Программа кружка_Мир сенсорики_2-3 года

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

- 4 с.

Направленность программы
Авторская основы программы
Программа составлена с учетом нормативных документов:
Актуальность программы.
Новизна программы
Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы обучения и воспитания:
Цель программы

- 6 с.

Задачи:
Адресат программы.
Краткая характеристика учащихся по программе
Срок реализации программы
Объем учебных часов
Форма обучения
Язык обучения
Место проведения занятий
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий:
Санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности.
Планируемые результаты программы

- 8 с.

а) воспитательные результаты
б) развивающие результаты
в) образовательные результаты
Аттестация учащихся

- 9 с.

Текущий контроль
Итоговая аттестация
Предполагаемые формы проведения итоговой аттестации

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

- 10 с.

СОДЕРЖАНИЕ

- 11 с.

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- 14 с.

Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

- 15 с.

Методы обучения
Методы воспитания
Формы организации образовательного процесса
Формы организации учебного занятия
Педагогические технологии
Алгоритм учебного занятия
Дидактические материалы
Информационное обеспечение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

- 17 с.

Нормативные документы
Литература по профилю
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

- 17 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета
- 18 с.
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
во второй группе раннего возраста
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» (Приложение № 1)
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
(консультация для родителей) (Приложение № 2)

- 19 с.

Календарный учебный график (Приложение № 3)

- 23 с.

4

Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование
восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с
учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и
психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний
план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены
образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые
ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного
восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на
выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук,
дифференцированные движения пальцев рук.
Программа составлена с учетом нормативных документов:
- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018. (ред. от 30.09.2020) № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-"Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ" (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015 г. № 09-3242);
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
(СанПиН 2.4.4.3172-14) (ред. 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16)
Актуальность программы
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в
пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого
является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от
того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) формирование у
ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях
окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь
предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное
развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей
целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о
признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и
др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития
умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для
формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности
дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного,
кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. При отсутствии
специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит

5

замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения
дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного
обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой
частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости
создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного
возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания
русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод,
что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из
центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители
дошкольной педагогики как Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.
Тихеева, Л. А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и
упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного
воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и
методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших
психолого – педагогических исследований.
Новизна программы: развивающее обучение, построение работы в соответствии с
конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской
деятельности,
творческая
организация образовательной деятельности
ребёнка,
использование информационно-коммуникативных технологий.
Педагогическая целесообразность программы.
На современном этапе развития общества программа отвечает запросу обучающихся
и их родителей.
Формы, методы и приемы, используемые в ходе реализации данной программы,
подобраны в соответствии с её целью, задачами и способствуют эффективной организации
образовательного процесса.
Содержание программы нацелено на активизацию познавательной творческой
деятельности каждого обучающегося.
Основные принципы программы






Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с
ребенком.
Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести
многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания,
повысить эффективность его реализации

6

Цель программы:
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета,
величины, пространства, времени, движений, особых свойств.
Задачи:
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое
мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
Оздоровительное:
- направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима,
- формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков,
способствующих укреплению здоровья детей,
- стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно перцептивных процессов.
Воспитательное:
- направление обеспечивает социальное формирование личности,
- воспитание ее с учетом фактора развития,
- воспитание ребенка с творческими способностями,
- развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность
и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение),
- воспитание умения выражать свои эмоции.
Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное:
- направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний;
- формирование сенсомоторных умений и навыков;
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости
рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной
чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
- обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
- развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь,
- формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в
совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных
методов и приемов,
- формирование представлений об окружающем мире.
Адресат программы – дети 2 - 3 года.
Краткая характеристика учащихся по программе
Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной
личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и
интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого)
беспомощного существа стать личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка
есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В
первую очередь это особая форма сознания — впитывающий разум — и сенситивные
периоды восприятия мира. Задача взрослого — создать такие условия, чтобы процесс
раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться
наиболее успешно.

