Элективный курс РП ОиП СОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское
правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой, В.В. Львова в 11- классе и рассчитана на 34часов , 2 из них – контрольные зачётные работы в виде тестирования, предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности,
а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов
к
обучению
родному
языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности;
воспитание
интереса
и
любви
к
русскому
языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности
к
речевому
самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах
и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного
языка;
о
русском
речевом
этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов
современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система
упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности
осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме (говорить и писать).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии
культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает
не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания,
используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а
также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся,
целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне
анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное примене-

ние того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и
удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну
рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и
навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и
обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь
между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в
его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма,
правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и
пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как
заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько
частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей
лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой
части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой
подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе
обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это
прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения
смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том
числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не
только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.
Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность
обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных
2

ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.
Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи.
старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их
единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и
навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова —
функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно,
логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании»
ст. 12, 13, 15, 32).
Основные умения и навыки (10 класс)
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к
разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся
должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением
научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого
самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется:
 готовность к речевому взаимодействию,
 моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
 расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
 совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,
 оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
 применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
11 класс (34 ч)
ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство
двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого
общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ высказывания:

к средствам

(32 ч)
отПунктуация
смысла

в устной речи

его выражения
в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли
(букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата: возможность возвращения к
написанному, совершенствование и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки:
письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы),
конспекты, планы, рефераты и т.п.
Возникновение и развитие письма как средство общения.
ОРФОГРАФИЯ (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2 часа)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица,
алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18ч)
4

Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//–рос-, -скак//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными
сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска
– дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания.
Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в
словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением лица. Суффиксы
–ек и –ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, чат-, -ист-, -оньк-(-еньк-) и др.
Различение на письме суффиксов –ив- и -ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и
наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ануи др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание
суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и
–тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший
– посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний
слов разных частей речи.
5

Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы
и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание
сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический
анализ морфемно-словообразовательных моделей слов (͡ нный, без͡ ность ,͡ остный и т.п).
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование
орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правописания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-янист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (9 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализ слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными
частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное , дефисное и
раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельное?»
Написание строчных и прописных букв (1 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?»
Контрольное занятие (1 ч)

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)
Наименование раздела и тем

1.
2.

Особенности письменного общения
Орфография
Орфография как система правил правописания.
Правописание морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Написание строчных и прописных букв.
Контрольное занятие.

3.
4.
5.
6.
№
п/п

К-во часов

№
п/п

1.

1.

2.

2.

Дата
план/
факт

Тема занятия

Знания

Часы учебного времени
2ч
32 ч
2ч
17ч
9ч
1ч
1ч

Плановые сроки прохождения
1.09 - 08.09

Примечание

11.09 - 29.09
02.10 - 16.02
26.02 - 08.05
15.05 – 24.05
29.05

Умения

ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ (2 часа)
05.09 Речевое обще- Знать о речевом общении Уметь определять
ние как взаимо- как взаимодействии между вид речевой деядействие между людьми, 2 стороны языка: тельности, отлилюдьми посред- передачу информации и чать виды речеством
языка. восприятие смысла речи. вого
общения.
Единство двух Знать виды речевой дея- Уметь создавать
сторон
языка: тельности: говорение, слу- речевую ситуапередача и вос- шание, письмо, формы ре- цию, анализироприятие смысла чевого общения: письмен- вать речевое выречи. Виды ре- ные и устные.
сказывание.
чевой деятельности.
Формы
речевого общения.
12.09 Особенности
Понимать возникновение Уметь различать
письменной ре- письменной речи как необ- формы письменчи.
Формы ходимость в опосредован- ных высказываписьменных вы- ном общении. Знать осо- ний по их сущесказываний и их бенности письменной речи ственным
припризнаки. Воз- по сравнению с устной. знакам, создавать
никновение
Уметь различать формы письменные выписьма как сред- письменных высказываний: сказывания.
ства общения.
письма, записки, деловые
бумаги, рецензии, статьи,
репортажи, сочинения (раз-

Формы
и методы обучения
Лекция.
Практическая
работа –
анализ
речевой
ситуации.

Сочинение создание такой
формы
письменной
речи,
как
письмо.
7

3.

1.

4.

2.

