Практикум по биологии 10-11класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету "Биология" (далее - биология) на уровне
среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО,
Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10–11 классы)
является одним из компонентов предметной области «Естественно-научные
предметы». Согласно положениям ФГОС СОО профильные учебные предметы,
изучаемые на углублённом уровне, являются способом дифференциации обучения
на уровне среднего общего образования и призваны обеспечить преемственность
между основным общим, средним общим, средним профессиональным и высшим
образованием. В то же время каждый из этих учебных предметов должен быть
ориентирован на приоритетное решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач, связанных с профориентацией обучающихся и
стимулированием интереса к конкретной области научного знания, связанного с
биологией, медициной, экологией, психологией, спортом или военным делом.
Программа по учебному предмету "Биология" даёт представление о цели и
задачах изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне,
определяет обязательное (инвариантное) предметное содержание, его
структурирование по разделам и темам, распределение по классам, рекомендует
последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся. В программе по биологии реализован принцип преемственности с
изучением биологии на уровне основного общего образования, благодаря чему
просматривается направленность на последующее развитие биологических
знаний, ориентированных на формирование естественно-научного мировоззрения,
экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни, на
воспитание бережного отношения к окружающей природной среде. В программе
по биологии также показаны возможности учебного предмета «Биология» в
реализации требований ФГОС СОО к планируемым личностным,
метапредметным и предметным результатам обучения и в формировании
основных видов учебно-познавательной деятельности обучающихся по освоению
содержания биологического образования на уровне среднего общего образования.
Учебный предмет «Биология» на уровне среднего общего образования
завершает биологическое образование в школе и ориентирован на расширение и
углубление знаний обучающихся о живой природе, основах молекулярной и
клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики, селекции,
биотехнологии, эволюционного учения и экологии.
Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне

ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению
биологического образования в вузах и организациях среднего профессионального
образования. Основу его содержания составляет система биологических знаний,
полученных при изучении обучающимися соответствующих систематических
разделов биологии на уровне основного общего образования, в 10–11 классах эти
знания получают развитие. Так, расширены и углублены биологические знания о
растениях, животных, грибах, бактериях, организме человека, общих
закономерностях жизни, дополнительно включены биологические сведения
прикладного и поискового характера, которые можно использовать как ориентиры
для последующего выбора профессии. Возможна также интеграция
биологических знаний с соответствующими знаниями, полученными
обучающимися при изучении физики, химии, географии и математики.
Структура программы по учебному предмету "Биология" отражает системноуровневый и эволюционный подходы к изучению биологии. Согласно им,
изучаются свойства и закономерности, характерные для живых систем разного
уровня организации, эволюции органического мира на Земле, сохранения
биологического разнообразия планеты. Так, в 10 классе изучаются основы
молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики
и селекции, биотехнологии и синтетической биологии, актуализируются знания
обучающихся по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии человека. В 11 классе
изучаются эволюционное учение, основы экологии и учение о биосфере.
Учебный предмет «Биология» призван обеспечить освоение обучающимися
биологических теорий и законов, идей, принципов и правил, лежащих в основе
современной естественно-научной картины мира, знаний о строении,
многообразии и особенностях клетки, организма, популяции, биоценоза,
экосистемы, о выдающихся научных достижениях, современных исследованиях в
биологии, прикладных аспектах биологических знаний. Для развития и
поддержания интереса обучающихся к биологии наряду со значительным объёмом
теоретического материала в содержании программы по биологии предусмотрено
знакомство с историей становления и развития той или иной области биологии,
вкладом отечественных и зарубежных учёных в решение важнейших
биологических и экологических проблем.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне –
овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации
живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания в
формировании интереса
к определённой области профессиональной
деятельности, связанной с биологией, или к выбору учебного заведения для
продолжения биологического образования.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на углублённом
уровне обеспечивается решением следующих задач:

освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных
биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах, закономерностях и
правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о
строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка, организм,
популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях и
современных исследованиях в биологии;
ознакомление обучающихся с методами познания живой природы:
исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и клеточной
биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции, биотехнологии
и синтетической биологии, палеонтологии, экологии); методами самостоятельного
проведения биологических исследований в лаборатории и в природе (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование);
овладение
обучающимися
умениями:
самостоятельно
находить,
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться
биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между
развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами
человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей природной среде, собственному здоровью и здоровью окружающих
людей; обосновывать и соблюдать меры профилактики инфекционных
заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности
собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в
области биологии;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в
процессе знакомства с выдающимися открытиями и современными
исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией
биологического исследования, проведения экспериментальных исследований,
решения биологических задач, моделирования биологических объектов и
процессов;
воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в
целом и к отдельным её объектам и явлениям; формирование экологической,
генетической грамотности, общей культуры поведения в природе; интеграции
естественно-научных знаний;
приобретение
обучающимися
компетентности
в
рациональном
природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, охраны видов,
экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья
окружающих людей (соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение
безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера) на основе использования биологических знаний и
умений в повседневной жизни;

