Финансовая грамотность

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» для обучающихся 1-4 классов на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), Основной образовательной программы начального
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Поведниковская средняя общеобразовательная школа», а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в программе воспитания.
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы
«Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 2-4 классы
общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015).
«Финансовая грамотность» является курсом внеурочной деятельности, реализующим
интересы обучающихся 1-4 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 33 часа в 1
классе, на 34 часов во 2 классе, 34 часов в 3 классе и 34 часов в 4 классе. Итого всего по
курсу за 3 года обучения – 135 часов.
Направление: Информационная культура
Цель: развитие основ экономического образа мышления, воспитание ответственного и
грамотного финансового поведения; развитие учебно-познавательного интереса в области
экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для
выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Форма организации: факультатив (ситуационная игра, образно-ролевые игры,
исследовательская деятельность, урок-практикум, дискуссия, обсуждение и.т.д) .
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии
с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность».
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии
с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации
и публичных выступлений.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к
труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
1

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов,
построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

2

Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Так как данная программа относится к программам информационного направления,
то формируется и предметные связи.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
• проведение элементарных финансовых расчѐтов.
Содержание курса внеурочной деятельности
(с указанием форм организации и видов деятельности)
1класс
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Потребности (2 часа)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Форма: групповая,
беседа, игра
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов):
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить.
Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Форма: групповая, игра, беседа, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа):
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что
такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем
семейный бюджет.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Товары и услуги (6 часов):
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем
нужна реклама. Роль рекламы.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум. Вид деятельности: познавательная,
ценностно-ориентированная.
3

Тема 6. Деньги (8 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что
такое источник дохода.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра. Вид деятельности:
познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 7. Маркетинг (4 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя.
Конкуренция.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час): Задачи с экономическим содержанием от
Гнома – Эконома.
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
2 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег —
товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Формы
организации и видов деятельности проведения занятий: беседа, игра,
практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, а так же творческая работа:
постер, компьютерная презентация
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Формы работы: Мозаика, «Один — два — вместе», Тестовые задания с открытым ответом.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орѐл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Формы занятий: ситуационная игра, образно-ролевые игры, исследовательская
деятельность.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош.
Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Формы занятий: урок-практикум, дискуссия, обсуждение.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных
денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчѐтов. Функции банкоматов.

4

Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта.
Формы занятий: ситуационная игра, образно-ролевые игры исследовательская
деятельности.
3 класс
Тема 1. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным
источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной
платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые
обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда.
Проценты по вкладам.Кредиты.
Формы занятий: урок-практикум, дискуссия, обсуждение
Тема 2. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и
необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего
приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на
хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счѐт. Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.
Тема 3. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учѐт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги.
Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.
4 класс
1. Что такое деньги и какими они бывают
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена
должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением
интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена.
В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными
деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с
проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.
5

Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты
(банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском
царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели
хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты.
На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль.
Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец.
Дукат. «Орѐл». «Решка».
Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги
были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при
Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные
деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские
билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Формы занятий: занятий: беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги
(процентные платежи), а заѐмщики банку платят. Безналичные деньги являются
информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заѐмщик. Меняла. Плательщик.
Получатель. Безналичные денежные расчѐты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код.
Расчѐтные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Формы занятий: : беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных
валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых
хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчѐтов.
Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт
стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Формы занятий: беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра.
2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы,
отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит
предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
6

безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер
оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия.
Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская
деятельность. Бизнес.
Формы занятий: Беседа, практические занятия, мини-исследование
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги,
транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и
пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам
расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильѐ. Коммунальные услуги.
Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные
расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные
расходы.
Форма занятий: Беседа, практические занятия, экскурсия.
4. Деньги счѐт любят, или как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал.
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учѐт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо
сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок
или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придѐтся
брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Формы занятий: Кейс(ситуации из реальной жизни с разработанными к ней
вопросами),аукцион, мозговой штурм.
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
• тестовое задание;
• решение задач;

• решение кроссворда и анаграммы;
• мини-исследование;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
7

Тематическое планирование 1 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количе
ство
часов

Основное содержание

1

Введение в
экономику

1

определять и формулировать
цель деятельности
с
помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий

2

Потребности

2

3

Источники
удовлетворения
потребностей (

7

4

Домашнее
хозяйство

4

5

Товары и услуги

6

6

Деньги

8

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

http://www.uchportal.r
u/load/136
http://michurin.com/in
dex.htm
http://richkid.ru/club/a
bout/
учиться
высказывать
свое http://www.uchportal.r
предположение1;
u/load/136
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану;
учиться
отличать
верно http://michurin.com/i
выполненное
задание
от
ndex.htm
неверного;
учиться совместно с педагогом и
другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности товарищей.
ориентироваться в своей системе http://www.uchportal.r
знаний: отличать новое от уже u/load/136
известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт, http://michurin.com/i
информацию, полученную от
ndex.htm
педагога, и используя учебную
литературу;
ориентироваться в своей системе https://razvitum.ru/arti
знаний: отличать новое от уже cles/35/2222?utm_sou
известного с помощью педагога; rce=email&utm_medi
учиться добывать новые знания: um=email&utm_camp
находить ответы на вопросы,
aign=1089&utm_conte
используя свой жизненный опыт, nt=article
информацию, полученную от
педагога, и используя учебную
литературу;
ориентироваться в своей системе http://www.uchportal.r
знаний: отличать новое от уже u/load/136
известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт, http://michurin.com/i
информацию, полученную от
ndex.htm
педагога, и используя учебную
литературу;
ориентироваться в своей системе https://razvitum.ru/arti
знаний: отличать новое от уже cles/35/2222?utm_sou
известного с помощью педагога; rce=email&utm_medi
учиться добывать новые знания: um=email&utm_camp
8

7

8

Маркетинг

4

Задачи от Гнома Эконома

ИТОГО:

2

находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт,
информацию, полученную от
педагога, и используя учебную
литературу;
учиться
высказывать
свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт,
информацию, полученную от
педагога, и используя учебную
литературу;

aign=1089&utm_conte
nt=article
https://fmc.hse.ru/pri
marySchool
http://www.uchportal.r
u/load/136

http://michurin.com/i
ndex.htm
https://razvitum.ru/arti
cles/35/2222?utm_sou
rce=email&utm_medi
um=email&utm_camp
aign=1089&utm_conte
nt=article
https://fmc.hse.ru/pri
marySchool

33
Тематическое планирование 2 класс

№
п/
п

1

2

Наименова
ние
разделов и
тем
программы

Коливо
часов

Что такое
деньги и
откуда они
взялись

9

Рассмотрим
деньги
поближе.
Защита
от
подделок

8

Основное содержание

•овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание
личной ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
•понимание и правильное использование
экономических терминов;
•представление о роли денег в семье и
обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание
личной ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации; •понимание цели своих действий;
9

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
www.azbukafinans
ov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.uchport
al.ru/load/136

http://michurin.co
m/index.htm

http://richkid.ru/clu
b/about/

http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/

3

4

Какие деньги
были раньше
в России 6ч.

6

Современные
деньги
России
и
других стран

ИТОГО

11

•умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
•понимание и правильное использование
экономических терминов; представление о роли
денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции
денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание
личной ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
•понимание и правильное использование
экономических терминов;
•представление о роли денег в семье и
обществе;

articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium

овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание
личной ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации; •понимание цели своих действий;
•умение
договариваться
о
распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
•понимание и правильное использование
экономических терминов; •представление о роли
денег
в
семье
и
обществе;
•умение
характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов

http://richkid.ru/clu
b/about/

34

10

https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

Тематическое планирование 3 класс
№
п/
п

Наименова
ние
разделов и
тем
программы

Кол
и-во
часо
в

Основное содержание

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

1

Откуда
в
семье деньги

12

овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска, сбора,
обработки, анализа и представления информации;
•понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических терминов; представление о роли
денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
•знание источников доходов и направлений
расходов семьи;
•умение рассчитывать доходы и расходы и
составлять простой семейный бюджет;
•определение элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их решения;
•овладение логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных
связей,
построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска, сбора,
обработки,
анализа и представления информации; •понимание
цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
•знание источников доходов и направлений
расходов семьи;
•умение рассчитывать доходы и расходы и

http://richkid.ru/clu
b/about/

2

На
что
тратятся
деньги

6

11

www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

3

4

Как
умно
управлять
своими
деньгами 6 ч.