ные типы), конспекты, планы, рефераты; знать их признаки.
ОРФОГРАФИЯ (32 часа)
Орфография как система правил правописания (2 часа)
19.09 Русское право- Знать сведения из истории Уметь, используя
писание. Орфо- русской орфографии, её орфографические
графия и пунк- роль в письменном обще- правила,
более
туация как раз- нии людей, её возможности точно выражать
делы русского для более точной передачи смысл высказыправописания.
смысла речи.
вания, использовать различные
способы передачи содержащейся
в правиле информации: связный
текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
26.09

5.

1.

03.10

6.

2.

17.10

Орфографическое правило как
разновидность
учебно-научного
текста. Различные способы передачи
содержащейся в правиле информации.

Знать
орфографические
правила, разделы русской
орфографии и обобщающее
правило для каждого из
них.

Правописание морфем (18 часов)
Система правил, Знать принцип единообразсвязанных
с ного написания морфем,
правописание
систему правил, регулируморфем. Прин- ющую написание гласных и
цип единообраз- согласных
корня, роль
ного написания смыслового анализа при
морфем – веду- подборе
однокоренного
щий
принцип проверочного слова.
русского правописания. Правописание корней.
Правописание
Знать написание безудар-

Уметь применять
правила:1) правописание морфем, 2) слитное,
дефисное и раздельное написание, 3) употребление прописных
и строчных букв,
4) перенос слова.

Лекция.
Практическая
работа.

Практическая
работа –
анализ
текстов
с точки
зрения
употребления
правил.

Уметь правильно Лекция.
писать морфемы,
применять правила, регулирующие написание
гласных и согласных в корне
слова, правильно
подбирать проверочные слова.
Уметь различать Практи8

гласных корня:
безударные проверяемые и непроверяемые; Е
и Э в заимствованных словах.

ных проверяемых и непроверяемых гласных в корне
слова. Знать, в каком случае
гласная Е обозначает мягкость
предшествующего
согласного, а когда только
звук [Э].

7.

3.

24.10

Правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы
и И в корне после приставок);
понятие о фонетическом принципе написания.

Знать правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне
после приставок); иметь
понятие о фонетическом
принципе написания слов.

8.

4.

31.10

Знать условия написания
корней с чередованием и
корней с с полногласным и
неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла,
ере//ре, ело//ле.

9.

5.

07.11

Группы корней с
чередование
гласных. Корни
с полногласным
и неполногласными сочетаниями
оро//ра,
оло//ла, ере//ре,
ело//ле.
Обозначение на
письме согласных
корня:
звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в
корне и связанные с этим орфографические

Знать способы обозначение
на письме согласных корня:
звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование согласных в корне
и связанные с этим орфографические
трудности,
правописание иноязычных
словообразовательных элементов

проверяемые безударные гласные
и непроверяемые,
подбирать проверочные слова к
словам с проверяемой гласной в
корне
слова.
Знать
правильность
произношения заимствованных слов со
звуком [Э].
Уметь
писать
слова, нарушающие единообразное
написание
корня (Ы и И в
корне после приставок); отличать
слова, написание
которых основано на фонетическом
принципе
написания.
Уметь
писать
корни с чередованием и корней
с с полногласным
и
неполногласными сочетаниями
оро//ра,
оло//ла, ере//ре,
ело//ле.
Уметь
писать
звонкие и глухие,
непроизносимые,
удвоенны, чередующиеся
согласные в корне,
правильно писать
иноязычные словообразовательные элементы.

ческая
работа –
анализ
словарных материалов

Анализ
текстов

Аналитическая беседа

Семинар.

9

10.

6.

14.11

11.

7.

28.11

12.

8.

05.12

трудности. Правописание иноязычных словообразовательных
элементов.
Правописание
приставок. Деление приставок
на группы, соотносимые с разными принципами написания.
Роль смыслового анализа слова
при различении
приставок ПРИ
и ПРЕ.
Правописание
суффиксов. Система
правил,
связанных
с
написанием
суффиксов
в
словах разных
частей
речи.
Роль морфемнословообразовательного анализа при выборе
правильного
написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных
и их написание.
Различение
суффиксов
–
ЧИК и –ЩИК
со
значением
лица. Суффиксы
–ЕК и –ИК, -ЕЦ
и –ИЦ- в именах
существительных со значени-

Знать правописание приставок, деление их на группы, роль смыслового анализа слова при различении
приставок ПРИ и ПРЕ.

Уметь
писать
приставки разных
групп, в том числе уметь применять смыслоразличительный
анализ при написании приставок
ПРИ и ПРЕ.

Лекция.
Практическая
работа –
анализ
словарных материалов.

Знать систему правил, связанных с правописанием
суффиксов разных частей
речи, производить морфемно - словообразовательный
анализ при выборе правильного написания суффиксов.

