Профориентация

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Профориентация» разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе авторской программы Н.А.Гимадиевой «В мире
профессий» (Сборник программ «Организация внеурочной деятельности в начальной
школе». Методическое пособие/ составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова. – М.: Планета,
2015 (Образовательный стандарт). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция
и Программа общекультурного развития и воспитания учащихся являются ориентиром
для формирования всех разделов основной образовательной программы начального
общего образования.
Представления о профессиях ребѐнка 1-4 классов ограничены его пока небогатым
жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество
видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном
социальной адаптации ребѐнка.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует воспитанию у
детей представлений о разных профессиях как главной человеческой ценности.
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество
сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации
младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов
работы по профориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век,
когда бурно изменяется экономика, актуальной становится целенаправленная работа по
профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении
детей к выбору профессии. Главное – это развитие внутренних психологических ресурсов
ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится
ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной
деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно
представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется
дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Программа направлена не только на удовлетворение познавательного интереса
младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию учащихся,
становлению активной гражданской позиции школьников, окажет неоценимую услугу как
учителю, так и детям, и родителям. Преимущество программы в том, что она совмещает
работу одновременно двух направлений: учебное - проектная деятельность и
воспитательно-образовательное – знакомство с миром профессий.
Занятия по данной программе строятся с учѐтом возрастных особенностей и
возможностей ребенка.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и
создание условий для успешной профориентации младших учеников в будущем.
Задачи программы:
Образовательные:

формирование и развитие представления у детей о широком спектре
профессий и их особенностях;

формирование уважительного отношения к людям разных профессий и
результатам их труда;

расширение знаний детей о разных профессиях.

Развивающие:

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их
интересов и познавательной деятельности;

развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения
эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения
проблемы.
Воспитательные:

формирование положительного отношение к труду и людям труда;

пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с
профессиями, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование
чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Методы:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

частично-поисковый;

исследовательский.
Форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальная;

индивидуально-фронтальная;

групповая;

индивидуальная.
Формы работы:

игры, загадки, беседы;

практические упражнения для отработки необходимых навыков;

выставки;

мастер-классы.
Программа внеурочной деятельности «Профориентация» предназначена для
учащихся 1-4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями
учащихся, рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы
– 34 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты изучения курса «Профориентация»:

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;

расширение кругозора о мире профессий;

заинтересованность в развитии своих способностей;

участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой
профессии;

возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности;

способность добывать новую информацию из различных источников.

полученные знания позволят детям ориентироваться в профессиях;

дети смогут оценивать свой труд;

дети получат знания и навыки, связанные с миром профессий.
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности
является формирование умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые
этические нормы;

в предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности
является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своѐ предположение на основе работы с иллюстрацией;

учиться работать по предложенному учителем плану;

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе
графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением
их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме и письменной;

умение устанавливать контакт со сверстниками;

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника;

обращаться за помощью в случае затруднения к учителю;
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности
является формирование умений:

Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы;

обобщать, делать несложные выводы;

определять последовательность действий.
Формы учѐта знаний, умений:

выполнение самостоятельной творческой работы.

традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам.

тематические выставки согласно тематического плана.\
Методы и приемы профориентации в начальной школе
Основные методы и приемы профориентации младших школьников:
В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются
знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни
человека. На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в
сад. В городе, например, встретив продавца в магазине, поговорить с детьми на эту тему,
объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. На стройке обратить внимание
детей на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д.
Педагог так же может сводить детей в школьный сад, рассказать, как работают садоводы и
по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью родителей посадить
цветок в горшок и ухаживать за ним. На классных часах преподаватель может проводить

беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе» и
др.
Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей, углубляется их
знание о разных профессиях, устанавливается трудовые отношения в группах.
Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу
очень важно провести беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает
мама». Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель,
т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности,
показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе
приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.
В 3-4 классах продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей.
На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и
чувство ответственности за проделанную ими работу. Это подходящее время для
знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются
каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления
данных профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так
же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди
той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и
ответить на вопросы учеников. Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать
дополнительные кружки художественного, технического и спортивного творчества. Такие
творческие кружки помогут ребенку определиться в выборе профессии.
Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли труда в
жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в
организационном плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо
запоминают тот опыт, когда удаѐтся что-то сотворить своими руками. Информационная
поддержка в виде викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная
форма работа - это следующий ресурс, который надо развивать. Важно, чтобы
информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий
на предприятия, и знакомства с различными профессиями – это неоценимый вклад в
расширение представлений ребѐнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно,
должен быть игровой методический материал - набор игрушек по профессиям,
раздаточный материал, виртуальный кабинет по профориентации. На сегодняшний день
проводится работа по профориентации в основном за счѐт интеграции в различные
предметы, но в соответствии с новыми стандартами необходимо развивать практическую
деятельность детей по этому направлению, подключая интернет – ресурсы. Заканчивая
начальную школу, дети должны иметь начальное представление о поиске сведений о
профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными
играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и
исследовательской деятельности.

Основные направления рабочей программы курса для начальной школы (1-4
класс)
Модуль I - «Играем в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Модуль III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности,
стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в
жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
Содержание рабочей программы
Модуль I «Играем в профессии» (33 часа)
Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в
составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто
потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово»
(расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы
(Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай
профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь),
кто дома строит (строитель).
Кому что нужно(2 ч.). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и
предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник,
повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (2ч.). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к
каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер,
врач, пожарник, продавец).
Идѐм на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых
нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов.
Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы.
Мы строители (2ч.). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур,
конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счѐтными палочками. Строим

модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать
строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Магазин (2ч.). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают
магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ
стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине».
Заведующая, продавец, товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый
продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?
Аптека (2ч.). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания
аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счѐтными палочками. Строим модель
грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую
пользу приносят наши знания.
Больница (2ч.). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка.
Просмотр м/ф. Игра со счѐтными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что
нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания.
Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в
стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без
труда. ( не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях.
Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч.). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение
прочитанного. Ответы на вопросы.
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер».
Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях.
Словарная работа.
В.Маяковский «Кем быть?» (2ч.) Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок,
инженер, доктор, конструктор, шофер.
К.Чуковский «Доктор Айболит» (2ч.)
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2ч.). Практическое занятие.
Профессия «Повар»(2ч.). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой
школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной
столовой.
Поварята. (2ч). Конкурс-игра.

Модуль II «Путешествие в мир профессий» (34 часа)
Мастерская удивительных профессий (2ч.). Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4
картонных круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место
работы. Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома (2ч.). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько
групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со
строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора.
Итог, награждение
Дачный домик (2ч.). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию
из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.
Моя профессия (2ч.). Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок»
(определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач» (3ч.). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит»(2ч.). Игра
«Кто нас лечит» (2ч.). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача.
Для чего нужны лекарства. Итог.
«Добрый доктор Айболит» (2ч.).
«Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым
набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2ч.). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие».
Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс
«мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.
Профессия «Строитель»(2ч.). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с
изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например:
штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок (2ч.). Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из
спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
Путешествие в кондитерский цех (3 ч.). Экскурсия.

Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Кто
работает в кондитерской? Мастер-классы.
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра
Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа
(профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий:
мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин
«Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.
Модуль III «У меня растут года…» (34 часа)
Что такое профессия (2ч.). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами
(например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не
работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые
используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице
угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием
«инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник,
кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы).
Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии.
Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет
профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет,
если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи
перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем
занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна
лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки».
Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьѐт гвоздь».
Мир профессий (2ч.). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору
профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.
Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач).
Итог награждение лучших игроков.
Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например:
хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чѐрный ящик (определить на ощупь инструменты).
Конкурс художников. Подведение итогов.
Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях.
Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр,
плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс
архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и
т.д. Итог.
Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте.
Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о
видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня
узнали.
Моя профессия (2ч). КВН.
Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать
инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики
тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд.
Наши друзья - книги (2ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в сельскую
библиотеку.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус,
береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей,
которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Откуда сахар пришел (2ч.). Беседа.
Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают
сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном,
тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все
буквы алфавита).
«Турнир профессионалов» (2ч.). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить
профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить
название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик).
Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.
Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая
(чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?»)
Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра.
Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».
Стройка (2ч.). Экскурсия.
Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом.
Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со
словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.

