Прекрасное рядом

Пояснительная записка
В
основу
авторской
программы
внеурочной
деятельности
общекультурного направления «Прекрасное рядом» положены идеи и
положения Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система
введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает
условия для культурного и духовного самоопределения, понимания своего
места в системе мировой культуры.
Тематическая последовательность и целостность развития данного курса
помогают обеспечить эмоциональные контакты с культурными ценностями
вокруг нас на каждом этапе обучения. Дети поднимаются год за годом, урок
за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры, нравственных и духовных образов.
Актуальность данной программы заключается в следующем. Младший
школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности
личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности
восприятия ребенком окружающего мира. Именно в это период возможно
формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, наблюдателя
посредством включения ребенком в деятельность по освоению
художественных и культурных ценностей, а также посредством наблюдения
за красотой вокруг нас.
Цель программы: создать условия для формирования у младших
школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений,
создать условия для развития интереса к различным видам искусства,
культуре родного края, дать возможность детям проявить себя, творчески
раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи программы:
– расширять кругозор и познавательную деятельность;
– учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
– учить приемам исполнительского мастерства;
– формировать читательскую культуру;
– формировать представлений об эстетических и нравственных идеалах и
ценностях;
– формировать коммуникативную культуру, умение общаться и
сотрудничать;

– развивать способности, помогающие достижению успеха в творческой
деятельности;
– развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
– развивать способности наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней;
– воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к
произведениям культуры;
– воспитывать чувства любви и гордости к родному краю;
– воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются:
художественное
восприятие,
информационное
ознакомление,
изобразительная деятельность, рассуждения об увиденном, подбор и чтение
литературных произведений, прослушивание и исполнение театральных
спектаклей и музыкальных произведений, т. е. использование всего объѐма
художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского
языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного
труда, музыки, истории и дальнейшее накопление этого опыта.
В практике работы программы возможны следующие формы работы:
индивидуальное восприятие; работа в парах с творческим обсуждением;
индивидуально-коллективная работа; экскурсии; игровые занятия,
знакомство с художественной литературой, с великими творческими людьми
настоящего и прошлого, участие в различных творческих конкурсах.
Освоение содержания программы курса способствует творческому,
эмоциональному, эстетическому развитию учащихся. При реализации
содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные
возможности младших школьников, создаются условия для успешности
каждого ребѐнка.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки
продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того,
теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую
презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по
смежным темам в «Литературном чтении», «Технологии», «Изобразительном
искусстве», «Окружающем мире», «Музыке».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный
фронтальный опрос, беседа.
Программа «Прекрасное рядом» разработана для 1 — 4 класса начальной
школы. Возраст участников – 7-11 лет. На изучение курса отводится 1 час в
неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 классах – по 34 часа в год. Всего - 135
часов.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности по общекультурному направлению «Прекрасное рядом»
Личностными результатами является сформированность следующих
универсальных учебных действий (УУД):
– Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы), эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку,
обществу.
– Опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
– Различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своѐ отношение средствами
художественного языка.
– Проявлять чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего
народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом.
– Рассказывать об увиденном в (театре, музее, библиотеке, на природе).
– Разумно управлять собственной речью в различных ситуациях.
– Самостоятельно читать книги, участвовать в мероприятиях.
Метапредметными результатами является сформированность следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
– Формулировать цель деятельности на творческих занятиях, экскурсиях с
помощью учителя.
– Определять последовательность действий на творческих занятиях.
– Высказывать своѐ мнение (версию) после просмотра спектакля, посещения
экскурсий, музеев, выставок и пр.
– Работать на творческих занятиях по предложенному учителем плану.
– Вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы.
–Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку собственной деятельности на творческих занятиях.
– Проявлять интерес к культуре своего Отечества, края.
Познавательные УУД:
– Применять художественные умения, знания и представления в процессе
выполнения творческих работ;
– Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений отечественного искусства;

– Обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах.
– Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек,
экскурсий на природу.
– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
– Изучать культуру родного края.
– Эстетически оценивать явления природы, событий окружающего мира;
Коммуникативные УУД:
– Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
– Уметь донести свою позицию до других.
– Слушать и понимать речь других.
– Умение вести проблемный диалог с помощью учителя (побуждающий и
подводящий диалог).
– Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
– Приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки.
– Наблюдать и видеть. слушать и слышать прекрасное в природе.
– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки степени достижения планируемых результатов предполагается
использовать следующие показатели:
– Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс.
– Правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники
безопасности.
– Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
– Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы ребѐнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.

