Основы информационной культуры школьника

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью изучения курса внеурочной деятельности «Основы информационной культуры
школьника» является создание условий для формирования информационных компетенций
обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и
практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с
информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков,
кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
• содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать,
выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
• способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
• формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаковосимволического, регулятивного и коммуникативного характера;
• создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление
ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и
личностную заинтересованность в расширении знаний.
Общая характеристика курса
«Основы информационной культуры школьника»
Особенностью построения программы «Основы информационной культуры» является то, что в
неѐ включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления,
памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и
формированию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приѐмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование
познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными
информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать
выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая
направленность материала.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит
предыдущую и опирается на ее содержание.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в
качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного
участника, наблюдателя.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков
работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное
детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с
информационными объектами.
•В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в
рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной,
познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
• в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной
деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своѐ мнение,
развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
• в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
• в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления,
продуктивного воображения, формирование научной картины мира;

• в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками
конструктивного поведения.
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности,
представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены
следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности учащихся первого
класса.
1.
Работа с источниками информации:
•
знание того, какие источники информации существуют;
•
умение использовать различные источники информации;
•
умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в
реальной жизненной ситуации.
2.
Обработка и представление результатов:
•
умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
•
умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
•
умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать
полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;
•
умение описать и представить результаты своей работы.
Принципы проведения занятий
1.
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
2.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
3.
Сочетание статичного и динамичного положения детей.
4.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с этим курс внеурочной деятельности «Основы информационной культуры
школьника» реализуется в 1 классе в объеме 33 ч (33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах в объеме 34 ч
(34 учебные недели) из расчета 1 час в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Основы информационной культуры школьника»
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде.
Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной
или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для
выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам.
Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой
информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую.
Анализ ин-формации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм:
столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и
интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида.
Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в

жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счѐтом
(пересчѐтом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение
простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое
применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной
билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае
необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного
информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке.
Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения
существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа.
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения
коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями
начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения,
его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных
и иллюстративно- изобразительных материалов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Основы информационной
культуры школьника» ученики первого класса приобретут общие навыки работы с информацией и
будут способны:
оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы еѐ поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках,
Интернете;
получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и
части, применяя свѐртывание информации и представление еѐ в наглядном виде (таблицы, схемы,
диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную
информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию
для принятия решений.
приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в
устной или письменной форме;
научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения
практической или учебной задачи;

приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставления еѐ с имеющимся жизненным опытом;
овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и
интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.

Личностные:
У учащегося будут сформированы:

Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве;

мотивационная основа учебной деятельности;

вера в свои силы;

Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор
(при поддержке других участников группы и педагога), как поступить;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе
метода рефлексивной самоорганизации;
Учащийся получит возможность для формирования:

устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к новым общим способам
решения задач;

позитивное отношение к создаваемым самим обучающимся и его одноклассниками
результатам учебной деятельности;

адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
способности к решению моральных проблем на основе моральных норм, учѐта позиций партнѐров и
этических требований;
понимании чувств других людей, сопереживании и помощи им;
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащийся научится:

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;

определять и формулировать цель деятельности;

работать по предложенному плану;

уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Учащийся получит возможность научиться:

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном
материале;

фиксировать шаги уточненной структуры учебной деятельности и самостоятельно еѐ
реализовывать в своей целостности;

фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности и самостоятельно
еѐ реализовывать в своей целостности;
Познавательные:
Учащийся научится:

использовать знаково-символические средства, в том числе и моделирование;

владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы
решения задач;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;


перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Учащийся получит возможность научиться:

применять методы наблюдения и исследования для решения учебных задач;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

пользоваться приемами понимания текста;

строить и применять основные правила поиска необходимой информации;

понимать, что новое знание помогает решать новые задачи и является элементом системы
знаний;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;

произвольно и осознанно владеть изученными общими приѐмами решения задач;
Коммуникативные:
Учащийся научится:

адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Критерии оценивания
Занятия безотметочные, а объектом оценивания станут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информации в процессе чтения текстов (литературных, учебных, научнопознавательных, инструкций).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс

№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Характеристика деятельности детей

Форма проведения

ЭОР

Раздел 1. Здравствуй, осень! (7ч)
1

2

3

4

Вот и осень
пришла.

В саду.

Мы играем.

В роще и в
саду.

1

1

1

1

5

Собираем
урожай.

1

6

Про грибы.

1

- озаглавливать текст; - находить в тексте информацию, представленную в неявном виде; - находить в тексте информацию, представленную в явном виде; преобразовывать текстовую информацию в табличную; - определять последовательность выполняемых действий
- озаглавливать текст; - устанавливать соответствие, используя информацию в
тексте; - строить таблицу, используя линейку и готовый шаблон; - определять
количество ячеек в таблице; - заполнять таблицу информационными объектами, в соответствии с условием задания; - анализировать информацию, с целью
нахождения общего; - строить речевое высказывание, используя опорные слова. В конце занятия первоклассники должны прийти к выводу о том, что информация располагается в столбцах по одному признаку, в сточках – по другому признаку
- анализировать графическую информацию; - различать «право», «лево»; осуществлять выбор информации, необходимой для выполнения учебного задания; - находить и справлять ошибки в табличных данных; - соотносить числовые данные; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
Задачей
- озаглавливать текст; - находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; -чертить таблицы по заданным параметрам; - располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; - соотносить графическую и текстовую информацию; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и преобразовывать еѐ в диаграмму
- анализировать графическую информацию; - находить свойство и различие в
информации; - определять количество предметов; - строить простейшую
столбчатую диаграмму; - анализировать табличную информацию; - строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - выполнять
задание по инструкции
- находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде; -

Беседаобсуждение

https://uchi.ru/

Беседаобсуждение
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru/

Беседаобсуждение
Игра

https://uchi.ru/

Беседа
Практическая
работа

Беседа
Практическая
работа

https://uchi.ru/

Виртуальное пу- https://rvb.ru/

7

8

9

Осень, непогодушка.

Знаки вокруг нас.

На уроке.

10

На перемене.

11

Грамоте
учиться –
всегда пригодится.

12

Домашние
питомцы.

1

1

1

1

1

1

используя прочитанный текст, устанавливать соответствия между различными
данными; - работать с табличной информацией; - правильно интерпретировать
полученную информацию; - строить речевые высказывания на основе анализа
прочитанного текста; - дополнять информацию своими данными, в соответствии с учебным заданием; - правильно ориентироваться в таблице
- озаглавливать прочитанный текст; - анализировать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы; - строить речевые высказывания в
соответствии с поставленной задачей; - выполнять анализ, обобщение представленной информации; - дополнять текст или таблицу соответствующими
числами, используя самостоятельно установленные отношения между данными; - делать правильные выводы, используя полученную информацию
Раздел 2. Правилам учиться – всегда пригодится (14ч)
анализировать информацию, представленную в виде знака-рисунка; - находить
на знаке-рисунке информацию, необходимую для того, чтобы ответить на вопрос; - сопоставлять свои умозаключения с жизненным опытом и обобщать
их; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
- анализировать полученную информацию; - принимать и сохранять учебную
задачу; - работать по инструкции; - классифицировать объекты в соответствии
с поставленной задачей; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - работать с табличными данными; - строить столбчатую диаграмму, самостоятельно устанавливая взаимосвязь между информацией разного вида
- находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; - заполнять таблицу соответствующими данными, используя материал текста; преобразовывать информацию из одного вида в другой; - строить столбчатую
диаграмму: - анализировать информацию, представленную в виде рисунка; находить на рисунке информацию, необходимую для выполнения учебного
задания; - самостоятельно создавать информационный объект
- находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; - составлять кластер, используя полученную информацию; - анализировать информацию, представленную в виде диаграммы; - вносить данные в таблицу, используя информацию с диаграммы; - находить информацию, предъявленную в неявном виде, и на ее основе отвечать на поставленные вопросы; классифицировать объекты, устанавливая соответствие
- строить грамотное речевое высказывание в устной форме; - сопоставлять
информацию из текста и собственный жизненный опыт, чтобы дать ответ на
поставленный вопрос; - соотносить графические объекты и их названия; - анализировать табличную информацию с целью получения необходимых данных;