7

Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем
и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сенситивен во
всем».
Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем
мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности
ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в
будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и
определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного
развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так,
если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о
здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться
ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить).
Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты
социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе
проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая
педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических
условий.
Занимаясь по программе «Мир Сенсорики», в раннем возрасте развивается сенсорное
развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, что играет
важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Срок реализации программы - 1 год
Объем учебных часов - 5часов 15 мин
Форма обучения – очная
Язык обучения – русский
Место проведения занятий: на базе МБОУ «Поведниковской СОШ» ДО «Ивушка»
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с календарнотематическим планом-графиком в группе обучающихся раннего дошкольного возраста,
являющихся основным составом объединения.
Режим занятий:
Данный курс состоит из 27 занятий по 10 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в
неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
Санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности.
Занятия организуются и проводятся в соответствии с требованиями СанПиН
2.4.4.3172-14 и противопожарными нормами. (ред. 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"»
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30
июня 2020 г. N 16)

8

Планируемые результаты программы:
развивающие результаты
у обучающихся:
- развита мелкая моторика пальцев, кистей рук;
- совершенствована движение рук;
- развита познавательно-психический процесс: произвольное внимание, логическое
мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
оздоровительные результаты
у обучающихся:
- направлено на регулирование деятельности группы для соблюдения режима,
- формировано у детей жизненно важных двигательные умения и навыки, способствующие
укреплению здоровья детей,
- стимулировано чувствительность и двигательная активность детей, сенсорно перцептивных процессов.
воспитательные результаты
у обучающихся:
- воспитано ее с учетом фактора развития,
- воспитано в ребенке творческие способности,
- развито и корректировано познавательные процессы (внимание, память,
ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение),
- воспитано и умеют выражать свои эмоции.
- развито и корректированы зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
образовательные результаты
у обучающихся:
- направлено на обеспечение усвоение систематизированных знаний;
- формировано сенсомоторные умения и навыки;
- формировано произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости
рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной
чувствительности пальцев рук);
- формировано практические умения и навыки;
- обучены различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
- развиты моторные способности, предусматривая, в первую очередь,
формировано отношения к активной деятельности, интереса и потребности в
совершенствовании сенсорных навыков ребенка,
- внедрено в практику нетрадиционные методы и приемы,
- формировано представления об окружающем мире.

9

Аттестация учащихся
Уровень освоения учебного материала определяется путем мониторинга,
проводимого в течение учебного года: начале – стартовые возможности, середине –
промежуточный контроль, конце – итоговый контроль)
Текущий контроль проводится в течение всего учебного периода с целью
систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав
дополнительной общеразвивающей программы за оцениваемый период, динамики
достижения воспитательных, развивающих и образовательных результатов.
Итоговая аттестация учащихся проводится по окончании реализации
дополнительной общеразвивающей программы.
Цель итоговой аттестации – выявление уровня развития способностей и
личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеразвивающей программы на заключительном этапе её
реализации.
При проведении итоговой аттестации используется система оценивания
теоретической и практической подготовки учащихся.
Предполагаемые формы проведения итоговой аттестации
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании
результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года.

10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Наименование
модулей, разделов и
тем

Диагностика на начало учебного
года.
«Назови геометрическую фигуру»
«Пересыпание ложкой»
«Прыг – скок по дорожке»
«Сортировка»
«Найди предмет такой же формы»
«Угости маленького и большого
зайца морковкой»
«Шумящие коробочки»
«Огоньки ночью»
«Волшебный поднос»
«Шарики»
«Подбери по форме»
«Игры с прищепками: выкладывание
предметов по образцу (солнышко,
елка, ежик)»
«Кто скорее соберет игрушки»
«Счетные палочки»
«Золушка»
«Воздушные шары»
«Пальчиковые игры с грецкими
орехами: вращение между ладонями,
катание по столу в разные стороны»
«Окрашивание воды»
«Поможем
зайке
разложить
игрушки»
«Ткани»
«Строим башню»
«Что лежит в мешочке?»
«Подбери петушку перышко»
«Сделаем куклам бусы»
«Спрячь мышку»
«Игры со счетными палочками:
выкладывание предметов по образцу»
«Башня из кубов»
Диагностика на конец учебного
года.
Итого:

Количество часов
всего

теория
мин.

