Клуб шахматиста 1-4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по
внеурочной деятельности «Клуб
шахматиста» для обучающихся 1-4 классов на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее — ФГОС НОО), Основной образовательной программы
начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Поведниковская средняя общеобразовательная школа», а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской
программы «Шахматы в школе». (Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы
обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И.
Волкова. – М. : Просвещение, 2017)
«Клуб шахматиста» является курсом внеурочной деятельности, реализующим
интересы обучающихся 1-4 классов в сфере спорта. Курс рассчитан на 33 часа в 1 классе,
на 34 часа во 2 классе, 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе. Итого всего по курсу за 4 года
обучения – 135 часов.
Направление: спортивная культура

Цель: создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего
школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи: подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами,
в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи:
– приобретение знаний из истории развития шахмат;
– постижение основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных
фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладение приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомство с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучение приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи:

– формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат
в частности;
– формирование первоначальных
эмоциональных проявлений.

умений

саморегуляции

интеллектуальных

и

Воспитательные задачи:
– приобщение детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формирование у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Форма организации: факультатив.
Весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя,
присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации
образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к
рассуждениям и рефлексии. Урок по программе состоит из нескольких частей: вводноподготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи
и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на
демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из
рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной
части (подведение итогов).

Планируемые результаты освоения курса «Клуб шахматиста»
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных
классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и
предметных.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;

– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление
к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового
характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать
причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты,
концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Регулятивные:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию
(в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также
уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
Предметные результаты изучения курса:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их
значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и
направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Содержание курса внеурочной деятельности
(с указанием форм организации и видов деятельности)
1 класс
Тема 1. Из истории шахмат (1 час)
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Тема 2. Базовые понятия шахматной игры (29 часов)
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция
фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и
защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование
одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное
преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.
Тема 3. Соревнования (3 часа)
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
2 класс
Тема 1. Из истории шахмат (1 час)
Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат,
знакомство с ведущими шахматистами мира.
Тема 2. Базовые понятия шахматной игры (5 часов)
Основы шахматной игры (повторение материала 1-го года обучения: защита в шахматах,
матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш
материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы
эндшпиля: реализация большого материального преимущества.
Тема 3. Конкурсы решения позиций (19 часов)
Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение»,
«защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по
последней горизонтали».
Тема 4. Соревнования (8 часов)

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Тема 5. Шахматный праздник (1 час)
Участие в школьном шахматном празднике.
3 класс
Тема 1. Из истории шахмат (1 час)
История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных
соревнований.
Тема 2. Базовые понятия шахматной игры (3 часа)
Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение»,
«отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта,
атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи,
правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.
Тема 3. Конкурсы решения позиций (21 час)
Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение
защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат».
Тема 4. Соревнования (8 часов)
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Тема 5. Шахматный праздник (1 час)
Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.
4 класс
Тема 1. Из истории шахмат (1 час)
История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.
Тема 2. Базовые понятия шахматной игры (14 часов)
Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые,
полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор
хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные
и легкофигурные окончания.
Тема 3. Конкурсы решения позиций (10 часов)
Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные
комбинации.
Тема 4. Соревнования (8 часов)
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Тема 5. Шахматный праздник (1 час)
Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.
Основные понятия
Белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья,
слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита,

начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии
шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной
партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале
партии, атака при 15 равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных,
ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Формы занятий: конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные
праздники.
Формы оценивания
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в течение всего
периода обучения в объединении для определения уровня освоения учебного материала
программы и развития личностных качеств учащихся.
Наиболее распространённой формой текущего контроля деятельности обучаемых
является обсуждение, анализ выполнения практических заданий на шахматной доске, либо
результаты товарищеских партий. На таких обсуждениях дети учатся разбирать ошибки и
находить достоинства своих действий. Другими формами оценки работ являются: опросы,
соревнования с элементами практических заданий, шахматная игра, выполнение учебных
упражнений и заданий. Результаты текущего контроля фиксируются в карте наблюдений.
Промежуточный контроль проводится по окончании каждого полугодия в форме
анализа результативности, а также по участию учащихся в шахматных турнирах различного
уровня. В конце года знания и умения учащихся определяются путем проведения итогового
турнира. Результаты фиксируются в карте наблюдений, а также в виде фотоматериалов,
грамот и дипломов.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения по программе. Формы
фиксации – анализ спортивной результативности учащихся, участие в шахматных
турнирах различного уровня. Для оценки изменения личностных качеств проводится
педагогическое наблюдение, мониторинг и собеседования. Результаты заносятся в карты
мониторинга по периодам выполнения программы, фиксируются в виде фотоматериалов,
грамот и дипломов.
Оценка на занятии – объявляется за выполненные задания, упражнения, учебные
партии.
Форма отметки – «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», при этом
«очень хорошо» – задания, упражнения, учебные партии выполнены, сыграны без
ошибок или с одной ошибкой,
«хорошо» – задания, упражнения, учебные партии выполнены, сыграны с 2-4
ошибками,
«удовлетворительно» – задания, упражнения, учебные партии выполнены, сыграны
с более 4 ошибками.
Формы фиксации отметок – устно.
Система наблюдения за развитием обучающегося – мониторинг в начале учебного
года по результатам первых 10-12 занятий, по результатам первого полугодия – в начале 3й четверти и в конце учебного года.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Промежуточная: знание наименования фигур, устройства шахматной доски,
расстановки фигур на доске, ходов шахматных фигур, особенности рокировки и взятия на
проходе, правил игры в шахматы и их использование, правильность ходов, отсутствие
неверных ходов, правильность последовательности нажатия кнопки часов при игре на
время, знание шахматной нотации и умение вести запись игры, решение простых
шахматных задач.