тешествие
Практическая
работа
Лекция
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru/

Круглый стол
Практическая
работа

https://uchi.ru/
help@educont.ru

Мастер-класс
Беседа

https://uchi.ru/

Художественнотворческая работа

https://uchi.ru/

Лекция
Практическая
работа

https://uchi.ru/

Беседа
Творческий проект

https://uchi.ru/

13

14

Вот и зима
пришла.

Первоклассники.

15

У природы
нет плохой
погоды.

16

Знай минутам цену, а
секундам
счет.

17

Скоро Новый год!

1

1

1

1

1

18

Зимние забавы.

1

19

Зимняя

1

- сопоставлять табличную информацию и данные круговой диаграммы; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - самостоятельно строить
столбчатую диаграмму
- строить грамотное речевое высказывание в устной форме, отвечая на поставленные вопросы; - соотносить свой жизненный опыт с вопросами, которые задает учитель; - самостоятельно создавать информационный объект, в соответствии с учебным заданием; -для выполнения задания использовать знания, полученные в школе; - работать с линейной диаграммой; - заполнять таблицу; использовать при выполнении задания условные обозначения
- читать текст; - озаглавливать текст, аргументируя свой выбор; - анализировать круговую диаграмму; - используя данные круговой диаграммы, восстанавливать деформированный текст; - анализировать столбчатую диаграмму; используя данные столбчатой диаграммы, заполнять пропуски в тексте; - самостоятельно строить столбчатую диаграмму
- строить грамотное речевое высказывание в устной форме; - аргументировать
свою точку зрения; - находить в тексте информацию, представленную в явном
виде; - работать с условными обозначениями; - анализировать табличные данные; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - по табличным
данным строить столбчатые диаграммы; - используя информацию из разных
источников, определять числовые данные
- читать и озаглавливать текст; - составлять кластер на основе прочитанной
текстовой информации; - анализировать данные, представленные в виде нестандартной диаграммы; - восстанавливать деформированный текст на основе
полученной информации
- строить грамотное, связное речевое высказывание в устной форме на заданную тему; - работать в парах и группах; - анализировать информацию, представленную в виде круговой диаграммы; - используя полученную информацию, правильно отвечать на поставленные вопросы; - анализировать информацию, представленную в виде линейной диаграммы; - используя полученную
информацию, правильно составлять и озвучивать вопросы
- работать с нестандартной столбчатой диаграмма, диаграммой; - используя
данные диаграммы, правильно отвечать на поставленные вопросы; - читать и
озаглавливать текст; - используя текстовую информацию, вносить необходимые данные в таблицу; - анализировать графическую информацию; - выполнять простейшие логические умозаключения; - собирать информацию в соответствии с заданными критериями; - обобщать и представлять собранную инФормацию
- совершенствовать навыки смыслового чтения; - отгадывать загадки; - ис-

Коллективная
работа
Беседаобсуждение

https://uchi.ru/

Беседа
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru/

Практическая
беседа

Круглый стол

https://uchi.ru/

Индивидуальная
работа
Беседа

https://uchi.ru/

Лекция
Практическая
работа

https://uchi.ru/

Художественно-

https://uchi.ru/

сказка.

20

21

22

Зимние виды спорта.

На катке.

На уроке
математики.

23

Мы – туристы.

24

В мире животных.

25

Сказка ложь,
да в ней
намек.

26

На уроке
математики.

1

1

1

1

1

1

1

пользуя полученные ранее знания и свой жизненный опыт, давать ответы на
поставленные вопросы; - называть столбцы таблицы в соответствии с имеющейся в них информацией; - анализировать информацию, представленную
инфографикой; - сопоставлять и сравнивать представленную инфографику
- анализировать данные столбчатой диаграммы; - находить на диаграмме информацию, представленную в неявном виде; - преобразовывать информацию
из одного вида в другой; - работать с круговой диаграммой; - заполнять (дополнять) легенду диаграммы; - строить (достраивать) круговую диаграмму
- работать с инфографикой; - анализировать полученную информацию и давать правильные ответы; - читать текст; - строить грамотное речевое высказывание в устной форме; - отвечать на поставленные вопросы и аргументировать
свои ответы
Раздел 3. А что у нас? (12ч)
опираясь на свои знания, полученные на уроках, работать с табличной информацией; - строить логические умозаключения, используя графическую информацию; - определять информацию, заданную в неявном виде; - работать по алгоритму; - анализировать полученную информацию и давать правильный ответ
- анализировать табличную информацию; - делать на основе полученной информации правильные умозаключения, применяя знания, полученные на уроках; - работать с текстом; - находить в тексте ложную информацию, опираясь
на имеющиеся знания и жизненный опыт; - используя текстовую информацию, заполнять кластер
- озаглавливать текст; - находить в тексте необходимую для заполнения кластера информацию; - работать с инфографикой; - находить информацию,
представленную в явном и неявном виде; - анализировать полученную информацию и давать правильные ответы
- совершенствовать навыки смыслового чтения текста; - восстанавливать деформированный текст; - определять жанр прочитанного текста; - создавать иллюстрацию к тексту; - работать с инфографикой; - находить информацию,
представленную в явном и неявном виде; - анализировать полученную информацию и давать правильные ответы
- работать со столбчатой диаграммой; - анализировать данную информацию,
устанавливать сходство и различие объектов; - устанавливать закономерность
в расположении информационных объектов; - работать по инструкции; - преобразовывать данные диаграммы в математические выражения; - работать с
круговой диаграммой; - находить информацию, представленную в явном и неявном виде; - преобразовывать данные диаграммы в табличную информацию;

творческая работа
Бесед
работа в парах

https://uchi.ru/

Беседаобсуждение
Лекция

https://uchi.ru/

Беседаобсуждение
Лекция

https://uchi.ru/

Работа с книгой
Беседа

https://uchi.ru/

Работа с книгой
Беседа

https://uchi.ru/

Художественнотворческая работа

https://uchi.ru/

Работа в творческих группах
Беседа

https://uchi.ru/

27

28

29

Ну и Африка…

На лугу.

На даче.

1

1

1

30

Знакомые
незнакомцы.

31

Одна мудрая
голова ста
голов стоит.

1

32

В зоопарке.

1

33

№п/п

Приключения в цветочном городе.

