы
выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.
Цель познавательной и опытно-исследовательской деятельности в
детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые
компетенции познания окружающего мира опытным путем, способность
к исследовательскому типу мышления.
1. Основные задачи по основной программе:
Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной
взаимосвязанной системе. Формировать опытно-исследовательское
отношение к окружающему миру.
2. Задачи по национально-региональному компоненту:
Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать,
описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки,
находить причинно- следственные связи.
3. Дополнительные задачи по обновлению содержания:
Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.
Расширение кругозора. Воспитание у детей старшего дошкольного
возраста потребности в сотрудничестве, взаимосвязи со сверстниками,
умение подчинять свои интересы определенным правилам.
Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе
авторской парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», 2016
г., содержания раздела «Ознакомление с природой» основной
общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016 г.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Возрастные особенности старших дошкольников (седьмой год жизни).
Анатомо-физиологические особенности
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода
в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам.
На седьмом году продолжается становление новых психических
образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее
развертывание этих образований создает психологические условия для
появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте

идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в
месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем
рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области
мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная
сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще
неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры.
Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое
развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка
пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития
речи и подготовки к письму.
Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого
внутреннего плана действий — способностью оперировать различными
представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших
изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его
представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих
образований создает к шести годам благоприятные условия для развития
рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях,
полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и
побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст
шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период
во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же
время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В
процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие,
заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция
преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка
ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение.
Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.
Ведущей потребностью детей данного возраста является общение
(преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетноролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни
начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие
характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся
более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько
центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом
дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по
всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от
места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста являет¬ся
проявление произвольности всех психических процессов.
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного
возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно
учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут,
объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть
двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка
появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет
рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение,
возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы
произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда
ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с
уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того
мо¬мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание.
Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного
развития не только памяти, но и других познавательных способностей:
восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной
памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти —
наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого
(бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого
материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д.
Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких
приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и
педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам
классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное
мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться
словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения
оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно
потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских
рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В
дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словеснологическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к
подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать
причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.
Может делать исключения на основе всех изученных обобщений,
выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты
характеризуются активизацией функции воображения — вначале
воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять
сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается
принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития
фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический
строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все
более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся
в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие
существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате
правильно организованной образовательной работы у детей оказываются
хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с
людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция
школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким
уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в
дальнейшем успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд
важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем
предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть
успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его
учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая
готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить
несколько параметров психического развития ребенка, наиболее
существенно влияющих на успешное обучение в школе.
• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка
готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего
круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с
дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в
отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться
и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в
обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости
(социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная
потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный
мотив учения).
• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью
понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания,
аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения
основных связей между явлениями; возможность логического запоминания,
умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и
сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким
образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает
функциональное созревание структур головного мозга.
• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности
ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим
школьной жизни.
Обучение в объединении «Познаю мир» естественнонаучной
направленности в рамках опытно-экспериментальной деятельности в
подготовительной к школе группе проводится один раз в 2 недели. Всего 18
занятий в год. Длительность одного занятия – 28-30 минут.
Форма обучения: очная
Практические виды деятельности

(опыты, эксперименты, исследования)
Сопутствующие формы обучения:
а) экскурсии, походы, целевые прогулки
б) лаборатория
в) выставки
г) наблюдения
Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом
реализации межпредметных связей по разделам:
а) «Познавательное развитие», где даются представления о природе.
б) «Развитие речи», где используются произведения о природе.
в) «Художественно-эстетическое развитие», где используются
произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные
изделия из природного материала.
г) «Физическое развитие», где прививаются основы здорового образа
жизни, проводятся развлечения на улице.
д) «Социально-коммуникативное развитие», где дети познают
взаимосвязь человека и природы, человека и человека, учатся работать
сообща.