Как
делать
сбережения

6

10

составлять простой семейный бюджет;
•определение элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их решения;
•овладение логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных
связей,
построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска, сбора,
обработки, анализа и представления информации;
•понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
•понимание и правильное использование
экономических терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
•знание источников доходов и направлений
расходов семьи;
•умение рассчитывать доходы и расходы и
составлять простой
семейный бюджет;
•определение элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их решения;
•овладение логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска, сбора,
обработки, анализа и представления информации;
•понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
•понимание и правильное использование
экономических терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
•знание источников доходов и направлений
расходов семьи;
12

http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

•умение рассчитывать доходы и расходы и
составлять простой
семейный бюджет;
•определение элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их решения;
•овладение логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
ИТОГО

34

Тематическое планирование 4 класс
№
п/
п

Наименова
ние
разделов и
тем
программы

1

Что
такое 20
деньги
и
какими они
бывают

2

Кол
и-во
часо
в

Из
чего 5
складываютс
я доходы в
семье

Основное содержание

развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
•знание источников доходов и направлений
расходов семьи; •умение рассчитывать доходы и
расходы и составлять простой семейный бюджет;
•определение элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их решения;
•овладение логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов
овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
13

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p

•понимание
и
правильное
использование
экономических терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
•овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
3

4

Почему
6
семьям часто
не
хватает
денег
на
жизнь и как
этого
избежать

Деньги счѐт 3
любят, или
как
управлять
своим
кошельком,
чтобы он не
пустовал

Итого

использование различных способов поиска, сбора,
обработки, анализа и представления информации;
•понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчѐтов.
•знание источников доходов и направлений
расходов семьи;
•умение рассчитывать доходы и расходы и
составлять простой
семейный бюджет;
•определение элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их решения;
овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических терминов; •представление о роли
денег
в
семье
и
обществе;
•умение
характеризовать виды и функции денег;
проведение элементарных финансовых расчѐтов

34
14

rimarySchool

http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

http://richkid.ru/clu
b/about/
www.azbukafinans
ov.ru
https://razvitum.ru/
articles/35/2222?ut
m_source=email&
utm_medium
https://fmc.hse.ru/p
rimarySchool

Тематическое планирование 1 класс
п/№

Тема урока

Количество часов
Всего
Практическ
ие работы
1
0

1

Введение в экономику. Введение. Что
изучает наука «экономика».

2

Потребности.Давайте познакомимся: Гном –
Эконом рассуждает о понятии
«потребность».

1

3

Какие бывают потребности?

1

0

4

Источники удовлетворения потребностей.
Личные потребности. Что нам необходимо в
жизни?

1

0

Материальные, социальные, духовные
потребности.
Урок от Гнома-Эконома: все потребности
важны, все потребности нужны.

1
1

7

Источники удовлетворения потребностей.

8

5

Дата
изучения
06.09.23

0

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
http://www.uchportal.ru/load/136
http://richkid.ru/club/about/
http://www.uchportal.ru/load/136

13. 09.23
20. 09.23

http://michurin.com/index.htm
http://www.uchportal.ru/load/136

27. 09.23
04.10.23

http://michurin.com/index.htm

0

18.10.23

http://финграмотностьвшколе.рф/
page/3

1

0

25.10.23

http://www.it-n.ru/

Удовлетворение потребностей.

1

1

01.11.23

https://fmc.hse.ru/primarySchool

9

Урок от Гнома-Эконома: почему все
потребности нельзя удовлетворить?

1

0

08.11.23

http://richkid.ru/club/about/

10

Домашнее хозяйство.Домохозяйство и
домашний труд.

1

0

15.11.23

http://richkid.ru/club/about/

6

15

11

Домашние обязанности в семье.

1

1

https://fmc.hse.ru/primarySchool
29.11.23

12

Домашние обязанности в семье. Бюджет
семьи.

1

0

06.12.23

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

13

Урок от Гнома – Эконома: правила ведения
домашнего хозяйства.

1

0

13.12.23

www.azbukafinansov.ru

14

Товары и услуги .Как товар попадает в
магазин?

1

0

20.12.23

http://www.it-n.ru/

15

Где можно приобрести товары?

1

0

27.12.23

http://www.uchportal.ru/load/136

16

Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.

1

0

10.01.24

http://richkid.ru/club/about/

17

Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель
торговли».

1

1

17.01.24

www.azbukafinansov.ru

18

Зачем нужны деньги?

1

0

24.01. 24

http://www.it-n.ru

19

Как и где хранятся деньги?

1

0

31.01. 24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

20

Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны.