Тема

1

1

Кол-

- составлять математические задачи в соответствии с указаниями
- находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; - составлять кластер; - применять для выполнения задания знания, полученные на уроках математики; - сопоставлять разного вида информацию; работать по инструкции
- находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; - преобразовывать текстовую информацию в табличную; - анализировать табличные данные; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - строить столбчатые диаграммы; - сопоставлять разного вида информацию; - работать по инструкции
- анализировать табличную информацию; - находить информацию, представленную в явном и неявном виде; - строить логические умозаключения; - используя самостоятельно построенные умозаключения, давать правильные ответы на вопросы
- анализировать текстовую информацию и на еѐ основе составлять кластер; работать с инфографикой; - находить в тексте информацию, представленную в
явном и неявном виде; - используя полученную из инфографики инфорацию,
правильно отвечать на поставленные вопросы; - работать с нестандартной линейной диаграммой; - делать правильные выводы, используя данные диаграммы; - строить грамотное речевое высказывание в устной форме
- анализировать текстовую информацию и на еѐ основе составлять кластер; работать с табличной информацией; - ориентироваться в координатах на плоскости; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - работать по
алгоритму
- работать с инфографикой; - находить в несплошном тексте явную и неявную
информацию; - работать с текстом; - находить в тексте информацию, необходимую в заполнении кластера; - использовать дополнительные источники информации и знания, полученные на уроках, для заполнения таблицы
- совершенствовать навыки смыслового чтения; - восстанавливать деформированный текст; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - ориентироваться в координатах на плоскости; - анализировать столбчатую диаграмму; - использовать данные диаграммы, заполнять таблицу и правильно
отвечать на поставленные вопросы; - работать с нестандартной линейной диаграммой; - применять научные знания для решения учебных задач
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Характеристика учебной

Беседа
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru/

Беседа
Практическая
работа

https://uchi.ru/

Круглый стол
Работа с книгой

https://uchi.ru/

Лекция
Практическая
работа

https://uchi.ru/

Коллективная
работа;
играсоревнование

Круглый стол
Практическая
работа

Форма прове-

help@educont.ru

ЭОР

деятельности

во часов
1.

Идѐм в школу

1

2.

На уроке математики

1

3

На уроке
математики

1

4

В гости к
осени

1

Раздел 1. Здравствуй, школа! (8ч)
 работать с табличной информацией;
 осуществлять поиск необходимой для выполнения учебного задания
информации, представленной в явном виде;
 анализировать информацию;
 работать по инструкции;
 устанавливать верные соответствия, используя свой жизненный опыт;
 работать с инфографикой;
 определять верные и неверные утверждения, используя данные инфографики.
работать с круговой диаграммой;
работать по алгоритму;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
использовать полученные знания для выполнения учебной задачи;
работать с табличной информацией; работать в паре и самостоятельно
•
разгадывать несложные ребусы;
•
работать с табличной информацией;
•
зашифровывать информацию с помощью порядковых номеров букв
русского алфавита;
•
определять, по какому правилу закрашены ячейки в строке таблицы;
•
ориентироваться в пространстве, выполняя задания графического диктанта.
•
•
•
•

•
•
•
•

находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
озаглавливать текст;
заполнять таблицу, основываясь на содержании прочитанного текста;
ориентироваться в пространстве, выполняя задания графического дик-

танта;
читать информацию, представленную в виде круговой диаграммы;
преобразовывать информацию, представленную в виде круговой диаграммы, в табличную форму.
•
•

дения
Беседа
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru/

Беседа
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru/

Работа в группах
Играпутешествие

https://logiclike.com/

Лекция
Практическая
работа

https://uchi.ru/

5

Разгадываеми составляем
ребусы

• работать по правилам;
• самостоятельно разгадывать и составлять ребусы;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• анализировать информацию, представленную в виде таблицы;
• обобщать полученную информацию и на ее основе делать выводы о суще-

1

Круглый стол
Индивидуальная
работа

help@educont.ru

ствующих закономерностях;
• определять последовательность своих действий при решении учебной задачи.

6

Разгадываем
и составляем ребусы

7 На уроке
русского
языка

• работать по правилам;
• самостоятельно разгадывать и составлять

1

ребусы;
• анализировать данные, представленные в явном и неявном виде;
• обобщать полученную информацию и на ее основе делать выводы о существующих закономерностях;
• отвечать на вопросы по содержанию анализируемых данных;
• самостоятельно выполнять задание творческого характера.
1

• работать с табличными данными;
• осуществлять поиск информации, представленной в явном виде;
• выполнять анализ, обобщение табличной информации;
• используя самостоятельно сделанные выводы, давать правильные ответы

на вопросы;
• анализировать информацию, представленную в виде линейной диаграммы;
• пользуясь табличной информацией, дополнять линейную диаграмму;
• преобразовывать линейную диаграмму в круговую.

Круглый
стол
Индивидуальная
работа

Беседа
Практическая
работа

https://uchi.ru/

help@educont.ru

8 На уроке
русского
языка

1

• анализировать данные, представленные в виде пиктограмм;
• анализировать звуковой состав слов;
•
устанавливать соответствие между словом и его звуковой схемой;
• располагать изучаемые объекты в соответствии с заданным правилом.

Творческая работа

https://uchi.ru/

Раздел 2. Мир вокруг меня (14ч).
9 В библиотеке

1

• работать с текстом;
• озаглавливать текст;
• находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной зада-

чи;

10

В библиотеке

11

В
библиотеке

1

1

•
определять истинную и ложную информацию, используя прочитанный
текст;
• используя полученную информацию, правильно отвечать на вопросы;
• находить информацию, предъявленную в явном и неявном виде;
• анализировать инфографику;
• заполнять таблицу на основе анализа информации, представленной в виде
инфографики.
• работать с инфографикой;
• анализировать информацию, представленную на инфографике;
• находить информацию, представленную в явном и неявном виде, и на ее
основе заполнять таблицу;
• составлять речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной
задачей;
• используя полученную информацию, правильно отвечать на вопросы;
• создавать собственный информационный объект.
• интерпретировать данные столбчатой диаграммы;
•
на основе полученной информации находить истинные и
ложные выска- зывания;
•
правильно отвечать на поставленные вопросы, используя
информацию, представленную в неявном виде;
•
проводить мини-исследование и оформлять результаты
проведенной рабо- ты в виде таблицы;
•
составлять речевое высказывание в устной форме в соответствии
с постав- ленной учебной задачей.

Лекция
Практическая
работа
Работа в парах

Беседа
Индивидуальная
работа

Виртуальное путешествие

help@educont.ru

https://uchi.ru/

https://rvb.ru/

12

Мы
читаем

• разгадывать ребусы;
• объяснять значения пословиц и поговорок;
• интерпретировать данные, представленные в виде инфографики;
•
пользуясь инфографикой, заполнять таблицу и отвечать на

1

•

Творческий конкурс

https://uchi.ru/

вопросы по со- держанию представленной в ней информации;
достраивать круговую диаграмму.

13

День
народного
единства

1

•

анализировать информацию, представленную в виде текста;
• соотносить различные объекты, сравнивая и анализируя информацию,
представленную на них;
• находить ответы на вопросы, используя информацию, представленную
в виде текста.

Индивидуальная работа
Беседа

https://uchi.ru/

14

На улице

1

•
•
•

ориентироваться в нумерации домов на улицах города и села;
читать и понимать информацию на адресных табличках;
получать необходимую информацию из различных источников;
• находить информацию, необходимую для решения предложенной
учебной задачи.

Беседаобсуждение
Практическ
ая работа

http://gramota.ru/

15

На улице

1

•

ориентироваться в нумерации домов на улицах города и села;
• читать и понимать информацию на адресных
табличках;
получать необходимую информацию из различных источников;
• находить информацию, необходимую для решения предложенной
учебной задачи.

Играпутешествие

https://uchi.ru/

работать с текстом;
правильно отвечать на вопросы, используя текстовую информацию;
работать с табличными данными;
анализировать данные инфографики;
находить сходство и различие объектов;
• составлять речевое высказывание в устной форме, в соответствии с поставленной задачей;
определять вид инфографики;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
создавать легенду диаграммы;
строить линейную диаграмму.