создание условий для осознанного выбора обучающимися индивидуальной
образовательной
траектории,
способствующей
последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными
интересами и потребностями региона.
Общее число часов, отведенных на изучение биологии на углубленном
уровне среднего общего образования, составляет 204 часа: в 10 классе – 102 часа
(3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Отбор организационных форм, методов и средств обучения биологии
осуществляется с учётом специфики его содержания и направленности на
продолжение
биологического
образования
в
организациях
среднего
профессионального и высшего образования.
Обязательным условием при обучении биологии на углублённом уровне
является проведение лабораторных и практических работ. Также участие
обучающихся в выполнении проектных и учебно-исследовательских работ,
тематика которых определяется учителем на основе имеющихся материальнотехнических ресурсов и местных природных условий.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение – 2 часа
Ресурсы учебного успеха: обученность, мотивация, память, внимание,
модальность, мышление, деятельность. Контроль, самоконтроль.
Решение задач по теме «Основные свойства живого. Системная организация
жизни»Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи, методы и
значение биологии. Основные признаки живого. Определение понятия «жизнь».
Уровни организации живой материи и принципы их выделения.
Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология» - 6 часов
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Неорганические вещества
и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения,
химических свойств и биологической роли. Осмотическое давление и тургор в
клетке. Буферные системы клетки.
Химический состав клетки. Углеводы. Липиды. Углеводы в жизнедеятельности
растений, животных, грибов и бактерий. Биополимеры - полисахариды, строение
и биологическая роль. Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с
функциональной активностью клетки.
Химический состав клетки. Белки. Биополимеры – белки. Денатурация и
ренатурация – биологический смысл и значение.
Ферменты, их роль в
обеспечении процессов жизнедеятельности.
Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты, их
роль в клетке. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды,
особенности строения и функционирования АТФ – основной аккумулятор
энергии в клетке
Раздел 2. Решение задач по теме «Цитология» - 12 часов

Цитология как наука.
История развития цитология. Теоретическое и
практическое
значение
цитологических
исследований
в
медицине,
здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах
человеческой деятельности. Клеточная теория. Современная клеточная теория, ее
основные положения и значение для развития биологии.
Строение клетки и её органоиды. Плазматическая мембрана и оболочка клетки.
Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток
(пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). Ядро интерфазной
клетки. Хромосомы, постоянство числа и формы, тонкое строение. Понятие о
кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Аппарат Гольджи.
Строение и функции лизосом. Особенности строения агранулярной (гладкой) и
гранулярной (шероховатой) ЭПС. Рибосомы, особенности строения и роль в
биосинтезе белка. Полирибосомы. Вакуоли растительных клеток, их значение,
связь с ЭПС. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Митохондрии,
строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Гипотезы о происхождении
митохондрий. Значение возникновения кислородного дыхания в эволюции.
Клеточный центр, его строение и функции.
Фотосинтез. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные
процессы,
происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез АТФ,
выделение
кислорода,
образование
восстановленного
никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ·Н2). Фотофосфорилирование.
Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза.
Хемосинтез и его значение в природе.
Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих
процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ в
энергетическом обмене.
Биосинтез белка. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка.
Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, геноператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в
регуляции функционирования генов. Современные представления о природе ген
Типы деления клеток. Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к
делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический,
постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический
цикл.
Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения.
Фазы митоза, их характеристика. Мейоз - цитологическая основа полового
размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их характеристика. Уменьшение
числа хромосом как результат первого деления. Второе деление мейоза, фазы, их
характеристика.
Бесполое и половое размножение. Формы и способы размножения организмов.
Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и
эволюционное значение.