Содержание программы
Данная программа осуществляет взаимосвязь между различными
образовательными областями: литературное чтение, окружающий мир,
искусство, история, риторика, технология и представлена следующими
содержательными линиями:
1.Прекрасное в искусстве.
2.Мир театра.
3.Волшебный мир книг.
4.Культура родного края.
5.В мире природы.
В разделе «Прекрасное в искусстве» дети получат начальное
представление об основах живописи, биографии художников, представления
об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного
творчества, культурных традиций, фольклора народов России; получат
возможность посетить музеи и выставки. На основе приобретенных навыков
обучающимся предоставляется возможность полного самовыражения в
создании фантастических образов растений, животных, сказочных героев,
красочных образов окружающих предметов и явлений через творческие
проекты.
Раздел «Мир театра» учит детей коллективной работе, работе с
партнѐром, общаться со зрителем. В ходе занятий учащиеся учатся работе
над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять
данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению
текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и
прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его
видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий,
оформление спектакля. В разделе ведется работа над оформлением
спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр.
Раздел «Волшебный мир книг» посвящен воспитанию у младших
школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть
красоту в окружающем мире через художественную литературу. По итогам
прочтения книг дома и в школе выполнение проектных групповых работ,
изготовление плакатов, инсценирование. В этом разделе также планируется
посещение библиотек. Активизации деятельности младших школьников
способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные
творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные
журналы, встречи с интересными людьми.

Раздел «Культура родного края» отражает системный подход к изучению
родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный,
многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре
единого государства. В данном разделе рассматриваются природные,
культурные, исторические объекты Татарстана. Организация деятельности
нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными
источниками краеведческой информации: справочными и учебными
пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами,
средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а
также художественной литературой. Раздел предусматривает организацию
активных форм проведения занятий с учащимися с применением
иллюстративных
материалов
и
презентаций,
с
применением
индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические
консультации, викторины, тематические и обзорные экскурсии. Помимо
коллективных занятий, предполагается выполнение домашних заданий. Это
всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной
литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов.
Раздел «Мир природы» предполагает развитие умения наблюдать за
красотой природы во всех ее проявлениях. Дети будут рассматривать
растениям, животные, а также объекты неживой природы не только со
стороны заботы о них и охраны. Предполагается работа и по наблюдению за
художественной ценностью природных составляющих. Это планируется
отражать в индивидуальных и коллективных рисунках, творческих
проектных работах. Дети смогут наблюдать за природой глазами поэтов,
писателей, художников и музыкантов. Этому будет способствовать работа со
стихами, инценирование рассказов, слушание голосов природы в
музыкальных произведениях. В разделе запланированы экскурсии на
природу, где дети смогу пополнить свои знания о природных объектах,
понаблюдать за их обликом и повадками и отразить свои наблюдения в
творческих работах.

Тематический план
№

Раздел

Кол-во
часов

Теория

Практика

6
7
7
6
7
33

2
1,5
2
2
1,5
9

4
5,5
5
4
5,5
24

6
7
7
7
7
34

2
1,5
2
2
1,5
9

4
5,5
5
5
5,5
25

6
7
7
7
7
34

2
2
1,5
2
2
9,5

4
5
5,5
5
5
24,5

6
7
7
7
7
34
135

2
2
1,5
2
1,5
9
36,5

4
5
5,5
5
5,5
25
98,5

1 класс
1
2
3
4
5

Прекрасное в искусстве.
Мир театра.
Волшебный мир книг.
Культура родного края.
В мире природы.
Всего
2 класс

1
2
3
4
5

Прекрасное в искусстве.
Мир театра.
Волшебный мир книг.
Культура родного края.
В мире природы.
Всего
3 класс

1
2
3
4
5

Прекрасное в искусстве.
Мир театра.
Волшебный мир книг.
Культура родного края.
В мире природы.
Всего
4 класс

1
2
3
4
5

Прекрасное в искусстве.
Мир театра.
Волшебный мир книг.
Культура родного края.
В мире природы.
Всего
Итого

Учебно-тематический план
1 класс (33ч)
№

Наименование раздела,
темы
Прекрасное в искусстве

Всего
часов
6

Теори
я
2

Прак
тика
4

1

Осенние краски в картинах
художников.