Планируемые результаты
Раздел I. Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.
1. Может рассказать о круговороте воды в природе, «превращении» воды, испарении, умеет по
схеме показать и рассказать о «путешествии капельки».
2. Знает о роли Солнца – источнике жизни, тепла, света на Земле.
3. Имеет представление о Солнечной системе, о месте Земли в этой системе, о звездах и других
планетах.
4. Умеет рассказывать об огне, объяснять, что это такое, знает о правильном обращении с ним.
5. Может назвать отличительные признаки песка, глины, камней, знает об их разнообразии,
свойствах.
6. Знает, где используется песок, глина и камни человеком.
7. Знает о назначении воды в природе и жизни человека (свойства воды, очищение воды,
использование воды человеком в природе, превращении воды, забота о воде).
8. Может рассказать о воздухе: свойства и значение.
9. Знает различные виды почвы и знает о том, что в почве есть воздух.
10. Умеет проводить некоторые опыты по разделу.
Раздел II. Растительный мир. Многообразие растений и их связь со средой обитания.
1. Знает, почему растения называют «легкими Земли».
2. Знает о приспособлении растений к сезонным изменениям.
3. Знает и называет растения средней полосы России (деревья, кустарники, садовые, травянистые
луга и леса, лесные ягоды и грибы).
4. Знает названия комнатных астений.

5. Может рассказать о приспособлении комнатных растений к жизни в зимний период.
6. Может рассказать о росте, развитии и размножении растений.
7. Знает первые весенние цветы Подмосковья.
8. Называет растения Подмосковья, занесенные в Красную книгу.
9. Имеет представление о растениях на глубине океана.
10. Умеет проводить некоторые опыты по разделу.
Раздел III. Животный мир. Многообразие животных и их связь со средой обитания.
1. Знает животных основных классов и называет их: зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных.
2. Знает о подземных обитателях и называет их, имеет представление о том, какую пользу они
приносят.
3. Умеет делать элементарные выводы об охране окружающей среды.
4. Знает о рыбах как представителях животных, приспособившихся жить и размножаться в воде,
об их отличительных особенностях.
5. Может назвать отличительные признаки насекомых.
6. Знает о приспособлении животных маскироваться под окружающую среду и для чего им это
необходимо.
7. Знает домашних животных, и чем они отличаются от диких животных.
8. Называет стадии развития животных.
9. Знает о животных, занесенных в Красную книгу.
10. Умеет проводить некоторые опыты по разделу.
Раздел IV. Бактерии и грибки.
1. Имеет представление о влиянии температуры на рост бактерий.
2. Знает, какие бывают бактерии, и о соблюдении правил гигиены.
3. Знает о грибке под название «хлебная плесень», чем он опасен, где встречается, можно ли
употреблять продукты, пораженные плесенью, как с ней бороться.
4. Умеет проводить некоторые опыты по разделу.
Раздел V. Приборы для опытов.
1. Имеет представление о термометре, его видах, как работает, для чего служит, как правильно
обращаться.
2. Знает о микроскопе, где используют, для чего и как он работает.
3. Имеет представление о телескопе как приборе, помогающем увидеть небесные тела, вести
наблюдения за ними.
Знает о значении природы в жизни человека, о бережном отношении к окружающему миру и о
последствиях экологически неграмотного поведения человека в природе

Формы отслеживания образовательных результатов











Грамота, диплом, сертификат
Дневник наблюдений
Журнал посещаемости
Маршрутный лист
Фото-, видео-, аудиоматериал
Выставка, конкурс, фестиваль, концерт
Открытое занятие
Праздник, соревнование
Отзывы воспитанников и родителей (законных представителей)
Поступление выпускников в общеобразовательные учреждения
Материально-техническое обеспечение

№
1

Наименование
наглядного материала
Дидактические игры

Ключевые
характеристики
«Волшебные карточки»
«Узнай - назови»
«Напоминающие знаки»

Количество
1 шт.
1 шт.
1 шт.