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Оплодотворение и его типы.
Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей
развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная
интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя,
никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша
животных и человека.
Раздел 3. Решение задач по теме «Генетика» - 14 часов.
Независимое наследование признаков
Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные
признаки. Цитологические основы расщепления при моногибридном
скрещивании. Статистический характер расщепления.
Расщепление при
возвратном и анализирующем скрещивании.
Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование
независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы
независимого комбинирования пар признаков.
Хромосомная теория наследственности. Явление сцепленного наследования и
ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его
школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его
биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения
хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку
хромосомной теории наследственности.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория
определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование
признаков, сцепленных с полом.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Наследование при
взаимодействии аллельных генов. Кодомнирование. Сверхдоминирование.
Множественный аллелизм.
Взаимодействие неаллельных генов. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия.
Множественное действие генов. Генотип как целостная исторически сложившаяся
система.
Закономерности изменчивости. Фенотипическая (модификационная
и
онтогенети-ческая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа.
Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный
ряд и вариационная кривая.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Мутационная
изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Последствия влияния мутагенов на
организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилова.
Экспериментальное получение мутаций.
Генетика
человека.
Методы
изучения
наследственности
человека:
генеалогический, близнецовый, цитогенетический, гибридизация соматических
клеток.
Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Меры
профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя,

никотина и наркотических веществ на наследственность человека. Медикогенетическое консультирование. Изучение родословной.
11 КЛАСС
Вид – 19 часов.
Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К.Линнея. Эволюция и
эволюционное учение. История эволюционных идей. Креационизм и
трансформизм. Систематика как наука. Значение работ К. Линнея по систематике
растений и животных. Бинарная номенклатура. Эволюционная теория Ж. Б.
Ламарка. Учение о градации живых организмов и понятие «лестница существ».
Теория катастроф Кювье. Законы Ламарка (упражнение и неупражнение органов
и наследование благоприобретенных признаков). Представления Ламарка об
изменчивости. Значение теории Ламарка. Демонстрация. Жизнь и деятельность
Ж. Б. Ламарка Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Предпосылки
возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных и
социально-экономических наук (космогоническая теория Канта-Лапласа,
достижения в области химии, закон единства организма и среды Рулье —
Сеченова, принцип корреляции Кювье, работы К. Бэра, работы Ч. Лайеля, работы
А. Смита и Т. Мальтуса). Эволюционная теория Ч.Дарвина. Экспедиционный
материал Ч. Дарвина. Учение Дарвина об изменчивости. Учение Дарвина об
искусственном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная
численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Виды
борьбы за существование. Предпосылки борьбы за существование и
естественного отбора. Значение теории Дарвина. Понятие о синтетической теории
эволюции. Вид: критерии и структура. Вид как генетически изолированная
система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Критерии вида:
морфологический,
физиологический,
биохимический,
генетический,
экологический, географический. Популяция как структурная единица
вида. Популяционная структура вида; экологические и генетические
характеристики популяций. Демографические показатели и структура популяции.
Популяция как единица эволюции. Популяция — элементарная эволюционная
единица. Элементарный эволюционный материал и элементарное эволюционное
явление.
Факторы
эволюции. Элементарные
эволюционные
факторы
(мутационный процесс, изоляция, популяционные волны, дрейф генов,
естественный отбор). Формы естественного отбора (стабилизирующий,
движущий,
дизруптивный).
Виды
изменчивости.
Резерв
изменчивости.
Естественный
отбор
–
главная движущая сила
эволюции. Формы естественного отбора (стабилизирующий, движущий,
дизруптивный). Адаптация организма к условиям обитания как результат
действия естественного отбора. Приспособительные особенности строения,
окраски тела и поведения животных. Поведенческие адаптации. Биохимические
адаптации. Физиологические адаптации. Относительная целесообразность
адаптаций. Видообразование как результат эволюции. Пути (способы) и
скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Географическая и экологическая изоляция. Сохранение многообразия видов как

основа устойчивого развития биосферы. Биологический прогресс и
биологический регресс. Причины вымирания видов. Биологическое разнообразие.
Доказательства
эволюции
органического
мира. Цитологические
и
молекулярно-биологические
(молекулярно-генетические),
сравнительноанатомические
(сравнительно-морфологические),
палеонтологические,
эмбриологические и биогеографические доказательства эволюции.
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Концепции
абиогенеза и биогенеза. Опыты Ф. Реди, Л. Спаланцани и М. М. Тереховского,
опыт
Л.
Пастера.
Гипотезы
стационарного
состояния
и
панспермии. Современные представления о возникновении жизни (2
ч). Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни
на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина) и
биологический этапы развития живой материи. Теория биопоэза. Развитие
жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.
Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов
беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных
растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.
Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие
жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и
распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и
млекопитающих. Появление и развитие приматов. Появление человека. Гипотезы
происхождения человека. Антропогенез и его движущие силы. Представления о
происхождении человека в разные периоды истории науки. Положение человека
в системе животного мира. Происхождение человека. Место человека в живой
природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного
мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным
систематическим группам царства животных. Эволюция человека. Стадии
эволюции человека: приматы — предки человека, австралопитек, человек умелый,
древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Человеческие
расы. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы;
расообразование; единство происхождения рас. Приспособительное значение
расовых признаков. Видовое единство человечества.
Экосистема – 11 часов.
Организм и среда. Экологические факторы. Организм и среда. Факторы среды
обитания. Классификация экологических факторов. Влияние факторов среды на
организм. Пределы выносливости. Зона оптимума, зона угнетения.
Ограничивающий
фактор.
Закон
минимума
Либиха.
Экологическая
ниша. Абиотические
факторы
среды. Факторы
среды
обитания
и
приспособления к ним живых организмов. Абиотические факторы среды. Роль
температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности
сообществ и организмов. Биотические факторы среды. Биотические факторы
среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения —

симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения:
хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения —
нейтрализм. Структура экосистем. Естественные сообщества живых организмов.
Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.
Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Пищевые
связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Цепи и сети питания.
Трофические уровни. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.
Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены
экосистем. Изменение сообществ. Смена экосистем. Динамическое равновесие.
Агроценоз. Влияние человека на экосистемы. Экологические нарушения.
Биосфера – глобальная экосистем. Биосфера — живая оболочка планеты.
Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав,
разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И.
Вернадский). Круговорот веществ в природе. Границы биосферы. Роль живых
организмов в биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Круговорот воды и
углерода в биосфере. Биосфера и человек. Прямое и косвенное влияние человека
на биосферу. Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы
воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной
деятельности человека. Ноосфера. Основные экологические проблемы
современности. Антропогенное влияние на атмосферу и гидросферу. Эрозия
почвы. Природные ресурсы и их использование. Пути решения экологических
проблем. Проблемы рационального природопользования, охраны природы:
защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение
природными
ресурсами
населения
планеты.
Основы
рационального
природопользования.
Обобщение - 4 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
программ среднего общего образования: личностные, метапредметные и
предметные.
В структуре личностных результатов освоения программы по биологии
выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской
гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению, наличие мотивации к обучению биологии, целенаправленное
развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и
исторических традиций развития биологического знания, готовность и
способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностносмысловыми установками, присущими системе биологического образования,
наличие правосознания экологической культуры, способности ставить цели и

строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения программы по биологии достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма и уважения
к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Биология» должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций,
позитивных
внутренних
убеждений,
соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных
проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических
экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и
социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению
оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие
биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни

человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного,
ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
7) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на
Земле, основе её существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и
умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием
(соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение
равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об
окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании
природных закономерностей и решении проблем сохранения природного
равновесия;
убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации:
обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных
биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества,
поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечения
перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных
ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения
общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части
функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении
биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нём изменений, умение делать
обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с
целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания для решения
проблем в реальных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными

потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания,
используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс,
система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория,
исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие); универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные),
обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной
компетенции обучающихся; способность обучающихся использовать освоенные
междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные
действия в познавательной и социальной практике.
В результате изучения биологии на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл
биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой
природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
формулировать выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей
и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий
разного рода, выявленных в различных информационных источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками
разрешения
проблем,
способностью
и
готовностью
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного
пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать
информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её
достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
приобретать
опыт
использования
информационно-коммуникативных
технологий, совершенствовать культуру активного использования различных
поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и
символы,
формулы,
аббревиатуру,
номенклатуру,
использовать
и

преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в
диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать
вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи,
учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или
дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать
конфликты и вести переговоры;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения
других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в
жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью
и здоровью окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся

ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Биология» на
углублённом уровне ориентированы на обеспечение профильного обучения
обучающихся биологии. Они включают: специфические для биологии научные
знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и
преобразованию знаний, виды деятельности по получению новых знаний и их
применению в различных учебных, а также в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты представлены по годам изучения.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 10 классе
должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе естественных
наук, в формировании естественно-научной картины мира, в познании законов
природы и решении проблем рационального природопользования, о вкладе
российских и зарубежных учёных в развитие биологии;
владение системой биологических знаний, которая включает: основополагающие
биологические термины и понятия (жизнь, клетка, организм, метаболизм,
гомеостаз,
саморегуляция,
самовоспроизведение,
наследственность,
изменчивость, рост и развитие), биологические теории (клеточная теория Т.
Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова, хромосомная теория наследственности Т.
Моргана), учения (Н. И. Вавилова – о центрах многообразия и происхождения
культурных растений), законы (единообразия потомков первого поколения,

