Занимательная биология 8-9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» на уровне
основного общего образования разработана на основе Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы воспитания.
Общие цели и задачи курса «Занимательная биология»:
Цели:
формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науки о живой природе
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей
закономерностях, биологических системах
воспитание ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в окружающей
среде, т. е. экологической культуры
Задачи:
образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету посредством выполнения
опытнической и практической работ, обретение навыков метода наблюдения за природой,
популяризация интеллектуального творчества;
развивающая: развивать логическое мышление и творческий потенциал ребенка, умения
устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, анализировать
работу, пропагандировать культ знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический
ценности природы, культивирование культуру поведения в природе и бережного отношения к ней,
объединение и организация досуга учащихся.
Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности,
любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии,
способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность программы в том, что она даёт возможность обобщить, систематизировать,
расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов,
подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на
дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с
учётом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Программа курса «Занимательная биология» разработана с использованием современного
оборудования центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста», что
позволяет создать условия:
 для расширения содержания школьного биологического образования;
 для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
 для развития личности ребёнка в процессе обучения биологии, его способностей,
формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
 для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях
образовательной, творческой деятельности
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана для учащихся 8-9 классов, на 1 года обучения, отводится 1 час в
неделю.
Формы работы:




фронтальная
групповая
индивидуальная

Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. Введение.
Биология – наука о живой природе (вводное занятие).
Раздел 2. Удивительный мир растений.
Космическая роль зелёных растений. Как растения дышат?
Самые необычные цветы мира. Можно ли покрасить цветы в домашних условиях? Мир
комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями.
Интересные факты о деревьях и кустарниках. Р/к. Деревья и кустарники Московской области.
Родина овощей. Памятники овощам и фруктам.
Травы, фрукты и ягоды в косметологии. Р/к. Лекарственные растения Московской области.
Раздел 3. Удивительный мир насекомых.
Зеркальные животные. Жизненный путь бабочки.
Насекомые – живые барометры. Предсказание погоды по поведению насекомых. Мастера
маскировки. Примеры защитных приспособлений у насекомых.
Чудо – пчёлы. Целебные продукты пчеловодства. Интересные факты из жизни насекомых.
Парад насекомых. Турнир юных энтомологов.
Раздел 4. Неповторимая природа моей Планеты.
Р/к. По страницам Красной книги. Заповедники и заказники Московской области. Заседание
клуба знатоков (биологический турнир).
Удивительный мир растений и насекомых. Защита творческих работ.























Приёмы и методы:
словесный
наглядный
практический
объяснительно-иллюстративный
исследовательский
творческий
Виды занятий:
познавательные беседы и диспуты
просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций и видеороликов
исследовательская работа
практические работы
виртуальные экскурсии и путешествия
тематические викторины, конкурсы и отгадывание кроссвордов
интеллектуально-познавательная игра (работа в группах)
КВН (работа в группах)
круглый стол
конференция (работа в парах)
защита творческих проектов, в том числе и с использование ИКТ
работа с коллекциями и гербариями (оборудование «Точка роста»)
Формы подведения итогов:
участие в конкурсных мероприятиях
выступления детей на занятиях
создание различных творческих работ
защита исследовательских работ, проектов

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная
биология»
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований
и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и
биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
 сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
 ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
 осознание экологических проблем и путей их решения;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
 ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
 понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
 развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 адекватная оценка изменяющихся условий;
 принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
 планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными
действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.






3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным



учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
 овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия




Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных

































возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний
об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные:
выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для
живых организмов;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
ухода за ними;
находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать её.
использовать приемы размножения и выращивания культурных растений;
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением
особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.

Тематическое планирование 8-9 классы
Тема раздела

Введение.

Удивительный
мир
растений.

Удивительный
мир насекомых

Коли
че
ст
во
ча
со
в
2

14

14

ЭОР

fcior.edu.ru –
Федеральный
центр
информа
ционно
образоват
ельных
ресурсов
proshkolu.ru
–
ProШколу.ру
multiurok.ru
мультиур
ок

uchitelya.com
–
учительский
портал
pedkopilka.r
u–
учебнометодиче
ский
кабинет

http://
azovlib.r
u – мир
заповедн
ой
природы
resh.edu.r
u–
uchitelya.
com –
учительский
портал
pedkopilka.r
u

Форма реализации
воспитательного потенциала
темы

беседы нравственного характера
эмоциональное воздействия
через яркое образное слово
побуждение к сопереживанию
умение творческого видения с
позиции мастера.
Эстетическая оценка событий
окружающего мира бережное
отношение к живой природе
России. Создание ситуации
успеха через сотрудничество
на равных проектная и
поисковая деятельность
(самостоятельная и
совместная) атмосфера
творчества и взаимопомощи.
Игровая деятельность
психологический комфорт и
доброжелательная атмосфера
толерантность. Включение в
урок отрывков из текстов
литературных произведений о
растениях и насекомых
собственные суждения
учащихся, их отношение к
фактам и явлениям.
Воспитание личности
гражданина России. Системы
знаний о единстве человека и
природы и способах
оптимизации
природопользования как
практической задачи

Использование экологического
материала решение
экологических задач.
Стремление к личному
участию в практических
делах по защите природы
родного края использование
на занятиях игровых
процедур для поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний.
Применение групповой
работы и работы в парах
при исследовательских и
практических работах

Неповторимая
природа моей
Планеты.

4

http://
azovlib.r
u – мир
заповедн
ой
природы
resh.edu.r
u–
uchitelya.
com –
учительский
портал
ped-kopilka.ru

Итого

34

Использование экологического
материала решение
экологических задач. Стремление
к личному участию в
практических делах по защите
природы
родного края
использование на занятиях
игровых процедур для
поддержания мотивации
обучающихся к получению
знаний. Применение групповой
работы и работы в парах при
исследовательских и
практических работах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».