Обществознание 11 клаас

Пояснительная записка
Программа по предмету «Обществознание» для 11 класса составлена на основе
Основной образовательной программы среднего
бюджетного

общеобразовательного

общего образования муниципального

учреждения

«Поведниковская

средняя

общеобразовательная школа», требований Государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н. 1011 классы.
По учебному плану на изучение предмета «Обществознание» в 11 классе выделяется 68
часов (2 часа в неделю).
Цель курса:
развитие
политической

личности
и

правовой

в

период ранней юности,

ее

духовно-нравственной,

культуры, экономического образа мышления, социального

поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Задачи курса:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания,

толерантности,

уважения

к

социальным

нормам,

приверженности

к

гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной,
коммуникативной,

практической

деятельности,

необходимые

для

участия

в

жизни

гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в

области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в

межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего
свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения;
- навыки сотрудничества

со

сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни;

сознательное

отношение

к

непрерывному

образованию

как

условию

успешной

профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы
для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии
в различных ситуациях;
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
Выпускник получит возможность научиться:
- владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- уметь определять назначение и функции различных социальных институтов;
- уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владеть языковыми средствами - уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
–

Выделять черты социальной сущности человека;

–

определять роль духовных ценностей в обществе;

–

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

–

различать виды искусства;

–

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

–

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

–

выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

–

раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

–

различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

–

выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

–

анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

–

различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

–

выявлять особенности научного познания;

–

различать абсолютную и относительную истины;

–

иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

–

выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

–

выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в
жизни человека.
Общество как сложная динамическая система

–

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;

–

выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;

–

приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать
свои суждения, выводы;

–

формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;
иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика

–

Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

–

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

–

объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса
и предложения;

–

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных
участников экономики;

–

различать формы бизнеса;

–

извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития
современной рыночной экономики;

–

различать экономические и бухгалтерские издержки;

–

приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

–

различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль
Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

–

различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики
в целом и для различных социальных групп;

–

выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;

–

определять причины безработицы, различать ее виды;

–

высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области
занятости;

–

объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

–

анализировать

практические

ситуации,

связанные

с

реализацией

гражданами

своих

экономических интересов;
–

приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

–

высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики
государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

–

различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП
(валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

–

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения

–

Выделять критерии социальной стратификации;

–

анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и
направлениях ее изменения;

–

выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;

–

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в условиях современного рынка труда;

–

выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

–

конкретизировать примерами виды социальных норм;

–

характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;

–

различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;

–

определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с
точки зрения социальных норм;

–

различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

–

выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их
разрешения;

–

характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

–

характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на
формирование института современной семьи;

–

характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;

–

высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в
стране;

–

формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

–

осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным
проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи;

–

оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика

–

Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

–

различать политическую власть и другие виды власти;

–

устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;

–

высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

–

раскрывать роль и функции политической системы;

–

характеризовать государство как центральный институт политической системы;

–

различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных
типов в общественном развитии;

–

обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли
в общественном развитии) демократии;

–

характеризовать демократическую избирательную систему;

–

различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

–

устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;

–

определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

–

конкретизировать примерами роль политической идеологии;

–

раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

–

формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;

–

оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

–

иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

–

различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия,
высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений

–

Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

–

выделять основные элементы системы права;

–

выстраивать иерархию нормативных актов;

–

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

–

различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией
гражданами своих прав и свобод;

–

обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

–

аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы
защиты экологических прав;

–

раскрывать содержание гражданских правоотношений;

–

применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;

–

различать организационно-правовые формы предприятий;

–

характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

–

давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного
права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

–

находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;

–

характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

–

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

–

извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

–

объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений

–

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;

–

применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности
и повседневной жизни;

–

оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

–

характеризовать основные методы научного познания;

–

выявлять особенности социального познания;

–

различать типы мировоззрений;

–

объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;

–

выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система

–

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;

–

выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы
общественного развития;

–

систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества
(его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст,
схема, таблица).
Экономика

–

Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

–

выявлять противоречия рынка;