Итоговая: шахматный турнир объединения «Юный шахматист», посвящённый
Дню Победы.
Знание наименования фигур усваивается обучаемыми и, соответствен-но,
оценивается в первые 6-10 занятий 1-го года обучения одновременно с изучением,
уяснением устройства шахматной доски и расположения фигур на доске в начале партии с
использованием демонстрационной доски педагога и шахматных досок обучаемых.
Основные ходы шахматных фигур и, соответственно, оценка педаго-гом
запоминания их правильности проводится в течении 4-16-го занятий в сочетании и
с изучением, уяснением устройства шахматной доски, расположения фигур на доске, и с
изучением правил игры в шахматы, как на демонстрационной доске класса, так и
индивидуальных досок учащихся, в том числе и выполнением учебных упражнений.
Правила игры в шахматы изучаются на протяжении 10-30-го занятий курса, а их
использование и совершенствование использования в игре – на протяжении всего курса
обучения по программе, в сочетании с ходами шахматных фигур, в том числе – с
особенными ходами. Контроль проводится как педагогом, так и обучаемыми друг другом
во время учебных партий под контролем педагога, как на индивидуальных досках, так и
на демонстрационной доске класса.
Особенности рокировки и взятия на проходе изучаются на протяже-нии 25-40-го
занятий под контролем педагога, во время тренировочных упражнений, и на протяжении
всего курса обучения совершенствуются практические навыки применения этих знаний в
ходе учебных и турнирных партий взаимным контролем с сообщением педагогу.
Использование правил игры в шахматы, правильность ходов, отсутствие
неверных ходов оцениваются с 30-35 занятия на протяжении оставшегося периода курса
обучения во время учебных тренировок, учебных и турнирных партий взаимным
контролем с сообщением педагогу, при этом: игроку, сделавшему 2 хода с нарушением
правил – техническое поражение.
Правильность и последовательности нажатия кнопки часов при игре на
время, непосредственно изучается в ходе 5-16 занятий 2-го года обучения и усваивается
под контролем педагога и взаимным контролем, соответственно, в течении всего
оставшегося периода курса обучения, при этом: во время учебных и турнирных партий
нарушение порядка нажатия кнопки часов приравнивается к нарушению правил игры.
Шахматная нотация и умение вести запись игры изучаются на протяжении 1020-го занятия 2-го года обучения под контролем педагога и совершенствуется на
протяжении всего оставшегося курса обучения с добавлением взаимного контроля.

Тематическое планирование 1 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количес
тво
часов

Основное содержание

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Презентация
"Как на Руси
играли и играют в
шахматы" |
Презентация к уроку
(3 класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Урок 1 класс.
Первоначальное
понятие игры
"Шахматы&quo
t;. | План-конспект
урока (1 класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

1

Из истории шахмат

1

Сведения о возникновении
шахмат и появлении их на
Руси, первое знакомство с
чемпионами
мира
по
шахматам
и
ведущими
шахматистами мира.

2

Базовые понятия
шахматной игры

29

3

Соревнования

3

Изучение основ шахматной
игры:
шахматная
доска,
шахматные фигуры, начальная
позиция фигур, шахматная
нотация, ценность фигур,
нападение, взятие, шахматная
нотация, шах и защита от шаха,
мат, пат, рокировка, взятие на
проходе, превращение пешки,
матование одинокого короля
различными фигурами, начало
шахматной
партии,
материальное преимущество,
правила шахматного этикета,
дебютные ошибки.
Участие детей в шахматном Проведение
турнире «Первенство класса». шахматного турнира

в начальной школе. 1
класс. | Презентация
к уроку (1 класс) на
тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Итого:

33

Тематическое планирование 2 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количес
тво
часов

Основное содержание

1

Из истории шахмат

1

Сведения о каждом из 16
чемпионов мира по шахматам,
их вкладе в развитие шахмат,
знакомство
с
ведущими

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Презентация для
детей
"Чемпионы
мира по
шахматам". |

шахматистами мира.

2

Базовые понятия
шахматной игры

5

Основы
шахматной
игры
(повторение материала 1-го
года обучения: защита в
шахматах,
матование
одинокого короля различными
фигурами).
Шахматная
комбинация:
выигрыш
материала. Основы дебюта:
развитие фигур, дебютные
ловушки, короткие партии.
Основы эндшпиля: реализация
большого
материального
преимущества.