Формы
аттестации/
практика
контроля

кол-во
занятий
2

20 мин

6 мин

14 мин

Беседа

1
1
1
1
1
1

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

2мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин

8 мин
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа

1
1
1
1
1
1

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

3 мин
3 мин
3 мин
2 мин
3 мин
2 мин

7 мин
7 мин
7 мин
8 мин
7 мин
8 мин

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа

1
1
1
1
1

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

2 мин
3 мин
3 мин
2 мин
2 мин

8 мин
7 мин
7 мин
8 мин
8 мин

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа

1
1

10 мин
10 мин

3 мин
3 мин

7 мин
7 мин

Беседа, выставка
Беседа

1
1
1
1
1
1
1

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
2 мин
3 мин
3 мин

7 мин
7 мин
7 мин
7 мин
8 мин
7 мин
7 мин

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа, выставка
Беседа

1
2

10 мин
20 мин

3 мин
5 мин

7 мин
15 мин

31

5 часов
15 мин

1 часа
20 мин

3 часов
55 мин

Беседа
Беседа

11

СОДЕРЖАНИЕ
Тема №1 Диагностика Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета,
формы посредством дидактического материала на начало года. Беседа. Практическое
занятие индивидуальная Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Тема №2 «Назови геометрическую фигуру». Учить узнавать и правильно называть
плоскостные
геометрические
фигуры.
Беседа.
Практическое
занятие
фронтальная «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»
Тема №3 «Пересыпание ложкой». Учить ребенка пересыпать зерна ложкой,
запоминать
последовательность
действий,
развивать
самостоятельность.
Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация на тему:
«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика».
Тема № 4 «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, желтый,
синий, зеленый. Беседа. Практическое занятие фронтальная изготовить дидактические
игру:
«Разноцветная коробочка»
Тема №5 «Сортировка». Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с
визуальными представлениями. Беседа. Практическое занятие фронтальная Изготовить
дидактическую игру: «Разложи орешки по цветам»
Тема №6 «Найди предмет такой же формы». Учить детей узнавать и правильно
называть плоскостные геометрические фигуры Беседа. Практическое занятие фронтальная
Консультация на тему: «Я учусь действовать с предметами»
Тема № 7 «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения
группировать и соотносить однородные предметы по величине. Беседа. Практическое
занятие фронтальная Оформление альбома группы по теме «Мы играем»
Тема №8 «Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие, учить составлять
пары
одинаковых
шумов.
Беседа.
Практическое
занятие
фронтальная
Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и
речи»
Тема №9 «Огоньки ночью». Способствовать дальнейшему формированию у детей
отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному
выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.
Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация: «Как научить ребенка
самостоятельно играть в д/и.»
Тема №10 «Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание правильно, развивать
мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие фронтальная Папкараскладушка «Знакомство с сенсорными эталонами».
Тема №11 «Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть
цвета. Беседа. Практическое занятие фронтальная Игровой практикум для
родителей «Знание геометрических форм».
Тема №12 «Подбери по форме». Закрепление знания геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник, овал. Беседа. Практическое занятие фронтальная Изготовление
альбома «Изучаем фигуры»
Тема № 13 Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко,
елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие
фронтальная Родительское собрание
«Чему научились наши малыши»

12

Тема №14 «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты,
отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Беседа.
Практическое занятие фронтальная Семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить»
Тема №15 «Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать
различные фигурки. Беседа. Практическое занятие фронтальная Беседа с родителями на
тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»
Тема №16 «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать
мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация на
тему «Играем дома»
Тема №17 «Воздушные шары». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий,
зеленый. Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация на тему «Играем дома»
Тема № 18 Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями,
катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Беседа.
Практическое занятие фронтальная Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей
средствами природы»
Тема №19 «Окрашивание воды». Формирование представлений об оттенках
цветов (светлый, темный). Беседа. Практическое занятие фронтальная Выставка
дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной.
Тема №20 «Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания
геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Беседа. Практическое занятие
фронтальная Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в
бытовой деятельности»
Тема № 21 «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на
ощупь
тканей.
Беседа.
Практическое
занятие
фронтальная
Папкараскладушка «Сенсорное воспитание детей средствами природы»
Тема №22 «Строим башню». Обучение соотнесению по величине четырех предметов.
Беседа. Практическое занятие фронтальная Папка-раскладушка «Знакомство с сенсорными
эталонами».
Тема № 23 «Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме, упражнять в
правильном
соотнесении
нескольких
предметов
с
одним
и
тем
же
геометрическими образцами. Беседа. Практическое занятие фронтальная Папкараскладушка «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой
деятельности»
Тема №24 «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета;
повторять простые и относительно сложные фразы. Беседа. Практическое занятие
фронтальная Изготовление фотоальбома «Наши достижения»
Тема №25 «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по
цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Беседа. Практическое занятие фронтальная
Консультация на тему «Играем дома»
Тема № 26 «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о шести цветах. Беседа.
Практическое занятие фронтальная Выставка дидактических игр для родителей по
ознакомлению с цветом, формой и величиной.
Тема № 27 Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.
Развивать у детей мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие фронтальная
Родительское собрание
«Чему научились наши малыши»
Тема №28 «Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько объектов по
величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Беседа.
Практическое занятие фронтальная Презентация «Программа дополнительного
образования «Мир сенсорики»

