Программа целевой модели наставничества в МБОУ Поведниковская СОШ

1. Пояснительная записка.
Настоящая целевая модель наставничества в МБОУ «Поведниковская СОШ»,
осуществляющего
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель
наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных
проектов
"Современная
школа",
"Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ «Поведниковская
СОШ».
Создание целевой модели наставничества в МБОУ «Поведниковская СОШ» позволит
решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых
педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем
педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков,
компетенций,
метакомпетенций
и
ценностей
через
неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
"обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Координатор
сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров,
который отвечает за организацию программы наставничества.
Куратор
сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров,
который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой,
формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов,
обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и
организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких
как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и
т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные
отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства
в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся
и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в
социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться
с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами
(делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент,
организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной
образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие
субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и
совместно действуют ради этой цели.
2. Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты международного уровня.
 Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989
г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
 Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции
Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001
год).
 Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О
предотвращении преждевременного оставления школы".
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
 Конституция Российской Федерации.
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
 Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании
Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол
N 45 от 14 мая 2010 г.).
 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
ноября 2014 г. N 2403-р.
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года
(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
N 996-р).
 Гражданский кодекс Российской Федерации.
 Трудовой кодекс Российской Федерации.



Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях"





Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря
2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися».
Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ о
национальных целях развития России до 2030 года».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О
внедрении примерной программы воспитания».
Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака
отличия «За наставничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/.






Нормативные правовые акты МБОУ «Поведниковская СОШ»
 Устав
 Программа развития
 Отчет о результатах самообследования деятельности
 Положение о педагогическом совете
 Положение о методическом совете
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.

3.

4.

Задачи целевой модели наставничества МБОУ «Поведниковская СОШ»
Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
Разработка и реализация программ наставничества.
Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества.
Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов
и педагогов, участвующих в программах наставничества.
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе.
Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества (примеры,
выберите или добавьте нужные вам)
Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной,
спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди
обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием
долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение
продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих
отношений начинающих и опытных специалистов.
Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.

5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников
школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
8. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных
траекторий.
9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
10. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной
траектории и будущей профессиональной реализации.
11. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
12. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов
творческого развития, карьерных и иных возможностях.
13. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и
ориентиров.
14. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков,
для горизонтального и вертикального социального движения.
15. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых
обучающихся.
16. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,
организационные и социальные.
17. Включение в систему наставнических отношений детей с
ограниченными возможностями здоровья.
5. Структура управления реализацией целевой модели наставничества
Уровни структуры
Региональный орган
управления
образованием

Направления деятельности.
государственного управление

Осуществление
в сфере
образования.
Принятие
решение
о
внедрении
целевой
модели
наставничества;
Обеспечивает организацию инфраструктуры и материальнотехническое обеспечение программ наставничества.

Региональный институт Организационная, методическая, экспертно- консультационная,
повышения
информационная и просветительская поддержка участников
квалификации
внедрения целевой модели наставничества.
Контроль за реализацией мероприятий по внедрению целевой
модели наставничества;
Выработка предложений по совместному использованию
инфраструктуры в целях внедрения целевой модели
наставничества.
Содействие
распространению
и
внедрению
лучших
наставнических практик различных форм и ролевых моделей
для обучающихся, педагогов и молодых специалистов
Содействие привлечению к реализации наставнических
программ образовательных организаций; предприятий и
организаций; государственных бюджетных
учреждений
культуры и спорта; юридических и физических лиц и т.д.

Школа / ПОО

Координатор м
кураторы

Наставники

Разработка и утверждение комплекта нормативных документов,
необходимых для внедрения целевой модели наставничества
Разработка и реализация мероприятий дорожной карты
внедрения целевой модели.
Реализация программ наставничества.
Назначение координатора и кураторов внедрения
целевой
модели наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение
реализации программ наставничества.
Формирование базы наставников и наставляемых.
Организация обучения наставников (в том числе привлечение
экспертов для проведения обучения).
Контроль процедуры внедрения целевой модели
наставничества.
Контроль проведения программ наставничества.
Участие в оценке вовлеченности в различные формы
наставничества.
Решение организационных вопросов, возникающих в процессе
реализации модели.
Мониторинг результатов эффективности реализации целевой
модели наставничества.
Реализация наставнического цикла.

