Русский язык 11 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса составлена на
основе Основной образовательной программы среднего общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Поведниковская средняя
общеобразовательная школа», авторской программой для обучающихся 10-11 х классов
общеобразовательных учреждений под редакцией Львовой С.И.
Программа обеспечена учебниками Львовой С.И.,
которые включены в
действующий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.
По учебному плану общее количество часов– 34 (1 часа в неделю, 34 учебные
недели), из них.
Основной целью предмета является речевое и языковое развитие школьников с
помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных
речеведческих знаний.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- дать понятие об особенностях сложного предложения; различать виды простых и
сложных предложений; проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного
предложения; применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков
препинания в простом и сложном предложении; аргументировать тезис о системном
характере русской пунктуации;
- расширить знания по орфографии, синтаксису и пунктуации, по фонетике и
орфоэпии, морфологии, словообразованию, лексикологии и фразеологии;
- формировать навыки речевой деятельности;
- способствовать формированию умения применять полученные знания и умения в
собственной речевой практике;
- обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических
средств;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку,
сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
В области информационно-смысловой переработки текста в процессе
чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст,
комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим
организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и
самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и
сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов,
аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при
составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке
докладов, рефератов).
В области создания устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания,
развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность
и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность,
точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или
прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты
проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических
форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
В области анализа текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с
точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных
средств языка;
В области соблюдения языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать
свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с
этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать
грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые
погрешности в высказываниях собеседников.
Основное содержание курса русский язык для 11 класса
Язык и культура
Русский язык как составная часть национальной культуры
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая
(повторение). Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать

и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурноисторической информации.
Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором
сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство
дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство
формирования личности.
Функциональная стилистика
Функциональные разновидности русского языка
Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически
сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного
языка в их соотношении и взаимодействии.
Современное учение о функциональных разновидностях языка.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили
(официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы
(повторение изученного).
Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка:
экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических
факторов (основные особенности речи, типичные языковые средства).
Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и
стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой
коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения
Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Слова
нейтральные, книжные, разговорные. * Стилистические синонимы как основные ресурсы
функциональной стилистики.
Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая.
Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями,
мнениями.
Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорнобытовой подвиды.
Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность,
неподготовленность;
эмоциональность,
экспрессивность;
прерывистость
и
непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль
интонации, мимики и жестов при устном общении.
Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика,
фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами
субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с
отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с
разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным;
частотность
местоимений,
междометий,
частиц;
пассивность
отглагольных
существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных,
побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных
слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических
связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование
инверсии, особая роль интонации).
Официально-деловой стиль
Сфера применения: административноправовая.
Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей
практическое значение, в виде указаний, инструкций.
Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля: законодательный,
дипломатический, административно-канцелярский.
Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающедолженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений;
соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность;
сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.