1

0,5

2

Открытие. Сказки и
искусство.

1

1

3

Сказочные художники.

1

0

1

4

Мозаичное искусство

1

0,5

0,5

5

Творческий проект
«Мозаика»

1

0

1

6

Экскурсия в городской
музей. Выставка.

1

0

1

Мир театра

7

1,5

5,5

0,5

7

Театральная азбука.

1

1

8

Кукольный театр.

1

0,5

0,5

9

Творческий проект «Наши
куклы»

1

0

1

10

Инсценирование
мультяшных сказок.

1

0

1

11

Этюды «Оживление
неодушевленных
предметов».

1

0

1

Виды деятельности
Рассматривание
картин, смешивание
красок по образцу,
работа по этапам.
Просмотр
видеофильма.
Картины и
иллюстрации к
книгам.
Пробуем
иллюстрировать
сказку.
Мозаика в мировом
искусстве. Готовимся
к проекту.
Проектная
деятельность.
Презентация работ.
Посещение очередной
выставки в городском
музее.
Понятие «театр».
Знакомство с театрами
республики Татарстан.
Театр Образцова.
Подготовка к проекту.
Изготовление кукол.
Завершение работы по
изготовлению кукол.
Разыгрывание
кукольного спектакля.
Знакомство с текстом,
выбор мультяшной
сказки, распределение
ролей, диалоги героев.
Игры на развитие
образного мышления,
фантазии,

Дата

05.09.23.

12.09.23

19.09.23

26.09.23

03.10.23

17.10.23

24.10.23

31.10.23

07.11.23

14.11.23

28.11.23

12

Музыкальные
пластические игры.

1

0

1

13

Показ этюдов на тему: «В
общественных местах: в
автобусе, поезде, в
магазине »

1

0

1

Волшебный мир книг

7

2

воображения,
интереса к
сценическому
искусству. Игрыпантомимы.
Музыкальные
пластичные игры и
упражнения для
развития свободы и
выразительности
телодвижения.
Разучивание
упражнений под
музыку.
Создание образов с
помощью жестов,
мимики. Беседы по
содержанию и
представлению
учащихся об игре
актеров.

05.12.23

12.12.23

5

14

Игры с буквами

1

0,5

0,5

15

Народный фольклор:
песенки, потешки,
народные забавы.

1

0

1

16

Народный фольклор:
загадки, скороговорки
считалки.

1

0

1

17

Мир сказок

1

0,5

0,5

18

Моя книжка. Из чего она
состоит.

1

0,5

0,5

19

Моя книжка. Берегите
книгу!

1

0

1

20

Экскурсия «Где живут
книги?»

1

0,5

0,5

Повторение букв.
Рисование,
выкладывание
картинок.
Игры, хороводы.
Заучивание с
помощью учителя
наизусть.
Разучивание наизусть,
сочинение своих
загадок, считалок.
Рисование,
инсценирование
сказок.
Проектная
деятельность,
рисование.
Проектная
деятельность,
составление правил.
Знакомство со
школьной

19.12.23

26.12.23

09.01.24

16.01.24

23.01.24

30.01.24
06.02.24

библиотекой.
Культура родного края

6

2

4

21

Стихи о Татарстане.

1

0,5

0,5

22

Национальные костюмы.

1

0

1

23

Храмы и мечети
Татарстана. Мечеть и
церковь Нижнекамска.

1

0,5

0,5

24

Знаменитые места.
Елабуга.

1

0,5

0,5

25

Сказка на новый лад.

1

0

1

26

Экскурсия в сквер им.
Лемаева.

1

0,5

0,5

В мире природы

7

1,5

Чтение, разучивание
под руководством
учителя стихов.
Раскраски с
костюмами,
(возможно
изготовление
тюбетейки).
Презентация красоты
храмов, раскраски
храмов и мечетей.
Заочное путешествие
по городу. Собираем
пазлы.
Проектная
деятельность: с
героями русских,
татарских сказок
сочинить новую.
Рассказ о знаменитом
соотечественнике.
Экскурсия по скверу.