Лекция
Индивидуаль
- ная работа

https://uchi.ru/

•

16

Скоро
Но- вый
год!

1

•
•
•
•
•

•
•
•
•

17

Любим
ые
мультфильмы

1 •

•
•

18

Любим
ые
мультфильм
ы

• анализировать данные, представленные в виде различных источников

1

•

19

В бассейне

работать с инфографикой;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• используя данные инфографики, определять объекты на линейной диаграмме;
• используя данные инфографики и диаграммы, правильно отвечать на
поставленные вопросы;
ранжировать табличные данные;
сравнивать табличные данные и данные линейной диаграммы.

1 •
•
•

Беседа
практическа
я работа

https://uchi.ru/

Беседа
Практическая
работа

https://megatalant.com/bibliote
ka
/vneurochka

информации;
• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного здания;
• находить ответы на вопросы, используя данные, представленные в виде
инфографики;
• проводить самостоятельное исследование; оформлять его результаты,
выбирая наиболее подходящие для этого способы;
создавать собственный информационный объект.
работать с текстом;
Творческая ра• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учеббота
ного задания;
использовать информацию для построения умозаключений;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

https://uchi.ru/

20

В
бассейне

1

• работать с текстом;
• находить информацию, представленную в явном и неявном виде;
•
правильно отвечать на вопросы, используя одновременно

Творческая
ра- бота
Лекция

https://uchi.ru/

Беседа
Практическая
работа

https://uchi.ru/

информацию текста и данные инфографики;
•
анализировать данные инфографики, находить информацию,
необходимую для выполнения учебного задания;
• определять вид инфографики;
•
строить речевое высказывание в письменной форме в
соответствии с по- ставленной задачей;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.

21

В
бассейне

22

Широкая
Маслениц
а

1

осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения
учебного задания;
• работать с табличными данными;
•
осуществлять анализ табличных данных; строить логические
умозаключе- ния, используя полученную информацию.
•

• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
•
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
•
анализировать табличные данные;
•
используя табличные данные, давать правильные ответы на вопросы;
•
работать с нестандартной линейной диаграммой;
• находить информацию, представленную в неявном виде;
•
используя полученную информацию, строить логические
умозаключения для выполнения учебной задачи
Раздел 3. Логика в жизни (12 ч).

1

Лекци
я
Практич
е- ская
работа

23

Логиче
- ские
таблицы

1 •
•
•

•

24

Решаем
логически
е задачи

1

25

В
магазине

1

26

В аптеке

1

понимать ход рассуждении;
работать по алгоритму;
строить логические умозаключения;
• на основе самостоятельно построенного умозаключения восстанавливать «пропуски» в алгоритме действий;
• решать логические задачи, пользуясь обобщенными способами действий;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
• анализировать данные текстовой задачи;
• понимать ход рассуждений;
• работать по алгоритму;
• строить логические умозаключения;
• на основе самостоятельно построенного умозаключения восстанавливать
«пропуски» в алгоритме действий;
• решать логические задачи, пользуясь обобщенными способами действий;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

интерпретировать и анализировать данные, представленные в
виде круго- вой и столбчатой диаграмм;
•
используя данные диаграммы, вносить недостающую
информацию в таб- лицу;
•
используя данные диаграммы, правильно отвечать на
поставленные вопро- сы;
• строить логические умозаключения;
• работать с нестандартной столбчатой диаграммой;
•
самостоятельно проводить небольшое исследование и
оформлять его ре- зультаты в табличной форме;
•
по итогам проведенного исследования самостоятельно делать
правильные умозаключения.
• работать с текстом;
• находить в тексте необходимую информацию;
• анализировать инфографику в виде пиктограмм;
• самостоятельно устанавливать соответствие между пиктограммами и тек•

Круглый стол
Индивидуаль
ная беседа

https://uchi.ru/

Практическая
работа
Беседа

https://uchi.ru/

Практическая
работа
Беседа

https://uchi.ru/

Лекция
Индивидуаль
ная работа

https://uchi.ru/

27

Решаем
логические
задачи

28

О чем
расскажет
упаковка?

29

О чем
расскажет
упаковка?

1

1

стом;
• работать с нестандартной столбчатой диаграммой;
• используя данные диаграммы, правильно отвечать на поставленные вопросы;
• используя данные инфографики и свой жизненный опыт, делать правильные умозаключения.
• анализировать данные текстовой задачи;
• понимать ход рассуждений;
• работать по алгоритму;
• строить логические умозаключения;
• на основе самостоятельно построенного умозаключения восстанавливать
«пропуски» в алгоритме действий;
• решать логические задачи, пользуясь обобщенными способами действий;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще-

ственных признаков;
•
осуществлять выбор объектов в соответствии с поставленной задачей;
• соотносить различные объекты, устанавливая соответствие между ними;
• использовать графическую информацию для построения умозаключений;
• находить информацию, представленную в неявном виде;
• пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного
задания.

1

•
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
•
осуществлять выбор объектов в соответствии с поставленной задачей;
• соотносить различные объекты, устанавливая соответствие между ними;
• использовать графическую информацию для построения умозаключений;
• находить информацию, представленную в неявном виде;
• пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного
задания.

Лекция
Индивидуальная работа

https://uchi.ru/

Лекция
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru/

Лекция
Индивидуальная
работа

http://gramota.ru/

30

Что такое
экология?

1

• озаглавливать текст;
• расшифровывать ребус;
• анализировать данные столбчатой диаграммы;
• интерпретировать информацию, представленную на столбчатой диаграм-

Беседаобсуждение
Практическая
работа

https://multiurok.ru/a
ll-files/vneurochka/

Беседаобсуждение
Индивидуальная
работа

https://multiurok.ru/a
ll-files/vneurochka/

Беседаобсуждение
Индивидуальная
работа

http://pedkopilka.ru/vneklasnajarabota/vneurochnye

ме;
• находить соответствие числовых значений с их обозначением в легенде

диаграммы;
• строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной учебной задачей;
• создавать собственный информационныйобъект;
• строить речевое высказывание в письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

31

Этикетки
на одежде

1

• понимать информацию, которую несет информационный объект;
• пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного

задания;
• устанавливать соответствие между различными информационными объектами;
•
дополнять информационные объекты недостающей информацией;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
32

Пришкольная территория

1

• работать со столбчатой диаграммой;
• используя данные диаграммы, выбирать нужные графические объекты;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой;
• используя полученную информацию, npaвильно отвечать на поставленные

вопросы;
• проводить самостоятельное исследование;
• оформлять результаты исследования в виде таблицы; делать выводы и интерпретировать полученные результаты;
• находить информацию, представленную в явном и неявном виде;
• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного
задания;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

meroprijatija-vnachalnoishkole.html

33

Информация

34 Итоговое
занятие.
Проверь себя

1

• анализировать графические объекты;
•
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответ-

ствии с поставленными задачами;
• составлять грамотное высказывание в письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• составлять кластер;
• определять, достаточно ли представленной информации для решения
учебной задачи;
• использовать информацию для построения умозаключений;
• объяснять значение пиктограмм на основе имеющихся знаний, собственного жизненного опыта.
• пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного
задания;
• анализировать свои навыки и сопоставлять их со способами выполнения
учебных задач.

Лекция
Индивидуальная
работа

http://pedkopilka.ru/vneklasnajarabota/vneurochnye
meroprijatija-vnachalnoishkole.html

Лекция
Индивидуальная
работа

https://multiurok.ru/a
ll-files/vneurochka/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№п/п

1.

2.