1

0

07.02. 24

http://richkid.ru/club/about/

21

Деньги.
Деньги России.

1

0

14.02. 24

/https://razvitum.ru/articles/35/2222
?utm_source=email&utm_medium

22

Как появились деньги? Первые деньги.
Современные деньги.

1

0

28.02.24

http://финграмотностьвшколе.рф/
page/3

16

23

Деньги и товары.

1

0

06.03.24

24

Что такое доходы и расходы?

1

0

13.03.24

25

Доходы и расходы моей семьи.

1

0

20.03.24

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

26

Роль денег в жизни человека.

1

0

27.03.24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

27

1

0

03.04.24

www.azbukafinansov.ru

28

Маркетинг
Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с
понятием «маркетинг» («рынок»).
Рынок.

1

0

17.04.24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

29

Обмен. Торговля.

1

0

24.04. 24

http://финграмотностьвшколе.рф/
page/3

30

Продавец и покупатель.

1

0

08.05.24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

31

Конкуренция.

1

0

15.05.24

http://richkid.ru/club/about/

32

Задачи от Гнома – Эконома. Гном –
Эконом проводит «Экономическое Поле
Чудес».

1

0

21.05.24

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium=e
mail&utm_campaign=1089&utm_c
ontent=article

https://fincult.info/prepodavanie/bas
e/nachalnoe-osnovnoe-i-sredneeobshchee-obrazovanie/10744/
www.azbukafinansov.ru

https://fmc.hse.ru/primarySchool
33

Подводим итоги первого
экономического года.

Общее количество часов по программе

1

0

33

3

17

21.05.24

www.azbukafinansov.ru

Тематическое планирование 2 класс
п/№

Тема урока

2

Что такое деньги и откуда они взялись
Что такое деньги
Как появились деньги.

3

1

Количество часов
Всего
Практическ
ие работы
1
0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

07.09.23

www.azbukafinansov.ru

1

0

14.09.23

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

Появление обмена товарами.

1

0

21.09.23

http://www.it-n.ru/

4

Проблемы товарного обмена.

1

0

28.09.23

www.azbukafinansov.ru

5

Появление первых денег — товаров с
высокой ликвидностью.

1

0

05.10.23

http://www.uchportal.ru/load/136

6

Свойства драгоценных металлов.

1

0

19.10.23

http://michurin.com/index.htm

7

Появление первых монет.

1

0

26.10.23

http://www.it-n.ru/

8

Первые монеты разных государств

1

0

02.11.23

https://fmc.hse.ru/primarySchool

Обобщение по теме «Что такое деньги и
откуда они взялись».
10
Рассмотрим деньги поближе. Защита от
подделок .
Устройство монеты.
11-12 Изобретение бумажных денег

1

1

09.11.23

http://richkid.ru/club/about/

1

0

16.11.23

http://richkid.ru/club/about/

2

0

https://fmc.hse.ru/primarySchool

1

0

30.11.23
07.12.23
14.12.23

9

13

Защита монет от подделок.

18

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

14

Современные монеты.

15-16 Способы защиты от подделок бумажных
денег.
17
Обобщение по теме «Рассмотрим деньги
поближе. Защита от подделок.»
18-19 Какие деньги были раньше в России
Древнерусские товарные деньги.
20-21 Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка».

1

0

21.12.23

www.azbukafinansov.ru

2

0

http://www.it-n.ru/

1

1

28.12.23
11.01.23
18.01.24

2

0

2

0

http://www.uchportal.ru/load/136

25.01.24
01.02.24
08.02.24
15.02.24

http://richkid.ru/club/about/
www.azbukafinansov.ru

22

Первые русские монеты.

1

0

29.02.24

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

23

Обобщение по теме «Какие деньги были
раньше в России ».

1

0

07.03.24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

Современные деньги России и других
стран.
Современные деньги России.
25-26 Современные деньги мира.

1

0

14.03.24

http://richkid.ru/club/about/

2

0

21,28.03.24

http://www.it-n.ru/

27-28 Появление безналичных денег.

2

0

04,18.04.24

http://финграмотностьвшколе.рф/
page/3
https://fincult.info/prepodavanie/bas
e/nachalnoe-osnovnoe-i-sredneeobshchee-obrazovanie/10744/
www.azbukafinansov.ru

24

29

Безналичные деньги как информация на
банковских счетах.

1

0

25.04.24

30

Проведение безналичных расчѐтов.

1

1

02.05.24

31

Функции банкоматов.