–

раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

–

раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

–

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

–

различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

–

определять практическое назначение основных функций менеджмента;

–

определять место маркетинга в деятельности организации;

–

применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

–

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

–

раскрывать фазы экономического цикла;

–

высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации
на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку
противоречивым последствиям экономической глобализации;

–

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения

–

Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

–

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в современных условиях;

–

анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;

–

выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

–

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

–

находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном
обществе;

–

выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа
данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

–

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся
знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

–

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика

–

Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского
общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

–

выделять основные этапы избирательной кампании;

–

в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

–

отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;

–

самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических
лидеров;

–

характеризовать особенности политического процесса в России;

–

анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений

–

Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений;

–

перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

–

характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

–

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

–

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

–

применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;

–

оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

–

характеризовать

основные

предотвращению

терроризма,

противодействии терроризму.

направления
раскрывать

деятельности
роль

СМИ

государственных

органов

и

общества

гражданского

по
в

Содержание тем учебного курса 11 класс
Введение 1 час
Тема I. Экономическая жизнь общества. (26 часов)
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и
социальная структура общества. Экономика и политика. Что изучает экономическая наука.
Экономическая деятельность и еѐ измерители. Понятие ВВП. Экстенсивный и интенсивный
рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл.
Причины цикличного развития экономики. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как
действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры.
Конкуренция и монополия. Современная рыночная система. Цели деятельности фирмы.
Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и
временные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга. Функции финансового рынка. Финансовые институты.
Защита прав потребителей финансовых услуг. Фондовый рынок, его инструменты и участники.
Основные источники финансирования бизнеса. Экономические

функции государства.

Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать.
Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства. Тенденции экономического
развития России. Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики
государства. Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. Бюджетная
политика. Инфляция: виды, причины и последствия. Рынок

труда.

Причины

и виды

безработицы. Государственная политика в области занятости. Что такое мировая экономика.
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы.
Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и
деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.
Тема II. Социальная сфера. (17 часов)
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация.
Социальная мобильность. Социальные интересы. Социальные нормы. Социальный контроль.
Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность. Что объединяет людей в нацию. Россия
— многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их
преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России. Семья как
социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.
Дом, в котором мы живѐм. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные
отношения в современном обществе. Молодѐжь как социальная группа. Развитие социальных

ролей в юношеском возрасте. Молодѐжная субкультура. Изменение численности населения
России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.
Тема III. Политическая жизнь общества. (24 часа)
Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты.
Политические отношения. Политическая власть. Структура и функции политической системы.
Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в
России. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.
Избирательная система. Избирательная кампания. Понятия политической партии и движения.
Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Политическая элита.
Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Обыденное и
теоретическое сознание. Что такое идеология. Со- временные политические идеологии. Роль
идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации
и политическое сознание. Многообразие форм политического поведения. Политический
терроризм. Регулирование политического поведения. Сущность и этапы политического
процесса. Политическое участие. Политическая культура.
Заключение. Общество и человек перед лицом угроз XXI в.

Таблица тематического распределения количества часов
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы (с учѐтом рабочей программы воспитания и согласно индивидуальному
плану учителя-предметника)
№ п/п

Тема/раздел
11 класс

Кол-во часов

5

Введение

1

6

Экономическая жизнь общества

26

7
8

Социальная сфера
Политическая жизнь общества

17
24

Формы и виды контроля
№ п/п

Вид/форма

1

Контрольная работа

2

Контрольная работа

Тема
11 класс
«Экономическая жизнь
общества»
«Политическая жизнь
общества»

Сроки
11.12.202315.12.2023
13.05.202417.05.2024

Календарно-тематическое планирование 11 класс.
(68 часов, 2 часа в неделю по учебному плану)
№
Наименование разделов и
тем
1

Введение

Характеристика основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных действий) по теме

Плановые Скорректиро
сроки
ванные
прохожден
сроки
ия
прохождения

Вспомнить основные итоги прошлого года
обучения. Познакомиться с основным
содержанием курса 11 класса. Наметить
перспективу совершенствования умений и
04.09.2023навыков в процессе учебной деятельности.
08.09.2023
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной
работы учащихся
Тема 1. Раздел 1. Экономическая жизнь общества
(26 часов, 2 часа в неделю по учебному плану)

2

Роль экономики в жизни
общества.