Тема

Рисунок,
таблица,
инфографика
На прогулке.
Текст, таблица, линейная диаграмма,
план, дорожные знаки, модели
часов.
3 На пасеке.
Текст, кластер, таблица, пиктограмма, рекламный
плакат.
4 На пасеке.
Таблица,
пиктограмма, рекламный плакат.

Колво часов
1

Характеристика учебной
деятельности
Раздел 1. Многообразие работы с информацией
-работать с различными видами информации;
- определять вид информации;
- кодировать информацию.

Форма проведения

ЭОР

Беседа
Работа в парах

https://multiurok.ru/a
ll-files/vneurochka/

(8ч).

1

находить в тексте информацию, представленную в явном виде; преобразовывать текстовую информацию в табличную; определять последовательность
выполняемых действий; определять истинность и ложность высказываний;
достраивать диаграмму по заданным условиям; понимать информацию, представленную в неявном виде; различать виды графических объектов; анализировать, принимать и сохранять учебную задачу; работать с единицами времени.

Лекция
Индивидуальная
работа

https://megatalant.com/biblioteka
/vneurochka

1

работать со сплошным текстом; заполнять кластер, используя информацию,
представленную в явном виде; опираясь на полученную информацию, определять истинность высказывания; анализировать информацию в табличном виде; на основе полученных данных вносить недостающую информацию; строить логическую цепочку рассуждений; работать с пиктограммами; осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания

Лекция
Индивидуальная
работа

https://megatalant.com/biblioteka
/vneurochka

1

работать со сплошным текстом; заполнять кластер, используя информацию,
представленную в явном виде; опираясь на полученную информацию, определять истинность высказывания; анализировать информацию в табличном виде; на основе полученных данных вносить недостающую информацию; строить логическую цепочку рассуждений; работать с пиктограммами; осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания

Лекция
Индивидуальная
работа

https://logiclike.com/

5 Таблица,
пиктограмма, рекламный плакат.

1

преобразовывать информацию из одной формы в другую; соотносить полученную информацию с личным житейским опытом; анализировать полученную информацию с целью выполнения учебного задания; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать информацию, представленную в виде фуговой диаграммы, и давать ответы на поставленные вопросы; ранжировать данные в соответствии с заданными условиями;
преобразовывать единицы времени; работать с табличными данными с целью
нахождения информации, необходимой для выполнения учебного задания.

Коллективная работа

6 На огороде.
Инфографика, прогноз
погоды,
пиктограмма, таблица,
столбчатая
диаграмма.
7 На огороде.
Инфографика, прогноз
погоды,
пиктограмма, таблица,
столбчатая
диаграмма.
Таблица.
Схема.
8 В лесу.
Кластер,
круговая
диаграмма,
нестандартная столбчатая диаграмма, гра-

1

анализировать информацию, представленную в явном и неявном видах; обобщать полученную информацию и на ее основе делать выводы о существующих закономерностях; работать с инфографикой; высказывать предположения
и оформлять их в письменной форме; данными с целью извлечения информации и выполнения учебной задачи; столбчатой диаграммы; таблице и на диаграмме, находить и исправлять ошибки; ответ на поставленный вопрос; работать с табличными анализировать данные сопоставлять информацию в таблице.
анализировать информацию, представленную в явном и неявном видах; обобщать полученную информацию и на ее основе делать выводы о существующих закономерностях; работать с инфографикой; высказывать предположения
и оформлять их в письменной форме; данными с целью извлечения информации и выполнения учебной задачи; столбчатой диаграммы; таблице и на диаграмме, находить и исправлять ошибки; ответ на поставленный вопрос; работать с табличными анализировать данные сопоставлять информацию в таблице.

Лекция
Практическая
работа

https://uchi.ru

Лекция
Практическая
работа

https://uchi.ru

составлять кластер, опираясь на имеющиеся знания; анализировать круговую
диаграмму; определять по данной информации название объекта; работать с
легендой диаграммы; определять вид информационного объекта; работать с
нестандартной столбчатой диаграммой; анализировать графики с целью решения учебной задачи; работать с инфографикой; объяснять смысл изображения
на информационных объектах; информационный объект по заданным параметрам; - создавать собственный - выполнять раскодирование информации.

Лекция
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

1

1

http://gramota.ru/

фик, пиктограммы, ребусы.

Раздел 2. Основы инфографики (14ч).
9 В лесу. Кластер, круговая диаграмма, таблица.
10 Эти удивительные
насекомые .
Текст. кластер, инфографика. линейная диаграмма, таблица, пригласительный билет.
11 Порхающие
красавицы.
Текст, таблица, столбчатая диаграмма
,дополнител
ьные источники информации,
рисунок.

1

1

1

составлять кластер, опираясь на имеющиеся знания; анализировать круговую
диаграмму; определять по данной информации название объекта; работать с
легендой диаграммы; определять вид информационного объекта; работать с
нестандартной столбчатой диаграммой; анализировать графики с целью решения учебной задачи; работать с инфографикой; объяснять смысл изображения
на информационных объектах; информационный объект по заданным параметрам; - создавать собственный - выполнять раскодирование информации.
работать со сплошным текстом; находить в научно-популярном тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; заполнять кластер, используя информацию из текста и имеющиеся знания; анализировать данные,
представленные в виде диаграммы; преобразовывать данные диаграммы в
табличную информацию, используя алгоритм действий; формулировать вопросы по самостоятельно полученным табличным данным; работать с несплошными текстами; находить информацию, представленную в неявном виде, и отвечать на поставленные вопросы.

Лекция
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

Лекция
Индивидуальная
работа

htt://ramota.ru/

работать со сплошным текстом; находить в научно-популярном тексте информацию, необходимую для решения; вносить данные в таблицу, используя
полученную информацию; при необходимости использовать дополнительные
источники информации; используя графическую информацию, составлять
устное высказывание на заданную тему; кратко записывать основные положения своего устного сообщения; анализировать табличные данные; сопоставляя
табличные данные, давать правильные ответы на поставленные вопросы; достраивать столбчатые диаграммы по алгоритму.

Лекция, практическая работа

https://uchi.ru

На почте.
Текст, таблицы, почтовый конверт, индекс,
нестандартная столбчатая диаграмма.
13 Почтовые
марки. .
Текст, таблицы, почтовый конверт, индекс,
марки, нестандартная
столбчатая
диаграмма,
инфографика.
14 Морские
обитатели.
Текст, нестандартная
линейная
диаграмма,
линейная
диаграмма,
таблица,
кластер,
графические
объекты.
15 Морские
обитатели.
График температур, нестандартная

12

1

1

работать с популярно - познавательными текстами; находить в тексте информацию, представленную в явном виде; определять ложные и истинные высказывания, используя текстовую информацию; вносить необходимую информацию 1 9 в графический объект; определять вид графической информации; анализировать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы; преобразовывать информацию из одного вида в другой; составлять вопросы по
табличным данным; находить необходимую информацию на столбчатой диаграмме нестандартного вида; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей.
достраивать линейную диаграмму; дополнять легенду диаграммы; соотносить
различные объекты, сравнивая и анализируя представленную на них информацию; интерпретировать данные, представленные на инфографике.