расщепления, чистоты гамет, независимого наследования Г. Менделя,
гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова),
принципы (комплементарности);
владение основными методами научного познания, используемых в
биологических исследованиях живых объектов (описание, измерение,
наблюдение, эксперимент);
умение выделять существенные признаки: вирусов, клеток прокариот и
эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов, в том числе бактерий,
грибов, растений, животных и человека, строения органов и систем органов
растений, животных, человека, процессов жизнедеятельности, протекающих в
организмах растений, животных и человека, биологических процессов: обмена
веществ (метаболизм), превращения энергии, брожения, автотрофного и
гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза,
гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов,
гетерозиса, искусственного отбора;
умение устанавливать взаимосвязи между органоидами клетки и их функциями,
строением клеток разных тканей и их функциями, между органами и системами
органов у растений, животных и человека и их функциями, между системами
органов и их функциями, между этапами обмена веществ, этапами клеточного
цикла и жизненных циклов организмов, этапами эмбрионального развития,
генотипом и фенотипом, фенотипом и факторами среды обитания;
умение выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе растений,
животных и человека;
умение
использовать
соответствующие
аргументы,
биологическую
терминологию и символику для доказательства родства организмов разных
систематических групп;
умение решать биологические задачи, выявлять причинно-следственные связи
между исследуемыми биологическими процессами и явлениями, делать выводы
и прогнозы на основании полученных результатов;
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать
выводы;
умение участвовать в учебно-исследовательской работе по биологии, экологии и
медицине, проводимой на базе школьных научных обществ, и публично
представлять полученные результаты на ученических конференциях;
умение оценивать этические аспекты современных исследований в области
биологии и медицины (клонирование, искусственное оплодотворение,
направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);
умение осуществлять осознанный выбор будущей профессиональной
деятельности в области биологии, медицины, биотехнологии, ветеринарии,
сельского хозяйства, пищевой промышленности, углублять познавательный

интерес, направленный на осознанный выбор соответствующей профессии и
продолжение биологического образования в организациях среднего
профессионального и высшего образования.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 11
классе должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе естественных
наук, в формировании современной естественно-научной картины мира, в
познании законов природы и решении экологических проблем человечества, а
также в решении вопросов рационального природопользования, и в
формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку, о вкладе
российских и зарубежных учёных-биологов в развитие биологии;
умение владеть системой биологических знаний, которая включает определения
и понимание сущности основополагающих биологических терминов и понятий
(вид, экосистема, биосфера), биологические теории (эволюционная теория Ч.
Дарвина, синтетическая теория эволюции), учения (А. Н. Северцова – о путях и
направлениях эволюции, В.И. Вернадского – о биосфере), законы (генетического
равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга, зародышевого сходства К. М. Бэра),
правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды энергии), гипотезы
(гипотеза «мира РНК» У. Гилберта);
умение владеть основными методами научного познания, используемыми в
биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание,
измерение, наблюдение, эксперимент), способами выявления и оценки
антропогенных изменений в природе;
умение выделять существенные признаки: видов, биогеоценозов, экосистем и
биосферы, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного
отбора, аллопатрического и симпатрического видообразования, влияния
движущих сил эволюции на генофонд популяции, приспособленности
организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции, круговорота
веществ и потока энергии в экосистемах;
умение устанавливать взаимосвязи между процессами эволюции, движущими
силами антропогенеза, компонентами различных экосистем и приспособлениями
к ним организмов;
умение выявлять отличительные признаки живых систем, приспособленность
видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем,
взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в
экосистемах своей местности;
умение
использовать
соответствующие
аргументы,
биологическую
терминологию и символику для доказательства родства организмов разных
систематических групп, взаимосвязи организмов и среды обитания, единства
человеческих рас, необходимости сохранения многообразия видов и экосистем
как условия сосуществования природы и человечества;
умение решать биологические задачи, выявлять причинно-следственные связи
между исследуемыми биологическими процессами и явлениями, делать выводы
и прогнозы на основании полученных результатов;

умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать
выводы;
умение участвовать в учебно-исследовательской работе по биологии, экологии и
медицине, проводимой на базе школьных научных обществ, и публично
представлять полученные результаты на ученических конференциях;
умение оценивать гипотезы и теории о происхождении жизни, человека и
человеческих рас, о причинах, последствиях и способах предотвращения
глобальных изменений в биосфере;
умение осуществлять осознанный выбор будущей профессиональной
деятельности в области биологии, экологии, природопользования, медицины,
биотехнологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой
промышленности, углублять познавательный интерес, направленный на
осознанный выбор соответствующей профессии и продолжение биологического
образования в организациях среднего профессионального и высшего
образования.

№
п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Наименование Количество часов
разделов и
Электронные (цифровые)
Контрольные
Практические
тем
образовательные ресурсы
Всего
работы
работы
программы

1.

Введение.

2

2.