Уметь правильно Пракписать суффиксы тичеразных
частей ская раречи,
произво- бота.
дить морфемно словообразовательный анализ
при выборе правильного написания
суффиксов
выбранной части
речи.

Знать типичные суффиксы
имён существительных и их
написание, различать суффиксы –ЧИК и –ЩИК со
значением лица, суффиксы
–ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в
именах существительных со
значением уменьшительности.

Уметь писать ти- Анализ
пичные суффик- текстов.
сы имён существительных,
различать
суффиксы –ЧИК и –
ЩИК со значением лица, суффиксы –ЕК и –
ИК, -ЕЦ и –ИЦв именах существительных со
значением
10

ем
уменьшительности.
13.

9.

12.12

14.

10.

19.12

15.

11.

26.12

Типичные суффиксы прилагательного и их
написание. Различение
на
письме суффиксов –ИВ- и –ЕВ-;
-К- и –СК- в
именах прилагательных.
Особенности образования сравнительной степени
и превосходной
степени прилагательных
и
наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и
их
написание.
Различение на
письме глагольных суффиксов
– ОВА- (-ЕВА-)
и –ЫВА- (-ИВА).
Написание
суффикса
–Еили –И- в глаголах с приставкой
ОБЕЗ-/ОБЕС-; ТЬСЯ и –ТСЯ в
глаголах.
Образование
причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффиксов причастия настоящего

Знать типичные суффиксы
прилагательного и их написание, различать на письме
правописание суффиксов –
ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в
именах
прилагательных.,
особенности образования
сравнительной степени и
превосходной степени прилагательных и наречий и
написание суффиксов в
этих формах слов.

Знать типичные суффиксы
глагола и правила их написание. Различать на письме
глагольные суффиксы –
ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (ИВА-). Знать написание
суффикса –Е- или –И- в
глаголах
с
приставкой
ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ и –
ТСЯ в глаголах.

Знать, как образуются причастия с помощью специальных суффиксов, от чего
зависит выбор суффиксов
причастия настоящего времени. Знать о сохранении
на письме глагольного

уменьшительности и ласкательности.
Уметь определять
написание
типичных суффиксов прилагательного, различать
на письме суффиксы –ИВ- и –
ЕВ-; -К- и –СК- в
именах прилагательных. Уметь
образовывать
форму
сравнительной степени
и превосходной
степени прилагательных и наречий, правильно
писать суффиксы
в этих формах
слов.
Уметь правильно
писать типичные
суффиксы глагола. Различать на
письме глагольные суффиксы –
ОВА- (-ЕВА-) и –
ЫВА- (-ИВА-).
Уметь правильно
писать суффиксы
–Е- или –И- в
глаголах с приставкой
ОБЕЗ/ОБЕС-; -ТЬСЯ–
ТСЯ .
Уметь образовывать причастия с
помощью специальных суффиксов,
выбирать
суффиксы причастия настоящего

Тестирование.

Сочинениерассуждение

Тестирование.

11

16.

12.

09.01

17.

13.

16.01

18.

14.

23.01

времени в зависимости
от
спряжения глагола. Сохранение на письме
глагольного
суффикса
при
образовании
причастий пошедшего времени.
Правописание Н
и НН в полных
и кратких формах причастий, а
также в прилагательных, образованных от существительных
или глаголов.

суффикса при образовании времени в завипричастий пошедшего вре- симости от спрямени.
жения
глагола,
сохранять
на
письме глагольный суффикс при
образовании причастий пошедшего времени.

Правописание
окончаний. Система
правил,
регулирующих
правописание
окончаний слов
разных частей
речи. Различение окончаний –
Е и –И в именах
существительных. Правописание
личных
окончаний глаголов. Правописание падежных
окончаний полных
прилагательных и причастий.
Орфографические
правила,
требующие различения
мор-

Знать правила правописания окончаний, систему
правил, регулирующих правописание окончаний слов
разных частей речи. принцип различения окончаний
–Е и –И в именах существительных, правописание
личных окончаний глаголов, правописание падежных окончаний полных
прилагательных и причастий.

Знать правила правописания Н и НН в полных и
кратких формах причастий,
а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.

Знать
орфографические
правила, требующие различения морфем, в составе
которых находится орфо-

Уметь
выбрать
правописание Н и
НН в полных и
кратких формах
причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или
глаголов.
Уметь применять
правила правописания окончаний,
систему правил,
регулирующих
правописание
окончаний слов
разных
частей
речи.

Выразительное
чтение
лирических
текстов.
Сочинениеэссе.

Уметь применять
орфографические
правила, требующие различения

Лекция.
Практическая
работа –

Зачёт в
форме
тестирования.