Языковые средства официально-делового стиля: лексические (слова в прямом значении,
профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, сочетания
терминологического характера, речевые клише, общественно-политическая лексика;
отглагольные существительные, языковые штампы; сложносокращённые слова, отсутствие
эмоционально-экспрессивной лексики), морфологические (преобладание имени над
местоимением; употребительность отглагольных существительных на -ени(е) и с
приставкой не-, отымённых предлогов, составных союзов, числительных), синтаксические
(усложнённость синтаксиса — сложные синтаксические конструкции; предложения с
причастными оборотами, большим количеством однородных членов; преобладание
повествовательных предложений, использование страдательных конструкций, конструкций
с отымёнными предлогами и отглагольными существительными, употребление сложных
предложений с чётко выраженной логической связью; прямой порядок слов).
Основные
жанры
официально-делового стиля: законодательного
подстиля
(постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного
значения); дипломатического подстиля (международный договор, соглашение,
конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике); административноканцелярского подстиля (устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка,
заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное
объявление,
постановление,
отчёт,
благодарственное
письмо,
инструкция,
резолюция,указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное
распоряждение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол
допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.)
Научный стиль речи
Сфера применения: научная.
Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с
представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили)
научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научноучебный, научно-популярный.
Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения,
подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность,
объективность изложения, безобразность речи; стилистическая однородность,
упорядоченный характер использования языковых средств.
Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные
термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные
существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и
последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной
лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частота использования
существительных со значением признака, действия, состояния; форм родительного падежа,
имён
числительных,
употребление
единственного
числа
в
значении
множественного),синтаксические
(преобладание
простых
осложнённых
и
сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных,
безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и
деепричастных оборотов).
Термины и их употребление в текстах научного стиля речи. **Терминологические словари.
Основные жанры научного стиля: собственно научного подстиля (монография, научная
статья, научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация); научноинформативного подстиля (реферат, тезисы, аннотация, патентное описание); научносправочного подстиля (словарь, словарная статья, справочник, научный комментарий к
тексту, библиография); научно-учебного подстиля (учебник, учебное пособие, лекция;
сообщение, доклад ученика); научно-популярного подстиля (статья, очерк, лекция, научнопопулярная беседа).
Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи.
План и конспект как форма передачи содержания научного текст.
Публицистический стиль речи
Сфера применения: общественно-политическая.

Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на
слушателей и читателей.
Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетно-публицистический,
радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный.
Основные
особенности
публицистического
стиля:
логичность,
образность,
эмоциональность, оценочность, призывность; чередование экспрессии и стандарта.
Языковые средства публицистического стиля: лексические (торжественная лексика,
общественно-политическая лексика и фразеология; публицистические речевые штампы,
клише; употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов,
метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей), морфологические (активное
использование личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола;
единственного числа в значении множественного; глаголов в форме повелительного
наклонения; причастий на -омый и т. д.), синтаксические (распространённость
экспрессивных конструкций: восклицательных предложений, риторических вопросов,
вводных слов; обратный порядок слов, синтаксический параллелизм предложений;
предложения с однородными членами, построенные по законам градации — усиления
значения; парцелляция; повторы слов и союзов).
Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистического подстиля
(информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт;
аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор;
художественно-публицистические:
очерк,
эссе,
фельетон,
памфлет);
радио-,
тележурналистского подстиля (интервью, пресс-конференция, встреча «без галстуков»,
телемост); ораторского подстиля (публичное выступление на митинге, собрании; дебаты,
напутственная речь, тост); рекламного подстиля (очерк, объявление-афиша, плакат, лозун).
Язык художественной литературы (5/*8 ч)
Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы).
Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли
читателей, слушателей.
Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос, драма.
Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность;
эмоциональность,
экспрессивность,
индивидуализированность;
подчинённость
использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя,
эстетическому воздействию на читателей.
Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных
слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении,
фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение
разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных
морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в
языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических
фигур).
Троп как оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении
с целью создания образа. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха,
олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др.
Фигуры речи (риторические фигуры, стилистические фигуры) — обороты речи, которые
образуются путём особого, стилистически значимого построения словосочетания,
предложения или группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия,
антитеза, умолчание, эллипсис, градация, парцелляция, хиазм, анафора, эпифора и др.
Основные жанры художественной литературы: лирики (ода, сонет, элегия, гимн, мадригал,
эпиграмма); эпоса (рассказ, повесть, роман, эпопея, новелла, художественный очерк, эссе,
биография); драмы (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль).
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики
Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также

нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой
функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.
Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной
формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой
ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.
Основные компоненты культуры речи: языковой (или нормативный, состоящий в изучении
норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых
средств в соответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и этический
(описание речевого этикета, эффективных приёмов общения).
Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность
коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность,
точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство,
выразительность, чистота, вежливость.
Повторение в конце учебного года.

11класс
№
1.

Наименование раздела
Русский язык как составная часть национальной культуры

Количество часов
2

2.

