Родной русский язык 11 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса родной язык (русский) для 11 класса составлена на
основе Основной образовательной программы среднего общего образования муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Поведниковская
средняя
общеобразовательная школа», авторской программы по русскому языку для обучающихся
10-11 х классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой «Программы
для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы» («Мнемозина», 2022г.) к
предметной линии Русский язык. 11 класс» С.И.Львовой, В.В.Львова («Мнемозина», 2022
год).
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Целями и задачами изучения родного языка (русского) в старшей школе являются:
 воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
 включение в культурно-языковое поле своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
 исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры
 народа;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
 культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в
 соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
 уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий
 лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов
 разных функционально-смысловых типов и жанров;
 совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
 сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
 содержательные компромиссы.
 Свободное владение родным языком - обязательное условие успешности человека в
жизни,
 труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание
родного языка на
 уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить
практическую направленность обучения родному языку, повысить эффективность
каждого урока.
В результате изучения родного русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ
ки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды
чтения;

• извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати
ческие нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного тек
ста;
• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного
текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 класс
Раздел 1. Язык и культура
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной
литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских
писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

традиционному

Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя
и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический
анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литератур-ного
языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом
общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения
и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды
преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Резерв учебного времени .

№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема

Тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю/34 часов в год)
Кол-во
В том числе
часов
Контрольные работы
Тест
Творческая работа

Язык и культура
Культура речи
Речевая деятельность.
Текст.
Резервные уроки
Всего

5
18
9

1
2
1

2
2
2

2
34

3

6

График контрольных работ
Дата
30.11-04.12
15.02-19.02
26.04-30.04

Тема
Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и
лексические нормы русского языка»
Контрольная работа в форме теста по теме
«Грамматические нормы русского языка»
Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональные разновидности языка»

Календарно-тематическое планирование
№

1.
2.

3.

4.

5.

6.

Наименование разделов и тем

Фактические
сроки

Язык и культура
(всего часов на ее изучения-5; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Язык и речь. Язык и художественная 06.09
литература
Тексты художественной литературы как 13.09
единство
формы и содержания.
Р/р Практическая работа с текстами русских 20.09
писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»).
Язык как первоэлемент художественной
литературы. Роль языка в художественном
произведении
(жанр,идейно-тематическое
содержание, сюжет, композиция, система
образов.
Источники
богатства
и
выразительности русской речи). М.Цветаева
«Глаза»
Р/р Практическая работа с текстами русских 27.09
писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»).
Язык как первоэлемент художественной
литературы. Роль языка в художественном
произведении
(жанр,идейно-тематическое
содержание, сюжет, композиция, система
образов.
Источники
богатства
и
выразительности русской речи). М.Цветаева
«Глаза»
Тексты художественной литературы как 04.10
единство
формы
и
содержания.
Н.
Помяловский о разнообразии языка.
Итого:5ч
Культура речи
(всего часов на ее изучения-18; количество часов в неделю по учебному плану-1)
Основные
нормы
современного 18.10
литературного
произношения и ударения в русском языке.

Написания,
подчиняющиеся
морфологическому,
фонетическому, традиционному принципам
русской орфографии
8. Русская лексика с точки зрения ее
происхождения
и употребления.
9. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина,
Н.В.Гоголя.
10. Р/р Творческая работа «Употребление
фразеологизмов
в
художественной
7.

Плановые сроки
прохождения темы

25.10

01.11

08.11

15.11

литературе».
11. Р/р Творческая работа «Употребление 29.11
фразеологизмов
в
художественной
литературе».
12. Словари русского языка. Словари языка 06.12
писателей. Лексический анализ текста. Статья
К. Бальмонта «Русский язык как основа
творчества»
13. Контрольная работа в форме теста по теме 13.12
«Орфоэпические и лексические нормы
русского языка»
14. Анализ контрольной работы
20.12
15. Морфологические
нормы
как
выбор 27.12
вариантов
морфологической формы слова и ее
сочетаемости
с другими формами.
16. Определение рода аббревиатур. Нормы 10.01
употребления сложносоставных слов.
17. Синтаксические нормы как выбор вариантов 17.01
построения словосочетаний, простых и
сложных
предложений. Предложения, в которых
однородные члены связаны двойными
союзами
18. Способы
оформления
чужой
речи. 24.01
Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русской речи
19. Этика и этикет в деловом общении. Функции 31.01
речевого этикета в деловом общении
20. Этапы делового общения
07.02
21. Протокол делового общения. Телефонный 14.02
этикет
в деловом общении.
22. Контрольная работа в форме теста по теме 28.02
«Грамматические нормы русского языка»
Итого:18ч.
Речь. Речевая деятельность. Тест
(всего часов на ее изучения-11; количество часов в неделю по учебному плану-1)
23. Речевые жанры монологической речи: 06.03
доклад,
поздравительная речь, презентация
24. Речевые
жанры
диалогической
речи: 13.03
интервью,
научная дискуссия, политические дебаты.
Обсуждение произведения Д.С. Лихачѐва
«Любовь, уважение, знание»
25. Признаки текста. Виды связей предложений 20.03
в тексте. Анализ статьи С.Залыгина «Читал
Гоголя»
26. Способы изложения и типы текстов. 27.03
Особенности

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац.
Виды
преобразования
текста.
Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект.
Реферат
Р/р Составление сложного плана и тезисов
статьи А. Кони о Л. Толстом
Р/р Составление сложного плана и тезисов
статьи А. Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональные разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме
Резервные уроки
Резервные уроки
Итого:12ч.
Всего:34ч.

03.04
17.04
24.04
08.05
22.05
29.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».