3

Конкурсы решения
позиций

19

4

Соревнования

8

Конкурс решения позиций на
тактические приёмы «связка»,
«двойной удар», «нападение»,
«защита», «сквозной удар»,
«ловля фигуры», «открытый
шах», «двойной шах», «мат по
последней горизонтали».
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса».

5

Шахматный
праздник

1

Итого:

Презентация к уроку
на тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
2 класс. Урок 2.
Шахматные фигуры
(повторение).
(multiurok.ru)

Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Конкурс
решения позиций"
(infourok.ru)

СЦЕНАРИЙ
ОТКРЫТИЯ
ШАХМАТНОГО
ТУРНИРА «В СТРАНЕ
ШАХМАТНЫХ ЧУДЕС»
| Классный час (2
класс) на тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Участие
в
школьном Праздник для детей
« Шахматная страна»
шахматном празднике.
(xn--j1ahfl.xn--p1ai)

34

Тематическое планирование 3 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количес
тво
часов

1

Из истории шахмат

1

Основное содержание

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
История
возникновения Презентация для
соревнований по шахматам, кружка

системы
проведения "Шахматная
азбука" в
шахматных соревнований.

2

Базовые понятия
шахматной игры

3

3

Конкурсы решения
позиций

21

4

Соревнования

8

5

Шахматный
праздник

1

начальной школе
"10 важнейших
событий в истории
шахмат" |
Презентация к уроку
(3 класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Шахматная
комбинация: Мат в 2 хода.Матует
задачи на мат в два хода, слон (multiurok.ru)

тактические
приёмы
«завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение
защиты»,
«спёртый
мат».
Основы
разыгрывания дебюта, атака на
короля в дебюте. Основы
пешечного
эндшпиля:
проведение пешки в ферзи,
правило
квадрата,
отталкивание
плечом,
реализация лишней пешки.
Конкурсы решения позиций на
дебютные ловушки, способы
атаки на короля, уничтожение
защиты, тактические приёмы
«завлечение», «отвлечение»,
«спёртый мат».
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса».

План-конспект
занятия по шахматам
на тему "Ловушки в
дебюте" (infourok.ru)

Открытое
внеклассное
мероприятие
"Шахматный
турнир" |
Классный час (3
класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Участие
в
школьном Сценарий
познавательноспортивно-шахматном
развлекательной
празднике.
программы «В гостях
у шахматной
Королевы» (для
обучающихся
младшего школьного
возраста) |
Методическая
разработка (1, 2, 3, 4
класс): |
Образовательная

социальная сеть
(nsportal.ru)
Итого:

34

Тематическое планирование 4 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количес
тво
часов

Основное содержание

1

Из истории шахмат

1

История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России.

2

Базовые понятия
шахматной игры

14

3

Конкурсы решения
позиций

10

Тактические
приёмы
«мельница»,
«перекрытие»,
«рентген». Основы дебюта:
открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты, слабые
пункты f2/f7, перевес в
развитии фигур, выбор хода и
оценка позиции, перевес в
пространстве.
Основы
эндшпиля:
простейшие
ладейные и легкофигурные
окончания.
Конкурсы решения позиций на
все пройденные тактические
приёмы
и
шахматные
комбинации.

4

Соревнования

8

5

Шахматный
праздник

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Шахматы. 4 год
обучения. Урок 1.
История появления
шахмат на Руси.
Зарождение
шахматной культуры
в России
(multiurok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Тактический
прием "Рентген"
(infourok.ru)

Урок шахмат "
Тактический прием
"перекрытие&q
uot; | План-конспект
урока (4 класс) на
тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Участие детей в шахматном Сценарий открытия
турнире «Первенство класса». шахматного турнира
"Папа, мама. я шахматная семья!"
(infourok.ru)
Участие
в
школьном Шахматный КВН |
План-конспект
спортивно-шахматном
занятия (4 класс) на
празднике.
тему: |
Образовательная

социальная сеть
(nsportal.ru)
Итого:

34

Календарно -тематическое планирование 1 класс
( с учётом рабочей программы воспитания)

п/
№

Тема урока

Виды деятельности

Дата

Коррек
тировк
а

Электронные
учебнометодические
материалы

Из истории шахмат – 1 час
1

Шахматы – мои
друзья. История
возникновения
шахмат

Знакомство
детей
с
правилами
техники
безопасности на занятиях
по шахматам. Введение и
раскрытие
понятия
«шахматная
игра»,
рассказ
об
истории
возникновения данного
понятия и шахматной
игры в целом.