13.02.24

27.02.24

05.03.24

12.03.24

19.03.24

26.03.24

5,5

27

Огород на подоконнике.

1

28

Природа в произведениях
писателей и поэтов.

1

0,5

0,5

29

Удивительное рядом.

1

0,5

0,5

30

Наблюдения в природе.

1

0

1

31

Цвет неба.

1

0

1

32

Экскурсия в эколого-

1

0,5

0,5

1

Выращиваем и
наблюдаем за
растениями.
Презентация, рассказ
учителя.
Рассматривание и
чтение. Составление
пазлов.
Раскраски,
презентации,
рассказы о растениях
и животных
Экскурсия на поляну.
Наблюдение за небом.
Рисование на основе
наблюдений в
природе.
Посещение городского

02.04.24

16.04.24

23.04.24

07.05.24
14.05.24
21.05.24

биологический центр.

33

«Вырезалки». Зоопарк.

1

0

1

экологобиологического
центра. Беседа об
охране животных.
Вырезаем животных
по трафарету.
Составляем
совместный зоопарк.
Проектная
деятельность.

28.05.24

2 класс (34ч)
№

Наименование раздела,
темы
Прекрасное в искусстве

Всего
часов
6

Теори
я
2

Прак
тика
4

1

Анимация, анималисты.

1

1

2

Красочный и живой мир
животных.

1

0,5

0,5

3

Сюжеты в жизни.
Оформление.

1

0

1

4

Творческий проект
«Фантик от шоколадки»

1

0

1

5

Творческая мастерская
художников.

1

0

1

6

Экскурсия в детскую
школу искусств.

1

0,5

0,5

Мир театра

7

1,5

5,5

7

Виды театрального
искусства

1

1

Виды деятельности
Наблюдение за
характерами в
изображениях
художников.
Просмотр
видеофильма.
Картины и
иллюстрации к
книгам.
Просмотр
презентации о
художественном
оформлении
различных предметов
из жизни.
Примеры фантиков.
Домашние заготовки
сюжетов.
Иллюстрируем
загадки, ребусы.
Посещение выставки
работ детейхудожников.
Мольберты и краски.
Театр - искусство
коллективное,
спектакль - результат
творческого труда

Дата

01.09.2023

08.09.2023

15.09.2023

22.09.2023
29.09.2023

06.10.2023

20.10.2023

8

Театральная игра «Сказка,
сказка, ждем тебя»

1

0

1

9

Инсценирование
мультяшных сказок.

1

0

1

10

Чтение в лицах стихов
Э.Успенского,
И.Токмаковой, А.Барто.

1

0

1

11

Музыкальные
пластические игры.

1

0

1

12

Экскурсия в театр.

1

0,5

0,5

13

Театрализованные игры.

1

0

1

Волшебный мир книг

7

2

многих людей
различных профессий
Повторение правил
поведения на
сцене. Учить детей
ориентироваться в
пространстве,
равномерно
размещаться на
площадке.
Знакомство с текстом,
выбор мультяшной
сказки, распределение
ролей, диалоги героев.
Учимся находить
ключевые слова в
предложении и
выделять их голосом.
Музыкальные
пластичные игры и
упражнения для
развития свободы и
выразительности
телодвижения.
Разучивание
упражнений под
музыку.
Посещение
запланированного
представления.
Этюды для выработки
выразительной
сценической
жестикуляции

27.10.2023

03.11.2023

10.11.2023

17.11.2023

01.12.2023

08.12.2023

5

14

Писатели – детям.

1

1

15

По произведениям Н.
Михалкова и К.
Чуковского.

1

0

1

16

Зарубежный фольклор.

1

0

1

Рассказы и
презентации о
творчестве детских
писателей.
Задание по группам.
Чтение и заучивание
стихов.
Чтение и
разыгрывание

15.12.2023

22.12.2023
29.12.2023

17

Сказочный десант.

1

0

1

18

Литературная викторина.
Читаем сказки
Г.Андерсена

1

0,5

0,5

19

Литературная викторина.
Мини- афиша.

