Учебный план образовательной деятельности детей в МБОУ «Поведниковская СОШ» (дошкольное отделение «Ивушка») на 2023 – 2024 учебный год Развивающие занятия / в неделю Вторая группа раннего возраста 2-3 года Младшая группа 3-4 года Средняя группа 4-5 лет Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет Старшая группа 5-6 лет (логопедия) Подготовительная группа 6-7 лет (логопедия) Социально – коммуникативное развитие приобщение к социокультурным ценностям (сфера социальных отношений; формирование основ гражданственности и патриотизма трудовое воспитание, формирование основ безопасности) +элементы модуля «Добрый мир» Вынесено за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Познавательное 1 2 2 3 3 3 3 развитие: ФЭМП (формирование 0,5 1 1 2 2 2 2 элементарных математических представлений, сенсорные эталоны и познавательные действия) Ребенок и окружающий 0,5 1 1 1 1 1 1 мир (природа), основы науки и естествознания Речевое развитие: 2 1 1 2 2 развитие речи 1 0,5 0,5 1 1 Ознакомление и 1 Вынесено за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей приобщение к художественной литературе подготовка к обучению 0,5 0,5 1 1 грамоте Художественно4 4 5 4 4 4 4 эстетическое развитие 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 рисование 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 лепка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 аппликация 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 народное декоративно- прикладное искусство Конструктивно-модельная деятельность Музыка Физическое развитие физкультура Коррекция речи Всего занятий в неделю/ в год Вынесено за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей и свободную деятельность 0,5 2 3 3 10 2 3 3 360 10 2 3 3 360 11 2 3 3 396 12 2 3 3 432 12 2 3 3 2 432 12 2 3 3 2 432 12 468 2 занятия в день (по подгруппам) – 1 утром, 1 вечером; Продолжител ьность – 10 мин. 2 занятия в день – Продолжител ьность 1 занятия (урочного) – 15 мин. 2 занятия в день – Продолжител ьность 1 занятия (урочного) – 20 мин. 2 занятия – 3 дня 3 занятия –2 дня (3 занятиевечером) Продолжительн ость 1– 25 мин. 2 – 25мин. 3 – 25мин. 3 занятия – 2 дня 2 занятия – 3 дня Продолжительно сть–-30 мин. 2 занятия – 3 дня 3 занятия – 2 дня (третье занятие вечером) Продолжительно сть: 1– 25мин. 2– 25мин. 3 – 25мин. 3 занятия – 3 дня 2 занятия – 2 день Продолжительность 1 занятия (урочного) – 30 мин. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа 4-5 лет 5-6 лет Подготовительная группа 3-4 года 6-7 лет 2-3 года Экологическое воспитание 1 36 0,5 18 0,5 18 Художественно – эстетическое развитие 0.5 18 ЮИД 0,5 18 1 36 1 14 504 14 Техническое направление Физическое развитие Сенсорное развитие ИТОГО 1 32 11 392 1 32 11 392 12 492 Старшая группа Подготовительная группа 5-6 лет 6-7 лет (логопедия) (логопедия) 0,5 18 0,5 36 0,5 18 0,5 18 36 0,5 18 1 36 504 14 504 15 540 Пояснительная записка к Учебному плану образовательной деятельности МБОУ "Поведниковская СОШ" (дошкольное отделение «Ивушка») Учебный план дошкольного отделения МБОУ "Поведниковская СОШ" (далее Учебный план) является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебной нагрузки воспитанников, виды образовательной деятельности и направления дополнительной образовательной деятельности, отводимого на освоении программного содержания по возрастным группам. Учебный план на 2023-2024 учебный год разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации №1028 от 25 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации №1022 от 24 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4. 3648-20 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28); СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155); Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации №955 от 8 ноября 2022 года «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Педагогическим советом дошкольного отделения «Ивушка» МБОУ "Поведниковская СОШ" от 31 августа 2023 года протокол №1; Уставом МБОУ "Поведниковская СОШ" ; Учебный план построен с учетом требований ФОП ДО, ФГОС ДО и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. Содержание Учебного плана включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие. Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СП 2.4. 3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). Продолжительность занятий: для детей 2-3 лет – 10 мин. для детей 3-4 года- 15 мин. для детей 4-5 лет- 20 мин. для детей 5-6 лет - 25 мин. для детей 6-7 лет-30 мин. Образовательный процесс в дошкольном отделении «Ивушка» МБОУ "Поведниковская СОШ" осуществляется в форме: занятий, кружков, секций; образовательной деятельности и в ходе режимных моментов; свободной самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности воспитателя и детей, строящейся в непринуждённой партнёрской форме; взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность летнего оздоровительного периода – с 01 июня по 31 августа. Форма организации занятий - подгрупповая и фронтальная. С целью переключения детей на творческую активность, для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между занятиями длительностью не менее 10 минут. Проведение