Презентация
"Как на Руси
играли и играют в
шахматы" |
Презентация к
уроку (3 класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Базовые понятия шахматной игры – 29 часов
2

Шахматная доска

3

Горизонталь

4

Вертикаль

5

Диагональ

6

Знакомство
детей
с
новыми
понятием
«шахматная
доска»,
белыми
и
чёрными
полями на шахматной
доске,
угловыми
и
центральными полями,
правильным
расположениемшахматно
й доски в начале партии
Знакомство с шахматной
доской: новое понятие
«горизонталь»
Знакомство с шахматной
доской: новое понятие
«вертикаль»
Знакомство с шахматной
доской: новое понятие
«диагональ»

Шахматная нотация Обозначение вертикалей,
горизонталей,
полей,
шахматных фигур

Конспект урока
" Шахматная
доска" | Планконспект урока (1
класс) на тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
3. Шахматная доска.
Горизонталь.
(multiurok.ru)
Занятие по
шахматам в 1 кл.
"Вертикаль"
(infourok.ru)
План-конспект
занятия шахматного
кружка на тему
«Шахматная доска:
диагонали, центр»
(multiurok.ru)
"Шахматный
всеобуч"
занятие Шахматная
нотация | Видеоурок
(1 класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

7

Шахматные фигуры Расстановка шахматных
и начальная позиция фигур
в
начальной
позиции

8

Ладья

Знакомство учащихся с
шахматной
фигурой
«ладья», её местом в
начальной
позиции,
способом передвижения
ладьи по доске: ход и
взятие;
раскрытие
понятий «ход фигуры»,
«невозможный ход»

9

Слон

10

Ферзь

Знакомство учащихся с
шахматной
фигурой
«слон», его местом в
начальной
позиции,
объяснение
способов
передвижения слона по
доске: ход и взятие;
введение и раскрытие
понятий «белопольный»
и «чернопольный» слон
Знакомство с шахматной
фигурой «ферзь», его
местом
в
начальной
позиции,
способом
передвижения ферзя по
доске: ход и взятие

11

Конь

12

Пешка

Знакомство с шахматной
фигурой «конь», его
местом
в
начальной
позиции,
способом
передвижения коня по
доске: ход и взятие
Правила хода и взятия
пешкой

13 Превращение пешки Правила

превращение

пешки

14

Король

Правила хода и взятия
королём

Конспект занятия
по шахматам на
тему "Шахматные
фигуры"
(multiurok.ru)
Конспект урока по
шахматам
"Ладья",
1 класс, с
презентацией |
План-конспект
урока (1 класс) по
теме: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Шахматы 1 класс.
Слон (infourok.ru)

Шахматы 1-й год
обучения. Ферзь |
Презентация к
уроку на тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Шахматы 1-й год
обучения. Конь.
(multiurok.ru)

тема урока ПЕШКА
| План-конспект
урока (1 класс) на
тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Занятие по
шахматам в 1 кл.
"Превращение
пешки" (infourok.ru)
План-конспект
урока
"Шахматный
король" |
План-конспект
урока (1 класс) на
тему: |

15

Ценность фигур

Сравнительная
фигур

сила

16

Нападение

Атакующие возможности
фигур

17

Взятие. Взятие на
проходе

Особое взятие пешкой:
взятие на проходе

18

Шах и защита от
шаха

Постановка шаха всеми
фигурами, защита от
шаха

19

Мат

Постановка мата всеми
фигурами

20

Пат – ничья

21

Рокировка

Правила
рокировки,
длинная
и
короткая
рокировки

22

Основные
принципы игры в
начале партии

Общие принципы игры в
начале шахматной партии

Варианты ничьей

23

Мат двумя ладьями Техника
матования
одинокому королю одинокого короля
двумя ладьями

24

Мат ферзём и
ладьёй одинокому
королю

Техника
матования
одинокого короля ферзём
и ладьёй

Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Занятие по
шахматам в 1 кл.
"Ценность фигур"
(infourok.ru)
Занятие по
шахматам
«Нападение»
(znanio.ru)
Занятие по
шахматам в 1 кл.
"Взятие. Взятие на
проходе"
(infourok.ru)
Презентация по
шахматам на тему
"Шах и защита от
шаха " 1 класс
(infourok.ru)
Урок №19 Мат к
УМК «Шахматы в
школе» Е.А.
Прудниковой презентация,
доклад, проект
(myslide.ru)
Тема урока Ничья
Пат (шахматы)
(multiurok.ru)
Конспект и
презентация
внеклассного
занятия по
шахматам
"Рокировка&q
uot; | План-конспект
на тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Занятие по
шахматам в 1 кл.
"Основные
принципы игры в
начале партии"
(infourok.ru)
Занятие по
шахматам в 1 кл.
"Мат двумя ладьями
одинокому королю"
(infourok.ru)
Занятие по
шахматам в 1 кл.
"Мат ферзем и
королем одинокому

королю"
(infourok.ru)

25

Мат ферзём и
Техника
матования
королём одинокому одинокого короля ферзём
королю
и королём

26

Материальное
преимущество

27

Нарушение
основных
принципов игры в
начале партии

Определение
материального
преимущества,
реализация
материального
преимущества
Ошибочные
ходы
начале партии и
последствия

в
их

28

Партии-миниатюры Анализ коротких партий

29

Запись шахматной
партии

Способ ведения записи
партии
во
время
соревнований

30

Шахматный этикет

Правила
шахматиста
партии

поведения
во время

1 класс. Урок 25.
Мат ферзём и
королём одинокому
королю.
(multiurok.ru)
Технологическая
карта занятия
"Материальное
преимущество"
(infourok.ru)
Занятие по
шахматам в 1 кл.
"Нарушение
основных
принципов игры в
начале партии"
(infourok.ru)
Урок №28 Партии миниатюры К УМК
«Шахматы в школе»
Е.А. Прудниковой презентация,
доклад, проект
(myslide.ru)
Конспект урока
шахмат на тему
"Шахматная
нотация"
(infourok.ru)
Шахматный этикет
(xn--j1ahfl.xn--p1ai)