Раскрывать роль экономики в жизни
общества.
Объяснять проблему ограниченности
экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на
основе
экономического
выбора.
Характеризовать
основные
проявления
экономической жизни, их взаимосвязь.
Называть
показатели
уровня
жизни
населения.
Высказывать
обоснованное
суждение о взаимосвязи жизни общества в
целом и его экономического развития.
Приводить
примеры,
иллюстрирующие
основные
тенденции
развития
экономической сферы жизни современного
общества.
Аргументированно
обосновывать
взаимовлияние экономики и социальной
структуры общества, экономики и политики.
Использовать
элементы
причинноследственного анализа при характеристике
экономической жизни общества. В том числе
для понимания влияния экономики на
уровень жизни.

3

Экономика и политика.

4

Экономика: наука и
Объяснять, с
хозяйство. Виды хозяйств. экономической

04.09.202308.09.2023
11.09.202315.09.2023

чем связано появление 11.09.2023науки;
что
изучают

5

Экономическая
деятельность и еѐ
измерители.

6

Экономический рост и
развитие

7

Противоречия
экономического роста

8

Рыночные отношения в
экономике

9

Проблемы рыночной
экономики

10 Фирма в экономике

11 Виды фирм

12 Правовые основы
предпринимательской
деятельности

макроэкономика и микроэкономика; как
можно измерить и определить ВВП.
Характеризовать
основные
проблемы
экономической науки, различные уровни их
изучения.
Различать и описывать абсолютные и
относительные экономические величины.
Раскрывать и конкретизировать понятие
«валовый внутренний продукт».
Называть различные факторы, влияющие на
производительность труда, и приводить их
примеры.
Раскрывать, используя современные факты и
примеры, понятия «экономический рост» и
«экономическое развитие».
Различать и сравнивать пути достижения
экономического роста.
Объяснять сущность и причины цикличного
развития экономики.
Описывать фазы экономического цикла.
Характеризовать рыночное хозяйство как
один из способов организации
экономической жизни.
Характеризовать условия функционирования
рыночной экономической системы.
Описывать действие рыночного механизма
формирования цен на товары и услуги.
Формулировать собственное мнение о роли
рыночного
механизма
регулирования
экономики в жизни общества
Называть и иллюстрировать примерами
основные
факторы
производства
и
факторные доходы.
Обосновывать выбор форм бизнеса в
конкретных ситуациях.
Различать и сравнивать экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль.
Приводить примеры постоянных издержек
производства.
Моделировать
практические
ситуации,
связанные с расчетами издержек и прибыли
производителем.
Называть основные виды налогов на
предприятии.
Описывать социально-экономическую роль и
функции предпринимательства.
Сравнивать различные организационно-

15.09.2023

18.09.202322.09.2023
18.09.202322.09.2023

25.09.202329.09.2023
25.09.202329.09.2023

02.10.202306.10.2023
02.10.202306.10.2023

16.10.202320.10.2023

13 Слагаемые успеха в
бизнесе

16.10.202320.10.2023

14

23.10.202327.10.2023

15

16

17

18

правовые формы предпринимательской
деятельности. Объяснять преимущества и
недостатки малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к
проблеме соблюдения морально-этических
норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской деятельности
Практикум по теме
Систематизировать наиболее часто
«Предпринимательская
задаваемые вопросы.
деятельность»
Устанавливать причины актуальности тех
или иных вопросов для школьников
Финансовый рынок
Различать внешние и внутренние источники
финансирования, возможности
финансирования малых и крупных фирм.
Характеризовать функции менеджмента.
Называть основные принципы маркетинга.
Объяснять методы изучения рынка и
проникновения на рынок.
Описывать стратегию сбыта товаров и услуг
на рынке.
Экономика и государство Анализировать различные точки зрения на
роль государства в экономике.
Конкретизировать задачи современного
Роль государства в
государства в рыночной экономике.
экономике РФ
Раскрывать
на
примерах
механизмы
государственного
регулирования
экономической жизни общества.
Объяснять цели и инструменты монетарной
и фискальной политики.
Высказывать обоснованные суждения о
различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на
экономическую жизнь общества.
Находить
и
извлекать
социальную
информацию о состоянии, тенденциях и
перспективах
развития
российской
экономики, направлениях государственной
политики из адаптированных источников
различного типа.
Финансовая политика
Характеризовать роль и значение финансов в
государства
структуре рыночных отношений.
Объяснять
действие
финансов
как
инструмента
распределения
и
перераспределения национального дохода.
Называть и иллюстрировать примерами
операции и услуги, предоставляемые
банками.
Различать
деятельность
различных