Операция «Трудовой десант» (1ч.). Практикум.
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами.
Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке
территории. Подведение итогов. Поощрение.
Уход за цветами (2ч.). Практика.
Кулинарный поединок (2ч.). Шоу-программа.
Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара».
Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А
знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть
фартук, кто быстрее нарежет овощи и т.д.). Итоги конкурса, награждения команд.
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой» (34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка
стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное,
строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить
порядок создание газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофѐра. Загадки о профессии шофѐр. Игра «Кто
самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра драматизация «Улица».
Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова.
Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто
потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее».
Итог игры. Награждение участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей
промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра
«магазин».
О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая
книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие
команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс:
«Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс:
«Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса).
Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент,
фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст).

Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники»
(выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием
газеты.
Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались
новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи
(почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в
пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с
инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах.
Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об
инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер
(человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ,
человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название
улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные
жители - Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности (2ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С
чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем
начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если
строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться
проектами при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с
сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская
слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с
подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу
требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен» (2ч.). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум.
«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.

Тематический план 1 класс
Модуль I «Играем в профессии»
(33 часа)
№

Тема

Колво
часов
2

1-2

«Все
работы
хороши»

3-4

2

7-8

«Кому,
что
нужно»
«Оденем куклу
на работу, едем
на работу»
«Мы строители»

9-10

«Магазин»

Форма проведения

Занятие с элементами
игры-видеознакомства

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://atlas100.ru/

Дидактическая игра
беседа
Занятие с элементами игры
беседа

https://proekt-pro.ru/

2

Занятие с элементами игр
видеознакомства

https://proekt-pro.ru/

2

Знакомство с атрибутами, ролевая
игра

2

Экскурсия.
Ролевая игра

13-14 «Аптека»

2

Знакомство с атрибутами, ролевая
игра

http://atlas100.ru/

15-16 «Больница»

2

Знакомство с атрибутами, ролевая
игра

https://moeobrazovanie.ru/

17-18 «Какие бывают
профессии»

2

Видеознакомство, игровой час

19-20 С.Михалков
«Дядя Степа»

2

Чтение, беседы, викторины

21- «Дядя
Степа22-23 милиционер»

3

Экскурсия, видеоурок, встреча с
работником полиции

https://proektoria.online/

24-25 В.Маяковский
«Кем быть?»

2

Чтение, беседа, обсуждение «Кем
я хотел бы быть?»

https://proektoria.online/

26-27 К.Чуковский
«Доктор
Айболит»

2

Игра-демонстрация, викторина

5-6

11-12 «Мы идем
магазин»

в

2

http://profvibor.ru/

https://proektoria.onlin
e/
https://moeobrazovanie.ru/

https://proekt-pro.ru/

http://atlas100.ru/

http://profvibor.ru/

28-29 Уход за цветами

2

Практика

30-31 Профессия
повар

2

Экскурсия, видеоурок, викторина

32-33 «Поварята»

2

Итого

33

http://atlas100.ru/

http://atlas100.ru/
Практикум

http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm

Тематический план 2 класс
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
№

Тема

Колво
часов
2

Занятие с элементами игры

3-4

Мастерская
удивительных
профессий «Все
работы хороши»
«Разные дома»

2

Конструирование

5-6

«Дачный домик»

2

Аппликация

7-8

«Моя
профессия»

2

Игра-викторина

https://proektoria.online/

9-1011

«Профессия
«Врач»

3

Занятие с элементами игры,
приглашение врача

https://proektoria.online/

12-13
14-15

«Больница»
Доктор
«Айболит»

2
2

Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевые игры, просмотр
мультфильма

16-17

«Кто нас лечит»

2

Экскурсия в медицинский пункт

https://proekt-pro.ru/

18-19

«Добрый доктор
Айболит»

2

Сюжетно-ролевая игра, просмотр
мультфильма

http://profvibor.ru/

1-2

Форма проведения

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://moeobrazovanie.ru/

https://proekt-pro.ru/

http://atlas100.ru/

http://profvibor.ru/
http://atlas100.ru/

https://proekt-pro.ru/

2021-22

«Парикмахерска
я»