Беседа
Практическая работа

https://uchi.ru

Беседа практическая работа

https://easyen.ru/loa
d/nachalnykh/kruzhk
i_i_fakultativy/414
https://easyen.ru/loa
d/metodika/video/5

1

1

работать со сплошным текстом; опираясь на полученную из текста информацию, выбирать истинные и ложные утверждения; анализировать информацию
линейной диаграммы; интерпретировать данные, представленные в неявном
виде; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать по алгоритму; составлять кластер; переводить текстовую информацию в графическую; использовать для выполнения учебного задания дополнительные источники информации;

Круглый
стол
Индивидуальная работа

работать со сплошным текстом; опираясь на полученную из текста информацию, выбирать истинные и ложные утверждения; анализировать информацию
линейной диаграммы; интерпретировать данные, представленные в неявном
виде; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать по алгоритму; составлять кластер; переводить текстовую информацию в графиче-

Практическая работа

http://pedkopilka.ru/vneklasnajarabota/vneurochnye
meroprijatija-vnachalnoishkole.html

http://pedkopilka.ru/vneklasnajarabota/vneurochnye

линейная
диаграмма,
линейная
диаграмма,
таблица,
кластер,
графические
объекты.
16 Скоро Новый год. Нестандартная
линейная
диаграмма,
тексты, пригласительный билет.

скую; использовать для выполнения учебного задания дополнительные источники информации;

1

заполнять легенду диаграммы; достраивать линейную диаграмму; работать с
инфографикой; вносить данные в таблицу, используя информацию с инфографики и самостоятельно установленные отношения между 10 числовыми
величинами; проводить мини-исследование и оформлять его результаты; работать с несплошным текстом (пригласительный билет); определять истинные
и ложные утверждения, используя полученную информацию.

meroprijatija-vnachalnoishkole.html

Художественнотворческая
практика

http://domovenokas.ru/volshebnyikorob/scenari-dlja
shkoly-scenari-dljadetskogosada/vneklasnye
meroprijatija-vnachalnoi-shkole

17 В книжном
магазине.
Текст, нестандартная
линейная
диаграмма,
линейная
диаграмма,
таблица,
кассовый
чек.
18 Наши увлечения. Нестандартная
диаграмма
(пирамида)
круговая
диаграмма,

1

работать с табличными данными; самостоятельно устанавливать отношения
между числовыми данными, выполнять вычисления и отвечать на поставленные вопросы; анализировать инфографику и на основе ее информации достраивать нестандартную круговую диаграмму; используя прочитанный текст, достраивать стандартную круговую диаграмму.

Беседа
Индивидуальная работа

https://uchi.ru

1

работать с нестандартной диаграммой; озаглавливать столбцы таблицы; вносить данные с диаграммы в таблицу; анализировать готовые табличные данные и делать выводы; ориентироваться в единицах измерения времени; определять истинность и ложность высказываний; проводить мини-исследование и
оформлять его результаты в табличном виде; по результатам, внесѐнным в
таблицу, строить столбчатую и линейную диаграммы; строить грамотное речевое высказывание в устной форме.

Беседа
Работа в парах

https://uchi.ru

столбчатая
диаграмма

19 Поход в кино. , нестандартная
столбчатая
диаграмма,
инфографика, билет.
20 На спортивной площадке. Рисунок,
таблица,
инфографика

21 Наши пернатые друзья. Несплошной
текст, таблица, инфографика.
22 На ферме.
Круговая
диаграмма,
таблица, нестандартная
линейная
диаграмма,
нестандартная столбчатая диаграмма, ин-

1

1

1

1

анализировать инфографику; используя данные инфографики, формулировать
вопросы; самостоятельно строить нестандартную диаграмму; работать с пиктограммами; преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализировать столбчатую диаграмму; осуществлять поиск 11 информации, необходимой для выполнения учебного задания; использовать полученную информацию для построения умозаключений; строить речевое высказывание в
письменной форме, в соответствии с поставленной учебной задачей.
работать с табличными данными; находить информацию, представленную в
неявном виде; ранжировать информацию в соответствии с заданными параметрами; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; определять, достаточно ли представленной информации для решения учебной задачи; использовать информацию для построения умозаключений; находить верные и неверные утверждения; давать
название диаграмме на основе того, какая информация на ней изображена; дополнять легенду диаграммы и вносить другую информацию.
работать с текстом; определять жанровую принадлежность текста; работать с
инфографикой; используя данные инфографики, вносить данные в таблицу;
определять истинность утверждений; анализировать табличные данные; работать с картой; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебного задания; используя информацию на 12 карте, вносить данные в таблицу
работать с текстом; определять жанровую принадлежность текста; работать с
инфографикой; используя данные инфографики, вносить данные в таблицу;
определять истинность утверждений; анализировать табличные данные; работать с картой; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебного задания; используя информацию на 12 карте, вносить данные в таблицу

Практическая работа

http://potomy.ru

Практическая работа
Беседа

http://gramota.ru/

Беседа
Индивидуальная работа

http://gramota.ru/

Беседа
Индивидуальная
работа

http://gramota.ru/

фографика
(пригласительный билет).

23 В цирке.
Сплошной
текст,
столбчатая
диаграмма,
таблица, линейная диаграмма, инфографика –
билет в
цирк.
24 В детском
парке.
Столбчатая
диаграмма,
таблица, линейная диаграмма, инфографика,
расписание.
25 Необычная
азбука.
Текст, семафорная азбука, кодировка.
26 Необычная
азбука.
Текст, сема-

1

Раздел 3. Виды диаграмм: практическая часть (12ч).
работать со сплошным текстом; опираясь на текст, определять верные утверждения; анализировать столбчатую диаграмму; находить на диаграмме информацию, необходимую для выполнения учебного задания; самостоятельно
устанавливать отношения между данными на диаграмме; опираясь на информацию на диаграмме и самостоятельно установленные отношения между данными, заполнять таблицу; анализировать нестандартную столбчатую диаграмму; опираясь на полученную информацию, самостоятельно строить линейную диаграмму; работать с несплошным текстом; строить грамотное вопросительное предложение в письменной форме

Лекция
Индивидуальная
работа

http://gramota.ru/

1

работать со столбчатой диаграммой; преобразовывать информацию из одного
вида в другой; определять, достаточно ли представленной информации для
решения учебной задачи; работать с инфографикой; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; самостоятельно устанавливать взаимосвязь между различными данными; работать с
несплошным текстом (график работы); опираясь на полученную информацию,
находить ответы на поставленные вопросы

Лекция
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

1

работать со сплошным текстом; находить в тексте информацию, представленную в явном виде; формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; преобразовывать информацию из одной формы в другую; создавать собственный информационный объект.

Беседа
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

1

работать со сплошным текстом; находить в тексте информацию, представленную в явном виде; формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; преобразовывать информацию из одной формы в другую; создавать соб-

Беседа
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

форная азбука, кодировка.
27 На остановке и транспорте. Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы,
расписание,
пиктограммы, правила
поведения в
общественном транспорте, инфографика.
28
Осторожно,
ДТП! Инфографика, линейная диаграмма, таблица, информационный объект.
29

Интернет.
Таблица,
инфографика, нестандартная диаграмма, пиктограмма.

ственный информационный объект.

1

1

1

находить в тексте информацию, представленную в явном виде; осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
работать с круговой диаграммой; создавать легенду диаграммы; работать с
инфографикой (расписание движения общественного транспорта); адекватно
передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; анализировать информационные объекты; создавать собственные информационные объекты; строить грамотное высказывание в устной форме; составлять вопросы, ответы на которые содержатся в представленной информации

Лекция
Практическая
работа

анализировать информационный объект с целью выполнения учебного задания; адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; определять вид информационного объекта;
анализировать информацию и преобразовывать ее из одного вида в другой;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; самостоятельно устанавливать взаимосвязи между информационными данными; создавать собственный информационный объект.

Лекция
Практическая работа

находить информацию, представленную в неявном виде; работать с нестандартной линейной диаграммой; работать с нестандартной столбчатой диаграммой; соотносить информацию, представленную в таблице, с жизненной
ситуацией; самостоятельно создавать информационный объект; определять
значение пиктограммы и преобразовывать графическую информацию в текстовую; строить грамотное речевое высказывание в устной и письменной
форме.