2

3

«Если бы я был кошкой»
«Где мы растем»
«Зоологическое лото»
«Шесть картинок»
«Чей малыш»
«Загадки о животных»
«Береги животное»
Особенности сезонных
Дидактические пособия
изменений в природе
Тайны леса
Как растения помогают
азам математики
Одуванчик
История кленового листа
Тайны природы
Природные явления и
объекты
Удивительные растения
Лечебные травы
Животные в лесу
(времена года)
Грибы (муляжи)
Овощи, фрукты (муляжи)
Гербарий (деревья и
кустарники, травянистые
растения и злаки, цветы
лета и осени)
Модели: этажи леса,
звездное небо,
маскировка, зимовье
зверей
Круговорот воды в
Плакаты и иллюстрации
природе
Кто, где живет
Овощи, фрукты
Кто прилетел на
кормушку
Домашние животные и
птицы
Дикие животные
Дикие животные Африки
Времена года
Домашние питомцы
Животные в природном
сообществе
Виды земной поверхности

1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

1 шт.

1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

4

Карты

5

Фонотека

6

Фотоматериал

7

Материал природный

8

9

Материал для
проведения опытов

Детские книги

Птицы
Рыбы
Подмосковье
Экзотические животные
Шедевры русской
живописи
Краеведческая карта
г.о.Мытищи
Ландшафтная карта
г.о.Мытищи
Физическая карта
Российской Федерации
Географическая карта
мира
Карта полушарий
звездного неба
Карта Солнечной системы
Звуковое сопровождение к
занятиям «Добро
пожаловать в экологию»

1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

Фотоальбомы, ширма
«Поход по экологической
тропе»
Шишки, желуди, семена,
веточки, образцы глины,
песка, почвы, сахара,
камни, ракушки,
Стаканчики, тарелочки,
подносы, баночки,
пробирки, колбы, воронки,
лейки, бутылочки, тазики,
трубочки для коктейля,
воздушные шары,
зеркальца, лупы,
микроскопы, песочные
часы, компасы; различный
бросовый материал
(веревки, металлические и
деревянные предметы,
надувные игрушки и т.п.)
Г. Снегирев, М. Пришвин,
В. Бианки, С. Маршак, А.
Тамбаев, И. Соколов –
Микитов, В. Чаплина, К.
Паустовский, К.
Ушинский, В. Берестов, Е.

1 шт.

1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

В достаточном
количестве

По количеству
воспитанников
в подгруппе

В достаточном
количестве

10

Чарушин.
Интерактивная доска
Проектор
Детская цифровая
лаборатория «Наураша»

Медиаресурсы

1 шт.
1 шт.
1 шт.

Кадровое обеспечение
Руководитель объединения - Бирюкова Светлана Николаевна
Воспитатель первой квалификационной категории.
Образование — высшее профессиональное.
Квалификация — учитель русского языка и литературы; воспитатель
детей дошкольного возраста.
Повышение квалификации: «Организация РППС ДОО в условиях
реализации ФГОС ДО» (УМЦ РО, 2014), 72 ч. «Добрый мир (Основы
духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном
учреждении»)» (МГОУ, 2015), 72 ч. «Методика экологического
воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС ДО)» (АСОУ,
2016), 72 ч. «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления
детей дошкольного возраста с природой» (АСОУ, 2019), 72 ч.
Профессиональная переподготовка: «Воспитатель ДОО» (ЧОУ УЦДПО
«Все Вебинары.ру», 2016), 700 ч.
Является руководителей объединений дополнительного образования:
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Мои Истоки»
совместно с приходами храмов Святой Троицы и Новомучеников и
исповедников Российских; по опытно-эспериментальной деятельности в
экологическом воспитании «Познаю мир» в сотрудничестве с ГПБУ
«Мосприрода» г.Москвы.
Награждена Почетной грамотой и Благодарностью заведующего
МАДОУ № 42 «Ивушка» (2013,2017), Почетной грамотой горкома
профсоюзов работников образования, Благодарственным письмом
патриархии РПЦ (2015). Награждена медалью «В память 850-летия Москвы»
(1997), грамотой горкома профсоюзов работников образования (2018).
Общий стаж работы 40 лет. Педагогический стаж работы — 36 лет.
Учебный план
№
п/п

1.