3

Сюжетно-ролевая игра

23-24

«Все
работы
хороши
–
выбирай
на
вкус!»
Дж.
Родари
«Чем
пахнут ремесла»
Профессия
«Строитель»

2

Сюжетно-ролевая игра

2

Работа с текстами, инсценировка

2

Дидактическая игра

http://atlas100.ru/

29-30

Строительный
поединок

2

Игра-соревнование

https://moeobrazovanie.ru/

3132-33

Путешествие в
кондитерский
цех «Кузбасс» г.
Прокопьевска
«Где
работать
мне тогда? Чем
мне
заниматься?»

3

Экскурсия. Мастер-классы.

1

Инсценировка стихотворения
Александра Кравченко «Честный
ответ», мультимедиа.

25-26

27-28

34

Итого

https://proektoria.online/

https://moeobrazovanie.ru/

https://proekt-pro.ru/

http://atlas100.ru/

34

Тематический план 3 класс
Модуль III « У меня растут года…»
(34 часа)
№

Тема

КолФорма проведения
во
часов
2
Игровые программы, проект

1-2

«Что такое
профессия»

3-4

«У кого мастерок,
у кого молоток»

2

Беседа с элементами игры,
конкурс

5-6

«Истоки
трудолюбия»

2

Игровой час

7-8

«Домашний
помощник»

2

Игра-конкурс, сочинение

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
https://moeobrazovanie.ru/
https://proekt-pro.ru/

http://atlas100.ru/

https://proektoria.online/

https://proektoria.online/

9-10

«Мир профессии»

2

Викторина, ролевая игра

1112
1314

«Угадай
профессии»
«Какие бывают
профессии»

2

Занятие с элементами игры

http://profvibor.ru/

2

Занятие с элементами игры

http://atlas100.ru/

1516

«Куда уходят
поезда»

2

Занятие с элементами игры

1718
19

«Моя профессия»

2

КВН, проект

«Наши друзьякниги»

1

Экскурсия
в сельскую библиотеку

2021
2223

«Откуда сахар
пришел»
«Турнир
профессионалов»

2

Презентация, беседа

http://profvibor.ru/

2

Конкурс-игра

http://atlas100.ru/

242526

«Все профессии
нужны, все
профессии
важны»
«Строим дом»

3

Устный журна7

2

Экскурсия, конструирование

Операция «
Трудовой десант»

1

Практикум

http://atlas100.ru/

3031

«Уход за
цветами»

2

Практикум

https://moeobrazovanie.ru/

3233

«Кулинарный
поединок»

2

Шоу-программ, проект

34

Обобщающее
занятие

1

2628
29

Итого

http://atlas100.ru/
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm
https://proektoria.online/

http://atlas100.ru/

34

http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm

https://proekt-pro.ru/

http://atlas100.ru/

Тематический план 4 класс
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
№

Тема

КолФорма проведения
Электронные
во
(цифровые)
часов
образовательные ресурсы
2
Классный час, презентация, работа
http://profvibor.ru/
в группах

1-2

«Любое дело моѐ счастье в
будущем»

3-4

«По дорогам
идут машины»

2

Беседы - тренинг

5-6

«Все работы
хороши»
«О профессии
продавца»
«О профессии
библиотекаря»

2

Игра-конкурс

2

Беседа-тренинг

2

Беседа с элементами игры

11-12

«Праздник в
городе
Мастеров»

2

КВН

13-14

«Работники
издательства и
типографии
«Как приходят
вести»

2

Экскурсия в типографию, ролевая
игра

2

Экскурсия на почту

17-18

«Веселые
мастерские»

2

Игра - состязание

19-20

«Путешествие в
Город
Мастеров»
«Строительные
специальности»

2

Профориентации - игра

2

Практикум, защита проекта

«Время на
раздумье не
теряй, с нами
вместе трудись и

2

Игровой вечер

7-8
9-10

15-16

21-22

23-24

http://atlas100.ru/

https://proekt-pro.ru/
http://profvibor.ru/
https://proekt-pro.ru/

https://proektoria.online/

https://moeobrazovanie.ru/

http://atlas100.ru/

https://moeobrazovanie.ru/
https://proekt-pro.ru/

http://atlas100.ru/

https://proekt-pro.ru/

25-26

27-28

29-30
31-32

33-34

играй»
«Знакомство с
2
промышленным
и профессиями»
«Человек трудом 2
красен»

http://profvibor.ru/

Игровой вечер

https://proekt-pro.ru/

Конкурс-праздник

https://proektoria.online/

«Успеешь сам научи другого»
«Чей участок
лучше»