Молекулярная
биология

6

Цитология

11

3.

https://www.yaklass.ru/
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/5/10/

1

https://www.yaklass.ru/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/5/10/
https://www.yaklass.ru/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/5/10/
https://www.yaklass.ru/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/5/10/
https://www.yaklass.ru/

1

Генетика

4.

14
1

5

Повторение и
обобщение

1

ИТОГО

34

3

11 КЛАСС
№
п/п
1.

Наименование
разделов и тем
программы
Вид

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
19
1

2.

Экосистема

11

1

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://www.yaklass.ru/
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
Библиотека РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5501/start/1190
75/

3.

Повторение
обобщение
ИТОГО

и 4
34

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Всего

Количество часов
Дата
Контрольные Практические изучения
работы
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Введение 2 часа

1.

2.

3.

4.

Введение в
элективный предмет.
Система
биологических наук.
Методы биологии
Решение задач по
теме «Основные
свойства живого.
Уровни организации
живого»
Решение задач по
теме: «Химический
состав клетки.
Неорганические
вещества»
Решение задач по
теме: «Химический
клетки. Углеводы».

https://resh.edu.ru/subject/5/
1

1

https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/predmetbiologii-16129/otlichitelnye-osobennosti-zhivykhorganizmov-urovni-organizatcii-zhizni-16132/ref4017317-885d-4451-a16d-551cfb5db5ab
Раздел I. Молекулярная биология - 6 часов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/53/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/53/
1

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Решение задач по
теме: «Химический
клетки. Липиды».
Решение задач по
теме: «Химический
состав клетки.
Белки».
Решение задач по
теме: «Химический
состав клетки.
Нуклеиновые
кислоты»
Тематическая
контрольная работа
по теме
Решение задач по
теме: «Цитология
как наука. Клеточная
теория»

Решение задач по
теме: « Строение
клетки и её
органоиды»
Решение задач по
теме: «Фотосинтез»
Решение задач по
теме:
«Энергетический
обмен. Гликолиз»
Решение задач по

https://resh.edu.ru/subject/5/
1
https://resh.edu.ru/subject/5/
1
https://resh.edu.ru/subject/5/
https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/stroenie-isistemy-zhizneobespecheniia-kletki17330/khimicheskie-veshchestva-v-kletke-16040/re63927630-6281-4ea4-85e2-bb402c617b53

1

1

1

1
Раздел II. Цитология - 12 часов
https://resh.edu.ru/subject/5/
https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/stroenie-isistemy-zhizneobespecheniia-kletki17330/sushchnost-kletochnoi-teorii-poverkhnostnyiapparat-kletki-tcitoplazma-ia_-16038/re-96ac8dbd7523-4ca1-a4ea-b449b26382d8
https://resh.edu.ru/subject/5/

1

1

1

1

https://resh.edu.ru/subject/5/
https://resh.edu.ru/subject/5/
https://www.yaklass.ru/p/biologia/10klass/vnutrikletochnye-biokhimicheskie-reaktcii6844011/metabolizm-kletochnoe-dykhanie6844012/re-e26dbb79-df5c-4cfe-8734-e958c9ea5cf9
https://resh.edu.ru/subject/5/

теме:
«Энергетический
обмен. Дыхание»

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Решение задач по
теме: «Биосинтез
белка.
Транскрипция»
Решение задач по
теме: «Биосинтез
белка. Трансляция»

Решение задач по
теме: «Типы деления
клеток. Митоз»
Решение задач по
теме: «Типы деления
клеток. Мейоз»
Решение задач по
теме: «Бесполое и
половое
размножение»
Решение задач по
теме:
«Индивидуальное
развитие
организмов»
Тематическая
контрольная работа
по теме

https://www.yaklass.ru/p/biologia/10klass/vnutrikletochnye-biokhimicheskie-reaktcii6844011/metabolizm-kletochnoe-dykhanie6844012/re-e26dbb79-df5c-4cfe-8734-e958c9ea5cf9
https://resh.edu.ru/subject/5/
https://www.yaklass.ru/p/biologia/9klass/vnutrikletochnye-biokhimicheskie-reaktcii16037/biosintez-belka-18572/re-cfaff1d7-8fbc-4c00a4a5-d92b8b96d6b0
https://resh.edu.ru/subject/5/
https://www.yaklass.ru/p/biologia/9klass/vnutrikletochnye-biokhimicheskie-reaktcii16037/biosintez-belka-18572/re-cfaff1d7-8fbc-4c00a4a5-d92b8b96d6b0
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3927/main/105899/

1

1

1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3927/main/105899/
1
https://resh.edu.ru/subject/5/
1
https://resh.edu.ru/subject/5/
https://interneturok.ru/lesson/biology/10klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitieorganizmov/ontogenez-individualnoe-razvitieorganizma
https://resh.edu.ru/subject/5/

1

1

1
Раздел III. Генетика – 14 ч

21.