Соревнования – 3 часа
31- Шахматный турнир Участие в шахматном
турнире
33

Итого: 33 часа

Проведение
шахматного
турнира в
начальной школе. 1
класс. | Презентация
к уроку (1 класс) на
тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Календарно -тематическое планирование 2 класс
( с учётом рабочей программы воспитания)

п/
№

Тема урока

Виды деятельности

Дата

Коррек
тировк
а

Электронные
учебнометодические
материалы

Из истории шахмат – 1 час
1

Из истории шахмат.
Чемпионы мира по
шахматам и
выдающиеся
шахматисты мира.

Беседа
о
важности
соблюдения
правил
техники безопасности на
занятиях по шахматам.
Из истории шахмат:
знакомство с именами
шахматистов
–
чемпионов
мира,
ведущих шахматисто

Презентация для
детей
"Чемпионы
мира по
шахматам". |
Презентация к
уроку на тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Базовые понятия шахматной игры – 5 часов
2

Шахматные фигуры Повторение
материала
(повторение)
первого года обучения

3

Нападение в
шахматной партии.
Шах и защита от
него. Рокировка
(повторение)

Повторение
материала
первого года обучения

4

Мат. Пат. Мат
одинокому королю
королём и ладьёй.
Мат в один ход
(повторение)

Повторение
материала
первого года обучения

5

Защита в
шахматной партии:
уход из-под
нападения,
уничтожение
атакующей фигуры,
защита фигуры

Знакомство с понятием
«защита» в шахматной
партии
и
такими
действиями против угроз
партнёра, как уход из под
нападения, уничтожение
атакующей
фигуры,
защита фигуры

6

Защита в
шахматной партии:
перекрытие,
контрнападение

Знакомство
с
двумя
другими видами защиты в
шахматной партии –
перекрытием,
контрнападением

2 класс. Урок 2.
Шахматные фигуры
(повторение).
(multiurok.ru)
2 класс. Урок 3.
Нападение в
шахматной партии.
Шах и защита от
него. Рокировка
(повторение)
(multiurok.ru)
2 класс. Урок 4.
Мат. Пат. Мат в
один ход
(повторение). Мат
одинокому королю
королём и ладьёй
(multiurok.ru)
2 класс. Урок 5.
Защита в
шахматной партии.
уход из-под
нападения,
уничтожение
атакующей фигуры,
защита фигуры
(multiurok.ru)
2 класс. Урок 6.
Защита в
шахматной партии.
перекрытие,контрна
падение
(multiurok.ru)

Конкурсы решения позиций – 10 часов
7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы тактических
приёмов
сыграли?
пройденных на уроках 5,
6,
Тактический приём Знакомство
с
«двойной удар»
тактическим
приёмом
«двойной
удар»,
способами
нанесения
двойного
удара
различными фигурам
Тактический приём Знакомство
с
«связка»
тактическим
приёмом
«связка»,
понятиями
«полная» и «неполная»
связка, «давление» на
связку
Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы тактических
приёмов,
сыграли?
пройденных на уроках 8,
9
Тактический приём Знакомство с новым
«ловля фигуры»
тактическим
приёмом
«ловля
фигуры»
и
способами его применени
Тактический приём Знакомство с новым
«сквозной удар»
тактическим
приёмом
«сквозной
удар»
и
способами
его
применения
Мат на последней
горизонтали

Слабость
последней
горизонтали, «форточка»

Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы тактических
приёмов,
сыграли?
пройденных на уроках
11–13
Тактический приём Знакомство с новым
«открытый шах»
тактическим
приёмом
«открытый
шах»
и
способами
его
практического
применения
Тактический приём Знакомство с новым
«двойной шах»
тактическим
приёмом
«двойной
шах»
и
способами
его
практического

2 класс. Урок 10.
Конкурс решения
позиций
(multiurok.ru)
2 класс. Урок 9.
Тактический приём
«двойной удар»
(multiurok.ru)
2 класс. Урок 9 (10).
Тактический приём
«связка»
(multiurok.ru)
2 класс. Урок 10.
Конкурс решения
позиций
(multiurok.ru)
Шахматы. 2 класс.
Урок 11.
Тактический приём
ловля фигуры
(multiurok.ru)
Урок по шахматам 2
год обучения |
План-конспект
урока (2 класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Методическая
разработка урока
"Мат по последней
горизонтали.
Спертый мат.
Эполетный мат"
(infourok.ru)
2 класс. Урок 10.
Конкурс решения
позиций
(multiurok.ru)
Шах. Двойной шах.
открытый шах
(multiurok.ru)

Шах. Двойной шах.
открытый шах
(multiurok.ru)