физкультурных минуток является обязательным при организации и проведении образовательной деятельности статического характера, содержание их определяется педагогом индивидуально. В дошкольном отделении «Ивушка» МБОУ «Поведниковская СОШ» функционирует 9 групп: вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) - 2; младшая группа (от 3 до 4 лет) - 1; младше-средняя группа (от 3-до 5 лет)-1; средняя группа (от 4 до 5 лет) - 1; старшая группа (от 5 до 6 лет) – комбинированного вида -1; старше-подготовительная группа (от 5 до 7 лет) - комбинированного вида-1; подготовительная группа (от 6 до 7 лет) – комбинированного вида- 1; подготовительная группа ( от 6 до 7 лет) - 1. В связи с реализацией Образовательной программы дошкольного отделения МБОУ "Поведниковская СОШ" разработанной на основе ФГОС ДО и ФОП ДО Учебный план включает нововведения: индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); гибкий режим дня; принята концепция образовательного результата – развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков; вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество»; осуществляется переход на новый формат детско – взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы; осуществляется новый формат детских праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу; создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребёнка; значительная часть освоения предметного содержания проходит в новых формах (проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.) В учебный план включены пять образовательных областей. Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", «Речевое развитие», "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие» входит в расписание детских активностей и в планирование образовательной деятельности. Они реализуются, как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании педагогов. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы и положения: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников; признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДО с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. Основным направлением в образовательном процессе является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Организация жизнедеятельности дошкольного отделения (уклад) предусматривает, как режимные моменты (прием детей, питание, профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры после сна, сон, формирование культурногигиенических навыков), занятия и организованные взрослым активности (чтение художественной литературы, познавательно – исследовательская деятельность, игровая деятельность (обогащенная игра), развивающее общение при проведении режимных моментов, приобщение к доступной трудовой деятельности, развивающее общение на прогулке), так и свободная игра и кружки по выбору (секции, самостоятельная игра в группе, самостоятельная игра на участке детского сада, самостоятельная деятельность детей в центрах развития, разновозрастное общение). В содержании данной работы реализуются следующие направления воспитания: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Гражданское и патриотическое; Социальное (духовно-нравственное развитие); Познавательное (приобщение детей к культурному наследию); Физическое и оздоровительное (культура здоровья); Трудовое; Этико – эстетическое. Гибкий Режим дня и расписание образовательной деятельности соответствуют СП 2.4. 3648-20, СанПиН 1.2.3685-21. Парциальные программы являются дополнением к федеральной образовательной программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. Представленная в плане образовательная деятельность содержит материал, изучение которого способствует развитию познавательной активности ребенка, поиску нестандартных решений, развитию психических процессов, логики и самоанализа, формированию системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Построение программы основывается на комплексно-тематическом принципе, что предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Игра – одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте – со стороны смыслов и норм, учится понимать правила и творчески преобразовывать их. Область социально-коммуникативного развития включает в себя следующие направления организации жизнедеятельности детей: Формирование основ гражданственности и патриотизма Приобщение к социокультурным ценностям; Нравственное воспитание; Формирование личности ребенка; Развитие общения; Сюжетно – ролевые игры; Сфера социальных отношений; Формирование позитивных установок к труду и творчеству; Формирование элементарных экономических знаний, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности; Формирование основ безопасности поведения; Реализация элементов модуля программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко. Работа по социально-коммуникативному развитию проводится ежедневно во всех режимных моментах в совместной деятельности педагога и ребенка. Используемая литература: «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников» М.