12

19.

15.

30.01

20.

16.

06.02

21.

17.

13.02

фем, в составе
которых находится
орфограмма: О и Е
после шипящих
и Ц в корне ,
суффиксе
и
окончании; правописание Ы и
И после Ц; употребление разделительных Ь и
Ъ.
Правописание
согласных
на
стыке морфем;
написание сочетаний ЧН, ЩН,
НЧ, НЩ, РЩ,
ЧК, НН внутри
отдельной морфемы и на стыке
морфем;
употребление Ь для
обозначения
мягкости
согласного внутри
морфемы и на
стыке морфем.
Взаимосвязь
значения, морфемного строения и написания
слова. Орфографический анализ
морфемнословообразовательных моделей слов.

грамма: О и Е после шипящих и Ц в корне , суффиксе
и окончании; правописание
Ы и И после Ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

морфем, в соста- анализ
ве которых нахо- текстов.
дится орфограмма: О и Е после
шипящих и Ц в
корне , суффиксе
и
окончании;
правописание Ы
и И после Ц;
употребление
разделительных
Ь и Ъ.

Знать принципы правописания согласных на стыке
морфем; написание сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ,
ЧК, НН внутри отдельной
морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для
обозначения мягкости согласного внутри морфемы и
на стыке морфем.

Уметь применять
правила написания согласных на
стыке
морфем;
написания сочетаний ЧН, ЩН,
НЧ, НЩ, РЩ, ЧК,
НН внутри отдельной морфемы
и на стыке морфем; употреблять
Ь для обозначения мягкости согласного внутри
морфемы и на
стыке морфем.
Уметь анализировать
взаимосвязь значения,
морфемного
строения и написания слова, производить орфографический анализ
морфемнословообразовательных моделей
слов по определённому порядку.
Уметь писать Ь
после шипящих в
словах
разных

Знать взаимосвязь значения, морфемного строения
и написания слова, порядок
орфографического анализа
морфемнословообразовательных моделей слов.

Правописание Ь Знать особенности правопосле шипящих писания Ь после шипящих
в словах разных в словах разных частей ре-

Тестирование.

Урокисследование

Аналитическая бе13

частей
речи. чи,
этимологическую
Этимологичесправку как приём объяснеская справка как ния написания морфем.
приём объяснения написания
морфем.
22.

18.

23.

1.

24.

2.

25.

3.

частей речи, использовать этимологическую
справку как приём
объяснения
написания морфем.
Уметь использовать орфографические, морфемные и словообразовательные словарей для объяснения написания
слов, использовать приём поморфемной записи слов в практических целях.

Использование
Знать типы орфографичеорфографических, морфемных и словоских, морфем- образовательных словарей
ных и словооб- для объяснения написания
разовательных
слов, приём поморфемной
словарей
для записи слов и его практичеобъяснения
ская значимость.
написания слов.
Приём поморфемной записи
слов и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 часов)
05.03 Система правил Знать систему правил слит- Уметь определять
слитного,
де- ного, дефисного и раздель- правила слитнофисного и раз- ного написания слов, роль го, дефисного и
дельного напи- смыслового и грамматиче- раздельного
сания слов. Роль ского анализа слова при написания слов,
смыслового
и выборе правильного напи- объяснять роль
грамматическо- сания.
смыслового
и
го анализа слова
грамматического
при выборе праанализа слова при
вильного напивыборе правильсания.
ного написания.
12.03 Орфограммы,
Знать орфограммы, связан- Уметь различать
связанные с раз- ные с различением на на письме слуличением
на письме служебного слова и жебные слова и
письме служеб- морфемы.
морфемы.
ного слова и
морфемы.
19.03 ГрамматикоЗнать орфограммы, связан- Уметь использосемантический
ные с различением на вать орфограммы,
анализ при вы- письме служебного слова и связанные с разборе слитного и морфемы.
личением
на
раздельного
письме служебнаписания НЕ с
ного слова и
разными частяморфемы
при
27.02

седа

Создание собственного литературного
произведения- сочинения

Выразительное
чтение
лирических
текстов.
Практическая
работа.

Сочинениерассуждение

Сочинение характеристика
героя.
14

26.

4.

26.03

27.

5.

02.04

28.

6.

16.04

29.

7.