6. Кадровая система реализации целевой модели наставничества
В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:
1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного
результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться
этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки
процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
3. Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку
и реализацию программы наставничества в организации в целом. организацию всего
цикла программы наставничества.
4. Куратор – сотрудник образовательной организации, организует реализацию программы
наставничества согласно выбранным формам.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется
директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участников программы.
● Формирование базы наставляемых:
 из числа обучающихся:
 проявивших выдающиеся способности;
 демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;

 с ограниченными возможностями здоровья;
 попавших в трудную жизненную ситуацию;
 имеющих проблемы с поведением;
 не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
 из числа педагогов:
 молодых специалистов;
 находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
 находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
 желающими овладеть современными программами,
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
● Формирование базы наставников из числа:
 обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
 педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической
атмосферы;
 родителей обучающихся – активных участников родительских или
управляющих советов;
 выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;
 сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих
кадров;
 успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
 ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости
от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
7. Этапы реализации целевой модели наставничества в МБОУ «Поведниковская
СОШ»
Этапы
Подготовка
условий для
запуска
программы
наставничества

Формирование
базы
наставляемых
Формирование
базы

Мероприятия
1. Создание благоприятных условий для
запуска программы.
2. Сбор предварительных запросов от
потенциальных наставляемых.
3. Выбор
аудитории для поиска
наставников.
4. Информирование и выбор форм
наставничества.
5. На внешнем контуре: информационная
работа, направленная на привлечение
внешних ресурсов к реализации программы.
1. Выявление конкретных проблем
обучающихся школы, которые можно
решить с помощью наставничества.
2. Сбор и систематизация запросов от
потенциальных наставляемых.
Работа с внутренним контуром включает
действия по формированию базы из числа:

Результат
Дорожная карта
реализации
наставничества.
Пакет документов.

Формированная база
наставляемых с картой
запросов.
Формирование базы
наставников, которые

наставников

Отбор и
обучение
наставников

Организация
хода
наставнической
программы



обучающихся, мотивированных
помочь сверстникам в
образовательных, спортивных,
 творческих и адаптационных вопросах
(например, участники кружков по
интересам,
 театральных или музыкальных групп,
проектных классов, спортивных секций);
 педагогов, заинтересованных в
тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной
педагогической атмосферы;
 родителей обучающихся – активных
участников родительских или управляющих
советов,
 организаторов досуговой деятельности в
образовательной организации и других
 представителей родительского сообщества с
выраженной гражданской позицией.
Работа с внешним контуром на данном
этапе включает действия по формированию
базы
наставников из числа:
 выпускников,
заинтересованных
в
поддержке своей школы;
 сотрудников региональных предприятий,
заинтересованных в подготовке будущих
 кадров
(возможно
пересечение
с
выпускниками);
 успешных
предпринимателей
или
общественных
деятелей,
которые
чувствуют
 потребность передать свой опыт;
 представители других
организаций, с
которыми есть партнерские связи.
1.Выявление наставников, входящих в базу
потенциальных наставников, подходящих для
конкретной программы.
2.Обучение наставников для работы с
наставляемыми.

1.Закрепление гармоничных и продуктивных
отношений в наставнической паре/группе так,
чтобы они были максимально комфортными,
стабильными и результативными для обеих
сторон.
2.Работа в каждой паре/группе включает:
 встречу-знакомство,
 пробную рабочую встречу,

потенциально могут
участвовать как в
текущей программе
наставничества, так и в
будущем.

1.Заполнены анкеты в
письменной свободной
форме всеми
потенциальными
наставниками.
2.Собеседование с
наставниками
3.Программа обучения.
Мониторинг:
 сбор обратной связи
от наставляемых для
мониторинга
динамики влияния
программы на
наставляемых;
 сбор обратной связи





Завершение
программы
наставничества

встречу-планирование,
комплекс последовательных встреч,
итоговую встречу.

1.Подведение итогов работы каждой
пары/группы.
2.Подведение итогов программы школы.
3.Публичное подведение итогов и
популяризация практик.




от наставников,
наставляемых
и
кураторов для
мониторинга
эффективности
реализации
программы.
Собраны
лучшие
наставнические
практики.
Поощрение
наставников.