2

Практикум

2

Практикум

https://moeobrazovanie.ru/

«Кулинарный
поединок»

2

Практикум

https://proekt-pro.ru/

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
урока

1-2

Тема

Количество часов
Всего

1 «Все работы хороши»

2

Практическ
ие работы
0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

07.09.23
14.09.23

http://atlas100.ru/

3-4

«Кому, что нужно»

2

0

21.09.23
28.09.23

https://proekt-pro.ru/

5-6

«Оденем куклу на
работу, едем на работу»
«Мы строители»

2

0

05.10.23
19.10.23

http://profvibor.ru/

2

0

26.10.23
02.11.23

https://proekt-pro.ru/

«Магазин»

2

0

09.11.23
16.11.23

https://proektoria.onli
ne/

11-12

«Мы идем в магазин»

2

0

30.11.23
07.12.23

https://moeobrazovanie.ru/

13-14

«Аптека»

2

0

14.12.23
21.12.23

http://atlas100.ru/

7-8

9-10

«Больница»

2

0

28.12.23
11.01.24

https://moeobrazovanie.ru/

«Какие бывают
профессии»

2

0

18.01.24
25.01.24

https://proekt-pro.ru/

19-20

С.Михалков «Дядя
Степа»

2

0

01.02.24
08.02.24

http://atlas100.ru/

2122-23

«Дядя Степамилиционер»

3

0

https://proektoria.online/

24-25

В.Маяковский «Кем
быть?»

2

15.02.24
29.02.24
07.03.24
14.03.24
21.03.24

15-16
17-18

0

https://proektoria.online/

26-27

К.Чуковский «Доктор
Айболит»

2

0

28.03.24
04.04.24

http://profvibor.ru/

28-29

Уход за цветами

2

2

18.04.24
25.04.24

http://atlas100.ru/

30-31

Профессия повар

2

0

02.05.24
16.05.24

32-33

«Поварята»

Общее количество часов по
программе

2

2

33

4

16.05.24
23.05.23

http://atlas100.ru/
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm

,

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
урока

1-2

3-4

Тема

Количество часов
Всего

1 Мастерская

2

Практическ
ие работы
0

удивительных
профессий «Все работы
хороши»
«Разные дома»

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

06.09.23

https://moeobrazovanie.ru/

13. 09.23

2

2

20. 09.23

https://proekt-pro.ru/

27. 09.23
5-6

«Дачный домик»

2

2

04.10.23

http://atlas100.ru/

18.10.23
7-8

«Моя профессия»

2

0

25.10.23

https://proektoria.online/

01.11.23
9-1011

«Профессия «Врач»

3

0

https://proektoria.online/

29.11.23

12-13

«Больница»

2

0

14-15

Доктор «Айболит»

2

0

«Кто нас лечит»

2

18-19

«Добрый доктор
Айболит»

2021-22

«Парикмахерская»

23-24

25-26

16-17

08,15.11.23

06.12.23
13.12.23
20.12.23
27.12.23

http://profvibor.ru/

0

10.01.24
17.01.24

https://proekt-pro.ru/

2

0

24.01. 24
31.01. 24

http://profvibor.ru/

3

0

07,14.02. 24
28.02.24

https://proekt-pro.ru/

«Все работы хороши –
выбирай на вкус!»

0

06.03.24
13.03.24

https://proektoria.onli
ne/

Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла»

0

20.03.24
27.03.24

https://moeobrazovanie.ru/

2

http://atlas100.ru/

27-28

Профессия
«Строитель»

2

0

03.04.24
17.04.24

http://atlas100.ru/

29-30

Строительный
поединок

2

0

24.04. 24
08.05.24

https://moeobrazovanie.ru/

3132-33

Путешествие в
кондитерский цех

3

0

https://proekt-pro.ru/

34

«Где работать мне
тогда? Чем мне
заниматься?»