1

0

1

20

Экскурсия «Проведаем
книгу»

1

0,5

0,5

Культура родного края

7

2

5

21

Народы Татарстана.
Создадим хоровод.

1

0,5

0,5

22

Народные праздники. Моя
малая родина –
Нижнекамск.

1

0,5

0,5

23

Экскурсия в парк «Семья»

1

0

1

24

Названия улиц.
Знаменитые
соотечественники.

1

0,5

0,5

25

Знаменитые места.
Казань.

1

0,5

0,5

26

Инсценирование
татарских сказок.

1

0

1

27

Театральное

1

0

1

английских,
немецких, литовских
песенок.
Чтение любимых
сказок, рисование,
отгадывание.
Подготовка к
проектной
деятельности. Выбор
книг, чтение.
Проектная
деятельность. Работа
в группах: рисунки,
вопросы, загадки по
сказкам.
Экскурсия в
библиотеку семейного
чтения.
Рассказ учителя,
презентация.
Вырезание, склейка
большого хоровода.
Домашние заготовки
детей о праздниках
семьи. Работа в парах
– сравнение, обмен.
Игры и развлечения в
любимом парке.
Беседа о великих
людях, их
достижениях.
Ближайшая к школе
улица – Баки
Урманче. Чертим
маршрут.
Заочное путешествие
по городу. Раскраски
известных объектов.
Работа в группах. На
основе прочитанных
сказок подготовка
декораций и
костюмов.
Презентация

12.01.2024

19.01.2024

26.01.2024

02.02.2024

09.02.2024

16.02.2024

01.03.2024

15.03.2024

22.03.2024

29.03.2024

29.03.2024

представление.

В мире природы

подготовленных
сказок. Делимся
впечатлениями.
7

1,5

5,5

28

Огород на подоконнике.

1

0

1

29

Природа в произведениях
писателей и поэтов.

1

0,5

0,5

30

Легенды о цветах.

1

0,5

0,5

31

Природный художник –
паук.

1

0,5

0,5

32

Мечтаем на природе.

1

0

1

33

Лес моей мечты.

1

0

1

34

Праздник на природе.

1

0

1

Выращиваем и
наблюдаем за
растениями.
Презентация, рассказ
учителя.
Рассматривание и
чтение. Составление
пазлов.
Видео-презентация.
Рисование
иллюстраций к
легендам.
Причудливые узоры
паутины.
Фантазируем.
Экскурсия на поляну.
Наблюдение за
объектами природы.
Проектная
деятельность в
группах на основе
наблюдений.
Экскурсия и отдых с
родителями.
Инценирование
растений и животный,
исполнение песен и
танцев.

05.04.2024

19.04.2024

26.04.2024

03.05.2024

17.05.2024

24.05.2024

31.05.2024

3 класс (34ч)
№

Наименование раздела,
темы

Всего
часов

Теори
я

Прекрасное в искусстве

6

2

1

Живопись. Вдохновение
от красоты.

1

1

2

Разноцветная планета.

1

0

Прак
тика
4

1

Виды деятельности

Творческое
наблюдение.
Словесное рисование.
Сочинение
четверостиший.
Живописные картины

Дата

01.09.2023

08.09.2023

3

Народные промыслы.
Роспись.

1

0,5

0,5

4

Творческий проект
«Подарочный набор»

1

0

1

5

Заочная экскурсия по
Третьяковской галерее.
Жанры.

1

0,5

0,5

6

Изобразительная эстафета. 1

0

1

Мир театра

2

5

7

7

Урок актѐрского
мастерства на развитие
памяти.

1

0,5

0,5

8

Творческое
взаимодействие с
партнѐром.

1

0,5

0,5

9

Юмористические
миниатюры.

1

0

1

10

Музыкальные
пластические игры.

1

0

1

из жизни. Фантазии в
творчестве.
Просмотр
видеоролика о
народных промыслах.
Рисование по
трафарету.
Проектная
деятельность. Работа
в группах: рисунки на
бумаге большого
формата.
Виртуальная
экскурсия,
наблюдение, беседа с
преподавателем
школы искусств.
Выражаем эмоции на
бумаге, смайлики и
реальные лица. Работа
в парах. Выставка.
Упражнения и игры:
превращения
предмета,
превращение в
предмет, живой
алфавит, ручеек,
волна, переходы в
полукруге.
Упражнения,
направленные на
развитие у детей
чувства ритма.
Образно-игровые
упражнения (поезд,
мотылек, бабочка).
Распределение ролей,
выбирая для себя
более подходящую.
Разучивание ролей,
изготовление
костюмов.
Музыкальные
пластичные игры и

15.09.2023

22.09.2023

29.09.2023

06.10.2023

20.10.2023

27.10.2023

03.11.2023

10.11.2023

11

Подготовка афиш.