8. Формы наставничества в МБОУ «Поведниковская СОШ»
Исходя из образовательных потребностей МБОУ «Поведниковская СОШ» выбраны
следующие формы наставничества:
8.1 Форма наставничества «Ученик – ученик».
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или
социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной
организации.
6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
Результат:
1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы.
2. Повышение успеваемости в школе.
3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных
секций.
5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих
и образовательных проектов.
6. Снижение числа обучающихся состоящих на различных видах учета.
7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».
Наставник
Кто может быть.
 Активный
ученик,
обладающий лидерским
и
организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления.
 Ученик,
демонстрирующий
высокие
образовательные
результаты.
 Победитель школьных и
региональных олимпиад
и соревнований.
 Лидер
класса
или
параллели,
принимающий активное
участие в жизни школы.
 Возможный
участник
всероссийских детско –
юношеских организаций
и объединений.

Наставляемый
Пассивный
Социально или ценностно
-дезориентированный
обучающийся
более
низкой по отношению к
наставнику
ступени,
демонстрирующий
неудовлетворительные
образовательные
результаты или проблемы
с
поведением,
не
принимающим участие в
жизни
школы,
отстраненный
от
коллектива.

Активный
Обучающийся с особыми
образовательными
потребностями,
нуждающийся
в
профессиональной
поддержке или ресурсах
для обмена мнениями и
реализации
собственных
проектов.

Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик».
Формы взаимодействия
«Успевающий
неуспевающий»
«Лидер – пассивный»

Цель
– Достижение лучших образовательных результатов.

«Равный – равному»
«Адаптированный
неадаптированный»

Обмен навыками для достижения целей.
– Адаптация к новым условиям обучения.

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или с развитием коммуникационных,
творческих, лидерских навыков.

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».
Этапы реализации.
Представление программ наставничества в
форме «Ученик – ученик».
Проводится отбор наставников из числа
активных учащихся школьного сообщества.
Обучение наставников.
Проводится отбор учащихся, имеющих
особые
образовательные
потребности,
низкую учебную мотивацию, проблемы с
адаптацией в коллективе, не включенные в

Мероприятия
Ученическая конференция.
Анкетирование. Собеседование.
Использование базы наставников.
Обучение проводится куратором.
Анкетирование.
Листы опроса.
Использование базы наставляемых.

школьное
сообщество
и
желающих
добровольно принять участие в программе
наставничества.
Формирование пар, групп.

После
личных
встреч, обсуждения
вопросов.
Наставляемый улучшает свои
Предоставление конкретных результатов
образовательные результаты, он
взаимодействия
(проект,
улучшение
интегрирован в школьное сообщество,
показателей).
повышена мотивация и осознанность.
Улучшение образовательных результатов,
посещаемости.
Рефлексия реализации формы наставничества. Анализ эффективности реализации
программы.
Наставник
получает
уважаемый
и Поощрение на ученической конференции.
заслуженный статус. Чувствует свою
причастность школьному сообществу.

8.2 Форма наставничества «Учитель – учитель».
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого
специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового
сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной
среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные
педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей
профессиональной деятельности.
2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного
процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях
его закрепления в образовательной организации.
5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов
в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной
организации.
2.
Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и
педагогического потенциала.
3.
Улучшение психологического климата в образовательной организации.
4.
Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния специалистов.
5.
Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе
образовательного учреждения.
6.
Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых
классах и группах.
7.
Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
8.
Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований,
методических практик молодого специалиста и т. д.)

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник


Опытный
педагог,
имеющий
профессиональные
успехи
(победитель
различных
профессиональных
конкурсов,
автор
учебных
пособий
и
материалов, ведущий вебинаров и
семинаров).
 Педагог, склонный к активной
общественной работе, лояльный
участник
педагогического
и
школьного сообществ.
 Педагог, обладающий лидерскими,
организационными
и
коммуникативными навыками,
хорошо развитой эмпатией.
Типы наставников
Наставник Наставник
консультант
предметник
Создает комфортные Опытный педагог
условия
для одного и того же
реализации
предметного
профессиональных
направления, что
качеств, помогает с и
молодой
организацией
учитель,
образовательного
способный
процесса и с решение осуществлять
конкретных
всестороннюю
психолого
– методическую
педагогичексих
и поддержку
коммуникативных
преподавания
проблем,
отдельных
контролирует
дисциплин.
самостоятельную
работу
молодого
специалиста
или
педагога.