1

0

14.05.24
21.05.24
28.05.24
28.05.24

34

4

Общее количество часов по
программе

http://atlas100.ru/

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
урока

1-2

Тема

Количество часов
Всего

1 «Что такое профессия»

2

Практическ
ие работы
0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

01.09.23
08.09.23

https://moeobrazovanie.ru/

3-4

«У кого мастерок, у
кого молоток»

2

0

15.09.23
22.09.23

https://proekt-pro.ru/

5-6

«Истоки трудолюбия»

2

0

29.09.23
06.10.23

http://atlas100.ru/

7-8

«Домашний
помощник»

2

0

20.10.23
27.10.23

https://proektoria.online/

«Мир профессии»

2

0

03.11.23
10.11.23

https://proektoria.online/

11-12

«Угадай профессии»

2

0

17.11.23
01.12.23

http://profvibor.ru/

13-14

«Какие бывают
профессии»

2

0

08.12.23
15.12.23

http://atlas100.ru/

«Куда уходят поезда»

2

0

22.12.23
29.12.23

9-10

15-16

«Моя профессия»

2

0

12.01.24
19.01.24

«Наши друзья-книги»

1

0

26.01.24

20-21

«Откуда сахар пришел»

2

0

22-23

«Турнир
профессионалов»

2

02.02.24
09.02.24
16.02.24
01.03.24

17-18
19

0

http://atlas100.ru/
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm
https://proektoria.online/

http://profvibor.ru/
http://atlas100.ru/

2425-26

«Все профессии нужны,
все профессии важны»

3

27-28

«Строим дом»

2

0

05.04.24
19.04.24

http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm

Операция « Трудовой
десант»

1

1

26.04.24

http://atlas100.ru/

30-31

«Уход за цветами»

2

2

03.05.24
17.05.24

https://moeobrazovanie.ru/

32-33

«Кулинарный
поединок»

2

0

24.05.24
31.05.24

https://proekt-pro.ru/

Обобщающее занятие

1

0

31.05.24

http://atlas100.ru/

34

3

29

34

Общее количество часов по
программе

0

15.03.24
22.03.24
29.03.24

http://atlas100.ru/

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
урока

Тема

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

05.09.23
12.09.23

http://profvibor.ru/

1-2

«Любое дело - моѐ
счастье в будущем»

2

Практическ
ие работы
0

3-4

«По дорогам идут
машины»

2

0

19.09.23
26.09.23

http://atlas100.ru/

5-6

«Все работы хороши»

2

0

https://proekt-pro.ru/

7-8

«О профессии
продавца»

2

0

03.10.23
17.10.23
24.10.23

«О профессии
библиотекаря»

2

0

31.10.23
07.11.23

11-12

«Праздник в городе
Мастеров»

2

0

05.12.23
12.12.23

https://proektoria.onli
ne/

13-14

«Работники

2

0

19.12.23
26.12.23

https://moeobrazovanie.ru/

9-10

Всего

Дата
изучения

http://profvibor.ru/
https://proekt-pro.ru/

14.11.23

15-16

издательства и
типографии
«Как приходят вести»

2

0

09.01.24
16.01.24

http://atlas100.ru/

17-18

«Веселые мастерские»

2

0

23.01.24
30.01.24

https://moeobrazovanie.ru/

19-20

«Путешествие в Город
Мастеров»

2

0

06.02.24
13.02.24

https://proekt-pro.ru/

21-22

«Строительные
специальности»

2

2

27.02.24
05.03.24

http://atlas100.ru/

23-24

«Время на раздумье не
теряй, с нами вместе
трудись и играй»
«Знакомство с
промышленными
профессиями»
«Человек трудом
красен»

2

0

12.03.24
19.03.24

https://proekt-pro.ru/

2

0

26.03.24
02.04.24

http://profvibor.ru/

2

0

16.04.24
23.04.24

https://proekt-pro.ru/

25-26

27-28

29-30

«Успеешь сам - научи
другого»

2

2

07.05.24
14.05.24

https://proektoria.onli
ne/

31-32

«Чей участок лучше»

2

2

21.05.24
21.05.24

https://moeobrazovanie.ru/

33-34

«Кулинарный
поединок»

2

2

28.05.24
28.05.24

https://proekt-pro.ru/

Общее количество часов по
программе

34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».