1

0

12

Экскурсия в театр.

1

1

13

Конкурс «Походка».

1

0

Волшебный мир книг

7

1,5

1

1

упражнения для
развития свободы и
выразительности
телодвижения.
Разучивание
упражнений под
музыку.
Проектная
деятельность.
Запланированное
посещение
театрализованного
представления.
Приемы релаксации,
концентрации
внимания, дыхания;
снятия мышечных
зажимов.

17.11.2023

01.12.2023

08.12.2023

5,5

14

Счастливое детство с
книгами.

1

0,5

0,5

15

«Лунное путешествие и
другие приключения
маленьких человечков»

1

0

1

16

Детские журналы

0

0

1

17

Кроссворды по
прочитанным книгам.

1

0

1

18

Конкурс семейных
плакатов «Вместе весело
читать»

1

0,5

0,5

19

Проект одного
литературного
произведения.

1

0

1

20

Экскурсия «Новый мир»

1

0,5

0,5

Рассматривание и
чтение книг наших
мам, пап, бабушек и
дедушек.
Чтение,
инсценирование
сказок Н.Носова.
Рассматривание и
чтение. Обсуждение,
отгадывание
занимательных
заданий.
Групповая игровая
деятельность. Герои,
события, авторы в
кроссвордах.
Выставка плакатов.
Проектная
деятельность,
презентация своих
работ.
Экскурсия в
библиотеку им.Тукая.

15.12.2023

22.12.2023

29.12.2023

12.01.2024

19.01.2024

26.01.2024

02.02.2024

рассматривание и
чтение книг.
Культура родного края
21
22

Музеи Татарстана. Музей
Нижнекамска.
Экскурсия в городской
музей.

7

2

1

1

1

0

5
Рассказ учителя,
презентация.
1

23

Наши художники.

1

0,5

0,5

24

Знаменитые
соотечественники.
Г.Тукай.

1

0,5

0,5

25

Экскурсия в парк
им.Г.Тукая.

1

0

1

26

Знаменитые места.
Свияжск.

1

0

1

27

Композиторы Татарстана.

1

0

1

В мире природы

7

2

5

28

Огород на подоконнике.

1

0

1

29

Природа в произведениях
писателей и поэтов.

1

0,5

0,5

30

Живые гиганты.

1

0,5

0,5

31

Красочное оперение.

1

0,5

0,5

32

Орнаменты и крылья.

1

0

1

09.02.2024
16.02.2024

Рассматривание
картин татарских
художников.
Составление рассказа
по картине.
Рассказ о писателе.
Сказки Тукая.
Рисование, пересказ,
впечатления.
Игры и развлечения в
известном парке.
Заочное путешествие
по объекту. Раскраски
известных объектов.
Учимся слушать
музыку. Выражаем
эмоции, делимся
впечатлениями.
Выращиваем и
наблюдаем за
растениями.
Презентация, рассказ
учителя.
Рассматривание и
чтение. Составление
пазлов.
Факты о деревьяхгигантах. Картинки и
презентации. Рисуем
и раскрашиваем.
Красота экзотических
птиц. Доклады и
презентации детей.
Проектная
деятельность.
Изготовление

01.03.2024

15.03.2024

22.03.2024
29.03.2024

29.03.2024

05.04.2024

19.04.2024

26.04.2024

03.05.2024

17.05.2024

33

Кормушки на будущее.

1

34

Наши любимцы.

1

0,5

0,5

1

фантастических птиц.
Изготовление
кормушек из
бросового материала
(сохраняем для зимы).
Беседа.
Экскурсия в
контактный зоопарк.

24.05.2024

31.05.2024

4 класс (34ч)
№

Наименование раздела,
темы
Прекрасное в искусстве

Всего
часов
6

Теори
я
2

Прак
тика
4

1

Художники-маринисты.