23.10.202327.10.2023

30.10.202303.11.2023
30.10.202303.11.2023

06.11.202310.11.2023

финансовых институтов.
Описывать формы и виды проявления
инфляции.
Оценивать последствия инфляции для
экономики в целом, для различных
социальных групп.
19 Антикоррупционная
Научиться распознавать коррупцию;
политика государства
сформировать навыки адекватного анализа и
личностной оценки данного социального
явления с опорой на принцип историзма;
сформировать комплекс знаний о
коррупционных ситуациях для
формирования стандартов поведения в
соответствии с правовыми и моральноэтическими нормами.
20 Занятость и безработица Характеризовать
объекты
спроса
и
предложения на рынке труда, механизм их
взаимодействия.
Различать виды и причины безработицы.
21 Государство и
Объяснять значение понятия «занятость».
безработица
Приводить примеры особенностей труда
*16 ноября –
молодежи.
Международный день
Оценивать
свои
возможности
толерантности
трудоустройства в условиях рынка труда.
22 Мировая экономика
Объяснять предпосылки международного
разделения труда.
Различать и сопоставлять направления
23 Противоречия мирового государственной политики в области
экономического развития международной торговли.
Давать
оценку
противоречивым
последствиям экономической глобализации.
Извлекать из СМИ и обобщать информацию
для анализа тенденций общемирового
экономического развития.
24 Экономическая культура: Анализировать
практические
ситуации,
сущность и структура.
связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов.
25 Экономическая свобода и Различать морально-нравственную сторону
социальная
социально-экономических ситуаций.
ответственность.
Объяснять поведение потребителей и
производителей
с
точки
зрения
экономической рациональности.
Раскрывать
на
примерах
связь
экономической свободы и социальной
ответственности участников экономики.
26 Практикум по теме
Систематизировать информацию.
«Экономическая жизнь
Использовать алгоритмы познавательной
общества» (1ч)
деятельности для решения творческих задач.

06.11.202310.11.2023

13.11.202317.11.2023
13.11.202317.11.2023

27.11.202301.12.2023
27.11.202301.12.2023

04.12.202308.12.2023
04.12.202308.12.2023

11.12.202315.12.2023

27 Контрольная работа по
теме «Экономическая
жизнь общества»

28

29

30

31

32

33

Уметь
пользоваться
мультимедийными
ресурсами, владеть основными видами
публичных выступлений.
Проверить уровень освоения материала по
11.12.2023теме, уровень сформированности умений
15.12.2023
выполнять различные типы заданий.
ИТОГО - 26 часов
Раздел 2. Социальная сфера (17 ч)

(17 часов, 2 часа в неделю по учебному плану)
Социальная структура
Называть виды социальных групп и их
общества
признаки.
Раскрывать на примерах роль малых
Социальная
социальных групп в обществе.
стратификация и
Объяснять
причины
социального
социальная мобильность
неравенства в истории и в современном
обществе.
Называть
критерии
социальной
стратификации. Различать виды социальной
мобильности.
Социальные нормы
Раскрывать классификацию социальных
норм, устанавливать соответствие между
существенными чертами и признаками
социальных явлений. Давать определение
понятию «социальная
мобильность»,
показать,
какие
социальные
лифт
способствуют социальным перемещениям
человека, выявить тенденции в развитии
социальных отношений для различных групп
Отклоняющееся
Приводить
примеры
проявления
поведение
отклоняющегося поведения.
Называть
причины
негативного
отклоняющегося поведения.
Объяснять с опорой на имеющиеся знания
основные способы преодоления негативного
отклоняющегося поведения.
Объяснять меры борьбы с преступностью.
Оценивать
роль
толерантности
в
современном мире.
Нации
Раскрывать признаки этноса и нации,
структуру
национального
менталитета,
показать основные ценности русского
народа, подтвердить примерами этническое
многообразие современного человечества
работать с документами
Межнациональные
Характеризовать особенности этнических
отношения
отношений в России.
Называть
причины
и
последствия
межнациональных конфликтов.