применения

Соревнования – 4 часа
1720

Шахматный
турнир

Игровая практика

СЦЕНАРИЙ
ОТКРЫТИЯ
ШАХМАТНОГО
ТУРНИРА «В
СТРАНЕ
ШАХМАТНЫХ
ЧУДЕС» | Классный
час (2 класс) на
тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Конкурсы решения позиций – 9 часов
21

Основы игры в
дебюте: дебютные
ловушки

2223

Основы игры в
дебюте: атака на
короля

24- Основы эндшпиля:
реализация
25
большого
материального
преимущества

26- Основы анализа
28 шахматной партии

29

Раскрытие
основных
принципов игры в дебюте
знакомство с понятиями
«дебют», «детский мат»,
«мат, Легаля»
Знакомство
с
таким
методом игры в дебюте,
как атака на короля
партнёра
Знакомство с понятием
«реализация
преимущества» и такими
способами
реализации
преимущества, как игра
на
мат,
размен
одноимённых фигур для
увеличения
материального перевеса
Просмотр
и
анализ
коротких
шахматных
партий

Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы материала уроков 21–25
сыграли?

«Основы дебюта.
Принципы игры в
дебюте». 2 класс
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Атака на
короля" (infourok.ru)
Конспект урока по
шахматам на тему:
Основы эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества. (2
класс). (infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Основы
анализа шахматной
партии. (infourok.ru)
2 класс. Урок 10.
Конкурс решения
позиций
(multiurok.ru)

Соревнования– 4 часа
3033

Шахматный
турнир

Игровая практика

СЦЕНАРИЙ
ОТКРЫТИЯ
ШАХМАТНОГО
ТУРНИРА «В
СТРАНЕ
ШАХМАТНЫХ
ЧУДЕС» | Классный
час (2 класс) на

тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Шахматный праздник – 1 час
34

Шахматный
праздник

Итого: 34 часа

Решение
заданий,
игровая практика

Праздник для детей
« Шахматная
страна» (xn-j1ahfl.xn--p1ai)

Календарно -тематическое планирование 3 класс
( с учётом рабочей программы воспитания)

п/
№

Тема урока

Виды деятельности

Дата

Коррек
тировк
а

Электронные
учебнометодические
материалы

Из истории шахмат – 1 час
1

Из истории
возникновения
соревнований по
шахматам. Системы
проведения
шахматных
соревнований.

Беседа
о
важности
соблюдения
правил
техники безопасности на
занятиях по шахматам.
Знакомство с материалом
об
истории
возникновения
шахматных
соревнований, изучение
различных
систем
проведения шахматных
соревнований

Презентация для
кружка
"Шахматная
азбука" в
начальной школе
"10
важнейших событий
в истории
шахмат" |
Презентация к
уроку (3 класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Базовые понятия шахматной игры – 3 часа
2

Матование
одинокого короля
разными фигурами
(повторение)

Повторениематериала
второго года обучения.
Разыгрывание позиций,
решение позиций на мат в
два хода

3

Тактические
комбинации и
приёмы«связка»,
«сквозной удар»,
«двойной удар»,
«ловля фигуры»
(повторение)
Тактические
комбинации и
приёмы«двойной
шах», «открытый
шах» (повторение)

Повторение
материала
второго года обучения

4

Повторение
материала
второго года обучения

Урок шахмат
"Матование
одинокого
короля" |
План-конспект
урока (3 класс) на
тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Тактические
комбинации и
приемы.
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Тактические
комбинации и
приемы ч.2.
(infourok.ru)

Конкурсы решения позиций – 11 часов
5

Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы материала уроков 2–4
сыграли?

Разработка занятия
по шахматам на
тему: Конкурс

решения позиций.
(infourok.ru)

6

Тактический приём Знакомство с новым
«завлечение»
тактическим
приёмом
«завлечение фигур под
тактический удар»

7

Тактический приём Знакомство с новым
«отвлечение»
тактическим
приёмом
«отвлечение фигур от
защиты»

8

Тактический приём Знакомство с новым
«уничтожение
тактическим
защиты»
приёмом«уничтожение
защиты», способом его
применения
в
практической
игре;
рассмотрение и анализ
типичных позиций на
данную тему
Тактический приём Знакомство с новым
«спёртый мат»
понятием «спёртый мат»,
разбор
классической
партии на применение
приёма «спёртый мат»
Сочетание
Просмотр партий на тему
тактических
«сочетания
различных
приёмов
тактических приёмов»

9

10

11

12

13

14

Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы материала уроков 6–9
сыграли?
Борьба за
инициативу

Информирование
учащихся о том, как
начинать
атакующие
действия в шахматной
парти
Основы дебюты:
Знакомство со способами
атака на
атаки на короля, который
нерокировавшегося не
успел
сделать
короля
рокировку:
вскрытие
центральных
линий,
быстрое
развитие,
мобилизация фигур
Атака на
Знакомство со способами
рокировавшегося атаки на короля, который
короля
сделал рокировку: жертва
фигуры с целью вскрытия
пешечного
прикрытия
короля,
уничтожение
защиты

Разработка занятия
по шахматам на
тему: Тактический
прием "Завлечение"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Тактический
прием "Отвлечение"
(infourok.ru)
Опорный конспект Тактика шахмат"Уничтожение
защиты в шахматах.
Перегрузка в
шахматах.
Шахматная тактика
перегрузка"
(multiurok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Тактический
прием "Спертый
мат" (infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Сочетание
тактических
приемов.
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Конкурс
решения позиций.
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Борьба за
инициативу
(infourok.ru)
Библиотека МЭШ
— Урок 13. Основы
дебюта: атака на
нерокировавшегося
короля-1 (mos.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Атака на
рокировавшегося
короля. (infourok.ru)

15

Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы материала уроков 12–14
сыграли?