1

0,5

0,5

2

Образ человека.

1

0,5

0,5

3

Фантазии в искусстве.

1

0,5

0,5

4

Творческий проект
«Планеты голубого
тумана».

1

1

1

1

5
6

7

Угадай-ка «Чья это
картина?»
Экскурсия в музей
татарского художника
А.Фатхутдинова.
Мир театра

Современный театр.

1

0,5

0,5

7

2

5

1

1

0

Виды деятельности
Наблюдение за
красотой моря в
картинах. Слушаем
море и сравниваем.
Рассматриваем
портреты. Поэтапное
рисование.
Наблюдение.
Подготовка к проекту.
Современное
искусство.
Проектная
деятельность.
Заготовки. Работа в
группах.
Игровая программа в
командах.
Посещение музея,
Просмотр работ.
Выставка.
Знакомятся с
современным,
кукольным,
музыкальным,
цирковым театрами. В
процессе дискуссии
делятся своим
жизненным опытом.
Театральные

Дата

04.09.2023

11.09.2023

18.09.2023

25.09.2023

02.10.2023
16.10.2023

23.10.2023

8

Актер за кадром

1

9

Маскарад.

1

0

1

10

Игры на развитие умения
выражать чувства и
эмоции.

1

0

1

11

Музыкальные
пластические игры.

1

0

1

12

Выбор произведения и
работа над ним.

1

0

1

13

Экскурсия в театр.

1

1

Волшебный мир книг

7

1,5

1

профессии
Озвучивание иллюстр
аций, диафильмов,
чтение басен по
ролям, сказочные
персонажи.
Распределение ролей,
выбирая для себя
более подходящую.
Разучивание ролей,
изготовление
костюмов.
Игры на тренировку
умений распознавать
эмоциональное
состояние по мимике
с помощью разрезных
профилей. Жест,
маска в пантомимном
действии.
Музыкальные
пластичные игры и
упражнения для
развития свободы и
выразительности
телодвижения.
Разучивание
упражнений под
музыку.
Проектная
деятельность.
Запланированное
посещение
театрализованного
представления.

30.10.2023

06.11.2023

13.11.2023

27.11.2023

04.12.2023

11.12.2023

5,5

14

Лучшие сказки двадцатого
1
века

0,5

0,5

15

Чудесные басни.

1

0

1

16

Конкурс чтецов. Стихи

1

0

1

Обсуждение,
просматривание
презентаций, чтение
отрывков, рисование.
Инсценирование
басен И.Крылова,
просмотр
мультфильма.
На выбор учителя:

18.12.2023

25.12.2023
08.01.2024

знаменитых поэтов
России.

17

Книжка заболела.

1

0,5

0,5

18

Читательская
конференция одного
произведения.

1

0

1

19

«Книжкины именины»

1

0

1

20

Экскурсия «Библиотека и
компьютер»

1

0,5

0,5

Культура родного края

7

2

5

21

Ремесла и промыслы
Татарстана.

1

1

22

Моя малая родина.
Экскурсия по
Нижнекамску.

1

0,5

0,5

23

Красота родного города.
Расскажем что то новое.

1

0

1

24

Знаменитые места. Булгар. 1

0,5

0,5

25

Знаменитые земляки.
Святой ключ. Стахеевы.

1

0

1

26

«Мы ищем таланты!»

1

0

1

А.Пушкин,
В.Маяковский,
С.Есенин и др.
Ремонт книг.
Обкладываие,
изготовление
закладок.
Проектная
деятельность.
Продумывание
вопросов,
интеллектуальая
«дуэль».
Викторины,
конкурсы, кроссворды
по книгам детских
писателей.
Экскурсия в
городскую
библиотеку.
Электронные и
бумажные книги.
Рассказ учителя.
Доклады и
презентации детей.
Путешествие по
городу с
экскурсоводом.
Проектная
деятельность.
Изготовление в
группах плаката о
родном городе.
Заочное путешествие
по объекту. Раскраски
и рассказы об
известных объектах.
Доклады и
презентации детей в
парах.
Праздник для детей и
родителей с
национальными

15.01.2024

22.01.2024

29.01.2024

05.02.2024

12.02.2024

26.02.2024

04.03.2024

11.03.2024

18.03.2024

25.03.2024

27

Викторина «Знаешь ли ты
свой край?»