18.12.202322.12.2023
18.12.202322.12.2023

25.12.202329.12.2023

25.12.202329.12.2023

09.01.202412.01.2024

09.01.202412.01.2024

34 Семья и брак

35 Бытовые отношения

36 Гендер-социальный пол.

37 Гендерные отношения в
современном обществе

38 Молодежь в современном
обществе
*День полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады
39 Молодѐжная субкультура

40-41 Демографическая
ситуация в современной
России

Сравнивать
различные
проявления
идеологии и политики национализма.
Аргументировано
показывать
влияние
этнических факторов на государственное
развитие культуры.
Обосновывать
антикультурную,
антиобщественную сущность этнической
дискриминации.
Оценивать
значение
принципов
демократической национальной политики
государства.
Характеризовать социальные институты
семьи и брака.
Объяснять функции семьи.
Раскрывать факторы, влияющие на развитие
современной семьи.
Сравнивать различные типы семей.
Приводить
примеры
государственной
поддержки семьи.
Высказывать обоснованное суждение о роли
семьи в социализации личности.
Анализировать
способы
поддержки
культуры быта.

15.01.202419.01.2024
15.01.202419.01.2024

Объяснять значение понятия «гендерные
стереотипы» и «гендерная роль».
Обосновывать изменение роли женщины в
современном обществе.
Различать причины гендерных конфликтов.
Называть факторы, влияющие на освоение
гендерной роли, и приводить их примеры.

22.01.202426.01.2024

Характеризовать молодежь как социальнодемографическую группу.
Раскрывать на примерах социальные роли
юношества.
Различать общие и особенные черты
молодежных субкультур.
Высказывать обоснованное суждение о
факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях рынка
труда.
Называть
особенности
молодежных
субкультур в России.

29.01.202402.02.2024

Характеризовать состояние динамику
изменений численности населения.
Объяснять причины и социальные

22.01.202426.01.2024

29.01.202402.02.2024

05.02.2024

последствия депопуляции в России.
Высказывать обоснованном суждение о
факторах, негативно влияющих на
демографическую ситуацию в стране.
Называть особенности возрастного состава
населения России.
Оценивать роль миграции в решении
демографических проблем
42 Практикум по теме
Систематизировать информацию.
«Социальная сфера» (1ч) Использовать алгоритмы познавательной
деятельности для решения творческих задач.
Уметь
пользоваться
мультимедийными
ресурсами, владеть основными видами
публичных выступлений.
43-44 Уроки представления результатов проектной деятельности по теме II

09.02.2024

12.02.202416.02.2024

12.02.202416.02.2024
26.02.202401.03.2024

Итого 17 часов
Раздел 3. Политическая жизнь общества (24 часа)
(24 часа, 2 часа в неделю по учебному плану)
45 Политическая
Характеризовать субъекты политической
деятельность и общество. деятельности и объекты политического
воздействия.
46 Политическая сфера и
Соотносить властные и политические
политические институты. отношения.
Объяснять и иллюстрировать примерами
политические цели и политические действия.
Устанавливать причинно-следственные связи
между социальными интересами, целями и
методами политической деятельности.
Высказывать обоснованное суждение о
соотношении средств и целей в политике.
Оценивать роль политических институтов в
жизни общества.
Раскрывать цели политических партий.
Различать политическую власть и другие
виды власти.
47 Политическая система
Раскрывать роль и функции политической
системы.
Характеризовать
государство
как
48 Политический режим.
центральный
институт
политической
Демократические
системы.
перемены в России.
Различать типы политических режимов.
Давать оценку роли политических режимов

26.02.202401.03.2024
04.03.202407.03.2024

04.03.202407.03.2024
11.03.202415.03.2024

49 Гражданское общество и
правовое государство.
50 Местное самоуправление.
Сущность правового
государства.
51 Демократические выборы

52 Типы избирательных
систем. Избирательная
кампания.
*21 апреля – День
местного самоуправления
53 Политические партии.
Понятие политической
партии и движения.
54 Партийные системы.
Типы партийных систем.