Разработка занятия
по шахматам на
тему: Конкурс
решения позиций.
(infourok.ru)

Соревнования – 4 часа
16- Шахматный турнир Игровая практика
19

Открытое
внеклассное
мероприятие
"Шахматный
турнир" |
Классный час (3
класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Конкурсы решения позиций – 10 часов
20

21

22

23

24

Основы анализа
шахматной партии:
выбери ход и найди
план

Знакомство с основами
анализа
шахматной
партии, разбор партий
чемпионов
мира
и
ведущих
шахматистов
мира
Основы пешечного Знакомство
c
эндшпиля:
элементарными
проходная пешка, пешечными
правило квадрата окончаниями:
пешка
против короля, пешка
проходит в ферзи без
помощи своего короля,
правило квадрата
Основы пешечного Знакомство
c
эндшпиля: крайняя элементарными
пешка,
пешечными
«отталкивание
окончаниями:
крайняя
плечом»
пешка, пешка проходит в
ферзи при помощи своего
короля,
отталкивание
плечом
Основы пешечного Повторение материала:
эндшпиля:
игра
пешки
против
оппозиция и
короля, пешка проходит в
ключевые поля
ферзи без помощи своего
короля, пешка проходит
вферзи при помощи
своего короля; введение
новых
понятий
«оппозиция», «ключевые
поля»
Основы пешечного Введение и раскрытие
эндшпиля: король с новых
понятий:
пешкой против
«взаимоблокируемые
короля с пешкой
пешки»,
«позиция
взаимного
цугцванга»,

Разработка занятия
по шахматам на
тему: Основы
анализа шахматной
партии. (infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Основы
пешечного
эндшпиля.
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Основы
пешечного
эндшпиля 2.
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Основы
пешечного
эндшпиля 3"
(infourok.ru)

Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Основы
пешечного
эндшпиля 4"

«ключевые поля».

25

26

27

Основы пешечного
эндшпиля: король
против пешек,
правило
блуждающего
квадрата
Теоретические
позиции пешечного
эндшпиля: ферзь
против пешки

Знакомство с правилом
блуждающего квадрата,
раскрытие особенностей
разрозненных пешек, их
сильных и слабых сторон

Знакомство
с
теоретическими
позициями
пешечного
эндшпиля: король и две
пешки против короля,
особенности проведения
пешек в ферзи по
вертикалям b и g
Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы материала уроков 20–26
сыграли?

28 Сыграй как чемпион Анализ
мира. Партия В.
Крамник –
Д.Садвакасов

шахматных
партий чемпионов мира,
угадывание ходов

29 Сыграй как чемпион Анализ

шахматных
мира. Партия В.
партий чемпионов мира,
Ананд – М. Карлсен угадывание ходов

(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Основы
пешечного
эндшпиля 5"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему:
"Теоретические
позиции пешечного
эндшпиля"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Конкурс
решения позиций.
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Сыграй как
чемпион мира"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Сыграй как
чемпион мира 2"
(infourok.ru)

Соревнования – 4 часа
30- Шахматный турнир Игровая практика
33

Открытое
внеклассное
мероприятие
"Шахматный
турнир" |
Классный час (3
класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Шахматный праздник – 1 час
34

Шахматный
праздник

Решение
заданий,
игровая практика

Сценарий
познавательноразвлекательной
программы «В
гостях у шахматной
Королевы» (для
обучающихся
младшего
школьного
возраста) |

Методическая
разработка (1, 2, 3, 4
класс): |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Итого: 34 часа

Календарно -тематическое планирование 4 класс
( с учётом рабочей программы воспитания)

п/
№

Тема урока

Виды деятельности

Дата

Коррек
тировк
а

Электронные
учебнометодические
материалы

Из истории шахмат – 1 час
1

История появления Зарождение шахматной
шахмат на Руси.
культуры в России Беседа
о важности соблюдения
правил
техники
безопасности на занятиях
по шахматам. Знакомство
с материалом об истории
появления шахмат на
Руси, о том, как в России
начала
формироваться
шахматная культура

Шахматы. 4 год
обучения. Урок 1.
История появления
шахмат на Руси.
Зарождение
шахматной
культуры в России
(multiurok.ru)

Базовые понятия шахматной игры – 14 часов
2

Основные
принципы игры в
дебюте

Дополнение знаний об
игре в дебюте новыми
сведениями: роль центра,
создание
численного
превосходства.