1

0

1

В мире природы

7

1,5

5,5

28

Огород на подоконнике.

1

29

Природа в произведениях
писателей и поэтов.

1

0,5

0,5

30

Водные просторы.

1

0,5

0,5

31

Разноцветная пасека.

1

0

1

32

Заграничные гости.

1

0,5

0,5

33

Красота круглый год.

1

0

1

34

Тридевятое царство.

1

0

1

1

блюдами. Выставка
работ детей и их
родителей.
Командное
соревнование по
страницам
пройденных мест
Татарстана
(Нижнекамска).

01.04.2024

Выращиваем и
наблюдаем за
15.04.2024
растениями.
Презентация, рассказ
учителя.
Рассматривание и
22.04.2024
чтение. Составление
пазлов.
Доклады и
презентации детей о
красоте водоемов
29.04.2024
мира, страны, своего
края.
Проектная
деятельность про
пчел-тружениц.
06.05.2024
Бумажные ульи,
роспись.
Домашние заготовки
детей о комнатных
13.05.2024
растениях. Доклады,
рисунки, презентации
Творческий праздник
с родителями.
Тематические
поделки, конкурсы,
20.05.2024
творческие номера
художественной
самодеятельности.
Поездка в культурный
центр «Тридевятое
царство» г. Елабуга
27.05.2024
(или другая
запланированная
экскурсия на природу)

Методическое обеспечение программы
Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки.
Народные сказки. Авторские сказки.
Произведения Н.Михалкова, К.Чуковского, Г.Х.Андерсена.
Басни И.Крылова, Л.Толстого.
Работы маринистов: И.Айвазовского, А.Боголюбова, М.Воробьева, М.Алисова.
Работы портретистов: И.Крамского, А.Рублева, И.Никитина.
Народные промыслы «Хохломская роспись», Гжель», «Дымковская игрушка»,
Жостовский узор».
Музыкальный зал.
Инструкция по технике безопасности при проведении массовых мероприятий.
Комплекс тренингов для развития творческой активности, индивидуальности.
Комплекс упражнений для снятия зажимов и раскрепощения.
Коллекция аудио - и видеозаписей, DVD.
Сборники со сценариями.
Татарские народные сказки.
Сказки народов Татарстана.
Произведения знаменитых людей татарского народа: Г.Тукая, А.Фатхутдинова,
С.Сайдашева, Р.Яхина, Н.Фешина, Л.Фаттахова, Б.Урманче.
Гербарий, иллюстрированный материал, карточки
Настольные игры, диски, презентации.
Подставки, емкости, приспособления для выращивания растений.

Техническое оснащение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Классная доска с набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Литература
- Н.П. Колпакова Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. - М.:
Высшая школа, 2016.
- Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки / ред. В.Н. Морохин.
- М.: Высшая школа, 2001
- Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное
творчество. -. М., Просвещение, 2011
- Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2009г.
- Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. - К.: Магариф, 2005.

- Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров, М.: Просвещение, 2013г.
- Твоѐ и наше. П.Надеждина. М.: Просвещение, 2010г.
Интернет ресурсы
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota /2016/01/15/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-v-nachalnoy
- https://shkolabuduschego.ru/school/realizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkolesoglasno-trebovaniyam-fgos.html
- Гаран В.И. Организация внеурочной деятельности общекультурного направления в
условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы) // Совушка. 2016. №1. URL:
http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120084.html.
- https://top10reiting.com/samye-izvestnye-russkie-xudozhniki.html
- http://back-in-ussr.com/2016/04/nashi-lyubimye-detskie-pisateli.html
- https://visit-tatarstan.com/guides/po-sledam-velikikh-pisateley-i-poetov-gid-po-literaturnomutatarstanu/
- https://videouroki.net/razrabotki/tieatral-noie-tvorchiestvo-mladshikh-shkol-nikov.html
- http://www.klass39.ru/30-knig-kotorye-dolzhny-prochitat-deti-v-nachalnoj-shkole/
- http://mincult.tatarstan.ru/o-kulture-tatarstana.htm
- https://www.lifejourney.club/evropa/russia/privolzhye/dostoprimechatelnosti-tatarstana.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».