Название раздела, темы

Раздел I. Неживая природа –
среда жизни растений,
животных, человека.
Тема 1. Круговорот воды в
природе, «превращения» воды
(опыты, эксперименты)
Тема 2. Солнце дает нам жизнь

Количество занятий
Формы
Всего
Теория
Практика аттестации/ контроля

6

1,5

1

1

0,5

4,5

1

Дневник наблюдений

0,5

Дневник наблюдений

2.

3.

4.

5.

Тема 3. Планета Земля и звезды
Тема 4. Камни, песок, глина
(опыты, эксперименты)
Тема 5. Что такое огонь?
Тема 6. Вода в природе и жизни
человека

1
1

0,5

0,5
1

Творческая работа
Маршрутный лист

1
1

0,5

0,5
1

Дневник наблюдений
Дневник наблюдений

Раздел II. Растительный мир.
Многообразие растений и их
связь со средой обитания.
Тема 1. Растения – легкие Земли
Тема 2. Приспособление
комнатных растений к жизни
в зимний период.
Тема 3. Как размножаются
растения.
Тема 4. Растения на глубине
океана

4

1

3

1
1

0,5

0,5
1

Дневник наблюдений
Дневник наблюдений

1

Дневник наблюдений

1

0,5

0,5

Творческая работа

Раздел III. Животный мир.
Многообразие животных и их
связь со средой обитания.
Тема 1. Человек и природа.
Тема 2. Секрет дождевых червей.
Почему они выходят из-под
земли.
Тема 3. Определение возраста
рыбы.
Тема 4. Кто такие насекомые?
Тема 5. Как маскируются звери.

5

0,5

4,5

1
1

0,5

0,5
1

Открытое занятие
Творческая работа

1

1

Творческая работа

1
1

1
1

Дневник наблюдений
Открытое занятие

Раздел IV. Бактерии и грибки.
Тема 1. Влияние температуры на
рост бактерий.
Тема 2. Выращивания грибка под
названием «хлебная плесень»

2

Раздел V. Приборы для опытов.
Тема 1. Как работает термометр.
Какие приборы помогут нам в
проведении опытов.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1,5
Дневник наблюдений

1

0,5

1

0,5
1

Открытое занятие

Открытое занятие

Содержание курса
Раздел I. Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.
Я и природа (сезонные изменения). Круговорот воды в природе «Эта
волшебница вода» (опыты, эксперименты). Камни, песок, глина (опыты,
эксперименты). Как солнце дает жизнь земле. Экскурсии и прогулки по
экологической тропе. Воздух источник жизни.
Требования к знаниям умениям:
- дети участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы,
отражают их в календаре; замечают красоту природы в разное время года,

самостоятельно отражают ее в рисунках, слушают короткие музыкальные и
литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения
художников (живопись, графику, фотоиллюстрации в книгах);
- у детей развивается познавательный интерес: они участвуют в проведении
опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в
домашних условиях, задают вопросы;
- дети проявляют интерес к сведениям о Вселенной. Они охотно включаются в
наблюдения за небом, с интересом участвуют в занятиях с глобусом и другими
моделями, слушают рассказы взрослого, задают вопросы, отражают свои
впечатления о Вселенной в рисунках;
- дети проявляют интерес к практическим опытам с разными почвами,
камнями, охотно участвуют в коллекционировании камней, рисуют на асфальте;
- дети проявляют познавательный интерес, выражают желание участвовать в
проведении опытов с воздухом, в играх по его обнаружению.
Раздел II. Растительный мир. Многообразие растений и их связь со средой
обитания.
Как растения приспособились зимовать. Влаголюбивые и
засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Как
растения размножаются.
Требования к знаниям умениям:
- у детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они
участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей
природы, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы,
самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об
увиденном; развивается эмоциональное и художественное восприятие красоты
растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежной
зелени весной, пышного разнотравья и сочной зелени летом, покоя заснеженных
деревьев и кустов зимой, разноцветного осеннего увядания и т.д.; дети учатся
связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворение
потребностей) и хорошими условиями жизни; учатся воспринимать растения как
живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность; проявляют
готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших
условий для растений (полив, перекопка земли и т.п.);
- у детей развивается познавательный интерес, они самостоятельно
рассматривают растения, развиваются эстетические чувства, умение замечать и
оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и
окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения; дети замечают
и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутонов, цветы; охотно
участвуют в украшении помещения – в расстановке растений, кашпо, ваз с
цветами, ветками; изображают их в рисунках, аппликациях;
- развивается восприятие комнатных растений как живых существ: дети могут
заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску,
вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни
(сухую землю, малую освещенность); дети сочувствуют растению: сообщают
воспитателю о замеченных недостатках, охотно выполняют поручения по уходу
за растениями, помогают при их пересадке и размножении.