Наставляемый
Педагог
Молодой
специалист
Имеет малый опыт
Специалист,
работы (от 0 до 3 находящийся
в
лет),
процессе адаптации
испытывающий
на
новом
месте
трудности
с работы,
которому
организацией
необходимо получать
учебного процесса, представление
о
с взаимодействием традициях,
с обучающимися, особенностях,
другими
регламенте
и
педагогами,
принципах
родителями.
образовательной
организации.

Педагог,
находящийся
состоянии
эмоционального
выгорания,
хронической
усталости.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель»
Формы взаимодействия
Цель
«Опытный педагог – молодой специалист» Поддержка для приобретения
необходимых профессиональных
навыков и закрепления на месте
работы.
Руководитель – молодой специалист»
Приобретение профессиональных
навыков в работе с классным

в

«Лидер педагогического сообщества –
педагог, испытывающий проблемы»

«Педагог новатор – консервативный
педагог»
«Опытный предметник – неопытный
предметник»
Руководитель – молодой специалист»

коллективом и закрепления на месте
работы.
Реализация психоэмоциональной
поддержки сочетаемый с
профессиональной помощью по
приобретению и развитию
педагогических талантов и инициатив.
Помощь в овладении современными
программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями.
Методическая поддержка по конкретному
предмету.
Приобретение профессиональных
навыков в работе с классным
коллективом и закрепления на месте
работы.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»

Этапы реализации.
Представление программ наставничества в
форме «Учитель – учитель».
Проводится отбор наставников из числа
активных и опытных педагогов и
педагогов, самостоятельно выражающих
желание помочь педагогу.
Обучение наставников.
Проводится
отбор
педагогов,
испытывающий
профессиональные
проблемы,
проблемы
адаптации
и
желающих добровольно принять участие в
программе наставничества.
Формирование пар, групп.
Повышение квалификации наставляемого,
закрепление в профессии. Творческая
деятельность. Успешная адаптация.
Рефлексия
реализации
формы
наставничества.
Наставник
получает
уважаемый
и
заслуженный статус.

Мероприятия
Педагогический совет. Методический совет.
Анкетирование.
наставников.

Использование

базы

Проводится при необходимости.
Анкетирование.
Листы
опроса.
Использование базы наставляемых.

После встреч, обсуждения вопросов.
Тестирование. Проведение мастер
классов, открытых уроков.

–

Анализ
эффективности
реализации
программы.
Поощрение на педагогическом совете или
методический совете школы.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник


Опытный
педагог,
имеющий
профессиональные
успехи
(победитель
различных
профессиональных
конкурсов,
автор
учебных
пособий
и
материалов, ведущий вебинаров и
семинаров).
 Педагог, склонный к активной
общественной работе, лояльный
участник
педагогического
и
школьного сообществ.
 Педагог, обладающий лидерскими,
организационными
и
коммуникативными навыками,
хорошо развитой эмпатией.
Типы наставников
Наставник Наставник
консультант
предметник
Создает комфортные Опытный педагог
условия
для одного и того же
реализации
предметного
профессиональных
направления, что
качеств, помогает с и
молодой
организацией
учитель,
образовательного
способный
процесса и с решение осуществлять
конкретных
всестороннюю
психолого
– методическую
педагогичексих
и поддержку
коммуникативных
преподавания
проблем,
отдельных
контролирует
дисциплин.
самостоятельную
работу
молодого
специалиста
или
педагога.

Наставляемый
Педагог
Молодой
специалист
Имеет малый опыт
Специалист,
работы (от 0 до 3 находящийся
в
лет),
процессе адаптации
испытывающий
на
новом
месте
трудности
с работы,
которому
организацией
необходимо получать
учебного процесса, представление
о
с взаимодействием традициях,
с обучающимися, особенностях,
другими
регламенте
и
педагогами,
принципах
родителями.
образовательной
организации.

Педагог,
находящийся
состоянии
эмоционального
выгорания,
хронической
усталости.