3

Перевес в развитии
фигур

4

Атака на короля

5

Перевес в
пространстве

6

Оценка позиции

7

План игры

Раскрытие
понятия
«мобилизация фигур для
получения
численного
превосходства»
Раскрытие плана атаки на
короля
при
односторонней
и
разносторонней
рокировках, а также
плана атаки на короля,
оставшегося в центре
Способы
игры
при
пространственном
перевесе,
способы
достижения
пространственного
перевеса
Рассказ о том, что
необходимо делать для
того, чтобы правильно
оценить позицию во
время шахматной парти
Разбор
схемымоделирования
плана игры, раскрытие

Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Основные
принципы игры в
дебюте"
(infourok.ru)
Шахматы. 4 класс.
Урок 3. Перевес в
развитии фигур
(multiurok.ru)
Шахматы. 4 класс.
Урок 4. Атака на
короля (без тетради)
(multiurok.ru)

Шахматы. 4 класс.
Урок 5. Перевес в
пространстве
(multiurok.ru)
Шахматы. 4 класс.
Урок 6. Оценка
позиции
(multiurok.ru)
Конспект+презента
ция занятия по
шахматам в 4 классе

цели планирования

8

Выбор хода

9

Открытые дебюты

10

Полуоткрытые
дебюты

Многообразие
полуоткрытых дебютов.
Сицилианская
защита,
Французская защита

11

Закрытые дебюты

Многообразие закрытых
дебютов.
Славянская
защита

12

Гамбиты

13

14

15

Алгоритм выбора хода,
форсированные
и
нефорсированные
варианты, профилактика.
Учимся
думать
за
партнёра
Многообразие открытых
дебютов.
Итальянская
партия, защита двух
коней

Королевский гамбит

Тактический приём Знакомство
с
«мельница»
тактическим
приёмом«мельница».
Решение дидактических
заданий
Тактический приём Знакомство
с
«перекрытие»
тактическим
приёмом
«перекрытие». Решение
дидактических заданий
Тактический приём Знакомство
с
«рентген»
тактическим
приёмом
«рентген».
Решение
дидактических заданий

по теме "3 стадии
шахматной игры"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Выбор хода"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Открытые
дебюты"
(infourok.ru)
План-конспект
открытого занятия
по теме
«Полуоткрытые
дебюты.
Французская
защита. Занятие №
1» (multiurok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Закрытые
дебюты"
(infourok.ru)
Урок по шахматам:
Гамбиты
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: Тактический
прием "Мельница"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Тактический
прием
"Перекрытие"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Тактический
прием "Рентген"
(infourok.ru)

Конкурсы решения позиций – 2 часа
16

Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы материала уроков 13–16
сыграли?

17

Анализ шахматной Разбор и анализ партий
партии: выбери ход чемпионов
мира
и
ведущих
шахматистов

Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Конкурс
решения позиций"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Анализ

мира

шахматной партии"
(infourok.ru)

Соревнования – 4 часа
18- Шахматный турнир Игровая практика
21

Сценарий открытия
шахматного
турнира "Папа,
мама. я - шахматная
семья!" (infourok.ru)

Конкурсы решения позиций – 8 часов
2225

26

Простейшие
ладейные
эндшпили: ладья с
пешкой и королём
против ладьи и
короля

Знакомство
с
простейшими ладейными
эндшпилями; способами
защиты за слабейшую
сторону и способами
игры на выигрыш за
сильнейшую
сторону;
изучение
приёмов
«построение
моста»,
«отталкивание плечом»,
знакомство с позицией
Филидора и позицией
Лусены
Простейшие
Знакомство
с
легкофигурные
простейшими
окончания: мат
легкофигурными
двумя слонами
окончаниями:
техника
одинокому королю. матования двумя слонами

27

Простейшие
легкофигурные
окончания: мат
конём и слоном
одинокому королю

Знакомство
с
простейшими
легкофигурными
окончаниями:
техника
матования слоном и конё

28

Конкурс решения Отработка на практике
позиций: как бы вы материала уроков 22–27
сыграли?

29

Роль шахмат в
жизни человека. Как
стать сильным
шахматистом

Советы чемпионов мира
юным
шахматистам.
Зачем учиться шахматной
игре

Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Простейшие
ладейные
эндшпили"
(infourok.ru)

Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Простейшие
легкофигурные
окончания"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Простейшие
легкофогурные
окончания 2"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Конкурс
решения позиций"
(infourok.ru)
Разработка занятия
по шахматам на
тему: "Роль шахмат
в жизни человека"
(infourok.ru)

Соревнования – 4 часа
30- Шахматный турнир Игровая практика
33

Сценарий открытия
шахматного
турнира "Папа,
мама. я - шахматная
семья!" (infourok.ru)

Шахматный праздник – 1 час
34

Шахматный
праздник

Итого: 34 часа

Решение
заданий,
игровая практика

Шахматный КВН |
План-конспект
занятия (4 класс) на
тему: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)

Перечень методического, информационного и материально-технического,
обеспечения курса внеурочной деятельности

1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П.
Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.
3. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре
/ В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
4. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература,
1980.
5. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М
Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература,
1985.
7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для
работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
9. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.:
Новая школа, 1994.
10. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр
Маркота.
11. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
12. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.
13. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Поматур, 2000.
14. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
15. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны:
учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
16. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин.
– Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
17. Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».