Раздел III. Животный мир. Многообразие животных и их связь со средой
обитания.
Поможем дождевому червю найти дом. У воды, на воде и в воде.
Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики, водяные черепашки.
Сколько рыбе лет? Жизненный цикл мушек. Море в беде.
Требования к знаниям умениям:
- дети проявляют интерес к жизни птиц, коллективно и самостоятельно
наблюдают за ними, задают вопросы, рассказывают о своих впечатлениях,
любуются ими, их поведением, их полетом; охотно участвуют в подкормке
зимующих птиц;
- дети узнают виды животных, которые содержатся в домашних условиях в
аквариумах, клетках, террариумах: их названия, характерные особенности;
формируется представление о том, что все они - живые существа и нуждаются в
определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности, эти условия
создает человек, он делает их похожими на естественную природную среду, к
которой животные приспособились своим строением, поведением, в таких
условиях животные себя хорошо чувствуют, не болеют;
- у детей развивается познавательный интерес к обитателям;
самостоятельные наблюдения, вопросы, сообщения, активное участие в
коллективных занятиях, беседах, желание узнавать новые сведения; дети охотно
отображают свои впечатления в изодеятельности, игре.
Раздел IV. Бактерии и грибки в жизни человека.
Влияние температуры на рост бактерий. Выращивание грибка под
названием «хлебная плесень».
Требования к знаниям умениям:
- дети имеют представления о целостности организмов; нарушении их в
результате влияния грибков и бактерий, что приводит к разрушению и
ухудшению состояния, а иногда и к гибели живого существа;
- у детей формируются представления об условиях появления и условиях жизни
отдельных микроорганизмов в виде плесени при наличии света, тепла и влаги;
- у детей развиваются наблюдательность, мышление, умение анализировать.
Раздел V. Приборы для опытов.
В проведении опытов нам помогают различные приборы.
Требования к знаниям умениям:
- дети узнают и правильно называют такие приборы, как: микроскоп, лупа,
термометр, пробирка, телескоп и др.;
- знают назначение флигеля и емкостей для измерения жидкостей;

- дети умеют пользоваться всеми приборами и понимают их назначение в жизни
человека.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Методы:
 обучения:
o Словесный
o наглядный практический
o объяснительно-иллюстративный
o репродуктивный
o частично-поисковый
o исследовательский проблемный
o игровой
o дискуссионный
o проектный и др.
 воспитания:
o убеждение
o поощрение
o упражнение
o стимулирование
o мотивация и др.
Формы организации образовательного процесса:
 подгрупповая
 групповая
Формы организации занятия:





акция
беседа
вернисаж
встреча с
людьми

интересными







выставка
галерея
игра
концерт
КВН

 конкурс
 лабораторное занятие
 мастер-класс
 наблюдение
 открытое занятие
 поход
 праздник
 практическое занятие
Педагогические технологии:






















соревнование
спектакль
творческая мастерская
фестиваль
шоу
экскурсия
эксперимент
эстафета