Функциональные разновидности русского языка

3

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Разговорный стиль
Официально-деловой стиль
Научный стиль
Публицистический стиль
Язык художественной литературы
Культура речи
Повторение
Итого

2
2
4
2
4
12
3
34

График контрольных работ
Дата
28.09-02.10
30.11-04.12
07.12-11.12
25.01-29.01
15.03-19.03
19.04-23.04
24.05-28.05

Тема
Входной контроль
Контрольный диктант «Морфология»
Итоговое сочинение
Контрольный диктант «Орфография. Пунктуация»
Контрольный диктант «Лексикология и фразеология»
Комплексный анализ текста.
Административный контроль.

Календарно – тематическое планирование предмета «Русский язык» в 11
классе
34 часа в год (1 час в неделю, 34 недели)
№

1

2

3

4
5

6
7

8
9

10
11

Наименование разделов
и тем

Плановые сроки
прохождения темы

Фактические сроки

Русский язык как составная часть национальной культуры
(всего часов на ее изучения-2; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Основные функции языка: 04.09
коммуникативная,
кумулятивная,
эстетическая (повторение)
Язык как составная часть
11.09
национальной культуры
Итого:2ч.
Функциональные разновидности русского языка
(всего часов на ее изучения-3; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Речевой жанр как
18.09
относительно устойчивый
тематический,
композиционный тип
высказывания
Повторение орфографии за 25.09
курс 5-9 кл.
02.10
Входной контроль
Итого:3ч.
Разговорный стиль
(всего часов на ее изучения-2; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Основная функция
16.10
разговорной речи
Языковые средства
23.10
разговорной речи:
лексические,
морфологические,
синтаксические
Итого:2ч.
Официально-деловой стиль
(всего часов на ее изучения-2; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Повторение орфографии за 30.10
курс 5-9 кл.
Основные функции
13.11
официально-делового
стиля и сфера его
применения
Итого:2ч.
Научный стиль
(всего часов на ее изучения-4; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Основные функции
27.11
научного стиля
Основные разновидности
04.12

12
13

14
15

16

17
18

19

20

21
22

23

24

25

26
27

научного стиля.
Языковые средства
научного стиля
Контрольный диктант
«Морфология»

11.12
18.12

Итого:4ч.
Публицистический стиль
(всего часов на ее изучения-2; количество часов в неделю по учебному плану-1)
25.12
Итоговое сочинение.
Анализ контрольных
работ. Сфера применения и
основные функции
публицистического стиля
Итого: 2ч.
Язык художественной литературы
(всего часов на ее изучения-4; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Языковые средства языка
15.01
художественной
литературы
Повторение орфографии и 22.01
пунктуации за курс 5-9 кл.
Основные вида тропов.
29.01
Фигуры речи. Повторение.
Виды тропов
05.02
Контрольный диктант
«Орфография.
Пунктуация»
Итого: 4ч.
Культура речи
(всего часов на ее изучения-12; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Культура речи как раздел
12.02
лингвистики. Культура
речи как владение нормами
литературного языка
Повторение орфографии и 26.02
пунктуации за курс 5-9 кл.
Языковые нормы как
04.03
правила использования
языковых средств в речи
Основные виды норм
11.03
современного русского
литературного языка:
произносительные и
лексические нормы
Грамматические и
18.03
правописные нормы
современного русского
литературного языка
25.03
Контрольный диктант
«Лексикология и
фразеология»
Повторение орфографии и 01.04
пунктуации за курс 5-9 кл.
Коммуникативный
15.04

28
29
30
31

32

33
34

компонент культуры речи
как требование выбора
языковых средств.
Уместность и
содержательность речи
Комплексный анализ
текста.
Повторение орфографии и
пунктуации за курс 5-9 кл.
Итоговая контрольная
работа.
Чистоте речи и
вежливость. Речевой
этикет как правила
речевого поведения.

22.04
22.04
06.05
13.05

Итого: 12ч.
Повторение
(всего часов на ее изучения-3; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Трудные случаи
20.05
орфографии. Трудные
случаи пунктуации.
27.05
Административный
контроль.
Резерв
Итого: 3ч.
Всего: 34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».