Решение задач по

1

https://interneturok.ru/lesson/biology/10-

22.

23.

24.

25.

26.

27.
28.

теме:
«Моногибридное
скрещивание.
Полное и неполное
доминирование
признаков»
Решение задач по
теме: «Дигибридное
и полигибридное
независимое
наследование
признаков»
Сцепленное
наследование. Закон
Моргана.
Хромосомная теория
наследственности.
Решение задач на
сцепленное
наследование,
кроссинговер
Генетика пола.
Решение задач на
сцепленное с полом
наследование
Решение задач на
наследование двух
признаков
сцепленных с полом.
Решение задач на
аутосомное и
сцепленное с полом
наследование
Решение задач на

klass/osnovy-genetiki/zakonomernostinasledovaniya-monogibridnoe-skreschivanie

1

1

1

https://interneturok.ru/lesson/biology/10klass/osnovy-genetiki/reshenie-geneticheskihzadach-na-monogibridnoe-skreschivanie
https://interneturok.ru/lesson/biology/10klass/osnovy-genetiki/digibridnoe-skreschivaniezakon-nezavisimogo-nasledovaniya-priznakov м

https://interneturok.ru/lesson/biology/10klass/osnovy-genetiki/hromosomnaya-teoriyanasledstvennosti

https://interneturok.ru/lesson/biology/10klass/osnovy-genetiki/krossingover-hromosomnyekarty
https://resh.edu.ru/subject/5/

1
https://resh.edu.ru/subject/5/
1
https://resh.edu.ru/subject/5/
1
1

https://resh.edu.ru/subject/5/

взаимодействие
аллельных генов –
кодоминирование,
сверхдоминирование
Решение задач на
все типы
взаимодействия
29.
неаллельных генов.
Комплементарность.
Эпистаз
Решение задач на
типы
взаимодействия
30.
неаллельных генов.
Полимерное
действие генов.
Закономерности
изменчивости.
31.
Решение заданий по
теме наследственная
изменчивость
Решение задач по
теме: «Генетика
32.
человека». Решение
задач «Родословная
человека»
Итоговая
33.
контрольная работа
Повторение и
34.
обобщение
ИТОГО

https://resh.edu.ru/subject/5/
1

1

https://resh.edu.ru/subject/5/

1

https://resh.edu.ru/subject/5/

1

https://interneturok.ru/lesson/biology/10klass/genetika-cheloveka/metody-issledovaniyagenetiki-cheloveka

1

1

1

https://resh.edu.ru/subject/5/
https://resh.edu.ru/subject/5/

34

3

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические Дата изучения
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел IV. Вид – 19 часов

1.

2.

3.

4.

5.
6.

Инструктаж по ТБ.
Решение заданий по
теме: Основные идеи
возникновения и
развития жизни на
Земле
Решение заданий по
теме: Идеи
креационизма и
трансформизма, их
отличие от
эволюционной идеи Ч.
Дарвина
Решение заданий на
определение
критериев вида
Решение заданий на
определение форм
естественного отбора

Решение заданий по
теме Видообразование
Решение заданий на
соподчинение

1

Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/388
5/
main/270131/

1

https://www.yaklass.ru/p/biologia/1
1-klass

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/49
49/main/

1

1
1

https://www.yaklass.ru/p/biologia/9
-klass/osnovy-evoliutcionnogoucheniia-246743/faktory-evoliutcii249361/re-b97befb5-b35d-4b55be00-fa589d23acf8
https://resh.edu.ru/subject/lesson/53
90/conspect/
https://www.yaklass.ru/p/biologia/6
-klass/klassifikatciia-rastenii-

систематических
единиц у растений и
животных

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Решение заданий на
определение
биологического пути и
общие закономерности
развития
органического мира
Решение заданий по
теме Доказательства
эволюции
органического мира
Решение заданий по
теме Современные
представления о
возникновении жизни
Решение заданий по
теме Возникновение и
развитие жизни на
Земле в Архейскую и
Протерозойскую эры
Решение заданий по
теме Развитие жизни
на Земле в
Палеозойскую эру
Решение заданий по
теме Развитие жизни
на Земле в
Мезозойскую и
Кайнозойскую эры
Решение заданий по
Эволюции и

14962/osnovnye-printcipysistematiki-rastenii-14920/reb3e30d5e-184b-491a-95bbc64df5842039

1

1

1

https://www.yaklass.ru/p/biologia/1
1-klass

https://resh.edu.ru/subject/lesson/53
91/main/

https://resh.edu.ru/subject/5/

1

https://resh.edu.ru/subject/5/

1

https://interneturok.ru/lesson/biolog
y/11-klass/bistoriya-razvitiyazhizni-na-zemleb/istoriya-razvitiyazhizni-v-paleozoyskuyu-eru-ch-1

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/38
85/conspect/

1

https://resh.edu.ru/subject/5/
https://www.yaklass.ru/p/biologia#pr

14.