1

0

16.05.24

19

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

К32
Обобщение по теме «Современные деньги
а
России и других стран».
л
33-34
Обобщающее повторение за курс 2 класса.
е
н
дОбщее количество часов по программе
а
р
н
о

1

0

16.05.24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

2

0

23.05.24
30.05.24

www.azbukafinansov.ru

34

3

20

Тематическое планирование 3 класс
п/№

1-2

3-4
5

Тема урока
Откуда в семье деньги. Откуда деньги в
семье? Наследство. Выигрыш в лотерею.
Клад.
Основной источник дохода современного
человека.
Отчего зависит размер заработной платы.

Количество часов
Всего
Практическ
ие работы
2
0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

05,12.09.23 http://richkid.ru/club/about/

2

0

19,26.09.23 www.azbukafinansov.ru

1

0

03.10.23

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

6-7

Пенсия. Стипендия. Пособие.

2

0

17,24.10

https://fmc.hse.ru/primarySchool

8-9

Денежный займ.

2

0

http://www.uchportal.ru/load/136

10

Мошенничество.

1

0

31.10.23
07.11.23
14.11.23

2

0

http://www.it-n.ru/

1

0

28.11.23
05.12.23
12.12.23

1

0

19.12.23

http://richkid.ru/club/about/

11-12 Обобщение по теме «Откуда в семье
деньги».
13 «На что тратятся деньги».Обмен денег на
товары и услуги.
14
Обязательные и необязательные расходы.

http://michurin.com/index.htm

https://fmc.hse.ru/primarySchool

15

Сбережения.

1

0

26.12.23

http://richkid.ru/club/about/

16

Долги.

1

0

09.01.24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

2

1

17-18 Обобщение по теме «На что тратятся
деньги».

21

16,23.01.24 https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

19

Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов.

1

0

30.01.24

www.azbukafinansov.ru

20

Учѐт доходов и расходов.

1

0

06.02.24

http://финграмотностьвшколе.рф/
page/3

21

Сравниваем доходы и расходы.

1

0

13.02.24

http://www.uchportal.ru/load/136

22

Способы экономии.

1

0

27.02.24

http://richkid.ru/club/about/

23-24 Обобщение по теме «Как умно управлять
своими деньгами».

2

1

05,12.03.24 www.azbukafinansov.ru

25-26 Как делать сбережения .Превышение
доходов над расходами. Сбережения.

2

0

19,26.03.24 https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

27-28 Вложения в банк или ценные бумаги.

2

0

02.16.04.24 https://fmc.hse.ru/primarySchool

29-30 Сравниваем разные виды сбережений.

2

0

31-32 Обобщение по теме «Как делать
сбережения».
33-34 Обобщающее повторение за курс 3 класса.

2

1

23.04.24
http://richkid.ru/club/about/
07.05.24
14,21.05.24 http://www.it-n.ru/

2

0

34

3

Общее количество часов по программе

22

28.05.24
28.05.24

http://www.it-n.ru/

Тематическое планирование 4 класс
п/№

Тема урока

1-2

Что такое деньги и какими они бывают.
Как появились деньги.
Товарные деньги.

3

Количество часов
Всего
Практическ
ие работы
2
0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

01,08.09.23

http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru

1

0

15.09.23

Преимущества и недостатки разных видов
товарных денег.

1

0

22.09.23

5

История монет.

1

0

29.09.23

https://fmc.hse.ru/primarySchool

6

Представление творческих работ.

1

1

06.10.23

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

7

Первые монеты на Руси.

1

0

20.10.23

http://michurin.com/index.htm

8

Устройство монет.

1

0

27.10.23

http://www.it-n.ru/

9

Бумажные деньги.

1

0

03.11.23

https://fmc.hse.ru/primarySchool

2

0

10,17.11.23

http://richkid.ru/club/about/

4

10-11 Защита бумажных денег от подделок.

http://www.uchportal.ru/load/136

12

Безналичные деньги.

1

0

01.12.23

http://richkid.ru/club/about/

13

Принцип работы пластиковой карты

1

0

08.12.23

https://fmc.hse.ru/primarySchool

14

Безналичные деньги являются информацией
на банковских счетах.

1

0

15.12.23

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

23

15
16

Представление результатов исследований.
Валюты.

1

1

22.12.23

www.azbukafinansov.ru

1

0

29.12.23

http://финграмотностьвшколе.рф/
page/3

17

Валютный курс.

