Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ Поведниковская СОШ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря
2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 6
февраля 2023 года, Федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего образования и основного общего образования, утвержденными
Приказами Минросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31 мая 2021 года,
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным Приказом Минобрнауки Российской Федерации № 413 от 17
мая 2012 года с изменениями от 12 августа 2022 года, Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утв. приказом Министерством просвещения
Российской Федерации от 16.11.2022 № 992; Федеральной образовательной программой
основного общего образования, утв. приказом Министерством просвещения Российской
Федерации от 16.11.2022 № 993; Федеральной образовательной программой среднего
общего образования, утв. приказом Министерством просвещения Российской Федерации
от 23.11.2022 № 1014, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», а также в соответствии с Уставом и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение устанавливает порядок организации и проведения внеурочной
деятельности, регулирует систему оценки достижения результатов внеурочной
деятельности, а также определяет ответственных лиц за проведение внеурочной
деятельности.
1.3. Образовательные программы начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования реализуются в общеобразовательной
организации через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований
государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательной
деятельности, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных
программ
(предметных,
метапредметных
и
личностных),
осуществляемая в формах, отличных от урочных.
1.5. общеобразовательная организация определяет объем часов, отведенных на внеурочную
деятельность в соответствии с содержательной и организационной спецификой
реализуемых ООП с учетом времени, отводимого на внеурочную деятельность на каждом
уровне общего образования:
 на уровне начального общего образования – до 1320 часов;
 на уровне основного общего образования – до 1750 часов, в год - не более 350часов;
 на уровне среднего общего образования – до 700 часов.
1.6. План внеурочной деятельности общеобразовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного
раздела основной образовательной программы.
1.7. Внеурочную деятельность в соответствии с настоящим Положением о внеурочной
деятельности могут осуществлять педагогические работники, соответствующие общим
требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам квалификационными
характеристикам по должности, в том числе заместители директора, педагоги
дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, педагогиорганизаторы, педагоги- психологи, логопеды, педагоги - библиотекари и иные
педагогические работники.

1.8. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности все педагогические
работники общеобразовательной организации, ведущие занятия в рамках внеурочной
деятельности, должны пройти повышение квалификации по реализации ФГОС НОО, ООО
и СОО.
1.9. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в
аудиторную нагрузку педагогического работника, ее реализующую.
1.10. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности
осуществляется в рамках реализации ООП НОО, ООО и СОО.
2. Требования к организации внеурочной деятельности
2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие.
2.2. Целью организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации
является обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения
основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной,
культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения
гибкости ее организации.
2.3. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить:











удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных
потребностей и интересов;
формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать
учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности);
формирование
социокультурных
и
духовно-нравственных
ценностей
обучающихся, основ их гражданственности, российской
гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной,
учебно-исследовательской,
спортивно-оздоровительной
и
творческой
деятельности;
формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, самоопределения обучающихся.

3. Порядок организации внеурочной деятельности
3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе общеобразовательной организации.
3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в школе также предусматривается
использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая
организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации,
обладающие необходимыми ресурсами.
3.3. Формы проведения внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно, при этом учитывает активность и самостоятельность обучающихся,
сочетает индивидуальную и групповую работы, обеспечивает гибкий режим занятий
(продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловыеигры и пр.

3.4. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы,
числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных
групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
3.5. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в общеобразовательной
организации, определяется учебным планом на текущий учебный год.
3.6. Количество часов зависит от образовательных потребностей участников образовательной
деятельности в ходе достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы и возможностями организации, осуществляющей
образовательную деятельность по удовлетворению данных потребностей в текущем
учебном году, но не более 10 часов в неделю на класс.
3.7. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным
условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной
организации.
3.8. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе;
3.9. Направления и цели внеурочной деятельности при реализации ООП НОО (п. 27.7. ФОП
НОО):













Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника,углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов
работ на компьютере.
Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к
самообразованию.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.

3.10. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов детей и родителей при реализации ООП ООО (п. 29.10 ФОП ООО)
могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности:


модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам
и организационномуобеспечению учебной деятельности;
 модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы
по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы;
 модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
3.11. По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся план внеурочной деятельности при реализации ООП СОО (п. 29.12-29.14
ФОП СОО) модифицируется в соответствии с пятью профилями: естественно-научным,
гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля)
предполагает:


организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников),
участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих
коллективных делах образовательной организации;
 проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам
организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия
обучающихся в жизни образовательной организации.
 В весенние каникулы 10 класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов,
 отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся
коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и
рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных
организаций.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
3.12. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками школы
(учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами
учреждений дополнительного образования (по согласованию).
3.13. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и
форм внеурочной деятельности. Зачисление обучающихся в объединения внеурочной
деятельности осуществляется на основании заявления родителей (законных
представителей) с 1 сентября по 31 мая.
3.14. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а
также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного года. При этом
фамилия данного обучающегося вписывается в «Списочный состав» данного
объединения.
3.15. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора двигательноактивных, физкультурно-спортивных занятий. Оптимальным является посещение не более
2-х внеурочных занятий в день, одно из которых должно быть двигательно-активным.