Практическая работа

ttp://pedkopilka.ru/vneklasnajarabota/vneurochnye
meroprijatija-vnachalnoishkole.html

ttp://pedkopilka.ru/vneklasnajarabota/vneurochnye
meroprijatija-vnachalnoishkole.html
https://megatalant.com/biblioteka
/vneurochka

30 Берегите
воду! Инфографика, нестандартная
линейная
диаграмма,
круговая
диаграмма,
таблица,
информационный объект.
31 Экономьте
электроэнергию.
Рисунки,
столбчатая
диаграмма,
информационный объект.
32 Вторая
жизнь бумаги. Инфографика,
таблица, нестандартная
линейная
диаграмма,
листовка.
33 Промежуточная аттестация.
Едем в лагерь. нестандартная
линейная
диаграмма.

1

1

1

1

осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; находить информацию на инфографике, представленную в неявном виде; работать с круговой диаграммой; находить соответствие числовых значений и их обозначений в легенде диаграммы; анализировать данные линейной
диаграммы и, используя их, заполнять таблицу (преобразовывать информацию из одной формы в другую); самостоятельно устанавливать взаимосвязь
между 15 различной информацией; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Беседа
Работа в парах

определять вид информационного объекта; пользоваться ранее полученной
информацией для выполнения учебного задания; находить информацию,
представленную в неявном виде; находить ответы на вопросы, используя информацию, представленную в виде инфографики; создавать собственный информационный объект.

Коллективная творческая работа

находить информацию, представленную в неявном виде; находить ответы на
вопросы, используя данные инфографики; преобразовывать информацию из
одного вида в другой; самостоятельно устанавливать взаимосвязь между разными информационными объектами; работать с нестандартной столбчатой
диаграммой; проводить мини-исследование и оформлять его результаты табличным способом; строить грамотное речевое высказывание в устной форме в
соответствии с учебной задачей; работать с несплошным текстом (листовка);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
находить информацию, представленную в неявном виде; находить ответы на
вопросы, используя данные инфографики; преобразовывать информацию из
одного вида в другой; самостоятельно устанавливать взаимосвязь между разными информационными объектами; работать с нестандартной столбчатой
диаграммой; проводить мини-исследование и оформлять его результаты 16
табличным способом; строить грамотное речевое высказывание в устной форме в соответствии с учебной задачей; работать с несплошным текстом (листовка); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-

Беседа
Работа в
группах

https://multiurok.ru/a
ll-files/vneurochka/

Индивидуальная работа

https://videouroki.ne
t/blog/vneurochka/2free_video/

https://easyen.ru/loa
d/nachalnykh/kruzhk
i_i_fakultativy/414
https://easyen.ru/loa
d/metodika/video/5

https://easyen.ru/loa
d/nachalnykh/kruzhk
i_i_fakultativy/414
https://easyen.ru/loa
d/metodika/video/5

щественных признаков.

34 Итоговое
занятие.
Тест, бланк
самооценки
навыков работы с информацией

пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания; анализировать свои навыки и способы выполнения учебных задач.

Индивидуальная работа

https://uchi.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№п/п

Тема

Колво часов

1.

Информация.

1

2.

По дорогам
сказок

1

3

Книга лучший
друг.

1

4

Книга лучший
друг.

1

Характеристика учебной
деятельности
Раздел 1. Многообразие информации (8ч).
оформлять устное и письменное высказывание;
работать в паре, группе.
работать со «сплошным» текстом; находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде; подбирать ключевые слова для заполнения
кластера (используя информацию, представленную в явном виде); анализировать данные диаграммы и отвечать на вопросы, опираясь на полученную информацию;
соотносить разные виды информации и делать правильные выводы
читать информацию, представленную в виде круговой диаграммы;
находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать нестандартную линейную диаграмму; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
работать в группе; собирать информацию; анализировать собранную информацию; строить столбчатую диаграмму по результатам анализа собранной информации; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Форма проведения

ЭОР

Беседа
Работа в парах

https://uchi.ru

Лекция
Индивидуальная
работа

https://russkiiyazyk.ru
/category/interesno

Лекция
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

Лекция
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

У природы
нет плохой
погоды.

5

6 У природы
нет плохой
погоды.

1

1

читать информацию в таблице; работать с графиками; осуществлять поиск
информации, необходимой для выполнения учебного задания; находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Коллективная работа

http://gramota.ru/

читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде; осуществлять
поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; работать
с круговой диаграммой.

Лекция
Практическая
работа

http://gramota.ru/

7 К олимпийским вершинам.

1

составлять план прочитанного текста; составлять вопросы по прочитанному
тексту; основываясь на понимании текста, подбирать к слову контекстный синоним; соотносить события с предложенными в тексте датами; анализировать
данные столбчатых диаграмм; соотносить информацию на диаграмме с табличными данными; ранжировать данные в определенном порядке.

Лекция
Практическая
работа

https://uchi.ru

8 К олимпийским вершинам.

1

анализировать текстовую информацию и на еѐ основе заполнять таблицу; соотносить события, описанные в тексте, с данными таблицы; ранжировать данные по заданному параметру; строить столбчатую диаграмму по табличным
данным.

Лекция
Индивидуальная
работа

http://gramota.ru/

работать с табличными данными, самостоятельно устанавливая отношения
между ними; выполнять анализ и обобщение представленной информации;
анализировать информацию на ж/д билете и делать правильные выводы; проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий
по решению учебной задачи.
работать с таблицами: самостоятельно устанавливать отношения между данными, выполнять анализ, обобщение представленной информации; проводить
оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

Лекция
Индивидуальная
работа

http://gramota.ru/

Лекция
Индивидуальная
работа

https://multiurok.ru/al
l-files/vneurochka/

анализировать данные, представленные в виде таблицы; строить круговую
диаграмму; восстанавливать данные таблицы; работать с несплошными текстами (инфографикой); находить информацию, представленную в неявном виде, и на ее основе отвечать на поставленные вопросы; определять, достаточно
ли данных информации для решения учебной или практической задачи.

Лекция, практическая работа

https://multiurok.ru/al
l-files/vneurochka/

Раздел 2 Основы инфографики (14 ч).
9 Отправляемся в гости.

10 Отправляемся в гости.

11

На рыбалке.

1

1

1

12

Мы - математики.

проводить измерения геометрических фигур; анализировать полученные данные и на их основе производить вычисления; анализировать различного рода
данные, представленные в виде таблицы;
находить из различного рода источников ответы на вопросы; анализировать
данные, представленные в виде круговой диаграммы.
анализировать данные, представленные в табличном формате, и на их основе
достраивать столбчатую диаграмму; дополнять легенду диаграммы; достраивать круговую диаграмму; анализировать данные, представленные в виде линейной диаграммы, и делать правильные выводы.

1

Беседа
Практическая работа

https://uchi.ru

Беседа практическая работа

https://uchi.ru

13 Мы - исследователи.

1

14 О чѐм расскажет упаковка?

1

интерпретировать данные, представленные в неявном виде;
анализировать и обобщать данные, представленные в виде таблицы; ранжировать значения, события, данные в определенном порядке; строить линейную
диаграмму на основе проранжированных данных работать с графиками; самостоятельно строить столбчатую диаграмму по табличным данным.

Круглый
стол
Индивидуальная работа

https://uchi.ru

15 По страницам Красной
книги России.