1

0

12.01.24

http://www.uchportal.ru/load/136

18

Резервная валюта.

1

0

19.01.24

http://richkid.ru/club/about/

19

Проведение простых расчетов с
использованием валютного курса.

1

1

26.01.24

www.azbukafinansov.ru

20

Викторина по теме «Деньги».

1

0

02.02.24

https://razvitum.ru/articles/35/2222?
utm_source=email&utm_medium

21

Из чего складываются доходы в семье.
Откуда в семье берутся деньги.

1

0

09.02.24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

1

0

16.02.24

http://richkid.ru/club/about/

Дополнительные доходы.

1

0

01.03.24

http://michurin.com/index.htm

24-25 Доходы нетрудоспособных лиц.

2

0

15,22.03.24

http://www.it-n.ru/

1

0

29.03.24

27-28 Классификация расходов.

2

0

05,19.04.24

http://финграмотностьвшколе.рф/
page/3
https://fincult.info/prepodavanie/bas
e/nachalnoe-osnovnoe-i-sredneeobshchee-obrazovanie/10744/

29-30 Воздействие рекламы на принятие решений
о покупке.

2

0

26.04.24
03.05.24

22 Минимальный размер оплаты труда
23

26

На что семьи тратят деньги. Расходы.

24

http://www.it-n.ru/

31

Составление собственного плана расходов.

1

1

17.05.24

www.azbukafinansov.ru

32

1

0

24.05.24

https://fmc.hse.ru/primarySchool

33

Деньги счѐт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал.
Как правильно планировать семейный
бюджет.
Итоговая работа

1

0

31.05.24

https://fincult.info/prepodavanie/bas
e/nachalnoe-osnovnoe-i-sredneeobshchee-obrazovanie/10744/

34

Обзорный урок.

1

0

31.05.24

http://michurin.com/index.htm

34

4

Общее количество часов по программе

25

Перечень методического, информационного и материально-технического,
обеспечения курса внеурочной деятельности
Библиотечный фонд
1. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТАПРЕСС», 2014
2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях.
С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова.
Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. Печатные пособия
-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал, фотографии.
3. Технические средства обучения
- компьютер, проектор,
- фотоаппарат;
- CD диски.
4. Интернет-источники
1.«Главный портал по финансовой грамотности и безопасности граждан ».
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Информационное наполнение и
тематические разделы сайта помогут потребителям повысить уровень финансовой
культуры
http://www.gorodfinansov.ru
2. Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой
грамотности
Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете,
личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности
www.azbukafinansov.ru
3. «Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»
где можно найти разработки уроков, ученические проекты, материалы по внеклассной
работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении
дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»
http://www.it-n.ru/
4. «Учительский портал»
Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН
по финансовой грамотности.
Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.
http://www.uchportal.ru/load/136
5. Клуб финансовой грамотности
На сайте можно получить недостающую информацию об управлении личным и семейным
бюджетом. А также подписаться на бесплатные электронные курсы об управлении
семейным бюджетом
ttp://michurin.com/index.htm
26

6. «Клуб умные родители»
Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах.
Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги
для детей.
http://michurin.com/index.htm
7. «Клуб богатый ребѐнок»
Дети, подростки и взрослые учатся управлять личными финансами и развивают
предпринимательское мышление.
-Статьи по финансовой грамотности
- рубрика «Вопросы и ответы»
8. Книга « Финансовая грамотность»- учебник по личным финансам, которые учитывают
и достижения современной финансовой науки.
www.azbukafinansov.ru
9. Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»
Сказки расскажут детям о деньгах. О правилах и законах, которые нужно
соблюдать обращаясь с деньгами.
Что будет в книге для детей?
Сказки о деньгах + раскраски
Сказки о Добре, Зле и Деньгах
Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу
справиться с соблазнами.
Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.
10.«Клуб богатый ребѐнок»
http://richkid.ru/club/about/
11. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ содействие в создании кадрового потенциала
учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области
финансовой грамотности. Цель Проекта - содействовать формированию разумного
финансового поведения российских граждан, их ответственность участия на рынках
финансовых услуг, и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей
финансовых услуг.
http://финграмотностьвшколе.рф/page/3
12. Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы
https://fmc.hse.ru/primarySchool
13. Уроки по финансовой грамотности - где учителю и воспитателю взять материалы для
их проектирования?
https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1
089&utm_content=article
14. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся
1-11 классов
https://fincult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshcheeobrazovanie/10744/

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».