13

Тема №29 Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета,
формы посредством дидактического материала на конец года. Беседа. Практическое
занятие индивидуальная Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

14

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия с МБОУ
«Поведниковской СОШ» ДО «Ивушка»
ДОУ предоставляет помещение и оборудование для занятий.
Занятия проводятся в группе.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы: бросовый материал, крупы, геометрические фигуры, прищепки, счетные
палочки, деревянный конструктор, краски, бумага для рисования, ткань, дидактические
игры.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, воспитатель
Ракитина Ольга Николаевна 1 квалификационной категории, педагогический стаж- 4 года.
Воспитатель Макарян Мелине Сейрановна воспитатель детей дошкольного возраста,
педагогический стаж – 2 года.

15

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Приемы и методы обучения
При проведении занятий педагогом используются следующие методы: наглядный
метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых
действий, рассматривание дидактических пособий, предметов, ИКТ-технологии);
словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого
возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы
педагога к нему;
практический метод или игровой (показ способов действия с предметами,
эксперимент, нетрадиционные техники рисования), с помощью которого дети
осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет
создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации
дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение,
похвала, поощрение, пример).
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного
предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
Формы работы
 Игры (дидактические, развивающие, словесные).
 Использование мелких игрушек.
 Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
 Использование рассказов, стихов, загадок.
 Задания для развития мелкой моторики.
Формы организации деятельности:
 групповая;
 подгрупповая;
 индивидуальная.
Приемы и методы организации.
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
- наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ
игровых действий);
- словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого
возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы
педагога к нему;
- практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют
практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую
мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в
роли основного средства обучения на кружке.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного
предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения
по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы –
обведение пальцем контура фигуры.

16

Алгоритм учебного занятия
Основные этапы занятия:
Вводная часть (организационная часть: приветствие; проверка присутствия
обучающихся; инструктаж по ТБ; объявление темы, задач и плана занятия).
II.
Основная часть (основное содержание занятия зависит от типа занятия
(комбинированное, усвоение новых знаний, закрепление изучаемого материала,
повторение, систематизация и обобщение нового материала, проверка и оценка
знаний и т.д.)
Основная часть занятия имеет практическую направленность. Чаще всего это
игра, практическая работа, праздник.
III.
Заключительная часть (подведение итогов учебного занятия (позитивная оценка
деятельности
учащихся);
при
необходимости
рекомендации
для
самостоятельной подготовки дома.
I.

Дидактический материал.
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
- Дидактические игры:
«Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные
шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее
лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
- Картотеки:
«Геометрические фигуры», «Цвета».
- Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и
маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
- Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):
игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки,
бусинки.

17

Литература:
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.
Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для
воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер/ Под ред. Л.А.
Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
4. Лямина Г.М. Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего
возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие
для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст]
/М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] /
Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа,
конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего
возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П. Кочетова, Г.Г. Григорьева,
Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] /
И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие
для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.:
Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.:
Список литературы для детей и родителей
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.
Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие
для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 190 с.
3. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б.
Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
4. Дружинина, М. Разноцветные стихи / И. Дружинина. – М. : Олма Медиа Групп, 2012.
– 128.
5. Дружинина, М. Разные цвета: стихи / М. Дружинина. – М. : Эксмо, 2010. – 18 с.
6. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста:
пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. –
М. : Просвещение, 2007.
7. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И. А.
Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

18

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Анкета
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
во второй группе раннего возраста
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к родительскому собранию нам необходимо знать ваше мнение по
данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
•
да;
•
нет;
•
не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в
дошкольном возрасте:
•
считаю нужным;
•
не считаю нужным;
•
затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:
•
да;
•
нет;
•
не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
•
информация отсутствует;
•
есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
•
я не обращаю внимание на информацию;
•
информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
•
наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет,
форма, величина.
•
высокий;
•
средний;
•
низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
•
да;
•
нет;
•
не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет
дома?___________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития
вашего ребенка?
__________________________________________________________________________________
_________________________
Спасибо за сотрудничество!