жизненным циклам
Растений
Решение заданий по
Эволюции и
жизненным циклам
Растений
Решение заданий по
Эволюции Животных

17.

18.

19.

https://resh.edu.ru/subject/5/
https://www.yaklass.ru/p/biologia#pr
ogram-6-klass

1

https://resh.edu.ru/subject/5/
https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass/razvitie-zhivotnogo-mira15495/mnogoobrazie-vidov-kakrezultat-evoliutcii-15497/re2b99647b-b6eb-4142-927a1a29f5a56206

1

15.

16.

ogram-6-klass

Решение заданий по
Эволюции Животных
Решение заданий по
теме Положение
человека в системе
органического мира
Решение заданий на
определение стадий
развития человека и
человеческих рас
Тематическая
контрольная работа по
теме

1

https://resh.edu.ru/subject/5/
https://resh.edu.ru/subject/5/

1
https://resh.edu.ru/subject/5/
1
Библиотека ЯКкласс
1

1
Раздел V. Экосистема – 11 часов

20.

Решение заданий на
приспособления к
разным средам
обитания, влияние
экологических
факторов среды

1

https://www.yaklass.ru/p/biologia/1
1-klass/osnovy-ekologicheskikhznanii-6844047/adaptatciiorganizmov-k-usloviiam-sredysushchestvovaniia-6844048/ref8d9365c-8d93-43f0-8433-

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Решение заданий на
структуру экосистемы.
Пищевые уровни,
пищевые цепи и сети.
Решение заданий на
круговорот веществ и
распределение
энергии
Решение заданий на
причины
устойчивости и смены
экосистем
Решение заданий на
распознавание
экосистем
Решение заданий на
отличительные
особенности
естественных
экосистем и
агроценозов
Решение заданий на
роль живых
организмов в
биосфере
Решение заданий по
влиянию человека на
биосферу. Виды
загрязнения и пути их
решения
Решение по заданий

1

1

1

79af22eeb84c
https://www.yaklass.ru/p/biologia/1
1-klass/osnovy-ekologicheskikhznanii-6844047/strukturaekosistem-6844058/re-bd79386c80af-45cf-8de4-3b9c3d2be175
https://www.yaklass.ru/p/biologia/1
1-klass/osnovy-ekologicheskikhznanii-6844047/strukturaekosistem-6844058/re-bda2dad9efd1-4b6d-8a88-f2bb62130252
https://resh.edu.ru/subject/lesson/550
1/start/119075/

https://resh.edu.ru/subject/5/
1
https://resh.edu.ru/subject/5/
1

https://resh.edu.ru/subject/5/
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/389
6/start/
1

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/549

29.
30.

31.
32.
33.
34.

по теме Человек и его
здоровье. Влияние
природных и
антропогенных
факторов на здоровье
человека
Решение заданий по
1
основам бионики
Контрольная работа
1
по курсу
Повторение и обобщение 4 часа
Обобщение по
1
основам цитологии
Обобщение по
1
основам цитологии
Обобщение по
1
основам генетики
Обобщение по
1
основам генетики
ИТОГО
34

9/start/295898/

https://resh.edu.ru/subject/5/
1
https://resh.edu.ru/subject/5/
https://resh.edu.ru/subject/5/
https://resh.edu.ru/subject/5
/
https://resh.edu.ru/subject/5/
2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология. Биологические системы и процессы, 10 класс/ Теремов А.В., Петросова Р.А., Общество с ограниченной ответственностью
«ИОЦ МНЕМОЗИНА»
• Биология. Биологические системы и процессы, 11 класс/ Теремов А.В., Петросова Р.А., Общество с ограниченной ответственностью
«ИОЦ МНЕМОЗИНА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя (углубленный уровень) | Петросова Рената
Арменаковна, Теремов Александр Валентинович Изд. Мнемозина 2023г.
 http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (Открытый банк заданий ЕГЭ)
 http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
 http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
 Рохловhttp://testipobiologii.ucoz.ru/ - тесты по биологии от учителя биологии Муромцевой Юлии Владимировны (авторский
персональный сайт)
 http://reshuege.ru- «Решу ЕГЭ» – образовательный портал
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru
https://lesson.edu.ru/06/10
https://resh.edu.ru/subject/5/10/
https://www.yaklass.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».