в

8.3 . Форма наставничества «Учитель – ученик»
Цель - успешное формирование у учеников младшей, средней и старшей школы
осознанного подхода
к
реализации
личностного
потенциала,
рост
числа
заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Задачи:
1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала.
2. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования
ценностных и жизненных ориентиров.
3. Развитие
лидерских, организационных,
коммуникативных
навыков
и

метакомпетенций.
4. Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной
реализации.
Результат:
1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей,
средней и старшей школе.
2. Численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий.
3. Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную
программу.
4. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной
деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия).
5. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу благодарных выпускников.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»
Наставник
Кто может быть.
 Неравнодушный
профессионал с большим
(от 5 лет) опытом работы с
высокой квалификацией.
 Активная жизненная
позиция.
 Обладает развитыми
коммуникативными
навыками, гибкостью в
общении, умением
отнестись к ученику как к
равному в диалоге и
потенциально будущему
коллеге.
 Возможно, выпускник того
же образовательного
учреждения, член
сообщества благодарных
выпускников.
 Возможно, родитель
образовательного
учреждения.

Наставляемый
Активный
Социально активный
школьник с особыми
образовательными
потребностями,
мотивированный к
расширению круга общения,
самосовершенствованию,
получению новых навыков.

Пассивный
Плохо мотивированный,
дезориентированный
школьник, не имеющий
желания самостоятельно
выбирать образовательную
траекторию, мало
информированный о
карьерных и
образовательных
перспективах, равнодушный к
процессам внутри школы и ее
сообщества.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик»
Формы взаимодействия
«Активный профессионал –
равнодушный потребитель»

Цель
Мотивационная и ценностная поддержка с развитием
коммуникативных, творческих, лидерских навыков,
стимулирование идей саморазвития, осознанного
выбора образовательной и карьерной траектории.

«Коллега – молодой коллега»

Совместная работа по развитию творческого,
предпринимательского или социального проекта, в
процессе которой наставляемый делится свежим
видением и креативными идеями, которые могут
оказать существенную поддержку наставнику, а сам
наставник выполняет роль организатора и куратора.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»
Этапы реализации
Представление программ наставничества в
форме «Учитель – ученик».
Проводится отбор наставников из числа
активных и опытных
учителей,
представителей благодарных выпускников.
Обучение наставников.

Проводится отбор учащихся, имеющих
проблемы с учебой, не мотивированных, не
умеющих строить свою образовательную
траекторию. Либо – учащиеся, с особыми
образовательными потребности, не
имеющими возможности реализовать себя в
рамках школьной программы.
Формирование пар, групп.
Повышение образовательных результатов у
наставляемых. Мотивированны,
интегрированы в сообщество. Осознано
подходят к выбору профессий.
Рефлексия реализации формы наставничества.
Наставник получает уважаемый и
заслуженный статус.

Мероприятия
Ученическая конференция.
Анкетирование. Использование базы
наставников.
Обучение проводится куратором программы
наставничества при необходимости.
Работа с пособиями Ментори «Рабочие
тетради наставника».
Анкетирование. Листы опроса. Использование
базы наставляемых.

Личные встречи или групповая работа в
формате «быстрых встреч».
Защита проекта. Анализ успеваемости.
Представление бизнес – плана. Определение
образовательной траектории.
Анализ эффективности реализации
программы.
Поощрение наставляемого на ученической
конференции. Благодарственное письмо на
предприятие или организацию наставника.

9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс
наставничества,
какие
происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.

Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы
наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной
работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы
наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели
качественного изменения образовательной организации, реализующей программу
наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной
организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и
научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и
сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
 сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
 обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности
наставника;
 контроль хода программы наставничества;
 описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы
наставляемых);
 определение условий эффективной программы наставничества;
 контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен
SWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения
SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным
параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
SWOT-анализ проводит координатор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям
модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и
программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора.
Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы
наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения
качественных и количественных показателей социального и профессионального
благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников
программы наставничества.
9.1.

9.2 Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников
Этап 2.
Второй этап мониторинга позволяет оценить:
 мотивационно-личностный профессиональный рост участников программы
наставничества;
 развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся
образовательную деятельность;
 качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
 динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной
деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее
рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставникнаставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа,
первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по
итогам прохождения программы.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений
в освоении обучающимися образовательных программ).
3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар
"наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
 научное и практическое обоснование требований к процессу организации
программы наставничества, к личности наставника;
 экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в
целевой модели требований к личности наставника;
 определение условий эффективной программы наставничества;




анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе"
реализуемой программы;
сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность,
самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и
"выходе" реализуемой программы.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном
уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия,
где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором
наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника:
 Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
 Выдвижение
лучших наставников на конкурсы и мероприятия
на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
 Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года",
«Лучшая пара», «Наставник+";
 Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
 Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
 Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».