технология индивидуализации обучения
технология блочно-модульного обучения
технология дифференцированного обучения
технология развивающего обучения
технология проблемного обучения
технология исследовательской деятельности
технология проектной деятельности
технология игровой деятельности
коммуникативная технология обучения
технология коллективной творческой деятельности
технология решения изобретательских задач
здоровьесберегающая технология

Алгоритм занятия
Вводная часть (включая технику безопасности и мотивационный момент)
Основная часть (включая экспериментирование, наблюдение, лабораторный
опыт и т.д.)
Заключительная часть (результат работы по основной части, рефлексия)
Дидактический материал:
демонстрационный и раздаточный материал
маршрутные листы
динамические картины
мнемотаблицы
муляжи
образцы объектов исследовательской деятельности и т.п.

Список используемой литературы
1. «Юный эколог» авторская парциальная программа С.Н. Николаевой,
2016 г.
2. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»,
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016 г.
3. «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич, 2015 г.
4. «Занятия
по
формированию
элементарных
экологических
представлений» О.А.Соломенникова, 2010 г.
5. Парциальная программа «Юный эколог. Система работа в
подготовительной группе детского сада. 6-7 лет», С.Н.Николаева, 2016
г.
6. «Ребенок в мире поиска». Программа по организации
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
О.В.Дыбина, В.В.Щетинина, Н.Н.Поддъяков, 2017 г.
7. «Игры с водой и в воде». Подготовительная к школе группа.
А.Ю.Патрикеев, 2014 г.
8. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников»
С.Н.Николаева, И.А.Комарова, 2011 г.
9. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»
О.В.Дыбина, 2010 г.
10.«Сезонные
наблюдения
в
детском
саду»
А.И.Иванова,
В.Я.Михайленко, 2010 г.
11.«Великан на поляне или первые уроки экологической этики»
А.А.Румянцев, А.А.Плешаков, 2011 г.
12.«Детское
исследование
как
метод
обучения
старших
дошкольников» А.И.Савенков, 2007 г.

Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа «Познаю мир»
(стартовый уровень)
год обучения: 1
№ Месяц Время
Форма
проведе
п/п
занятия
ния
занятия
1
Сен- 15.50Теория.
тябрь 16.20
Наблюдение
2

Октябрь

15.5016.20

3

Ноябрь

15.5016.20

4

Де15.50кабрь 16.20

5

Январь

6

7

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

1

Человек и природа.
Секрет дождевых
червей. Почему они
выходят из-под земли?
Вода в природе и
жизни человека
Кто такие насекомые?

Групповой
участок,
экологическа
я тропа
Группа

Открытое
занятие.
Творческая
работа
Дневник
наблюдений

Лабораторное
занятие.
Наблюдение
Лабораторное
занятие.
Эксперимент
Лабораторное
занятие.
Практическое занятие

1

15.5016.20

Эксперимент.

1

Февраль

15.5016.20

1

Март

15.5016.20

Практическое
занятие.
Лабораторное
занятие.
Лабораторное
занятие.
Эксперимент.

1

Определение возраста Группа
рыбы.
Планета Земля и
звезды

Творческая
работа

1

Как работает
термометр. Какие
приборы помогут нам
в проведении опытов.
Как маскируются
звери.
Круговорот воды в
природе,
«превращения» воды.
Что такое огонь?
Растения – легкие
Земли
Приспособление
комнатных растений к
жизни в зимний
период.
Влияние температуры
на рост бактерий.
Выращивания грибка
под названием
«хлебная плесень»

Группа,
групповой
участок

Открытое
занятие

Группа,
групповой
участок

Дневник
наблюдений

Группа

Дневник
наблюдений

Группа

Дневник
наблюдений
Открытое
занятие

1

8

Апрель

15.5016.20

9

Май

15.5016.20

Наблюдение.
Эксперимент.
Лабораторное
занятие.
Эксперимент.

1

1

Солнце дает нам
жизнь.
Как размножаются
растения.
Растения на глубине
океана.
Камни, песок, глина

Группа

Дневник
наблюдений

Группа,
групповой
участок

Творческая
работа.
Маршрутный лист


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».