23.04

ми речи. различение приставки
НИ и слова НИ
(частицы, союза).
Грамматикоорфографические
отличия
приставки
и
предлога. Слитное, дефисное и
раздельное
написание приставок в наречиях.
Историческая
справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности
написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия
союзов
ЧТОБЫ, ТАКЖЕ,
ТОЖЕ,
ПОТОМУ, ПОЭТОМУ,
ОТТОГО, ОТЧЕГО,
ЗАТО,
ПОСКОЛЬКУ
и
другие от созвучных сочетаний слов.
Образование и
написание
сложных
слов

практическом
письме6 и устной
речи.

Знать
грамматикоорфографические отличия
приставки
и
предлога,
слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Уметь применять Анализ
правила слитно- текстов.
го, дефисного и
раздельного
написания приставок в наречиях.

Знать о том, что такое историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Уметь анализировать роль исторической справки
о происхождении
некоторых наречий и использовать эти данные
для правильного
письма.
Уметь
писать
производные
предлоги, находить смысловые,
грамматические и
орфографические
отличия союзов
ЧТОБЫ, ТАКЖЕ,
ТОЖЕ,
ПОТОМУ, ПОЭТОМУ,
ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных
сочетаний слов..

Знать особенности написания производных предлогов, смысловые, грамматические и орфографические
отличия союзов ЧТОБЫ,
ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ,
ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных
сочетаний слов.

Урокисследование.

Практическая
работа –
анализ
текстов.

Знать способы образования Уметь правильно Анализ
и написания сложных слов писать сложные текстов
(имена существительные, слова (имена су15

30.

8.

07.05

31.

9.

14.05

32.

10.

21.05

33.

1.

28.05

34.

1.

28.05

(имена
существительные,
прилагательные,
наречия).
Смысловые
и
грамматические
отличия сложных
прилагательных, образованных путём
слияния, и созвучных словосочетаний.
Употребление
дефиса
при
написании знаменательных и
служебных частей речи.
Работа со словарём
«Слитно
или раздельно?»

прилагательные, наречия).

ществительные,
прилагательные,
наречия).

Знать смысловые и грамматические отличия сложных
прилагательных,
образованных путём слияния, и
созвучных словосочетаний.

Уметь делать выбор
написания
сложных прилагательных, образованных путём
слияния, и отличать их от созвучных словосочетаний.
Знать правила употребле- Уметь правильно
ния дефиса при написании писать знаменазнаменательных и служеб- тельные и слуных частей речи.
жебные части речи.

Знать способы и приёмы Уметь работать
работы со словарём «Слит- со
словарём
но или раздельно?»
«Слитно или раздельно?»
Написание строчных и прописных букв (2 часа)
Роль смыслово- Знать, какую роль играет Уметь правильно
го и граммати- смысловой и грамматиче- писать слова со
ческого анализа ский анализ при выборе строчной
или
при
выборе написания строчной или прописной буквы.
строчной
или прописной буквы
прописной буквы.

Контрольное
занятие

Практикум.

Сочинениеэссе.

Тестирование.

Сочинениеэссе с
использованием собственных
наименований.
Знать основные правила Уметь применять Зачёт.
грамматики, орфографии и на практике посинтаксиса
лученные знания

16

Виды и формы контроля
Учащиеся должны знать, какие формы контроля будут предложены, задания какого содержания придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует в процессе
работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных
работ.
Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:
 эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;
• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;
• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;
• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые
включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;
 правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:
• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие
затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;
• включение повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных
работ;
 целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;
 систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися
в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у
них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.
В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в ОУ промежуточной и
итоговой аттестации учащихся в рабочей программе предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля: лекции, практические занятия, семинар, деловая игра, урокисследование, аналитическая беседа, тестирование, эссе, сочинение, анализ текста, зачёт.

1.
2.

3.
4.
5.

2

1

2

17
10

3

2
3

2

зачёт

1

текста

2

Сочинение
Анализ

Особенности
письменного
общения.
ОРФОГРАФИЯ.
Орфография как система правил правописания.
Правописание морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Написание строчных и про-

нар
исследование
Аналитическая
беседа
тестирование
Эссе

Наименование
раздела

Практика
семи-

№
п/п

кол-во
часов
тему
на
лекции

Формы занятий и контроля

1

1

1

1
1

2

3
1

1
1

2
1

2
2

1

1
17

писных букв.
7.Контрольное занятие-зачёт.
Всего

1
34

5

8

1

2

2

4

3

4

1
2

4

Характеристика контрольно-измерительных материалов
(План контроля ЗУН)
№ п/п
1.
2.

Тема

Цели

Форма

Дата
проведения

Правописание морфем.

Уровень сформированно- Тестирости ЗУНов по теме
вание.
Зачётная практическая ра- Уровень сформированно- Зачёт.
бота.
сти ЗУНов по итогам года

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».