Б. Зацепина, «Нравственное воспитание в детском саду» В. И. Петрова. "Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. ФГОС ДО" Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В., «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина, «Трудовое воспитание в детском саду» Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В. Куцакова, «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» Л.В. Куцакова. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Дыбина О. В. «Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф. Губанова, «Добрый мир» Л.Л. Шевченко, «Мой мир» С.А. Козлова; «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В. Алешина; «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В. Петерина; «Дошкольник и рукотворный мир» М.В. Крулехт. Область познавательного развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях; объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через обогащение представлений о жителях городского округа Мытищи, области, истории города, их отражении в народном творчестве (промыслы Жостово, Федоскино); используя экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о природе, животном и растительном мире Московского региона, экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п. Реализация данной области развития предусмотрена в занятиях и организованной взрослым активностях, а также в кружковой деятельности: Формирование элементарных математических представлений, сенсорных эталонов и познавательных действий Ребенок и окружающий мир (природа), основы науки и естествознания. Используемая литература: «Занятия по конструированию из строительного материала» Л. В. Куцакова, «Формирование элементарных математических представлений» Н. А. Арапова - Пискарева, «Ребенок и окружающий мир» О. Б. Дыбина, «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К. Ривина, «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова, «Ознакомление с природой в детском саду» Соломенникова О. А., «НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет» О. А. Поваляев, Г.В. Глушкова, Н.А. Иванова, Е.В. Сарфанова, С.И. Мусиенко, «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, «Творим, изменяем, преобразуем» О.В. Дыбина, «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Е.В. Марудова, «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, « Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая, «Математика от трёх до семи» З.А. Михайлова Область речевого развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей: Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Региональный компонент реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями, поэтами и художниками городского округа Мытищи, художественными произведениями о природе нашего края. Реализация данной области развития предусмотрена в занятиях и организованной взрослым активностях, а также в кружковой деятельности: Развитие речи; Подготовка к обучению грамоте. Используемая литература: «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова, «Воспитание звуковой культуры речи дошкольника» А. И. Максакова, «Развитие речи и творчества у дошкольников» О.С. Ушакова; «Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф. Губанова; «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Н.А. Виноградова, «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищева, «Знакомство с художественной литературой» О.С. Ушакова, «Обучение детей грамоте в детском саду» Л.Е. Журова Область художественно-эстетического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Приобщение к искусству; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).; Реализация культурно - досуговой деятельности. Региональный компонент включает в себя обучение игре на русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках, ложках; ознакомление с авторскими музыкальными произведениями о городе, детском саде, народными танцами. Ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи по мотивам народного искусства. Реализация данной области развития предусмотрена в занятиях и организованной взрослым активностях, а также проводится ежедневно во всех режимных моментах в совместной деятельности педагога и ребенка Изобразительная деятельность: рисование, народное декоративно-прикладное искусство, лепка, аппликация Конструктивно – модельная деятельность; Музыка. Используемая литература: «Развивайте у детей творчество» Т.Г. Казакова, «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н. Доронова, С. Г. Якобсон Т.А. Копцева «Природа и художник»; «Лепка в детском саду» Н.Б. Халезова, «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, О.Буренина, «Народные праздники в детском саду» Т. В. Антонова, «Праздники и развлечения в детском саду» М.Б. Зацепина, «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцакова, «Мир открытий»/ Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой., «Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет» Дубровская Н.В. Область физического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей: Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость (основная гимнастика, основные движения, , общеразвивающие упражнения, строевые упражнения); Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами (спортивные игры, спортивные упражнения); Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере (ритмическая гимнастика); Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), формирование правил активного отдыха. Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в городе, области, спортивными традициями и праздниками. Реализация данной области развития предусмотрена в занятиях и организованной взрослым активностях, а также в кружковой деятельности: Физическая культура Нагрузка образовательной области «Физическое развитие» распределяется следующим образом: Во 2-й группе раннего возраста и последующих возрастных группах два занятия проводятся в помещении (специально оборудованное), одно занятие проводится на воздухе, в конце прогулки (3-е занятие в день). Используемая литература: «С физкультурой в ногу из детского сада в школу» Н.В. Полтавцева, Н.Б. Гордова, «Двигательная активность детей 3-5 лет», «Двигательная активность детей 5- 7 лет» Н.В. Полтавцева, Н.Б. Гордова , «Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А Тимофеева; «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра» Г.К. Зайцев, «Безопасность на улицах и дорогах», Р.Б. Стеркина, Коррекция речи: старшая группа комбинированного вида – 2 коррекционных занятия в неделю (область социально-коммуникативного развития + речевое развитие - развитие речи); подготовительная группа комбинированного вида – 2 коррекционных занятия в неделю (речевое развитие: развитие речи, подготовка к обучению грамоте) Используемая литература: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева, «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, ТВ. Туманова, Г.В. Чиркина. Количество занятий в неделю по пяти образовательным областям: Вторая группа раннего возраста: Речевое развитие - развитие речи/ Ознакомление и приобщение к художественной литературе; Познавательное развитие: ФЭМП; Познавательное развитие: ребенок и окружающий мир / Основы науки и естествознания; Художественно-эстетическое развитие: лепка; Художественно-эстетическое развитие: рисование; Художественно-эстетическое развитие: конструктивно-модельная деятельность; Художественно-эстетическое развитие: музыка – 2 занятия; Физическое развитие: физкультура – 3 занятия (одно занятие проводится во время утренней прогулки третьим в день). Итого: 10 занятий в неделю не более 10 минут. Область социально-коммуникативного развития вынесено за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Младшая группа Познавательное развитие: ФЭМП; Познавательное развитие: ребенок и окружающий мир / Основы науки и естествознания; Речевое развитие: развитие речи/обучение грамоте; Художественно-эстетическое развитие: лепка / аппликация; Художественно-эстетическое развитие: рисование; Художественно-эстетическое развитие: музыка – 2 занятия Физическое развитие: физкультура – 3 занятия Итого: 10 занятий в неделю не более 15 минут. Область социально-коммуникативного развития вынесено за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Конструктивно – модельная деятельность вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Средняя группа Познавательное развитие: ФЭМП; Познавательное развитие: ребенок и окружающий мир / основы науки и естествознания; Речевое развитие: развитие речи/обучение грамоте; Художественно-эстетическое развитие: лепка / аппликация Художественно-эстетическое развитие: рисование Художественно-эстетическое развитие: прикладное творчество/ народное декоративно-прикладное искусство Художественно-эстетическое развитие: музыка – 2 занятия Физическое развитие: физкультура – 3 занятия Итого: 11 занятий в неделю не более 20 минут. Область социально-коммуникативного развития вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Конструктивно – модельная деятельность вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Старшая группа Познавательное развитие: ФЭМП – 2 занятия; Познавательное развитие: ребенок и окружающий мир / основы науки и естествознания; Речевое развитие: развитие речи; Речевое развитие: обучение грамоте; Художественно-эстетическое развитие: лепка / аппликация; Художественно-эстетическое развитие: рисование/народное декоративно-прикладное искусство; Художественно-эстетическое развитие: музыка – 2 занятия Физическое развитие: физкультура – 3 занятия Итого: 12 занятий в неделю не более 25 минут. Область социально-коммуникативного развития вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Конструктивно – модельная деятельность вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей. Подготовительная к школе группа Познавательное развитие: ФЭМП – 2 занятия; Познавательное развитие: ребенок и окружающий мир / основы науки и естествознания; Речевое развитие: развитие речи/ обучение грамоте; Речевое развитие: подготовка к обучению грамоте; Художественно-эстетическое развитие: лепка / аппликация; Художественно-эстетическое развитие: рисование/народное декоративно-прикладное искусство; Художественно-эстетическое развитие: музыка – 2 занятия Физическое развитие: физкультура – 3 занятия Физическое развитие: физкультура – 3 занятия Итого: 12 занятий в неделю не более 30 минут. Область социально-коммуникативного развития вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Конструктивно – модельная деятельность вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Старшая группа (логопедическая) Коррекция речи – 2 занятия (обучение грамоте + развитие речи); Познавательное развитие: ФЭМП – 2 занятия; Познавательное развитие: ребенок и окружающий мир / основы науки и естествознания; Художественно-эстетическое развитие: лепка / аппликация; Художественно-эстетическое развитие: рисование/народное декоративно-прикладное искусство; Художественно-эстетическое развитие: музыка – 2 занятия Физическое развитие: физкультура – 3 занятия Итого: 12 занятий в неделю не более 25 минут. Область социально-коммуникативного развития вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Конструктивно – модельная деятельность вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Подготовительная к школе группа (логопедическая) Коррекция речи – 2 занятия (обучение грамоте + развитие речи); Познавательное развитие: ФЭМП – 2 занятия; Познавательное развитие: ребенок и окружающий мир / основы науки и естествознания; Художественно-эстетическое развитие: лепка / аппликация; Художественно-эстетическое развитие: рисование/народное декоративно-прикладное искусство; Художественно-эстетическое развитие: музыка – 2 занятия Физическое развитие: физкультура – 3 занятия Итого: 12 занятий в неделю не более 30 минут. Область социально-коммуникативного развития вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Конструктивно – модельная деятельность вынесена за расписание детских активностей в совместную деятельность педагога и детей Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной и образовательной среды определяется в соответствии с СП 2.4. 3648-20, СанПиН 1.2.3685-21 и режима дня в каждой возрастной группе. Общий объем самостоятельной деятельности детей – не менее 4-х часов в день для всех возрастных групп. В соответствии с СанПиН в ноябре для воспитанников организовывается «Неделя здоровья», во время которой проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В течение «Недели игры и игрушки», «Недели здоровья» и в летний период образовательная деятельность не проводится. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. В течение месяца, в мае, в соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения Программы определяются планируемые результаты (целевые ориентиры) возможных достижений ребёнка в каждой возрастной группе. В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. Вариативная часть программы включает совместную кружковую деятельность педагога и детей. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетные направления деятельности дошкольного отделения «Почемучка» МБОУ «Гимназия №1» и расширение области образовательных услуг для воспитанников. Для этого в дошкольном отделении функционируют кружки: Физическая направленность – «Грация»; художественно-эстетическая направленность – «Юниор-Данс», «Лель»; техническая направленность – «Маленькие умельцы», «ЛЕГО– мир в неизведанное», «ЛЕГО – мир в неизведанное», «Планета ТИКО»; естественнонаучная направленность - «Лесовичок», «Наука профессора Почемучкина», «Почемучки - юные защитники природы»; социально-коммуникативная направленность – «ЮИД», «Этикет для детей» В летний период занятия в кружках не проводятся. Дополнительное образование по направлениям: "Познаю мир" (экологическое развитие) Цель: Расширять и обобщать знания детей о мире природы как целостной взаимосвязанной системе; формировать бережное и осознанное отношение детей к природе; развивать познавательные способности, интереса к экспериментированию. Реализуется через парциальную программу " Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Наш дом- природа" Н. А. Рыжовой, "Добро пожаловать в экологию" О. А. Воронкевич. Занятия проводит воспитатель, во второй половине дня, один раз в неделю (средняя группа), один раз через неделю (подготовительная). Длительность занятия соответствует возрастным особенностям детей: средняя группа - 1 занятие в две недели, длительность занятия- 20 минут; подготовительная к школе группа - 1 занятие в две недели, длительность занятия - 30 минут. "Школа мяча" (физическое развитие) Цель: развитие глазомера, координации действий, ловкости, ритмичности, согласованность движений и совершенствование пространственной ориентации. Реализуется по программе Н. Николаевой "Школа мяча". Занятия проводит инструктор по физической культуре, во второй половине дня один раз в неделю. Длительность занятия соответствует возрастным особенностям детей: младшая группа-1 занятие в неделю, длительность занятия-15 минут; средняя группа - 1 занятие в неделю, длительность-20 минут; старшая группа - 1занятие в неделю, длительность занятия - 25 минут; подготовительная к школе группа - 1 занятие в неделю, длительность занятия - 30 минут. " Виражи" (ЮИД) Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения. Задачи: Выработка навыков поведения безопасности движения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций в игровых моментах на макетах и на площадке моделирования дорожного движения. Обучение детей правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта - грузовыми, легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом - с регулированием движения на улицах города, населенных пунктов; Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, выработке грамотных действий в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге и умение их обходить; Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно- транспортном процессе. Сотрудничество с сотрудниками ГИБДД в практической деятельности. Программа кружка разработана на основе программы "Светофор" Даниловой Т. Н. Длительность занятия соответствует возрастным особенностям детей: подготовительная группа - 1 раз в две недели, длительность занятия - 30 минут. "Мои Истоки" Цель: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Задачи: Духовно-нравственное развитие и воспитание детей по средствам приобщения к традиционным духовным ценностям России и Мытищинского района; Сохранение духовно-нравственного здоровья детей; Формирование основополагающих морально-нравственных идеалов, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор; приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; Воспитание любви к Родине, семье; Программа кружка разработана на основе программы " Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой, "Добрый мир" Л. Л.Шевченко. Занятия проводит воспитатель, на некоторых занятиях с привлечением священнослужителя, во второй половине дня. Длительность занятия соответствует возрастным особенностям детей: старшая группа- 1 раз в 2 недели, длительность занятия - 25 минут; подготовительная к школе группа (включая комбинированную) - 1 раз в две недели, длительность занятия - 30 минут. "Речь, ритм, движение" Цель: Профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 3 до 6 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи: Уточнение артикуляции; Развитие фонематического восприятия; Расширение лексического запаса; Развития слухового внимания и двигательной памяти; Совершенствование общей и мелкой моторики; Выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью; Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов; Творческой фантазии и воображения. Программа кружка разработана на основе программы "Речь, ритм, движение" И. Лопухиной. Занятия проводит учитель-логопед, во второй половине дня. Длительность занятия соответствует возрастным особенностям детей: старшая группа - 1 раз в две недели, длительность занятия - 25 минут. "Самоделкин" Цель: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к художественному творчеству и труду. Задачи: Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности через приобщение к художественному творчеству; Приобщить детей к миру художественного изобретательства; Развивать эстетический вкус; способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы; Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. Программа кружка разработана на основе программы "Цветные ладошки"И. А. Лыковой, "Творим и мастерим" Л. В. Куцаковой, "Изобразительная деятельность в детском саду" Т. С. Комаровой. Занятия проводит воспитатель, во второй половине дня. Длительность занятия соответствует возрастным особенностям детей: Старшая группа - 1 раз в две недели, длительность занятия - 25 минут; Подготовительная к школе группа - 1 раз в неделю, длительность занятия - 30 минут. "Юные натуралисты - художники" Цель: Формирование экологической культуры дошкольников через изобразительную деятельность. Задачи: Активизация познавательной творческой деятельности; Развитие и повышение мотивации в обучении; Приобретение практических умений и навыков в области художественного творчества; Формирование общей культуры; Формирование активной жизненной позиции и таких нравственных качеств личности, как ответственность, доброта, дружелюбие, сочувствие; Формирование роли человека в мире природы и роли природы в мире человека. Программа кружка разработана на основе программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Занятия проводит воспитатель, во второй половине дня. Длительность занятия соответствует возрастным особенностям детей: Старшая группа - 2 раза в неделю, длительность занятия - 25 минут. "Мир сенсорики" Цель: Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений, восприятие различных сложных явлений окружающего мира. Задачи: Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета; Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. д.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений. Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов "большой" и "маленький". Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине. Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Дать представление чередовании предметов по форме. Реализуется по программе "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы с учетом обновления содержания по программам развивающего обучения детей раннего и младшего возраста. Занятия проводит воспитатель, во второй половине дня. Длительность занятия соответствует возрастным особенностям детей: Вторая группа раннего возраста - 2 занятия в неделю, длительность занятия -10 минут. Учебный план образовательной деятельности рассмотрен и принят на педагогическом совете: протокол № 1 от 30 августа 2023 г.