19

Приложение № 2
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
(консультация для родителей)
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым
для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это
развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах
предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и
вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот
период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире.
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны,
имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для
успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих
видов трудовой деятельности.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как
ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит
его нервно-психическое развитие.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с
общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах
предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения
эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом
раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или
различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами,
пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от
многократных хаотических действий он переходит к предварительному приему наложения
вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами,
отыскивая идентичное. Предварительный прием наложения свидетельствует о новом этапе
сенсорного развития малыша.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно
переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой
величины.
Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей
действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и
способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления
природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш
получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение
необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у
ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными
предметами;
2) игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление
предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики,
конструкторы "Лего").
Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако
нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями

20

действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и
явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и
услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают
целенаправленного восприятия своего малыша.
Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные
чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного
опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств
(величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с
предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из
предмета.
Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те
признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются
наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими
составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах
и явлениях самое существенное, характерное.
Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка
в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей
является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов
"большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная
матрешка и неразъемная маленькая.
Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная.
Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв
большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину,
согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая,
ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.
Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите
своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно
соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до
совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия
самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок
справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него
никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.
Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и
формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более
того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет
с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не
предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее
просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя
ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном
мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной
гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать это умение группировать.
Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации.
Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить
ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно
сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно
различать
приобретается
ребенком
только
через
сенсорную
гимнастику.
Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с
разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев
первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое

21

отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение
предмета, и он многократно повторяет эти действия.
Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие
трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством
предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.
Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное
"красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом
"красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими
понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.
Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем
ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы
взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".
Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним
необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с
крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь
черный предмет.
В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете
посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе,
при этом четко проговариваете название цвета и предмета. Лучше всего размещать
предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем
оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним темный фрукт или овощ. Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы,
попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем,
следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их
названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому
занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.
Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение
к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.
Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет
предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к
предметам разного цвета.
Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке.
Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать
малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок
испытывает затруднения с ответом, помогите ему.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего
возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти
свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный,
апельсиновый, розовый, морковный).
Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов,
имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название
прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.
Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда
ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего
ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что
остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть,
ощущает его вязкость.
Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать
его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с
глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны
случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того
как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все

22

большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с
впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят
тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.
Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей
устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно
полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый
предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.
Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов
увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по
одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками
начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому,
складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные
вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное
восприятие постепенно обогащается.
Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают
благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта;
преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет
движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь
как можно чаще указывать на те или иные ее части.
Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами
изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно,
чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите
за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.
Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на
соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма,
который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только
многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание
правильно. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от
предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать
сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

23

Приложение № 3
Календарно-тематический план-график на 2023/2024 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир сенсорики»
Ф.И.О. педагога дополнительного образования

Ракитина Ольга Николаевна
Макарян Мелине Сейрановна

год обучения: 1-й
группа: 1-ая
Расписание:
Место проведения занятий: МБОУ «Поведниковская СОШ» ДО «Ивушка»

СЕНТЯБРЬ

Месяц

Занятие

Оборудование,
материалы

Мониторинг

Выявить знания детей в области
сенсорных эталонов цвета,
формы посредством
дидактического материала на
начало года.

Игрушки и игры с
уголка сенсорики.

1.Неделя

Учить детей узнавать и
правильно называть плоскостные
геометрические фигуры.

Круг, квадрат,
треугольник, овал,
прямоугольник.

Учить ребенка пересыпать зерна
ложкой, запоминать
последовательность действий,
развивать самостоятельность.

Горох, ложки,
глубокие емкости.

«Назови геометрическую
фигуру».
2.Неделя
«Пересыпание ложкой».

ОКТЯБРЬ

Цель

3.Неделя
«Прыг – скок по
дорожке».

4.Неделя
«Сортировка».

Закрепление знания цветов:
красный, желтый, синий,
зеленый.

Развивать у детей
стереогностическое восприятие в
связи с визуальными
представлениями.

Картонная дорожка 40
см длиной и 10 см
шириной, а также
полоски зелёного,
красного, синего и
жёлтого цветов
шириной 4 см,
игрушки.
Шары разного цвета.

24

1.Неделя
«Найди предмет такой же
формы».