1

находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
составлять кластер на основе прочитанного текста; находить необходимую
информацию, представленную в инфографике; строить столбчатую диаграмму
на основе самостоятельно выполненных вычислений.

Практическая работа

http://gramota.ru/

находить в тексте информацию, представленную в явном виде, и заполнять
таблицу с данными; строить линейные диаграммы на основе самостоятельно
заполненной таблицы; ранжировать объекты, используя линейные диаграммы;
анализировать информацию, представленную в виде плана-схемы; составлять
собственный информационный объект.
работать с табличными данными: находить ответы на поставленные вопросы;
строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений; различать круговые и столбчатые диаграммы; заполнять на основе
инфографики таблицу;
самостоятельно определять, какую информацию нужно и возможно разместить в таблице; находить ошибки при выполнении заданий на построение
диаграммы; самостоятельно определять вид диаграммы, с помощью которой
наиболее точно можно представить необходимую информацию; полностью
самостоятельно строить столбчатую диаграмму.

Художественнотворческая
практика

16 По страницам Красной
книги России.
17 В цветочном
магазине.

1

1

Беседа
Индивидуальная работа

help@educont.ru

https://uchi.ru

18 В продуктовом магазине.

1

19 В продуктовом магазине.

1

20 Готовим сами.

1

21 Витамины.

1

22 По музеям и
выставочным залам.

1

интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу, используя самостоятельно установленные отношения между
данными; соотносить информацию, представленную в таблице, с жизненной
ситуацией; осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения
учебного задания;
анализировать инфографику и на основе ее данных заполнять таблицу; самостоятельно строить столбчатую диаграмму
анализировать данные круговой диаграммы и на основе полученной информации, используя самостоятельно установленные отношения между данными,
заполнять таблицу; находить ответы на поставленные вопросы, используя дополнительные источники информации (словари); работать с готовыми столбчатыми диаграммами: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания, находить соответствие между числовыми значениями и их обозначением в легенде диаграммы; грамотно составлять вопросы
по данным диаграммы
сравнивать информацию, представленную в табличном виде, и делать соответствующие выводы; анализировать инфографику и определять значимую
информацию для выполнения учебной задачи; заполнять таблицу на основе
данных инфографики; работать с информацией в виде кластера и на ее основе
самостоятельно строить столбчатую диаграмму.
анализировать информацию, предъявленную в виде нестандартной линейной
диаграммы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; ранжировать данные по различным основаниям; грамотно составлять вопросы по
изученной информации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков; находить в табличных данных ответы на поставленные вопросы;
находить в таблице информацию, представленную в явном и неявном видах, и
на этой основе строить столбчатую диаграмму.
анализировать информацию, представленную в явном и в неявном видах; используя проанализированную информацию, отвечать
на вопросы и производить вычисления; работать с единицами измерения времени; применять математические знания для решения практических задач;
пользоваться дополнительными источниками информации для заполнения
таблицы; создавать легенду диаграммы и заполнять круговую диаграмму;
Раздел 3. Виды диаграмм: практическая часть (12ч).

Беседа
Работа в парах

https://uchi.ru

Практическая работа

http://gramota.ru/

Практическая работа
Беседа

http://gramota.ru/

Беседа
Индивидуальная работа

https://uchi.ru

Беседа
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

23 По музеям и
выставочным
залам.

1

работать в группе; выполнять различные роли в учебном сотрудничестве; проводить мини- исследование; анализировать самостоятельно полученные данные и на их основе строить диаграмму; строить грамотный, логически связный
текст в письменной форме.

Лекция
Индивидуальная
работа

http://gramota.ru/

24 Осторожно,
огонь!

1

Лекция
Индивидуальная
работа

http://gramota.ru/

25 В зоопарке.

1

Беседа
Индивидуальная
работа

https://uchi.ru

В зоопарке.

1

1

Беседа
Индивидуальная
работа
Лекция
Практическая
работа

https://uchi.ru

27 К космическим далям.

анализировать информацию, предъявленную в виде инфо- графики; осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков; анализировать информацию, представленную в столбчатой диаграмме; по данным диаграммы называть столбцы таблицы и вносить данные;
анализировать данные для того, чтобы определить их достаточность для выполнения учебного задания.
осуществлять в тексте поиск информации, необходимой для выполнения
учебного задания; работать с дополнительными источниками информации;
анализировать данные круговой диаграммы и на их основе заполнять таблицу;
в процессе работы ранжировать данные по указанным признакам.
анализировать графики; по данным графиков вносить данные в таблицу; давать логически обоснованные ответы на вопросы, используя данные графиков
и таблицы; сопоставлять табличные данные и делать выводы.
находить в инфографике информацию для заполнения таблицы;
использовать дополнительные источники с целью поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; ранжировать данные по различным основаниям; дополнять высказывания, используя данные инфографики;
анализировать текстовую информацию и на ее основе создавать легенду и достраивать круговую диаграмму; находить информацию, представленную в явном и неявном видах.
определять вид информационного объекта; пользоваться ранее полученной
информацией для выполнения учебного задания;

2
6

28 Реки России.
29 Реки России.

1

1

анализировать данные линейной диаграммы и на их основе заполнять таблицу
(преобразовывать информацию из одной формы в другую); использовать дополнительные источники информации для выполнения учебного задания;
ранжировать данные по различным критериям; отвечать на вопросы, самостоятельно выполняя вычисления на основе полученной информации; находить
информацию, представленную в неявном виде.

Лекция
Практическая работа
Практическая работа

help@educont.ru

help@educont.ru

help@educont.ru

30 По морям и
океанам.

1

31 По морям и
океанам.

1

32 Промежуточная аттестация.

1

33 По странам
и континентам.

1

34 По странам
и континентам.

1

определять вид диаграммы; реально оценивать свои возможности;
пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания; находить информацию, предъявленную в неявном виде; анализировать
нестандартную линейную диаграмму, сопоставлять ее данные с данными
столбчатой диаграммы и делать правильный вывод; задавать логически правильные вопросы по изученной информации.
находить ответы на вопросы, используя информацию, представленную в виде
текста и диаграммы; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать дополнительные источники информации для решения учебной
задачи; ранжировать данные по заданным критериям; используя различные
виды информации, работать с линейными диаграммами: дополнять легенду
диаграммы
для решения учебной задачи пользоваться географическим атласом или картой; анализировать табличную информацию с целью определения недостающих данных; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; определять принадлежность информации, представленной с помощью кластера; адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Беседа
Работа в парах

help@educont.ru

Коллективная творческая работа

https://uchi.ru

Беседа
Работа в
группах

https://uchi.ru

работать с графическими объектами; интерпретировать данные, изображенные
на рисунке, и на их основе заполнять таблицу; преобразовывать информацию
из одной формы в другую; строить столбчатые диаграммы по табличным данным; анализировать столбчатые диаграммы и делать правильные выводы;
находить в тексте информацию, представленную в явном виде; использовать
информацию для построения умозаключений; использовать информацию для
принятия решений.
работать с табличными данными; работать с графическими объектами; интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу; определять значимость информации; ранжировать данные по заданным
критериям; делать правильные выводы на основе проанализированной информации; использовать информацию для построения умозаключений в форме
вопросов; создавать собственный информационный объект.

Индивидуальная работа

https://uchi.ru

Индивидуальная работа

https://uchi.ru

Методическое обеспечение курса






Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными
источниками. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.
Работаем с информационными источниками. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.
Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /
Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.
Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.
Работа с текстом. Готовимся к интеллектуальным конкурсам. Тренажер для первоклассников./ Авт.-сост. Н.Г. Шевцова.- М.: Планета, 2019- электронная форма для детей и бумажный
комплект для педагога


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».