55 Политическая элита и
политическое лидерство.

56 Политическое сознание

различных типов в общественном развитии.
Обобщать и систематизировать информацию
о
сущности
демократии
(ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном
развитии).
Высказывать обоснованное суждение о путях
преодоления
трудностей
развития
демократии в России.
Характеризовать
сущность
и
иллюстрировать
примерами
функции
правового государства.
Объяснять
взаимосвязь
правового
государства и гражданского общества.
Отбирать и систематизировать информацию
СМИ о функциях и значении местного
самоуправления.
Объяснять
значение
понятий
«избирательный процесс»
Различать
мажоритарную
и
пропорциональную избирательные системы.
Характеризовать
основные
этапы
избирательной кампании.
Высказывать обоснованное суждение о
социальной роли избирателя.
Называть и иллюстрировать примерами
существенные
признаки
политических
партий.
Раскрывать на примерах функционирование
различных партийных систем.
Характеризовать значение многопартийности
и
идеологического
плюрализма
в
современном обществе.
Определять функции политической элиты и
политического лидерства.
Выявлять причинно-следственные связи
между типами политических систем и
системой отбора политических систем.
Характеризовать роль политической элиты и
политического лидера в политической жизни
Осознавать
причины
и
мотивы
политического
выбора
при
оценке
деятельности различных политических сил.
Определять
роль
различных
форм
политического сознания и различных
идеологий в политической деятельности.
Оценивать
деятельность
политических
институтов и политиков.
Уметь применять полученные знания об

11.03.202415.03.2024
18.03.202422.03.2024

18.03.202422.03.2024
25.03.202429.03.2024

25.03.202429.03.2024
01.04.202405.04.2024

01.04.202405.04.2024

15.04.202419.04.2024

уровнях политического сознания и сущности
политических
идеологий
при
оценке
текущих и исторических событий.
57 Политическое поведение Уметь прогнозировать последствия выбора
формы политического поведения.
Выявлять связи политического поведения с
политической идеологией и политической
58 Политический терроризм психологией.
Раскрывать
сущность
политического
экстремизма как недопустимой формы
политического поведения.
59 Политический процесс и
культура политического
участия.

Характеризовать
и
иллюстрировать
примерами основные этапы политического
процесса.
Называть факторы, влияющие на результаты
политического процесса.
60 Особенности
Различать
непосредственное
и
политического процесса в опосредованное политическое участие и
современной России
приводить примеры.
Объяснять значение структурных элементов
политической культуры личности.
Анализировать
основные
тенденции
современного политического процесса

15.04.202419.04.2024
22.04.202426.04.2024

22.04.202426.04.2024

02.05.202410.05.2024

02.05.202461-63 Уроки представления результатов проектной деятельности по теме III
10.05.2024
64 Общество перед лицом
Называть
и
объяснять
сущность
угроз и вызовов в XXI
современных
глобальных
проблем 02.05.2024веке. Возможная
человечества.
10.05.2024
альтернатива.
Давать оценку последствиям влияния
существующих
угроз
на
развитие 13.05.202465 Заключение. Взгляд в
современного общества.
будущее
17.05.2024
Высказывать, опираясь на социальный опыт
и материалы СМИ, обоснованное суждение о
значении защиты общества от нарастающих
угроз и вызовов, способах борьбы с ними.
66 Контрольная работа по
Характеризовать субъекты политической 13.05.2024теме «Политическая
деятельности и объекты политического 17.05.2024
жизнь общества»
воздействия.
67 Практикум по теме
Называть факторы, влияющие на результаты 20.05.2024«Политическая жизнь
24.05.2024
политического процесса.
общества»
Различать
непосредственное
и
68 Итоговое повторение по опосредованное политическое участие и 20.05.2024приводить примеры.
курсу
24.05.2024
Уметь применять полученные знания об
уровнях политического сознания и сущности
политических
идеологий
при
оценке
текущих и исторических событий.
ИТОГО - 24 часа
ИТОГО ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ - 68 часов

*Модуль (школьный урок)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».