3.16. Общеобразовательная организация самостоятельно решением Педагогического совета
разрабатывает и утверждает:
 рабочие программы внеурочной деятельности;
 план внеурочной деятельности;
 режим внеурочной деятельности;
 расписание занятий внеурочной деятельности.
3.17. Планы внеурочной деятельности начального общего, основного общего, среднего
образования осуществляются посредством реализации рабочих программ внеурочной
деятельности.
3.18. План внеурочной деятельности общеобразовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного
раздела основной образовательной программы.
3.19. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и
возможностей общеобразовательной организации.
3.20. Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
является
частью
основной
общеобразовательной программы соответствующего уровня образования и наравне с
иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной
программы, разрабатывается на основе требований к результатам освоения
общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных
в структуру общеобразовательной программы.
3.21. Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями
здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей
с ограниченными возможностями здоровья.
3.22. Требования к оформлению рабочих программ внеурочной деятельности регламентируется
локальными актами школы, в том числе Положением о рабочей программе учебных
предметов,курсов, в том числе внеурочной деятельности в связи с требованиями ФГОС
НОО, ООО, СОО в МБОУ «Поведниковская СОШ».
3.23. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
3.24. Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения ООП НОО,
ООП ООО и ООП СОО, в соответствии с положением о системе оценки достижения
планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО, СОО

3.25. Зачет результатов освоения обучающимися программ внеурочной деятельности
осуществляется в соответствии с положением формах, периодичности и порядке
проведения текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
3.26. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности может
использоваться психолого-педагогический инструментарий, включая Портфолио
обучающегося (учет образовательных достижений), в том числе в электронной форме.
4. Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью
4.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования (начального общего,
основного общего, среднего общего) может корректироваться на следующий учебный год
в конце текущего года с учетом предварительного выбора обучающимися и их
родителями (законных представителями) рабочих программ внеурочной деятельности.

4.2. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности
предлагается для ознакомления на организационном родительском собрании, для
обучающихся 5 -11 классов - на родительских собраниях и через официальный сайт
общеобразовательной организации.
4.3. Для проведения занятий внеурочной деятельности допускается комплектование групп как
из обучающихся как одного класса, так и из обучающихся одного уровня образования.
Комплектование групп проходит в соответствии с запросом участников образовательной
деятельности (законных представителей) обучающегося.
4.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных
еженедельных внеурочных занятий с обучающимися, так и организацию занятий
крупными блоками - «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.).
4.5. Продолжительность занятий – 40 минут. Продолжительность занятий внеурочной
деятельности
регламентируется
действующими
Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами СП 2.4.3648-20.
4.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии
утверждѐнным директором общеобразовательной организации.

с

расписанием,

4.7. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогическим
работником в электронном классном журнале и/или журнале на бумажном носителе,
оформление которого (которых) осуществляется в соответствии с едиными требованиями,
установленными локальными актами образовательной организации.
4.8. Содержание записей в электронном журнале и/или журнале на бумажном носителе
должно соответствовать содержанию рабочей программы внеурочной деятельности
(разделу «календарно-тематическое планирование») и тематике проводимого занятия.
4.9. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение занятий внеурочной
деятельности (электронные журналы и/или журналы на бумажном носителе)
осуществляют должностные лица, назначенные в школе ответственными за ведение
электронных журналов.
4.10. Организацией, координацией и контролем занятий внеурочной деятельности
обучающихся конкретного класса занимается классный руководитель, который:


доводит до сведения родителей (законных представителей) информацию о
реализуемых в образовательной организации рабочих программах;
 координирует (вносит предложения) по формированию графика проведения
занятий внеурочной деятельностью;
 осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в
соответствии сутвержденным расписанием;
 осуществляет взаимосвязь между родителями (законными представителями)
обучающихся и учителями - предметниками по вопросу организации
внеурочной деятельности, включая оценку - образовательных достижений
обучающихся в рамках обучения по образовательным (рабочим)
программам внеурочной деятельности.
4.11. Общее руководство и контроль за внеурочной деятельностью в образовательной
организации осуществляет заместитель директора по УВР на основе своих должностных
обязанностей: оценку содержания и качества программ внеурочной деятельности,
разработку, согласование (утверждение) планов внеурочной деятельности и расписания
проведения занятий внеурочной деятельности, системы оценивания результатов освоения
рабочих
программ
внеурочной
деятельности
обучающимися.

5. Ответственность
5.1. Администрация общеобразовательной организации организует:
 процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной
деятельности;
 контроль выполнения программ внеурочной деятельности;
 контроль ведения журналов внеурочной деятельности.
5.2. Педагогические
работники
несут
ответственность,
установленную
законодательством и должностными обязанностями, за обеспечение требований
ФГОС в части реализации рабочих программ внеурочной деятельности как части
ООП НОО, ООО и СОО.
5.3. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, Правилами
внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными
инструкциями.
5.4. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за
посещение занятий внеурочной деятельности обучающимися.
5.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение требований Устава школы,
Правил внутреннего распорядка обучающихся и других локальных актов,
регламентирующих
организацию
образовательных
отношений
в
общеобразовательной организации.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1 настоящего
Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает
силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».