2. Неделя

НОЯБРЬ

«Угости маленького и
большого зайца
морковкой».
3.Неделя
«Шумящие коробочки».

4.Неделя
«Огоньки ночью».

1.Неделя
«Волшебный поднос».
2.Неделя

ДЕКАБРЬ

«Шарики»

3.Неделя
«Подбери по форме».

4. Неделя
Игры с прищепками:
выкладывание предметов
по образцу (солнышко,
елка, ежик)

Учить детей узнавать и
правильно называть плоскостные
геометрические фигуры

Дидактическая игра
«Геометрическое
лото»

Закрепление умения
группировать и соотносить
однородные предметы по
величине.

Игрушечные зайцы и
морковка разных
размеров.

Развивать слуховое восприятие,
учить составлять пары
одинаковых шумов.

Парные шумящие
коробочки.

Способствовать дальнейшему
формированию у детей
отношения к цвету как к
важному свойству предметов,
подводить их к
самостоятельному выбору
заданного цвета. Обучать
технике нанесения мазка
способом примакивания.

Бумага черного цвета,
гуашь желтого цвета,
кисти, баночки с
водой.

Учить детей выполнять задание
правильно, развивать мелкую
моторику рук.

Поднос с однотонным
цветным дном, крупа.

Учить детей подбирать предметы
одинаковой окраски; называть
цвета.

Шарики основных
цветов.

Закрепление знания
геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник, овал.

Блоки-вкладыши на
каждого ребёнка.

Развивать у детей мелкую
моторику рук.

Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко,
елка, ежик, тучка,
ягодка.

25

1.Неделя

ЯНВАРЬ

«Кто скорее соберет
игрушки».

2. Неделя
«Счетные палочки».
3. Неделя
«Золушка».

1.Неделя
«Воздушные шары».

2.Неделя

ФЕВРАЛЬ

« Пальчиковые игры с
грецкими орехами:
вращение между
ладонями, катание по
столу в разные стороны».
3. Неделя
«Окрашивание воды».

4. Неделя
«Поможем зайке
разложить игрушки».

Учить детей группировать
объекты, отличающиеся по
форме, величине, назначению, но
имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра
«Игрушки».

Учить детей с помощью счетных
палочек выкладывать различные
фигурки.

Счетные палочки.

Учить детей сортировать
предметы (фасоль) по цвету,
развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, тарелочки.

Закрепление знания цветов:
красный, желтый, синий,
зеленый.

Развивать у детей мелкую
моторику рук.

Формирование представлений об
оттенках цветов (светлый,
темный).

Закрепление знания
геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник, овал.

Дидактическая игра
«Воздушные шары».

Грецкие орехи.

Вода в прозрачных
емкостях, краски
светлых и темных
оттенков.

Игрушки: зайцы,
сенсорный куб с
геометрическими
фигурами: круг,
квадрат, треугольник,
овал.

26

1. Неделя
«Ткани».

2.Неделя

МАРТ

«Строим башню».

3. Неделя
«Что лежит в мешочке?».

4. Неделя
«Подбери петушку
перышко»
1.Неделя
«Сделаем куклам бусы».

2. Неделя

АПРЕЛЬ

«Спрячь мышку».

3. Неделя
Игры со счетными
палочками:
выкладывание предметов
по образцу.
4.Неделя
«Башня из кубов».

МАЙ

Мониторинг

Развивать у детей осязание,
учить составлять пары
одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на
ощупь тканей.

Обучение соотнесению по
величине четырех предметов.

Строительный
материал: кубики.

Закрепить знания детей о форме,
упражнять в правильном
соотнесении нескольких
предметов с одним и тем же
геометрическими образцами.

Дидактическая игра
«Волшебный
мешочек».

Учить различать и называть
основные цвета; повторять
простые и относительно сложные
фразы.

Дидактическая игра
«Подбери петушку
перышко».

Закреплять умение группировать
предметы по цвету, учить
нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или
веревочки,
разноцветные бусины
по количеству детей.

Закреплять у детей
представления о шести цветах.

Дидактическая игра
«Спрячь мышку».

Развивать у детей мелкую
моторику рук.

Счетные палочки
основных цветов,
образцы предметов.

Учить детей сравнивать
несколько объектов по величине
(меньше, еще меньше) и
располагать их по убывающей
величине.

Деревянные кубики.

Выявить знания детей в области
сенсорных эталонов цвета,
формы посредством
дидактического материала на
конец года.

Игрушки и игры с
уголка сенсорики.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».